Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональный стресс в организации. Динамика и функции стресса. Виды и проявления профессионального стресса. Профилактика и преодоление стрессов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение. Автор теории стресса Селье определяет стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может стать причиной стресса. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Стресс — это комплексный процесс, он включает непременно и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств: улучшении внимания, повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, положительной эмоциональной окраске процесса работы, сдвиге соматических показателей в сторону интенсификации. Продуктивные функции стресса заключаются в том, что стресс дан нам природой как глобальный механизм мобилизации внутренних ресурсов для преодоления возникающих затруднений. Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания — соматические или невротические. В зависимости от того, какие результаты и какой ценой достигнуты человеком в ходе преодоления затруднений, стресс может оказаться продуктивным и деструктивным. Практически любая служебная ситуация может стать потенциальным источником стресса. “Группу риска” составляют три профессиональные сферы — это здравоохранение, правоохранительные органы и образование. Кроме того, в любой работе бывают стрессовые ситуации: неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких-то дел, спешка; конфликт с начальником или коллегами; недостаточная квалификация; чувство перегруженности работой, переутомляемость; слишком высокая или слишком низкая ответственность; скука и т.д. Динамика стресса. Теория стресса Селье включает три фазы: - Первая — фаза тревоги: осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. Однако, на первой фазе он справляется с нагрузкой без глубинных структурных перестроек. На этой стадии резко возрастает мобилизация защитных сил, повышающих сопротивляемость организма. К концу первой фазы у людей наблюдается некоторое повышение работоспособности. - Вторая фаза — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма — фаза стабилизации. На этой стадии помимо усиления энергетической мобилизации происходит активизация функций внимания, памяти, мыслительных процессов, что дает возможность человеку найти адекватный способ преодоления затруднений и перестроить свое поведение. По сути дела, это стадия продуктивного напряжения. Как только выход из сложной ситуации найден, развитие стресса прекращается и организм переходит на нормальный режим функционирования. Однако если затруднение не преодолевается, стресс вступает в свою третью стадию — истощение, когда возникают серьезные нарушения биологической и психологической адаптации. - Третья фаза — истощение. Данный этап чреват возникновением болезней стресса, причем затрагиваются и глубинные личностные процессы, регулирующие поведение человека, вследствие чего развиваются пограничные состояния (неврозы). Депрессия, агрессивность, тревога, фобии и т.д. — все это укоренившиеся проявления последствий стресса на психологическом уровне, которые впоследствии могут перерасти в тяжелые психосоматические клинические заболевания, либо толкают своих жертв к аномальному, часто асоциальному поведению: суициду, наркомании, пьянству. Традиционно в структуре клинических проявлений профессионального стресса рассматриваются три компонента: - собственно эмоциональная истощённость — состояние, заключающееся в "уплощённости" эмоционального фона с некоторым преобладанием негативных эмоций, в сочетании с болезненным ощущением затруднённости переживания ярких эмоций (состояние субъективно напрямую связывается с собственной работой); - цинизм — холодное, бесчувственное, негуманное отношение к клиенту, ученику, пациенту и пр., усмотрение в нём не живого человека, а лишь "организма", объекта определённых действий; - редукция профессиональных достижений — обесценивание своего профессионального опыта, чувство собственной некомпетентности, профессионального неуспеха, отсутствия перспектив. Перечисленные три компонента составляют "ядро" синдрома эмоционального выгорания. Профессиональный стресс может протекать не только в виде своей " основной клинической формы " (эмоциональная истощённость, цинизм, редукция профессиональных достижений), но и в разнообразных маскированных (ларвированных), либо "конвертированных" (соматизированных) формах. Типичнейшей из маскированных форм протекания профессионального стресса, особенно у личностей гиперсоциализированного либо неврастенического типов является т.