Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валютный курс: понятие виды и функции, котировка валют

Поиск

В качестве валюты национальная денежная единица должна получить внешнюю цену. Цена денежной единицы одной страны, выраженная в определенном количестве денежных единиц другой страны, есть валютный курс. Функции валютного курса состоят в том, что он:

во-первых, отражает взаимодействие сфер национальной и международной экономики. Если основные характеристики каждой валюты складываются в рамках национальных хозяйств, то их количественные соизмерение происходит на мировом рынке в ходе международных экономических операций;

во-вторых, служит средством сравнения двух видов цен внутренних и мировых. В отличие от национальных рынков, где деньги служат непосредственным соизмерением товарных стоимостей в ходе международного обмена соотношение цен, складывающихся в разных странах, вступает как соотношение национальных денежных единиц. А поскольку цены отдельных товаров по-разному зависят от стоимости, валютный курс представляет собой средневзвешенное соотношение цен в разных странах;

в-третьих делает возможным осуществление самого международного обмена, так как обеспечивает наличие стоимостных критериев при проведении международных расчетов, позволяет измерить эффективность внешнеэкономических операций.

 

Установление курса национальной валюты к иностранной или наоборот называется котировкой валют. Внешний вид котировки зависит от метода, который используется при ее установлении. Прямая котировка означает цену стандартной единицы иностранной валюты, выраженную в определенном количестве национальных денежных единиц.

40. Валютный рынок: понятие, функции, институциональная структура и виды. Валютные операции: понятие, виды.

Под валютным рынком понимают сферу эк-их отношений, возникающих при совершении операций по купле-продаже иностранной валюты. На валютных рынках, кроме выше указанных, осуществ. операции, связанные с движ. капитала (купля-продажа ценных бумаг в иност­ранной валюте, валютное инвестирование).

В завис-ти от объема торговли валютой и числа торгуе­мых валют выделяют рынки: национальные, реги­ональные и мировые.

Фор-ние мирового валютн. рынка свя­зано с ростом объемов операций на национальных рынках и углублением взаимосвязей между ними по мере усиления тен­денции к интернацион-ции хоз. жизни. Мировой валютный рынок, действующий круглосуточно, имеет централизованный характер. Осн. часть операций с валютой совершается между крупными банками с исп­нием новейшей электронной аппаратуры. В некот. странах опред. роль играют валютные биржи. Однако по мере развития национ-ного валютного рынка их роль сни­жается.

Так же круп­ными регион-ми валютными рынками в Европе явл. Франкфурт-на-Майне, Цюрих, Париж, Брюссель, в Азии - Син­гапур и Гонконг.

На валютных рынках осуществ. валютные опера­ции, представляющие собой сделки по поводу купли-прода­жи валюты, в результате чего происходит смена собственника национальной и иностранной валюты (или двух иностранных валют). К валютным операциям относят также предоставле­ние ссуд и осуществление расчетов в иностранной валюте. Основными видами валютных операций являются сделки с не­медленной поставкой валюты, а также срочные. В последние годы быстрыми темпами возрастал объем новых форм срочных сделок — операций своп, опционов, фьючерсов.

