Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и основы принятия управленческого решения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Значимость экспертных оценок в образовании, необходимость научно-педагогической экспертизы возросли в последние годы. Способность принять верное управленческое решение на основе научно-обоснованной экспертной оценки — одно из важнейших профессиональных умений руководителя образовательного учреждения как специалиста.
Метод групповых экспертных оценок (коллективная экспертная оценка, метод "Дельфи" О.Хелмера) применяется для принятия важных экспертных заключений. Для получения обобщенного суждения экспертов, проверки согласованности ранжирования используют коэффициент ранговой корреляции Ч.Спирмена либо коэффициент конкордации. Метод экспертных оценок имеет логически взаимосвязанные этапы, которые являются основными этапами экспертизы. - Начальный этап (организация экспертизы) включает: Определение цели и задачи экспертизы, постановку проблемы; Определение меры ответственности, прав и полномочий рабочей группы экспертов; Установление сроков проведения экспертизы; Подбор экспертов, формирование экспертных групп (при необходимости определение их компетентности). - Основной этап экспертизы связан со сбором данных, проведением исследовательской работы и экспертной оценкой, анализом имеющегося материала. Технология экспертизы, использование совокупности методов и критериев оценки зависят от характера экспертизы, области ее применения. В данном случае средством выполнения основного этапа выступает педагогическая диагностика. Результатом экспертизы является экспертная оценка. Это мотивированное мнение, суждение специалиста (эксперта). - Завершающий этап экспертизы — опрос экспертов (индивидуальный или групповой; личный, очный или заочный; устный или письменный), оформление документа (отчет, справка, рецензия и пр.), принятие экспертного заключения — основы для компетентного управленческого решения.
Можно выделить три группы целей диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: 1."Выявление особенностей (объект и предмет диагностики конкретизируются) для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса". Такая формулировка цели диагностической работы предполагает, что рекомендации будут определять содержание и/или способы развивающей, а при необходимости коррекционной, работы со всеми, чьё состояние или развитие являлось объектом изучения. Например, "если целью диагностики было выявление особенностей сформированности психологической готовности к обучению в школе для последующего их учёта при проведении развивающей работы с детьми, то в рекомендациях должно быть описано, какую развивающую работу и как необходимо проводить с детьми (со всей группой, с подгруппами и индивидуальную). Таким образом, данная формулировка цели диагностической работы предполагает последующее составление индивидуальной программы развития или, как минимум, рекомендаций, определяющих способы её реализации (в том случае если предметом изучения были не особенности развития, а, например, индивидуально-типологические особенности). Проведение диагностической деятельности с данной целью предполагает достаточный уровень подготовленности работников дошкольного образовательного учреждения и наличие возможностей для составления в последующей реализации такого типа программ и рекомендаций. В настоящее время диагностика с такой целью встречается преимущественно в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида или в работе отдельных специалистов. 2. "Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углублённого изучения". Диагностика с этой целью носит профилактический характер и предполагает, что в рекомендациях будет определено, кто и что нуждается в углублённом обследовании или консультации у специалиста. Например, если целью диагностики было выявление детей с трудностями, в общении, то в рекомендациях должно быть описано, кто из детей испытывает трудности в общении и нуждается в углублённом обследовании или консультации у психолога, если первичную и последующую диагностику проводят разные специалисты (воспитатель и педагог-психолог или педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения и городского психологического центра). Диагностика с профилактической целью является наиболее распространенной в дошкольных образовательных учреждениях. 3. "Выявление изменений в развитии (объект и предмет конкретизируются) для определения эффективности педагогической деятельности". В этом случае в рекомендациях определяют, какие изменения необходимо внести в деятельность педагогов. Например, если целью диагностики было изучение эффективности работы по развитию игровой деятельности, то в рекомендациях может быть определена необходимость обобщения опыта педагога но данному направлению; или выявление причины недостаточной динамики развития игровой деятельности у детей данной группы. Виды диагностики в ДОУ: Медицинская (иногда ещё выделяется валеологическая). Предмет диагностики — состояние здоровья и физического развития ребенка. Психологическая. Предмет диагностики — психическое развитие ребёнка. Педагогическая. Предметом педагогической диагностики является освоение ребёнком образовательной программы. Особенностью данного вида диагностики является то, что для каждой образовательной программы должна быть своя диагностическая программа. Управленческая. Предмет диагностики — деятельность образовательного учреждения. Изучаемые показатели и методы обследования в разных видах диагностики могут совпадать, поэтому целесообразно организовать систему комплексной диагностической работы. Принимать участие в диагностической работе могут все работники дошкольного образовательного учреждения: руководители, педагогический (включая педагога-психолога) и медицинский персонал. Диагностика должна охватывать всех участников образовательного процесса, исходя из этого, можно выделить направления диагностической работы: диагностическая работа с детьми; диагностическая работа с родителями; диагностическая работа с сотрудниками. Диагностическая оценка фактических результатов позволяет регулировать и корректировать педагогический процесс, поведение и деятельность всех участников.