н. "трудоголизм" — замещение профессиональной деятельностью всех сфер жизни. В таких случаях увеличение удельного веса профессиональной деятельности по сравнению с другими сферами жизни — досуговой, семейной, культурной и пр. — вызвано попытками компенсировать недостаточную удовлетворённость результатами своего труда, субъективно интерпретируемую как следствие недостаточности трудовых усилий. Помимо обычных форм протекания ("цинической" и "трудоголической"), профессиональных стресс может принимать и соматизированные формы, во многом сближающиеся в своих клинических проявлениях с "классическими" психосоматическими заболеваниями. Иными словами, профессиональный стресс может приводить к функциональным — а в особо запущенных случаях и к органическим — расстройствам сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем, к нейродермитам. Наконец, чрезвычайно важной формой протекания профессионального стресса может быть и использование психоактивных веществ, в типичном случае — алкоголя. Очевидно, что в таких случаях психоактивные вещества используются в качестве своеобразного "самолечения". Выделяют два основных пути профилактики профессионального стресса: - "Помоги себе сам". Используя методы саморегуляции, релаксации человек может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы. - Профессиональная помощь в профилактике и преодолении профессионального стресса. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей учреждений и психологов. Существуют три направления профилактики профессионального стресса: - Информирование. В настоящее время люди плохо осведомлены о признаках и причинах профессионального стресса. Они интуитивно чувствуют нарушения своего самочувствия и поведения, но не могут его правильно оценить, а тем более помочь себе. Доступная литература, помогающая преодолеть выгорание, отсутствует. Необходимо проинформировать людей о том, как общедоступными методами помочь себе не заболеть. Тем более что на первых этапах это не так сложно и зависит только от самого человека. - Эмоциональная поддержка. В этой ситуации очень важно научиться находить в своей жизни то, что могло бы поддержать и порадовать. Общение значительно повышает степень удовлетворенности трудом, помогает снять эмоциональное напряжение. - Создание системы дел, повышающих значимость работы профессионала. Некоторые исследователи большую ответственность за выгорание людей возлагают на их руководителей. Руководителю необходимо так структурировать работу и организовывать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. Способы преодоления стресса 1. Пронаблюдать и установить, что именно вызывает симптомы стресса (в какое время, что им предшествует и т.д., можно вести дневник, хотя бы в течение недели). 2. Сделав правильный вывод можно попытаться что-то изменить в жизни (выяснить отношения, поменять график работы и т.д.). Ослабить профессиональный стресс можно, если: - Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки. - Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей. - Научиться планировать своё время. Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные. - Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению. - Побольше общения и с коллегами, и с друзьями. - Необходимо переключаться на другие виды деятельности (хобби и т.д.). - Вне работы о работе стараться не говорить. - Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных. - Использовать различные способы расслабления, восстановления душевного равновесия и психического спокойствия (релаксация, правильное питание, йога, массаж, ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия, лекарственные настои, использование биоэнергетики окружающего мира — планет, растений, животных и т.д.).
2. Технология экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе лицензирования и аккредитации. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ — это установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Государственная АККРЕДИТАЦИЯ ДОУ включает в себя экспертизу реализуемых им образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности такого образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории.
Содержание и методы деятельности экспертов в каждом случае определяются спецификой экспертизы ДОУ, особенностями конкретного образовательного учреждения, запросами со стороны заказчика, готовностью всех участников экспертной ситуации к продуктивному взаимодействию. Согласно нормативно — правовым актам в процессе экспертизы осуществляется исследование и оценка деятельности ДОУ на соответствие государственным образовательным стандартам, а сам процесс экспертизы включает два этапа два этапа: первый этап — самоанализ; второй — работа экспертной комиссии. Система критериев комплексного анализа и оценки деятельности ДОУ касается содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ; кадрового обеспечения педагогического процесса; организации деятельности; материально-технических и медико-социальных условия пребывания детей в ДОУ. Специфика требований к деятельности ДОУ определяется целями дошкольного образования, закреплёнными в государственных образовательных стандартах как признание самоценности дошкольного возраста, его роли в развитии личности и влияет на содержание и выбор методов исследования. Отличительная особенность экспертизы ДОУ в том, что объектом исследования и оценивания является деятельность педагогических работников по созданию психолого-педагогических условий воспитания и обучения детей. Уровень подготовленности ребёнка к школе, его знания, умения, навыки, уровень личностного развития не диагностируется. Знания в этом возрасте являются средством, обеспечивающим желательное направление и уровень развития ребенка, а не самоцелью образовательного процесса. Это и определяет особенности экспертизы деятельности ДОУ.
