Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности диагностической работы по детскому изобразительному творчеству.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Анализ продуктов детского изобразительного творчества — диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных). Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности и психического развития в дошкольном возрасте. Предметом анализа выступают продукты; изобразительной и графической деятельности (рисунки, узоры, знаки), конструирования (постройки, мозаика), лепки (объемные фигуры и композиции), вербальной деятельности (стихи, страшилки, рассказы, считалки), музыкальной деятельности (песни, мелодии, гармонические и ритмические схемы) и игровой деятельности (сюжеты, роли). Оцениваются как уровень выполнения в соответствии с возрастными или программными требованиями, так и отличительные особенности работ (оригинальность, комбинаторность, техничность и пр.). Следует отметить, что анализу подвергаются продукты детского творчества, произведенные в свободной деятельности ребенка (самостоятельно). Психологическая информация, полученная в результате данного диагностического метода, может рассматриваться как дополнение (расширение) представлений о возрастном (психическом) развитии детей. В некоторых случаях она может выступать самостоятельной характеристикой развития ребенка (психолого-педагогическая диагностика детских достижений). Центральную позицию в специальной диагностике занимают детские рисунки.
Перечислим основные принципы интерпретации детского рисунка и условия проведения обследования: 1. Учет нормативных возрастных особенностей формирования графической деятельности и рисунка при его трактовке. 2. Исследователь должен быть в состоянии оценить рисунок не только с точки зрения уровня развития, но и с точки зрения специфичных признаков. 3. Для детей дошкольного возраста рисование в рамках обследования должно происходить в атмосфере игровой и неоцениваемой деятельности. 4. В индивидуальной диагностике следует, прежде всего, опираться на рисунки, за появлением которых можно было наблюдать. 5. Необходимо использовать единый формат бумаги и однотипный рисовальный материал. 6. Должны отмечаться эмоциональные и другие проявления ребенка в процессе рисования, а также такие особенности, как словесное сопровождение, рисующая рука и способ держания карандаша, изменение положения листа бумаги в процессе рисования, смена (поломка) карандашей и др. 7. Уровень сформированности схемы и образа собственного тела оказывают непосредственное влияние как на характер изображения фигуры человека, так и на характер графической деятельности в целом. 8. Предварительный анализ и учет особенностей зрительного восприятия ребенка. 9. Рисунок является индикатором творческих способностей, но и патологических процессов (функциональных и органических). 10. Рисунок никогда не следует использовать в качестве единственного отправного пункта проективной интерпретации. 11. Проективные тенденции следует проверять при помощи исследований, сопоставления с результатами дальнейших испытаний, в разговоре с родителями и т.п. 12. Преувеличение значения проективной интерпретации рисунка вызывает значительно большее количество ошибок в психологической диагностике, чем недооценка этой интерпретации.
Далее перечислим наиболее адекватные и эффективные по своей диагностической значимости темы детского рисунка (рисуночные тесты), которые могут использоваться в ДОУ. Возраст ребенка: 3-3,5 года. Направленность (тема) рисунка: Свободный рисунок. Рисунок человечка. Основные анализируемые показатели: Сформированность моторной готовности руки к рисованию (захват карандаша) и моторики в целом. Сформированность (для данного возраста) графической деятельности в целом. Возраст ребенка: 3,5-5 лет. Направленность (тема) рисунка: Свободный рисунок. Рисунок человека. Дом (домик) — дерево — человек. Моя семья. Основные анализируемые показатели: Сформированность (для данного возраста) графической деятельности в целом. Наличие инертности и стереотипности самого рисунка как показатель аффективной заряженности переживания и инертности психической деятельности в целом. Предварительная оценка сформированности и разнообразия зрительных образов. Субъективные представления о внутрисемейной диспозиции. Полоролевая и возрастная идентификация. Возраст ребенка: 5-7 лет Направленность (тема) рисунка: Дом — дерево — человек. Рисунок человека. Моя семья. Неизвестное (несуществующее) животное. Свободный рисунок. Основные анализируемые показатели: Уровень сформированности графической деятельности, в том числе сформированность ориентировки на пространстве листа в целом. Оценка разнообразия зрительных образов и их качества. Наличие инертности и стереотипности самого рисунка как показатель аффективной заряженности переживания и инертности психической деятельности в целом. Выявление фобических зон и наиболее ярких аффективно заряженных тем. Выявление особенностей представлений о внутрисемейных отношениях. Выявление косвенных показателей самооценки и уровня притязаний на успех. Косвенная оценка сформированности мотивационной готовности к принятию новых социальных ролей. Адекватность и специфика полоролевой и возрастной идентификации. Наличие специфических особенностей рисунка, характерных для искаженных типов развития. Возраст ребенка: 7-9 лет Направленность (тема) рисунка: Дом — дерево — человек. Рисунок человека. Моя семья. Рисунок семьи животных. Автопортрет. Свободный рисунок. Основные анализируемые показатели: Уровень сформированности рисунка и графической деятельности в целом, в том числе сформированность пропорций рисунка. Уровень сформированности зрительных образов, их качества и полноты. Выявление наиболее ярких аффективно окрашенных переживаний по отношению к внутрисемейной ситуации. Оценка сформированности учебной мотивации и принятие социальной роли школьника. Выявление наиболее ярких аффективно окрашенных переживаний по отношению к взаимодействию со сверстниками и педагогами. Характер самооценки, ее устойчивость и адекватность. Соотношение самооценки и уровня притязаний на успех. Адекватность и специфика полоролевой и возрастной идентификации. Косвенные показатели уровня психической активности и темперамента. Наличие инертности и стереотипности изображений. Наличие специфических особенностей рисунка, характерных для искаженных типов развития. Возраст ребенка: 9-13 лет. Направленность (тема) рисунка: Дом — дерево — человек. Рисунок человека. Моя семья. Кинетический рисунок семьи. Рисунок семьи животных. Автопортрет: "Я сейчас", "Каким я был раньше", "Какой я буду в будущем", "Каким бы я хотел быть в будущем". Рисунки по темам диагностических мотивов, применяемых в практике символдрамы. Основные анализируемые показатели: Стиль рисования, качество рисунка и графической деятельности в целом, в том числе сформированность пропорций рисунка, изображения перспективы. Возможность передачи "кинетики" рисунка. Уровень сформированности зрительных образов, их качества, полноты и яркости. Выявление наиболее ярких аффективно окрашенных переживаний как по отношению к внутрисемейной ситуации, так и по отношению к взаимодействию с окружающим миром. Характер самооценки, ее устойчивость и адекватность социальной роли, как в семье, так и во взаимодействии со сверстниками. Соотношение самооценки и уровня притязаний на успех. Характеристика самоактуализации, принятия себя и отношения к принятой или навязанной социальной роли. Анализ рисунков с позиций символдрамы. Уровень психической активности и характеристика темперамента. Личностные акцентуации. Наличие инертности и стереотипности изображений. Наличие специфических особенностей рисунка, характерных для искаженных типов развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.12.95 (0.006 с.) |