Тема 19. Право, права человека и государство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 19. Право, права человека и государство



самостоятельная работа(трудоемкость по учебному плану 17 ч.).

 

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Подходы к соотношению права и государства. Аспекты соотношения права и государства: единство права и государства, общность их исторической судьбы и функций; различия государства и права. Взаимодействие и взаимовлияние государства и права.

2. Понятие прав человека, естественно-правовая и позитивистская концепции. Виды прав человека. Международные стандарты и национальное законодательство о правах человека

2.Право и права человека, гуманистическое правопонимание.

3.Права человека как принципы взаимоотношений личности и государства. Права человека как ограничение государственного произвола.

 

Нормативные источники

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Гуманитарная сфера и права человека. Сборник документов / Сост. Корнилов В.А. и др. М., 1992.

Конституция РФ. Ст. 2, глава 2.

 

Дополнительная литература

Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002. Глава 15 «Право человека». С. 509-532.

Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. Глава 5 «Право человека». С. 608-662.

Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 71-78.

Кененов А.А. Соотношение государства и права // Проблемы теории государства и права / Под ред М.Н.Марченко.. М., 2001. Колотова Н.В. Российское государство и право на рубеже тысячелетий (Всероссийская научная конференция) // Государство и право. 2000. № 7. С.5-14. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. Глава 5.

Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. М., 1998. Глава У1 «Права человека в современной российской государственности». С. 160-181.

Права человека. Учебник / Отв. ред. Е.А.Лукашева. М., 1999. С. 12-34, 173-276.

Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999. Глава 2 раздела IV «Права человека: сущность, понятие, нормативная основа». С. 217-233.

Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. М., 2002.

 

Самоподготовка студента по теме "ПРАВО, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВО" может включать в себя разнообразные формы образовательной деятельности.

Во-первых, изучение основной и дополнительной литературы. Во-вторых, выявление на основе текста учебников и учебных пособий тех фундаментальных понятий, при помощи которых и раскрываются сущностные связи между такими явлениями как право, государство и права человека, уделив при этом необходимое внимание каждому из них. На данном этапе самостоятельной работы студенту не составит большого труда заметить, что в целом тема носит обобщающий характер, из чего следует, что студент вполне может использовать полученные ранее знания о праве, государстве и правах человека.

Третьей формой самостоятельной работы может быть аналитическая деятельность, которая позволяет выполнять приведенные ниже задания и ответить на контрольные вопросы по теме:

 

1.Укажите аспекты, в которых право и государство различаются (1), тождественны в своих проявлениях (2) и раскройте их содержание.

2.В науке уже длительный период дискутируется вопрос о том, что приоритетнее - государство или право. Правомерна ли его постановка вообще? Что Вы по этому поводу думаете?

3.Какая главная задача стоит перед государством по отношению к праву? Какая главная задача права по отношению к государству?

4.В чем состоит опасность государственного нигилизма? В чем опасность правового нигилизма?

 

5. В январе 1700г. Петр Первый издает указ, в котором предписывает мужскому населению «на Москве и в городах, исключая духовенство и крестьянство, носить иноземное платье на манер венгерского». Последующие указы вводят ношение в России платья немецкого и французского образцов. В наши дни носят специальную форменную одежду служащие некоторых профессий (милиционеры, прокуроры, работники железнодорожного, воздушного транспорта и т.д.). В общеобразовательной и профессиональной школе до недавнего времени была обязательна школьная форма для учащихся, сохранятся она и сейчас в некоторых из них. Как Вы думаете, не является ли это нарушением права человека на индивидуальный облик?

6.Джим Мак Грегор Бернс, выступая с лекцией в Национальном архиве в 1985 г., посвященной двухсотлетию американской конституции, сказал: «Народ хотел бы создать такое правительство, которое было бы достаточно сильным, чтобы защищать свободу личности, но недостаточно сильным, чтобы стать угрозой для этой свободы». О каком типе государства шла речь? В чем его суть?

Четвертой формой самостоятельной работы, которая рекомендована студентам в рамках темы является работа с нормативными источниками, которая носит ярко выраженную практическую направленность. Студентам предлагается, используя международные и национальные источники права, заполнить таблицу:

 

Основные права человека и гражданина

Виды прав Всеобщая декларация прав человека Конституция РФ
Гражданские права    
Политические права    
Экономические права    
Социальные права    
Культурные права    

Пятой формой самостоятельной работы является решение тестовых заданий по теме в системе "Прометей".

Примерная тематика

Курсовых и дипломных работ

 

1. Теория государства и права как наука, ее объект, предмет и метод.

2. Место и роль теории государства и права в системе юридических и общественных наук.

3. Концепции происхождения и ранние формы государства и права.

4. Типология государства и права.

5. Право в соционормативной системе общества.

6. Сущность и функции права. Ценность права.

7. Понятие и признаки правовой нормы, ее соотношение с иными социальными нормами и индивидуальными правовыми предписаниями.