41. Европ валют сис-ма(ЕВС).В рамках мир валют сис-мы на регион уров­не функц-ет ЕВС,основан на исп-ии европ валют единицы ЭКЮ(затем-Евро).Реш о создании ЕВС было принято Европ Советом 5 декабря 1979 г,а начала дейс­тв с13 марта1979 г.Договор о поэтап продвиж к валютн союзу был подписан 12 странами(Германией,Францией, Голландией,Бельгией,Данией,Ирландией,ВеликобританиейИталией,Грецией,Испанией,Португалией,Люксембур­гом) в Маастрихте в феврале 1992 г,ратифицирован и вступил в силу 1 ноября 1993 г.Процесс продвиж к валютн союзу ЕС состоял из:подготовит,организац и финальной. Подготов фаза длилась до 1 января 1996 г,страны-участницы сняли взаимные ограничения на дви­ж-е капиталов и платежей и начали стабилизацию своих гос финансов по критериям, установленным ЕС. Организац фаза длилась до 31 декабря 1998 г и была нацелена на заверш окончат стабил-ии гос финансов и на форм-ие правовой и институц базы валютн союза. Финал фаза, состояла из 2-х этапов:1.евро становится полноправной денежн единицей,но сущ-ет в безналичн форме2.полный переход на евро.Нач-ся 1 января 1999 г. и закон-ся 1 июля 2002 г введением в оборот наличн евро и созд-ем наднац Европ централ банка(ЕЦБ) и действ-ей под его руководством Европ сис-мы централ банков(ЕСЦБ).На 1 февр 2009 г из 27 государств ЕС в еврозону входило 16: Австрия,Бельг,Герм,Грец,Ирланд,Испан,Итал,Кипр,Мальта Люксембург,Нидерланды,Португалия,Словен,Словак,Финлянд,Франц.Страны,желающ перейти к евро,должны, соглас Маастрихтск соглашению:бюджетн дефицит не>3%ВВП; гос долг не>60% годов ВВП;инфляция потреб цен не>на 1,5% соотв показатель трех наиболее благополуч по данн критерию стран;%ставки по долгоср гос долговым обязат-м не>2% %ставки по долгам трех стран с наименьш инфляц; придерж пределов колебаний курсов валют, устанавл ЕВС, в течение 2-х лет перед присоед к валютн союзу и не проводить девальваций по собств инициативе.

42Вал пол-ка.В РБ Вал пол-ка-сов-ть меропр,осущ гос-м в сфере вал-кред отнош для вып-я поставл перед страной целей и задач.Она выраб-ся Центр банком страны совместн с правит-м и закрепл-ся законодательно.Вал пол-ку можно рассм-ть как сочетание вал стратег и вал регул-я.Вал страт-выбор концепции вал курса и методов влияния на этот курс, диверсификация вал резервов.Вал регул-е-комплекс закон-нормат актов,регламент порядок операций с валютой и вал контроля.Лицензии(право проводить вал операции)банкам выдает Центр банк.В целях рег-я вал отнош гос-во исп прям и косв инструменты. Прямые- установл в законодат порядке разл рода ограничений на операции с инвалютой.Ко 2 - методы воздействия гос-ва на динамику вал курсов путем проведения вал интервенц,воздействие на вал отнош при помощи мер внутриэк,прежде всего денеж-кред пол-ки (изменение учетной ставки центр банка,нормы обязат резервов для коммерч банков, операции на открыт рынке ценн бумаг).Прим тех или иных инструм вал пол-ки обусл степенью вовлеч-ти страны в МЭО,приорит-ми гос эк пол-ки,состоянием эк конъюнктуры внутри страны и за ее пределами.Больш роль играют и вал факторы(принят данн страной режим вал курса,масштабы и характер несбаланс-ти ее внешн расчетов,размеры внешн задолж-ти,состояние золотовал резервов.Форм-е вал сис-мы РБ нач с 1993г(Совет Мин-в РБ совместно с НБ РБ признали де-юре факт сущ-я офиц денеж единицы РБ.Нац валюта, введ в налич и безнал оборот-билет НацбанкаРБ(бел руб),в обороте до сих пор. Дважды бел руб был подвержен деноминации-в 1994г(1:10), 2000г(1:1000).Обобщ стр-ра совр вал сис-мы РБ вкл в себя мех-зм вал рег-я(эл-ты,рычаги,прав обеспеч,нормат обесп и институты(Президент,Нац собрание,НБ,коммерч банки,СМ, Мин финансов,Мин эк-ки,БВФБ,ГТК,КГК, др органы гос, подчин СМ,облисполкомы).Прав и норм обеспеч функц-я вал механизма РБ вкл законы,указы,декреты,постан-яи т.п.