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12 Общение и его структура. Особенности коммуникативной, интерактивной и перцептивной стороны общения. Вербальная и невербальная коммуникация. Особенности невербального взаимодействия. Личностное пространство в процессе невербального взаимодействия. Территории и зоны. Общение — многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой линии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. М.И.Лисиной дано определение общения — как взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Структура общения: - Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. - Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. - Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Коммуникация — это обмен сообщениями. Это словесные сообщения (такую коммуникацию называют вербальной) и несловесные сообщения (такую коммуникацию называют невербальной). Под "невербальной коммуникацией" понимают язык тела (позы, жесты, мимику, дистанцию, тон голоса, темп речи, запах и т.д.). По данным различных исследований, в процессе взаимодействия людей 60-80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Термины "говорение" и "слушание" введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации. Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также "добавки" к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а "околоречевыми" приемами. Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Визуальный контакт, как и все невербальные средства, имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, т.е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое "Я", или, напротив, скрыть его.
Личное пространство — личная психологическая территория, границы собственного "Я". В этих границах находится не только непосредственно тело человека, но и окружающее его пространство, некая территория, которую человек считает своей, как будто это пространство является продолжением его физического тела. Вторжение на свою психологическую территорию каждый воспринимает негативно. Кто-то прячет эти эмоции в себе, кто-то выплескивает наружу. Психологи рассматривают личное пространство человека как буферную зону, которую мы создаём между собой и окружающими. Различают четыре зоны личного пространства: - Интимная дистанция (расстояние вытянутой руки или 45 см) предназначается для небольшого числа социальных контактов, в которых допускается регулярное прикосновение. В этой зоне личностного пространства оперируют родители и дети, а также любовники. На таком расстоянии мы влияем друг на друга на химическом уровне: наши эмоции могут изменяться в зависимости от настроения партнёра. Внутри интимной дистанции выделяется область от 0 до 15 см. Сюда можно попасть только посредством физического контакта, это сверхинтимная зона. - Личностная (персональная, партнерская) дистанция (45-120 см) — обычное расстояние при столкновениях между друзьями и достаточно близкими знакомыми. Здесь уже не чувствуются тепло и запахи человеческого тела, но собеседник всё ещё находится на расстоянии вытянутой руки. В этом пространстве должны реализовываться нормальные коммуникационные процессы, происходящие между людьми. Здесь также допускается некоторая интимность, но, как правило, она ограничена. - Социальная дистанция (120-360 см) — это зона обезличенного делового общения. Обычно сохраняется при формальном взаимодействии, например, интервью, переговорах и т.д. - Публичная дистанция (свыше 360 см) — ее занимают, выступая перед аудиторией. В большинстве случаев, помимо непосредственного пространства, личностные эмоции люди переносят на вещи, комнаты, предметы интерьера. Выделяют девять факторов, влияющих на выбор дистанции: пол, возраст, этнокультурная принадлежность, тема разговора, обстановка, физические характеристики, эмоциональный и оценочный настрой, характеристики взаимоотношений собеседников, черты личности.
2. Текущая документация по организации питания детей в дошкольном образовательном учреждении. Основные действующие нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы организации работы пищеблока и питания детей в дошкольных образовательных учреждениях: Санитарные правила и нормативы, Методические рекомендации, письма и приказы Минздрава РФ, примерные меню для различных категорий ДОУ и возрастных групп дошкольников, рекомендуемый ассортимент, правила приемки, хранения и использования продуктов питания, рекомендации по проведению контрольных проверок пищеблоков образовательных учреждений, основные формы первичной учетной документации, обязательные к заполнению в общественном питании.
ФОРМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ дошкольного образовательного учреждения, на основании которой осуществляется планирование, реализация и контроль деятельности по питанию дошкольников в детских садах: Форма 1. Журнал входного контроля пищевых продуктов, продовольственного сырья Фиксируются: дата, время поступления пищевых продуктов, продовольственного сырья (продовольственных товаров); наименование продукта с указанием изготовителя, поставщика, № партии и других реквизитов товара; результаты органолептической оценки доброкачественности; соответствие упаковки, маркировки гигиеническим требованиям, наличие товарно-сопроводительной документации; температура в момент поступления товаров для скоропортящихся продуктов; отметка об отборе проб для лабораторных исследований и их результаты; предельный срок годности; фактический срок реализации остатков; подписи лиц, ответственных за входной контроль.
