ТОП 10:

Формы и методы регулирования международной торговли



Политика междунар. торговли любого гос-ва представляет собой одну из сфер бюджетно-налоговой деятельности, связанную с регулированием объемов, товарной структуры и географической направленности экспортно-импортных товаропотоков. В зав-ти от масштабов вмешательства гос-ва во внешнюю торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободы торговли. Свобода торговли – политика миним. гос. вмешательства во внешнюю торговлю. Протекционизм – гос. политика защиты внут. рынка от иностранной конкуренции. Он существует в нескольких формах: селективного, отраслевого, коллективного и скрытого протекционизма и реализуется с помощью двух групп методов. Тарифные методы – это те, которые основываются на использовании таможенного тарифа (таможенные пошлины, тарифные квоты). Нетарифные – все прочие методы. Таможенная пошлина – конкретная ставка, подлежащая оплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Таможенные пошлины выполняют три основные фун-и: 1) фискаль-ную, поскольку явл. одной из статей доходной части госбюджета; 2) протекционистскую, поскольку с их помощью гос-во ограждает местных производителей от иностранной конкуренции; 3) баланси-ровочную, поскольку они устанавливаются с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутр. цены по кот.м по тем или иным причинам ниже мировых.Таможенные пошлины:По способу взимания: 1) адвалорные (начисляются в % к таможенной стоимости товаров); 2) специфические (начисляются в установлен-ном размере за единицу облагаемого товара);3)комбинированные (сочетают оба названных вида).По объекту обложения: 1) импортные; 2) экспортные;3)транзитные.По характеру: 1) сезонные; 2) антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их норм. цена в экспортир. стране, и если их импорт наносит ущерб нац. произв-лям таких товаров; 3) компенсационные – накладывается на импорт тех товаров, при произ-ве кот. прямо или косвенно использ. субси-дии, и если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.По происхождению: 1) автономные – вводятся на основании односторонних решений органов гос. власти страны; 2)конвенционные – устанав-тся на базе двух или многосторонних соглашений; 3)преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом.По типам ставок: 1)постоянные; 2) переменные.По способу исчисления: 1)номинальные – таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе;2)эффективные – реальный уровень тамож. пошлин на конечные товары, исчисляемые с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.Тарифная квота – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки кот. зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой ставке тарифа; при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой ставке тарифа.Нетарифные методы: колич-ные (квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта); скрытые (гос. закупки, требование местных компонентов в товаре, технич. барьеры, налоги и сборы и т.п.); финансовые (субсидии, кредиты, демпинг).распространенной формой колич-ных явл. квота -мераограничения экспорта или импорта товаров опр. количеством или суммой на опр. промежуток времени.

13.Развитие МЭО сопровождается не только нац. регулированием внешней торговли, но и возникновением разнообразных форм межгос. взаимодействия в этой сфере. Междунар. торговая политика – это согласованная политика государств в области взаимной торговли в целях ее развития и положительного влияния на рост отдельных стран и мирового сообщества в целом. Она может осуществляться на основе: А. Двухсторонних договоренностей; Б. Многосторонних соглашений регионального характера; В. Многосторонних конвенций глобального характера.Осн. содержа-нием межгос. регул-ия внешней торговли явл.: 1) устранение препятствий на пути товаров и факторов производства; 2) движение в направлении формирования целостной экономической системы с национальными институтами.Главным субъектом либерализации международной торговли является международная торговая организация ГАТТ/ВТО.Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было создано в 1947. По сути – это кодекс правил поведения в сфере международной торговли. Оно основывается на четырех основных принципах: 1)торговля должна быть недискриминационной; 2) нац. экономика должна быть защищена только с помощью тарифов, использование колич. ограничений не допускается, все меры количественного ограничения должны трансформироваться в тарифы; 3) тарифы должны сокращаться посредством международных переговоров и не могут быть впоследствии повышены; 4) страны-участницы при принятии решений должны проводить обязательные консультации между собой, обеспечивая тем самым недопустимость односторонних действий.Для реализации на практике основных принципов международной торговли был создан Секретариат. Его деятельность осуществлялась в рамках конференций-сессий. Сессии начинались со встреч высокопоставленных чиновников, после чего проходили переговоры, получившие название раундов. Раунд – период переговорного процесса, завершающийся принятием какого-либо решения. Следует особо выделить три последних раунда:

- 1964-1967гг – Кеннеди-раунд (снижение тарифов, разработка антидемпингового кодекса).- 1973- 1979гг – Токийский раунд (снижение тарифов, разработка кодексов, расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров).