 

43. Макроэк. политика(МП) в откр. эк-ке: цели и инструменты. Сис-ма нац. счетов (СНС) и междунар. обмен. МП – действия гос-ва, напр. на регул-ние эк-ки с целью поддержания умерен. темпов эк. роста, высокого уровня занятости, стабильности цен и внешнеэк. равновесия. => осн. целями МП явл. поддержание внутр. (полная занятость, отсутствие инфляции, приемлемые темпы роста, справедливое распред. доходов.) и внешн. баланса (поддержание платежного баланса = 0 и стабильность валютн. курса). Для достижения этих целей имеются 2 группы инструментов (И) - И регул-ния спроса и И регул-ния предложения. Регул-ние спроса может быть разделено на политику измен. и переключ. расходов (ПИР и ППР). ПИР предусм. маневрирование И денежной(ДП) и бюджетной политики(БП) в целях достижения макроэк. баланса. ДП бывает жесткой (сжатие денежной массы в реальном выражении и рост процентных ставок) и мягкой (рост денежной массы и падение процентных ставок). БП бывает рестриктивной (сокращ. гос. расходов, рост налогов, => падение внутр. произв-ва и импорта) и экспансионистской (рост гос. расходов и сокращении налогов => рост внутр. произв-ва и импорта). ППР предусм. маневрирование валют. курсом для переключ. расходов между иностр. и нац. товарами с целью достижения макроэк. баланса. ППР подраздел. на политику девальвации (переключ. расходы с иностр. на нац. товары, стимул. внутр. произв-во, экспорт, сокр. импорт и исправляет дефицит платежного баланса) и политику ревальвации (переключ. расходы с местных на иностр. товары, приводит к сокращ. нац.произв-ва, экспорта и исп-ся для ликвидации нежелат. полож. сальдо платежного баланса).Для регул-ния спроса также может исп. 3 осн. вида политики – денежная (осущ. через операции на открытом рынке, резервные требования и т.д), бюджетная (через ограничение расходов, рост налогов и т.д) и внешнеэк. (через валютный курс, тариф. и нетариф. ограничения, ограничения на движение капитала). Регул-ние предложения достиг. через расшир. инвестиций (налог. льготы, сокращ. процен. ставки, увелич. сбережений); контроль за ценами и сокращ. издержек произв-ва (сдерж. роста зарплаты, субсидир. цен на электроэнергию и транспорт, контроль над процен. ставками). СНС — это система взаимосвяз. стат. показателей представ. в виде табл. и счетов. Она исп-ся для учета нац. дохода и платежного баланса. Учет нац. дохода – запись всех расходов и приобретений, влияющих на доход страны и уровень ее произв-ва (ВНП = Y = Cd + Id + Gd + Xd). ВНП в открытой экономике – это сумма отечест. (Cd + Id + Gd) и заруб. (X) затрат на товары и услуги, созданные с помощью отечест. факторов произв-ва. Учет платежного баланса помогает отслеживать изменения задолженности страны, благосостояние ее импорт. и экспорт. отраслей Y = C + I + G + (X - M). Уравнение равновесия платежного баланса (I - S) + (X – М) + OR = 0

44. Исп-ние модели IS-LM-BP для анализа эк. полит в откр. эк-ке (ОЭ). Правило распред ролей. МодельIS-LM-BP – это модель, показ., как достиг. одновременно внутр. и внеш. равовесие. Граф. она предст. соотношение велич. нац. дохода (Y) и процент ставки (R). оптим. соотношение между ними обеспечивает одноврем. равновес. на товарн. (IS), денеж. (LM) и внешн. (BP) рынках. В модели присуст. 3 линии, кот. отображ. равновесие на каждом из рынков. Кривая IS в модели ОЭ показ. равновесие на товарн. рынке, учит. состояние экспорта и импорта страны. Кривая LM в модели ОЭ показыв. ситуацию рав-ва спроса на деньги (L) и их предлож. (M) при различн комбинациях уровня дохода (Y) и процент. ставки (R). Кривая BP в модели ОЭ показ. различ. комбинации уровня дохода и процент. ставки, при кот. платежный баланс наход. в рав-сии, когда чист. экспорт страны уравновеш. счет капит. активов платежного баланса. Механизм макроэк. коррект. в рамках этой модели включает исп. 2 инструментов макроэк. политики – бюджетной и денежной (измен. гос. расходов, налогов, процент. ставки). При этом учит. правило распред. ролей - каждый инструмент политики должен быть использован для достижения той цели, на которую он имеет наибольшее относительное воздействие.

 

45. Однако это равновесие не обеспечивает уровня полной занятости, что характерно для любой модели кейнсианского толка.