Форма 2. Журнал контроля за рационом питания и приемки (бракеража) готовой кулинарной продукции Фиксируются: дата и прием пищи; наименование блюд, кулинарных изделий, готовых продуктов промышленного производства, в соответствии с типовым рационом питания; фактические конкретные наименования пищевых продуктов промышленного производства (с указанием массы нетто) и сведения о заменах или корректировках рациона питания; отклонение фактического количества продуктов от планируемого; отметка о доброкачественности сырья, полуфабрикатов (набора продуктов); время проведения органолептической оценки (бракеража) готового блюда; оценка выполнения меню, качественности, правильность кулинарной обработки, правильность выхода (масса изделий); оформление блюд и температура при отпуске; недостатки, выявленные при приемке, подписи членов бракеражной комиссии.
Форма 3. Журнал визуального производственного контроля пищеблока Фиксируются: дата, цех, участок, подразделение, объект контроля; сведения о санитарно-техническом состоянии и санитарном содержании, характер выявленных нарушений; Общая оценка в баллах санитарно-технического состояния санитарного содержания; подпись лица, проводившего контроль; Необходимые мероприятия; Отметка о выполнении.
Форма 4. Журнал контроля состояния здоровья персонала (допуска к работе). Фиксируются: дата, Ф.И.О. и должность; Отметка об отсутствии острых кишечных заболеваний у работника и в семье; Отметка об отсутствии заболеваний верхних дыхательных путей и гнойничковых заболеваний кожи и слизистых; Контроль за больничными листами по уходу (диагноз, период); Допуск к работе (подпись).
Форма 5. Журнал регистрации температурно-влажностного режима в складских помещениях и холодильных шкафах. Фиксируются ежедневные показания приборов охлаждаемой камеры и холодильного шкафа.
Форма 6. Журнал учета обогащения микронутриентами рациона питания (ведется, в случае если проводится обогащение кулинарной продукции). Фиксируются: дата, прием пищи, категория и количество питающихся; Наименования продуктов, обогащенных витаминами или микроэлементами (промышленного производства); Количество продукта на порцию (за один прием пищи); Содержание витаминов на 100 г продукта (в соответствии с маркировкой); Содержание витаминов в одной порции продукта, блюда; Блюда и кулинарные изделия, витаминизация которых проводилась на пищеблоке; Лицо, проводившее закладку препарата; Премикс (препарат), используемый для витаминизации; Содержание витаминов в ед. упаковки или таблетке; Количество препарата, введенное в общую массу блюда; Количество порций; Количество препарата в одной порции; Содержание витаминов в одной порции; Общее содержание искусственно внесенных витаминов в рационе одного ребенка за один прием пищи и за весь день.
Форма 7. Ведомость анализа используемого набора продуктов за неделю (ведется при наличии замен в рационе питания). Фиксируются отклонения по списку продуктов.
Для целей бюджетного учета потребность в продуктах на каждый день оформляется на специальном бланке меню-требование на выдачу продуктов питания, где приводится: количество питающихся каждой категории (возрастной группы); приходящиеся на каждый прием пищи блюда и кулинарные изделия, входящие в состав рациона питания, их выход (масса порции) для каждой возрастной группы; требуемое (общее, необходимое для приготовления блюд и кулинарных изделий для всех возрастных групп детей) количество всех пищевых ингредиентов (пищевых продуктов или видов продовольственного сырья), входящих в рацион питания непосредственно или в составе блюд и кулинарных изделий, определяемое в соответствии с технологическими картами.
