Феномен группового влияния (давления)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномен группового влияния (давления)



Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово "конформизм" имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает "приспособленчество". Поэтому в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности — это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

Давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно выделяют два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

Групповая сплоченность

Это процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Возникнув благодаря внешним обстоятельствам, малая группа "переживает" длительный процесс своего становления в качестве психологической общности. Важнейшим содержанием этого процесса является развитие групповой сплоченности. В ходе этого развития группа не просто продуцирует некоторые нормы и ценности, а члены ее не просто усваивают их. Осуществляется гораздо более глубокая интеграция группы, когда ценности о предметной деятельности группы все в большей степени разделяются отдельными индивидами, не потому, что они им больше или меньше "нравятся", а потому, что индивиды включены в саму их совместную деятельность. Деятельность же эта становится столь значимой в жизни каждого члена группы, что он принимает ее ценности не под влиянием развития коммуникаций, убеждения, но самим фактом своего все более полного и активного включения в деятельность группы. Главной детерминантой образования группы в психологическом значении этого слова выступает совместная деятельность. Она есть, таким образом, не только внешне заданное условие существования данной группы, но и внутреннее основание ее существования.

 

2. Изучение и распространение опыта работы дошкольного учреждения по математическому развитию детей.

Содержание математического развития в ДОУ: доматематические виды деятельности (сравнение, уравнивание, комплектование); математические виды деятельности (счёт, измерение, вычисление) плюс элементы логики и математики.

 

Передовой педагогический опыт — это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.

Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта: Образец хорошей работы; Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии; Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.

ППО в ДОУ больше похож на методическую копилку педагогических находок. Интересный, эффективный передовой педагогический опыт обязательно нужно изучать, обобщать и распространять. Внедрение же зависит от проблем, которые возникают у педагогов в ходе учебно-воспитательного процесса.

Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы. Какие могут быть насущные проблемы в математическом развитии дошкольников в ДОУ: слабая доматематическая подготовка детей; низкое качество знания начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т.д.); недостаточный уровень развития конструктивных умений, пространственного и конструктивного мышления; низкий уровень развития обобщенных приемов умственной деятельности (сравнение, обобщение, анализ и т.п.); низкая эффективность работы по формированию элементарных графических умений и навыков; необходимость осуществления индивидуального и дифференцированного подхода и др.

Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим.

Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.

 

1. Сначала его нужно найти и запланировать:

- найти можно в ходе тематического внутреннего контроля ДОУ при посещении занятий по определенной теме;

- найти можно при анализе итогов учебного года — увидели позитивные, стабильные результаты у воспитателя, значит, есть у него своя система, можно ее оформлять как опыт;

- увидеть опыт можно в ходе аттестации воспитателя;

- запланировать из проблемы группы, выявленной на диагностической основе;

- запланировать самому учителю как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.

Можно выделить критерии выбора педагогического опыта для изучения:

- высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков, в развитии детей;

- творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога;

- длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов);

- актуальность темы опыта, перспективность.

- научная обоснованность; научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта;

- рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик.

 

2. Изучается опыт с помощью следующих методов: анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование; посещение занятий, их анализ; изучение рабочей документации (планов) воспитателя; проведение творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.

 

3. Обобщение и оформление: статья о своем опыте работы (сборник статей); подготовка открытого занятия с подробным самоанализом; подготовка творческого отчета: открытое занятие или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса; проблемный "круглый стол" по теме опыта или пресс-конференция; методический альбом ДОУ.

Оформление опыта:

- методическая копилка (постоянно действующая рубрика "Методического уголка", куда помещаются статьи педагогов о своих методических приемах. Материал постепенно оформляется в альбом);

- вести с занятий воспитателей (постоянно действующая рубрика "Методического уголка", куда старший воспитатель помещает отзывы о посещенных занятиях. Материал постепенно оформляется в альбом);

- методические альбомы (оформляются по итогам работы по единым методическим темам, например: "Развитие обобщенных приемов умственной деятельности (сравнение, обобщение, анализ и т.п.)". Помещаются доклады и статьи педагогов, выступающих на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях); карточки ППО.

 

4. Распространение опыта: педагогический совет; заседание методического объединения; творческий отчет; различные конкурсы педагогического мастерства (воспитатель года, занятие года, конкурсы методических разработок и др.); научно-практические конференции; наставничество; публикации в методических журналах; мастер-классы; семинары; окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы методических находок воспитателей).

 

Что может быть опытом: технология занятия или элементы технологии; авторская программа (обучающая, развивающая); система методических приемов (например, набор упражнений для усиления доматематической подготовки дошкольников; для развития пространственного мышления и воображения; специальные упражнения для развития графических навыков и др.); эффективные средства обучения (дидактические игры, наглядные пособия, макеты, карточки, шаблоны); эффективная система оценки математических знаний и умений дошкольников.

 


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.34 (0.01 с.)