Допустим, что правительство встало на путь монетарной экспансии, увеличив объем денежной массы. Рост предложения денег сдвинет кривую LM в положение LM'. “Внутреннее” равновесие переместится в точку Е', обеспечив полную занятость населения. Однако возникнет дефицит платежного баланса, национальная валюта начнет обесцениваться. Для устранения этих нежелательных последствий правительство будет вынуждено прибегнуть к продаже части резервов иностранной валюты. Эта акция уменьшит предложение денег и вернет LM' в исходное положение.

Рис. 9.2. Экспансионистская монетарная политика при фиксированном валютном курсе.

Следовательно, монетарная экспансия при фиксированном валютном курсе неэффективна. Правительство располагает в этих условиях только одной возможностью — оно может изменять фиксированный уровень валютного курса, т.е. проводить девальвацию своей денежной единицы.Повысить уровень занятости в национальной экономике можно с помощью активной фискальной политики (см. рис. 9.3). Стимулировать совокупный спрос правительство может путем увеличения государственных расходов или снижения налогообложения.

Рис. 9.3. Экспансионистская фискальная политика при фиксированном валютном курсе

Фискальная экспансия сдвинет кривую IS в положение IS'. “Внутреннее” равновесие сместится в точку E’, но “внешнее” равновесие при этом будет нарушено, т.к. этой точке соответствует избыток платежного баланса. Для поддержания установленного валютного курса правительство начнет скупать иностранную валюту, что увеличит официальные резервы и денежную массу в обращении. Последует сдвиг кривой LM в положение LM’, а равновесие переместится в точку Е’’. Поставленная правительством цель будет достигнута. фискальная экспансия при фиксированном валютном курсе окажется достаточно эффективной.

46. Макроэкономическое равновесие при плавающем валютном курсе. Допустим, что мы имеем прежнюю ситуацию в экономике с исходным равновесием в точке Е, которое предполагает наличие существенной безработицы (см. рис. 9.4). Осуществление монетарной экспансии сдвинет кривую LM вправо, она займет положение LM’, а внутреннее равновесие сместится в точку E’. В результате объем производства несколько возрастет, но этот рост будет достигнут ценой дефицита платежного баланса. Отечественная валюта начнет обесцениваться, что приведет к росту экспорта и сокращению импорта. Кривая IS сдвинется в положение IS’, а кривая ВР пойдет вниз до тех пор, пока в точке E’’ не установится новое “внутреннее” и “внешнее” равновесие. Следовательно, при гибком валютном курсе монетарная политика позволяет достичь желаемой цели в отличие от режима фиксированного курса.

Рис. 9.4. Экспансионистская монетарная политика в условиях гибкого валютного курса

Теперь рассмотрим эффективность экспансионистской фискальной политики в режиме гибкого валютного курса (см. рис. 9.5). Фискальная экспансия выразится в правостороннем сдвиге кривой IS и смещении “внутреннего” равновесия в точку E’, при котором возникает избыток платежного баланса. Удорожание валюты приведет к падению объемов экспорта и увеличению импорта. Сокращение чистого экспорта нейтрализует эффект расширения спроса на внутреннем рынке и кривая IS начнет сдвигаться в обратном направлении. Новое “внутреннее” и “внешнее” равновесие установится в точке E’’. Следовательно, экспансионистская фискальная политика будет лишь частично эффективной в режиме свободного валютного курса.Рассмотренная модель открытой экономики была дополнена и развита в работах Р. Дорнбуша, который смягчил некоторые исходные посылки кейнсианского толка. Так, вместо жестких цен предполагается, что цены медленно согласуются. Далее учтены изменения общественного благосостояния. И, наконец, в открытой форме введены рациональные ожидания при формировании прогнозов значений валютных курсов.Модель Р. Дорнбуша подтвердила важнейшие выводы Манделла и Флеминга об эффективности государственного регулирования открытой экономики, внеся в них определенные коррективы. Так, подтвердилась эффективность монетарной политики в режиме гибкого курса и при наличии абсолютной мобильности капитала. Однако ее воздействие на реальный объем производства в отличие от базовой модели временно и сопровождается эффектом перелета валютного курса относительно его долгосрочного значения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.26.8 (0.01 с.)