Составленный повседневный рацион питания фиксируется на специальном бланке меню, в котором приводятся: перечень блюд за каждый прием пищи с указанием выхода; сведения о пищевой ценности каждого блюда и рациона в целом (с указанием содержания белков, жиров, углеводов, калорийности). Меню вывешивается на видном месте, таким образом, чтобы с ним могли ознакомиться родители детей из всех групп ДОУ.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №13 1. Система управления содержанием воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Управление ДОУ строится на принципал единоначалия и самоуправления. В ДОУ высший уровень управления обеспечивает заведующая, наделенная административными полномочиями. Ее главенствующее положение основано на принципе единоначалия и закреплено юридически в Типовом положении о дошкольном учреждении. Единоначалие предполагает организационно управленческую деятельность одного лица — руководителя. Административные полномочия — это форма полномочий, передаваемая административными функциями и руководителям. О руководителе часто говорят, что хорошо руководит тот, кто делает все чужими руками, т.е. умеет грамотно распределить обязанности между всеми сотрудниками так, чтобы вся необходимая работа была выполнена на должном уровне, координирует и контролирует их деятельность. Непосредственное руководство и управление ДОУ осуществляет заведующая, которая несет ответственность перед государством, обществом, и учредителями за деятельность ДОУ в пределах своих, функциональных, возможностей, издаёт приказы, распоряжение по ДОУ и другие локальные акты, распоряжается имуществом и средствами ДОУ в пределах прав, предоставляемые ему договором между ДОУ и учредителями. Основные функции заведующей: обеспечение охраны жизни и здоровья детей, руководство воспитательно-образовательной работой, административно-хозяйственной, финансовой деятельностью — определяют области линейных руководителей: врача, старшего воспитателя, заведующего хозяйством. Содержание работы заведующей вытекает из задач, стоящих перед детским учреждением, и включает следующие разделы: руководство административно-хозяйственной и организационно-педагогической деятельностью; руководство методической и воспитательной работой, а также работой с родителями. Все разделы работы учреждения взаимосвязаны и важны для его нормального функционирования. Руководство административно-хозяйственной и организационно-педагогической работой направлено на создание и совершенствование материальных условий, необходимых для жизни и деятельности детей, их воспитания и обучения (достаточное и разнообразное питание, правильный режим дня и т. д.). Заведующая обеспечивает оборудование и благоустройство всех помещений, участка, проведение ремонтных работ, приобретение педагогических пособий и игрушек. Она руководит всей планово-финансовой деятельностью дошкольного учреждения, осуществляет подбор и расстановку кадров, организует летне-оздоровительные мероприятия, подготовку к новому учебному году, проведение детских праздников, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием помещения и др. Важнейшим разделом деятельности заведующей ДОУ является руководство методической и воспитательной работой в коллективе. Она организует разнообразные ее формы, направленные на повышение теоретического уровня и педагогической квалификации всех сотрудников. Методическое руководство осуществляется в различных формах: педагогические советы, открытые просмотры занятий, прогулок, игр и т. д.; организация работы педагогического кабинета; целевые посещения возрастных групп, фронтальные и тематические проверки их работы; просмотр и анализ планов воспитательной работы; индивидуальные и коллективные консультации. Дошкольные учреждения осуществляют образовательно-воспитательный процесс в тесном содружестве с семьей. Работу с родителями направляет заведующая. Укрепление связи и контактов с семьей зависит от умения заведующего и педагогов организовать эту работу содержательно, убедительно, доходчиво, используя все известные формы и находя новые. Заведующая проводит общие родительские собрания, руководит подготовкой групповых собраний, организацией выставок, консультаций, лекций и других мероприятий для родителей. Под непосредственным руководством заведующей работает родительский комитет. Во второй уровень управления входят созданныесоветы: педагогический, родительский, административный и медицинский, которые являются формами самоуправления ДОУ. Общее собрание ДОУ принимает Устав и другие локальные акты, вносит предложение Учредителю по улучшению финансово хозяйственной деятельности ДОУ; педагогический совет определяет направление образовательной деятельности ДОУ, утверждает программы ДОУ, вопросы повышения квалификации, обобщение педагогического опыта. На третьем уровне управление осуществляет заместитель заведующей по воспитательной работе (или старший воспитатель), заместитель заведующей по административно-хозяйственной части, старшая медсестра, главный бухгалтер которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующая осуществляет непосредственную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовки, опыта, а также структуры ДОУ. Заведующая наделяет руководителей третьего уровня линейными полномочиями, т.