- 1986 – 1994гг – Уругвайский раунд (снижение таможенных барьеров, совершенствование механизма ГАТТ, соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО), разработка Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС)).ВТО начала свою деятельность с 1.01.1995г. Она контролирует выполнение всех предшествующих соглашений, заключенных под эгидой ГАТТ, в том числе соглашений, заключенных по результатам Уругвайского раунда. Членство в ВТО означает для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в полном объеме пакета уже заключенных договоренностей. В свою очередь, ВТО значительно расширяет сферу своей компетенции, превращаясь в важнейший международный орган, регулирующий развитие МЭО. ВТО осущ.: 1) мониторинг глобальных и региональных рынков товаров и услуг; 2) консультирование юр. лиц по вопросам управления в области внеш. торговли;3) проведение многосторонних встреч и переговоров для обсуждения стратегических и текущих проблем, включая торговые споры; 4) координацию деят-ти других междунар. учреждений в пределах своей компетенции; 5) разработку правовых актов по вопросам торговли товарами, услугами, интеллек. собственностью,др

14.Исторически сложилось, что эк-ка РБ всегда была ориенти-рована на внешние рынки. Высокая внешне торговая квота (отнош объема внешнего товарооборота к ВВП) в РБ колеблет-ся от 50 до 62%, что явл объективным свидетельством важного значения внешней торговли и внешнетор. пол-ки для бел. гос-ва. Внешнетор. пол-ка РБ строится на основе междунар.норм и демократических стандартов, соблюдения междунар. договоренностей, многовектор-ности и либерализации внешнеторговых связей. Осн.цель внешнеэконом.пол-ки РБ-эффективное участие в МРТ на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации достижений НТП,динамиченого развития эк-ки и соц.сферы.В связи с этим важнейшими задачами должны стать:созд. Полит., экономич. И правовых условий для закрепления позиций бел товаропроизв-лей на имеющихся и новых рынках сбыта;расширение торгово-экономич. Связей с различными странами,региональными союзами и международ.эконом.организациями;участиев междунар. сотрудни-честве по решению проблем перехода к устойчивому развитию. Осн. принципы формирования внешнеторг.политики нашего гос-ва заложены в «Программе соц-эконом развития РБ на 2006-2010 годы». Они вкл.меры регулирования внешней торговли,а также гос. поддержку развития экспорта и продвижения бел.товаров на внешние рынки.Для их решения необходимо осуществить комплекс основных мероприятий:1)активизировать участие РБ в оргпнизации международного партнёрства по решению проблем перехода к устойчмвому развитию.2)продолжить курс на либерализацию внешней торговли при условии обеспечения эконом.безопастности и защиты нац.интересов во внешнеэконом.деятельности.3)проводить в рамках общепринятых процедур политику разумного протекцио-низма в отношении отечественных товаропроизв-лей.4)обеспечить реализацию конкурентных приемуществ страны при осуществлении внешней торговли5)создать условия для привлечения зарубеж.и отечеств. Инвестиций в перспективные программы и проекты, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции,соответств. междунар.нормам и экологич. стандарта. 6)способствовать приоритетному развитию тех форм международ.сотрудничества,от кот. Зависит технико-экономич. И технологич.уровень экономики страны.7)разработать меры по более широкому привлечению иностранного капитала к решению долгосрочных соц-эконом.проблем страны, а также к участию в реализации междунар.проектов,направ.на развитие энергетики, транспорта, информацион.и коммуникацион.технологий. 8)развивать инфраструктуру внеш.торговли,включающую товаропроводящие сети, современные системы информационно-маркетинговой поддержки и электронной торговли,глобальные телекоммуника-ционные сети.9)привести нац.законодательство в соотв.с междунар.юнормами и принципами.10)обеспечить развитие систем сертификации и качества экспортной продукции,признаваемых зарубежными партнерами.Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит РБ глубже интегрироваться в систему мирохозяйственных связей.Это будет способствовать ее вступлению во Всемирную торговую организ.(ВТО),развивать внешнеторг.отношения с др.странами на долговременной стабильной основе,отстаивать и защищать нац.интересы в торг-эконом. Отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.