8. Логическая структура правовой нормы. Соотношение нормы права и текста нормативного акта. Способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов

9. Понятие и система источников (форм) права, их характеристика.

10.Источники (формы) права в Российской Федерации, их особенности.

11.Судебный прецедент, судебное решение и судебная практика. Природа и юридическая сила судебных актов в Российской Федерации.

12.Понятие и система нормативно-правовых актов в Российской Федерации.

13.Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона. Прямое действие Конституции РФ.

14.Понятие, виды, функции и значение принципов права. Принципы права как ценность.

15.Правотворчество и правообразование, понятие и соотношение.

16.Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации, их особенности.

17.Законотворческий процесс в Российской Федерации, его стадии.

18.Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в Российской Федерации.

19.Юридическая техника и юридический язык: понятие, содержание и особенности.

20.Систематизация законодательства: понятие и способы.

21.Понятие системы права, характеристика ее основных показателей. Система права и система законодательства, их соотношение. Классификатор правовых актов.

22.Понятие отрасли права, ее признаки. Типология отраслей права в Российской Федерации.

23.Система права и система законодательства, их соотношение. Классификатор правовых актов.

24.Частное и публичное право, критерии разделения.

25.Материальное и процессуальное право: понятие и содержание.

26.Национальное (внутригосударственное) и международное право, их взаимозависимость.

27.Понятие, признаки и виды правоотношений, их отличие от иных общественных отношений.

28.Фактическое и юридическое содержание правоотношения. Субъективные права и юридические обязанности.

29.Субъекты правоотношений. Индивидуальные и коллективные субъекты, государство как субъект правоотношений. Понятие физического и юридического лица.

30.Понятие, виды и функции юридических фактов. Фактический состав.

31.Понятие действия и реализации права. Формы реализации права.

32.Правоприменение: принципы, виды и стадии, отличие от иных форм реализации права. Правоприменительные акты.

33.Понятие и причины пробелов в праве. Способы их устранения и преодоления. Аналогии.

34.Юридические коллизии, понятие, процедуры и правила разрешения.

35.Понятие, формы, субъекты и принципы толкования права. Интерпретационные акты.

36.Понятие, виды и юридическая сила официального и неофициального толкования.

37.Особенности и виды толкования права по объему и способам.

38.Понятие, структура и функции юридической практики.

39.Правовое поведение: понятие, признаки и виды.

40.Правомерное поведение: признаки, юридический состав, виды.

41.Понятие, признаки и виды правонарушений, их характеристика.

42.Юридический состав правонарушения, его структура и значение. Соотношений понятий «правонарушение» и «состав правонарушения».

43.Понятие, признаки и принципы юридической ответственности.

44.Виды юридической ответственности, их особенности.

45.Понятие правового регулирования, его отличие от правового воздействия. Структура механизма правового регулирования, его эффективность.

46.Стимулы, ограничения, льготы, поощрения, заслуги и наказания в механизме правового регулирования. Правовые режимы.

47.Право, законность и правопорядок, соотношение понятий.

48.Понятие правосознания, его структура, функции, виды.

49.Понятие правовой культуры: структура, уровни и виды. Формирование правовой культуры.

50.Правовой нигилизм в России, причины и формы проявления, пути преодоления.

51.Понятие и типология правовых систем (семей). Правовая карта мира.

52.Особенности западного права и западных правовых традиций.

53.Континентально-европейское право (романо-германская семья), ее черты.

54.Особенности современной российской правовой системы.

55.Англо-американское общее право, его отличия.

56.Традиционные и религиозные правовые семьи, их специфика в современный период.

57.Классические учения о сущности права.

58.Правопонимание в советский период и в современной России.

59.Понятие, социальное назначение и признаки государства. Закономерности и тенденции развития современного государства.

60.Понятие и элементы формы государства, их характеристика.

61.Формы государственного правления: типичные и новые.

62.Формы государственно-территориального устройства. Отличие федерации от конфедерации и международного объединения.

63.Государственно-правовой режим, его виды и роль в политическом режиме гражданского общества.

64.Понятие и классификация функций государства. Функции современного Российского государства.

65.Механизм (аппарат) государственной власти, его организационные структуры. Государственная служба.

66.Государство в политической системе общества, его роль и связи с субъектами политической системы.

67.Государство и гражданское общество в их соотношении.

68.Государство и право: самостоятельность и взаимосвязь.

69.Правовое, демократическое и социальное государство, его социальная ценность.

70.Право, права человека и государство.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Настоящие методические указания составлены в соответствии с Рекомендациями по выполнению и рецензированию курсовых работ. Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной учебно-научной работы студента. Подготовка курсовой работы предусмотрена учебным планом Юридического факультета для студентов I - IV курсов очного и очно-заочного отделения. Без защиты курсовой работы студент не допускается к сдаче курсовых экзаменов, без чего не может быть переведен на следующий курс обучения.