е. теми, которые передаются от начальника непосредственно подчиненному и далее другим подчиненным. Четкое вертикальное и горизонтальное распределение труда на каждом уровне находит отражение в должностных инструкциях конкретных работников. Каждый линейный руководитель имеет в своем подчинении определенные категории сотрудников. Число лиц, подчиненных донному руководителю, представляет собой сферу контроля — одну из важных аспектов организационной структуры учреждения. Например, на заведующего хозяйством возлагается руководство работами по хозяйственному обслуживанию детского сада. Обеспечивает сохранность хозяйственного инвентаря ДОУ. Обеспечивает его восстановление и пополнение, а также соблюдение чистоты в помещениях и на территории детского сада. Принимает меры к своевременному ремонту. Руководит работой младшего обслуживающего персонала. Несет ответственность за организацию работы по охране труда обслуживающего персонала. Разрабатывает инструкции по охране труда для каждой профессии рабочих и обслуживающего персонала. Проводит инструктаж персонала по охране труда на рабочем месте. Обеспечивает безопасное движение людей и транспорта на территории ДОУ. Старший воспитатель осуществляет методическое руководство воспитательно-образовательной деятельностью педагогического коллектива детского сада. Оказывает методическую помощь воспитателям. Организует работу методического кабинета в детском саду. Постоянно пополняет методический кабинет научно-воспитательной литературой, техническими средствами обучения, дидактическими пособиями. Оформляет тематические материалы, стенды и выставки для педагогов и родителей. Изучает и обобщает передовой опыт по воспитанию детей, организует обмен опытом работы между воспитателями. Проводит консультации и семинары для воспитателей и родителей с целью оказания им практической помощи в воспитании детей. Организует работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей и обеспечивает преемственность в работе воспитателей разных возрастных групп ДОУ. Методист детского сада организует методическую работу детского сада, разрабатывает предложения по повышению эффективности образовательного процесса и методической работы. Обобщает и принимает меры к распространению наиболее результативного опыта воспитателей детских садов. Организует и координирует методическую работу воспитателей детского сада, оказывает методическую помощь, организует и разрабатывает необходимую документацию по проведению конкурсов, выставок, олимпиад, соревнований и т.д. Оснащает методический кабинет наглядными пособиями и техническими средствами, организует обеспечение воспитателей необходимой методической литературой и материалами. В четвертый уровень управления входят следующие работники: музыкальные руководители, воспитатели, логопед, психолог, медсестра, физиосестра, инструктор по физической культуре и обслуживающий персонал (повара, няни-уборщицы, кладовщик, прачка, столяр и др.). Обслуживающий персонал создает условия, без которых нельзя осуществить процесс воспитания детей: его заботливыми руками поддерживается в детском саду чистота и порядок, обеспечивается полноценное питание, уход за детьми. Медицинская сестра выполняет указания врача по оказанию лечебной и профилактической помощи детям, помогает воспитателям и помощникам воспитателей организовывать оздоровительные процедуры в помещении и на воздухе. Следит за санитарным состоянием всех помещений ДОУ, за соблюдением воздушного режима и режима дня. Оказывает первую медицинскую помощь. Ведет медицинскую документацию. Повар ДОУ обеспечивает своевременное, в соответствии с режимом ДОУ, доброкачественное приготовление пищи. Воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре являются центральными фигурами организации и проведения педагогического процесса с детьми в соответствии с "Программой воспитания в детском саду". Воспитатель планирует и организует жизнедеятельность воспитанников и их воспитание. Несет личную ответственность за обеспечение сохранности жизни и здоровья воспитанников во время их нахождения в ДОУ, во время экскурсий и походов.
2. Организация контроля в дошкольном образовательном учреждении. Контроль в ДОУ — это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования. Внешний контроль включает в себя маркетинговое исследование микрорайона (расположение социально-культурных объектов; социальный статус семей, имеющих детей дошкольного возраста, потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг; социальная и образовательная система защиты детей, не посещающих дошкольные учреждения). Осуществление внешнего контроля за социальными процессами позволяет корректировать деятельность коллектива в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие образовательного учреждения, обеспечивая ему устойчивое положение на рынке образовательных услуг. Основная цель внешнего контроля состоит в обеспечении социальной защиты каждому ребенку и гарантированном получении им минимума образования, необходимого для нормального развития. Внутренний контроль включает в себя: - контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и др.; - контроль образовательного процесса. Осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми является одной из функций руководителя и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения. Тематическая проверка — одна из форм контроля. Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по определенной проблеме. Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей. Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы. Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д. Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает: - изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой; - определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии, - состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой; - анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной. Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д. Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня. Содержание и формы организации детской деятельности диктуют методы контроля: 1. Наблюдение педагогического процесса. Цель наблюдения должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ. 2. Итоговые занятия Цель их проведения — оценка уровня выполнения программы каждым ребенком на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. 3. Проверка календарных планов Проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля по конкретным темам. 4. Беседы с детьми Один из методов выявления уровня знаний детей группы и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. 5. Анализ детских работ Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках. С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, — например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя и педагога-предметника. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.195 (0.018 с.) |