15.В эпоху свобод.конкуренции, когда МРТ опр. в основном природно-климатич.различиями стран, господствующее положение в между­нар. эк. отношениях занимала междунар.торговля товарами.С появлением машин.производства МРТ приобрело некот.специ­фич.черты.Междунар. конкурентоспособность во многом стала опр.быстротой разработки и внедрения в процесс производства научно-технич.и технологич. новшеств. Период индустриального развития общества стал хар-ся борьбой м/д гос-ми за привлечение иностранных инвестиций.Вывоз капитала становится одной из осн.форм МЭО.До сер. XXв.кап.мигрировал из промышленно развитых стран в слаборазвитые и носил огранич.хар-р. Этот этап движ.кап.хар-ся термином «вывоз капитала».С сер.50-60гг.вывоз кап.приобрел устойч. и масштаб­-й хар-р. Движ.капита­ла стало сопровождаться огромными финансовыми потоками в виде доходов на вложенный капитал: предприни-мательской прибыли, процентов по ссудам, дивидендов.Вывоз капитала превратился в одну из форм(МЭО) и стал хар-ся термином «меж­дународная миграция капитала»(ММК).ММК-процесс встречного движ. кап-ов м/д разл. странами, независимо от уровня их соц.-эк. развития, приносящий их собст-венникам соотв.доходы:прибыль,%,дивиденды.причины ММК: а)прибыль. У богатейших стран мира образ. «избыток» капитала, кот.не находит прибыльного приложения внутри страны и ищет выгоду за ее пределами; б)МРТ. В условиях современ.НТР МРТ приобретает хар-р технологич. и подетальной специализации. Это значит, что узлы и детали для технич. сложной продукции выгоднее производить в тех странах, кот.имеют сравнительные преимущества перед др.гос-ми;в)таможенные барьеры. В условиях, когда многие гос-ва ограничивают импорт товаров путем установ-ления высоких тамож.пошлин на ввозимые тов.,экспорт кап.явл.одним из спосо­бов обойти эти барьеры за счет строительства предприятий за границей и продажи там производимой продукции; г)экология.Многие развитые страны, уделяя большое внимание собс­Твен.экологической безоп-ти,строят за границей эко­логтч.вредные предприятия, ввозя в собственную страну готовую продукцию, изготовлен.на этих предприятиях; д)политика. Вывоз капитала в виде гос.займов часто пре­следует не эк., а политич.цели. Поэтому гос.капитал может вывозиться и в страны с высокой степенью инвестиционного риска.На развитие процесса ММК влияют две группы фак-в:эк-кие:развитие пр-ва и поддержание тем­пов эконом.роста; глубокие структурные сдвиги как в мировой эк-ке, так и в эк-ке отдельных стран; углубление междунар. специи-ализации и кооперации пр-ва; рост транснационализации мировой эк-ки; развитие интеграционных процессов.политич.:либерализация экспорта и импорта капита­ла;пол-ка индустриализации развивающихся стран; актив-ная соц. пол-ка гос-в; проведение эк.реформ в странах бывшей мировой сис-ы социализма.Эк.целесообразность экспорта капитала со­стоит в: получении доп.прибыли; обходе протекци­онистских барьеров, выдвигаемых на пути движения товарных потоков; приближении пр-ва к новым рынкам сбыта; получении доступа к новейшим заруб. технологиям; эко­номии на налоговых платежах; снижении расходов на охрану окруж. среды. Эк. целесообразность импорта капитала опр.: возможностью развития на качественно новой основе отечествен. производств; ростом НТ по­тенциала страны; созд. доп.раб. мест.Участие страны в процессах ММК отражается в абсолют. и относит.показателях. К абсолют.показателям относят:объем экспорта капитала; объем импорта капитала; сальдо экспорта-импорта капитала; число предприятий с иност­р.капиталом в стране и колич-во занятых на них и др. Относительными показателями:1)Коэф.импорта капитала(Кик), отраж.долю иностр.капит.(ИК) в ВВП страны:Кик=(ИК/ВВП)*100%. 2)Коэф.экспорта капитала(Кэк),отраж.долю экспортируемого капит.(ЭК) в ВВП:Кэк=(ЭК/ВВП)*100%







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.004 с.)