Курсовая работа представляет собой самостоятельное, творческое, научное исследование, дающее представление об определенной юридической проблеме и свидетельствующее об уровне знаний студентов в соответствующей области.

Выполнение курсовой работы помогает студенту:

1. систематизировать и углубить знания по определённой теме;

2. сформировать навыки научного анализа монографических исследований и работы со специальной литературой, нормативно-правовыми актами, фондами документов, архивными материалами;

3. правильно и точно формулировать теоретические положения и юридические дефиниции, овладеть правовой терминологией;

4. развивать самостоятельность мышления, способность систематизировать и критически оценивать собранный материал, последовательно излагать собственные мысли, аргументировать выводы;

5. готовиться к успешному выполнению дипломной работы.

Являясь неотъемлемой частью учебного процесса, курсовая работа направлена на детальное и прочное усвоение программного материала, позволяет определить отношение студента к изучаемому предмету. Одновременно курсовая работа является одной из форм контроля.

Работа над курсовым сочинением представляет собой процесс, состоящий из следующих взаимосвязанных стадий:

1. выбор темы курсового сочинения;

2. подбор литературы, сбор информации по теме исследования;

3. составление плана, изложение темы курсового сочинения;

4. оформление курсовой работы, представление её на кафедру для регистрации и рецензирования;

5. работа над замечаниями, указанными в рецензии;

6. защита курсовой работы.

 

 

ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Тематика курсовых работ разрабатывается применительно к предусмотренным учебным планом правовым дисциплинам. Предлагаемые темы должны отличаться научностью, актуальностью, потребностями юридической науки и практики. Перечень тем курсовых работ доводится до сведения студентов кафедрами и обновляется по мере необходимости. После внимательного ознакомления с примерной тематикой курсовых работ, студенту необходимо избрать тему собственного курсового сочинения и сообщить её методисту кафедры.

Количество предлагаемых тем курсового сочинения, как правило, превышает число студентов, выполняющих курсовой проект. Поэтому нет необходимости готовить курсовую работу по одной теме нескольким студентам. Это может негативно сказаться на её качестве и творческом подходе.

Наличие на кафедре перечня тем курсовых работ не лишает студента возможности свободного, инициативного выбора темы исследования, кроме тех, что предложены кафедрой. Студент вправе самостоятельно сформулировать тему, если ее нет в примерном перечне, которая заинтересовала его в процессе изучения предмета, полемики на заседании научного кружка. В этом случае он согласует ее с научным руководителем.

Выбор темы курсовой работы не должен быть случайным. Он определяется уже имеющимися у студента знаниями. Успех написания курсового сочинения во многом зависит от того, насколько студент сознательно отнесётся к выбору темы. При выборе темы целесообразно руководствоваться личным интересом к определённой научной проблеме, желанием глубже исследовать её, внести элемент творчества. Немаловажно при выборе темы учитывать реальные возможности получения (сбора) научной информации и материалов практического характера в рамках избранной темы.

В выборе темы посильную помощь может оказать преподаватель, ведущий семинарские и практические занятия.

Анализ многолетней практики показывает, что успех при подготовке курсовой работы определяется тем, насколько конкретно обозначена тема исследования. Не следует выбирать темы слишком обширные, абстрактные, с большим количеством вопросов. Такие темы, как правило, остаются нераскрытыми. Студент, избравший такую тему, испытывает трудности, поскольку оказывается не в состоянии сосредоточится на главном и концентрированно выразить свои мысли. Курсовая работа в этом случае бывает перенасыщена общими рассуждениями. Следует помнить, что полное освещение всех вопросов темы в рамках курсовой работы - задача трудновыполнимая.

Если студент сомневается в объёме темы, считает её слишком обширной, нуждающейся в ограничении, целесообразно обратиться за помощью к научному руководителю.

Известные трудности ожидают студента и в том случае, если им была избрана тема, которая только с первого взгляда показалась простой. В ходе её раскрытия студент может столкнуться с недостатком собственных теоретических знаний и потребностью в их углублении.

Не все темы курсовых работ - одинаковой степени трудности. С любой из них можно успешно справиться, если помнить о том, что при изучении сложных теоретических вопросов необходимо обращаться к непонятному снова и снова. Это поможет постигнуть предмет исследования с самых разных сторон и способствовать его пониманию. Ни один непонятный вопрос темы курсовой работы не должен остаться без внимания. Их следует продумать самостоятельно, либо при помощи научного руководителя.

Студентам вечернего отделения, многие из которых работают в правоохранительных органах, в государственных и муниципальных учреждениях, в сфере производства и бизнеса, рекомендуется выбирать тему курсовой работы, связанную с их практической деятельностью. Использование в ней личного практического опыта благотворно скажется на содержании.

В отдельных случаях по согласованию с кафедрой в качестве курсовой работы могут быть зачтены переводы студентом зарубежного научного источника, научное сообщение, сделанное на заседании научного студенческого кружка, выступление с сообщением на конференции и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.041 с.)