Экспертиза осуществляется специальной комиссией, в состав которой, как правило, включаются внешние эксперты из числа методических, психологических и социологических служб, органов управления образованием, научных организаций и др. Сроки, форма (место и организационные условия) проведения экспертизы и её продолжительность, а также технологии и критерии определяются органом управления образованием, организующим проведение экспертизы. С целью установления соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования комиссия во время работы в дошкольном образовательном учреждении изучает и анализирует содержание и методы воспитания и обучения: - программы и педагогические технологии; - взаимодействие участников педагогического процесса; - максимальный объем нагрузки на детей в организованных формах обучения. К началу экспертизы руководитель ОУ готовит: 1) Оригиналы основных документов: уставные документы; документы, подтверждающие право пользования зданием и участком; лицензии; паспорт готовности к новому учебному году; акт замера сопротивления изоляции; акты СЭН, ГПН; документация по охране труда; учебные планы (в т.ч. на дополнительное образование); 2) Книгу учета и движения педкадров (личные дела педагогов). Комиссия проводит экспертизу реализуемых образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности ДОУ, необходимых для определения его вида и категории. Особое внимание при экспертизе уделяется вопросам, которые непосредственно могут влиять на качество образования в дошкольном учреждении: - качеству устава, локальных актов, образовательной программы, их соответствию требованиям законодательства (в т. ч. в части соблюдения прав участников образовательного процесса), виду ДОУ, направленности заявленной образовательной программы; - организации деятельности, обеспечению стабильного функционирования ДОУ, реализации планов текущего и стратегического характера-, учету направленности заявленной образовательной программы в планировании, в контрольноаналитической деятельности; - методическому обеспечению воспитательнообразовательного процесса, объему имеющихся учебнометодических комплексов; - соответствию кадрового обеспечения, материальнотехническим и медикосоциальным условиям, уровню и направленности образовательной программы, показателям деятельности ДОУ; - созданию условий для максимального удовлетворения запросов родителей по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Основными методами экспертизы являются следующие: изучение представленных материалов самоанализа деятельности дошкольного образовательного учреждения, нормативной правовой документации; анализ программного, учебнометодического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы; наблюдение; исследование предметноразвивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников; анализ планирования, результатов диагностики и др. Всеми членами комиссии выносится обобщенная оценка по нескольким оцениваемым направлениям: уровню реализации образовательной программы соответствующей направленности, уровню организации предметноразвивающей среды ДОУ с учетом заявленной направленности образовательной программы, характеру взаимодействия педагогов с детьми. По результатам экспертизы члены комиссии оформляют экспертные заключения. На основании экспертных заключений и сведений о дошкольном учреждении по показателям деятельности комиссия по государственной аккредитации делает выводы: - об уровне и направленности реализуемой образовательной программы; - о соответствии деятельности ДОУ показателям по типу, виду и категории. При необходимости комиссия по государственной аккредитации дает дополнительные рекомендации по совершенствованию воспитательнообразовательного процесса в ДОУ.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19 1. Деятельность руководителей дошкольного образовательного учреждения по созданию экологической развивающей среды. Целью экологического воспитания дошкольников является формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Задачами экологического воспитания в детском саду являются: формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными; воспитание чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду; воспитание у детей заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой; средствами природы воспитание эстетических и патриотических чувств. Необходимым условием экологического воспитания дошкольников является создание развивающей экологической среды в ДОУ. Экологическая развивающая среда включает в себя правильную, с экологической точки зрения, организацию зоны природы в помещении и на участке и предметную среду с экологической направленностью. В ДОУ можно создать экологическую развивающую среду как совокупность средств экологического воспитания и обучения, что и будет выступать одним из главных условий формирования экологической культуры дошкольников. Средства "можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс" Руководитель дошкольного образовательного учреждения обладает широкими возможностями в создании экологической развивающей среды, а именно: 1. Создание в группах уголка живой и неживой природы. 2. На территории дошкольного учреждения создание внешних природных зон — (сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, "птичья столовая"). 3. Организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями. 4. Взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием. Технология экологического воспитания детей дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты: игры с экологическим содержанием; элементарная поисковая деятельность детей (опыты и наблюдения); трудовая деятельность детей на огороде, экологической тропе и т.д.; уход и наблюдения за обитателями уголка природы; кружковая работа; работа с родителями. Уголок природы. Главная его особенность и преимущество — непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет педагогу на протяжении всего учебного года использовать уголок природы для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности дошкольников. Уголок природы позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок живой природы прививает эстетический вкус. Его компоненты: животные и растения. Участок ДОУ. Территория, на которой организуются наблюдения за растениями и животными в естественных условиях, выясняется значение агротехнических мероприятий и деятельности взрослых для улучшения условий жизни растений и животных, вырабатываются навыки ухода за ними. Все это способствует расширению и углублению знаний дошкольников о природе, позволяет переносить теоретические знания на практику. Составные части: цветник, огород, теплица, мини-ферма. Экологическая тропа. Это специально оборудованный маршрут в природу, решающий многие педагогические и психологические задачи. К объектам экологической тропы относятся типичные и экзотичные древесные растения, фитоогород (огородные лекарственные травы), уголок нетронутой природы, птичий столб. Помимо этих объектов на тропе находятся места, предназначенные для деятельности детей и взрослых (избушка Айболита, беседка для труда, музей природы). Экологическая тропа оформляется информационными щитами, стендами, указателями. Она удобна для проведения различных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры дошкольников. Дидактические игры, модели и пособия экологического характера. Способствуют развитию памяти, внимания, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, являются средством диагностики сформированности экологической культуры дошкольника. Создание моделей и пособий активизирует деятельность детей. Библиотека юного натуралиста. В нее входит подборка книг и журналов, природоведческого характера. В эту подборку включены книги, помогающие расширить экологические знания и кругозор дошкольника. Время от времени организуются выставки книг, созданных руками детей. Совокупность этих средств в экологической развивающей среде обеспечивает успешное формирование экологической культуры дошкольника.
2. Правовой аспект развития системы дошкольного образования. В настоящее время функционирование дошкольного образования в России осуществляется в соответствии с международным правом и законодательством Российской Федерации. В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования). Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию состоит из законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных правовых актов, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области образования. В общем массиве нормативной правовой базы по дошкольному образованию имеется более 15 законов, 4 указа Президента РФ, около 10 постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также ряд нормативных правовых актов Минобразования РФ. Основным законодательным актом в области дошкольного образования является Конституция РФ. В Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и бесплатность получения данного вида образования в указанных образовательных учреждениях. Положения Конституции получили свое развитие в таких законах, как Закон РФ "Об образовании", Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и др. Из законодательных актов Российской Федерации системообразующим в области дошкольного образования является Закон РФ "Об образовании". Кроме Закона РФ "Об образовании", другие законодательные акты Российской Федерации содержат ряд норм, регулирующих отдельные отношения в области дошкольного образования и в большинстве своем направленные на реализацию государственных гарантий в области дошкольного образования, на сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, их поддержку и развитие. Последние полтора десятилетия привнесли радикальные изменения в систему общественного дошкольного воспитания. Все эти изменения закреплены законодательно. На социальном уровне произошла трансформация статуса некогда единого "общественного дошкольного воспитания" в весьма неоднородный институт — "дошкольное образование". Постановлением Правительства РФ утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, которое регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Этим нормативным правовым актом регулируется значительный массив отношений в области дошкольного образования. На организационном уровне произошла смена унифицированного "детского сада" разными видами и типами дошкольных учреждений (законодательство выделяет 3 категории и 6 видов ДОУ), т.е. кроме детских садов различных видов существуют еще учебно-воспитательные комплексы "Школа — детский сад", "Центров развития", открытия дошкольных групп на базе школ и др. Вопросы финансирования, оплаты и регламентации труда, аттестации педагогических и руководящих работников, лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений, медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях и другие вопросы также отражены в ведомственных актах. Минобразованием РФ утверждено Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. Роспотребнадзор утвердил форму личной медицинской книжки для работников, деятельность которых связана с воспитанием и обучением. Госкомстатом России утверждена Инструкция по учету платных услуг населению. Дошкольное образование обладает определенной спецификой, которую следует учитывать при решении задач, связанных с его развитием. В нормативных правовых актах отражены некоторые такие особенности. Согласно Закону РФ "Об образовании" дошкольные образовательные учреждения выступают единственным видом образовательных учреждений, в которых изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации не регламентируется государственными образовательными стандартами. Одной из главных особенностей дошкольного образования с точки зрения его нормативного регулирования выступает значительная роль родителей (законных представителей) в процессе организации образования и воспитания, при которой, дошкольные образовательные учреждения выступают своего рода "дополнительным, содействующим элементом" по отношению к деятельности родителей как участников образовательного процесса. Дошкольные образовательные учреждения, в отличие от прочих типов образовательных учреждений не выдают обучающимся по окончании документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения. Применительно к дошкольному образовательному учреждению особой ролью обладает свидетельство о государственной аккредитации, которое подтверждает государственный статус такого образовательного учреждения, уровень и направленность реализуемых им образовательных программ. На программно-методическом уровне произошла смена типовой программы вариативными, широкое использование инновационных вариантов программного, оргуправленческого и научно-методического обеспечения деятельности ДОУ, включение в учебный план ДОУ новых занятий ("Экология", "Иностранный язык" и др.), разработка "сквозных", интегрированных программ и здоровьесберегающих образовательных технологий, интенсификация психологического сопровождения образовательного процесса. ДОУ сегодня официально работают по 12 комплексным базисным, 25 парциальным, 2 специальным (для детей с нарушениями речи) образовательным программам. На финансово-экономическом уровне наблюдается фактическое свертывание поддержки дошкольной образовательной системы со стороны федерального бюджета, делегирование ответственности региональным и местным бюджетам, появление многоканального финансирования, увеличение числа платных образовательных услуг. Законом РФ "Об образовании" урегулированы вопросы, касающиеся родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может в настоящее время превышать 20% затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, — 10%. За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается. Важную роль в системе развития дошкольного образования играют вопросы распределения компетенции между различными уровнями власти. Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также дополнительного образования детям относится к полномочиям органов местного самоуправления. Расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования — за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов. Особенностью дошкольного образования является значительная роль в деятельности образовательных учреждений медицинского обслуживания воспитанников, а также оздоровительных мероприятий. Согласно типовому положению о дошкольном образовательном учреждении медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом, который, наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно- гигиенических норм, режим и качество питания. В этом отношении следует упомянуть о Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений". Таким образом, в настоящее время правовая база дошкольного образования представляет собой достаточно сложный комплекс нормативных правовых актов, регулирующих отдельные отношения, возникающие при реализации права граждан на дошкольное образование.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20 Динамические процессы в малой группе. Образование малой группы. Феномен группового влияния. Групповая сплоченность. Малая группа — относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Размер малой группы может достигать несколько десятков человек. В малой группе возникают различные эмоциональные отношения, процессы групповой динамики, групповые нормы. Свойства малой группы: регулярность: постоянство совместного пространственно-временного бытия; самоидентификация и идентификация. Термином " групповая динамика " обозначается совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие. Важнейшими из таких процессов являются следующие. Прежде всего процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида. Далее, это процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности. В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив. Образование малой группы Малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производственная бригада создается в связи с возникновением нового производства, школьный класс — в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда — в связи с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной системе. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно структуры группы, распределения ролей и статусов, наконец, цели групповой деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.49.59 (0.017 с.) |