ТОП 10:

Интеграция в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТЭС).



Из международных региональных интеграционных струк­тур, заслуживающих особого внимания, можно выделить: Ев­росоюз, НАФТА, МЕРКОСУР, АТЭС, СНГ, ЕврАзЭС, Союз РБ и РФ.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - это межправительственная организация, объединяю­щая 21 государство региона. АТЭС (англ. аббревиатура-АРЕС) была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью раз­вития экономического сотрудничества в бассейне Тихого Океа­на. Первоначально в нее входило 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Фи­липпины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В после­дующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа - Новая Гвинея, а в 1998 г. - Вьетнам, Перу и Россия. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональ­ные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и эк­спертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТЭС можно отнести: развитие интеграционных процессов в организации АТЭС при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества; охват интеграцией стран с существенно разными уровнями экономического раз­вития, разными культурами и социально-политическими систе­мами; интеграцию в рамках АТЭС субрегиональных экономи­ческих союзов (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.).

На АТЭС приходится около 44% объема мировой торговли товарами, 33% — услугами и 64% — экспорта технологий. В сфе­ре внешней торговли зависимость от внутрирегиональных сде­лок в рамках АТЭС у входящих в нее стран составляет около 70%, в то время как у стран ЕС, например, око­ло 55%.

Высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание сделать вывод о том, что в XXI веке АТЭС станет стержнем экономического роста мира.

32) В «третьем мире» есть несколько десятков региональных экономических союзов , но их значение относительно невелико.

Латиноамериканская зона свободной торговли (LAFTA) – с 1960 11 стран – Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу и др.

Карибское сообщество (CARICOM) – с 1967 13 стран – Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз и др.

Андская группа (Andian Group) – с 1969 5 стран – Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор.

Общий рынок стран Южного Конуса (MERCOSUR) – c 1991 4 страны – Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай.

Организация экономического сотрудничества (ECO) – с 1964 10 стран – Афганистан, Азербайджан, Иран, Казахстан, Киргизстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (ASEAN) – с 1967 6 стран – Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

Экономическое сообщество БИМСТ (BIMST-EC) – c 1998 5 стран – Бангладеш, Индия, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд.

Восточноафриканское сообщество (EAC) – с 1967, повторно с 1993 3 страны – Кения, Танзания, Уганда.

Экономическое сообщество западноафриканских государств (ECOWAS) – с 1975 15 стран – Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея Бисау и др.

Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA) – с 1982 19 стран – Ангола, Бурунди, Заир, Замбия, Зимбабве, Кения, Коморы, Лесото, Мадагаскар, и др.

Союз арабского Магриба (UMA) – с 1989 5 стран – Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис.

Первая волна блокообразования прошла в 1960–1970-е. Поскольку основные предпосылки объединения имели субъективно-политический, а не объективно-экономический характер, то большинство этих интеграционных блоков оказались мертворожденными. В дальнейшем торговые взаимосвязи между ними либо ослабевали, либо застывали на довольно невысоком уровне.

Содружество Независимых Государств (СНГ)

СНГ возникло в результате распада СССР на постсоюзном экономическом пространстве. Соглашение об образовании СНГ было подписано руководителями Белоруссии, РСФСР и Украи­ны в декабре 1991 г., к которому впоследствии присоединились другие республики бывшего СССР, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. В состав СНГ входят 12 стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Доля стран СНГ в мировом ВВП составляет менее 5%.

При создании СНГ государства - учредители этой организа­ции ставили следующие задачи:

• провести процедуру ликвидации СССР, раздела союзного наследства, обретения каждым участником полного суверените­та и международного признания с наименьшими издержками,

• создать на базе бывших союзных республик общее экономическое, научно-техническое, информационное и гумани­тарное пространство, учитывая тот факт, что все члены СНГ длительное время составляли единый народнохозяйственный комплекс в рамках единого государства.

Сегодня, в результате непоследовательности действий неко­торых стран-членов и сохраняющихся существенных различий в их интересах, СНГ переживает сложные времена. Содружест­во достаточно успешно решило первую задачу: с минимальны­ми политическими издержками произошло становление суве­ренитета союзных республик. Однако вторая задача - создание действующего экономического содружества - пока не решена. Поэтому одной из характерных особенностей сегодняшнего со­трудничества в рамках СНГ является «разноуровневая» интег­рация.

 

34. ПБ – это стоимостное выражение всего комплекса мирохоз-ных связей страны в форме соотношения денежных поступлений и платежей;- это систематизированные всех экон. сделок м/д резиден-тами и нерезидентами за определенный период времени(1г). Принципы составления ПБ.1.Принцип двойной записи (двойного счета)-двусторонняя запись экон. сделок, отражение каждой операции дважды – по кредиту одного счета и дебету другого.2. Принцип учета экон-кой территориив ПБ фиксируются сделки, совершенные резидентами определенной экон-кой территории с нерезидентами.3. Принцип учета резидентности и центра эконом. интереса-в ПБ отражаются операции, осуществлен-ные резидентами страны, критерий определения которых - центр экономического интереса.Резиденты– дом. хоз-ва или юр. лица, находящиеся в стране более года и имеющие на ее экон. территории центр своего экон. интереса.Центр экон.интереса имеется, если, размещаясь на экон.территории страны и имея жилые помещения, производ-ные площади или др. сооружения, субъект занимается хоз. деят-тью или ведет экон. операции в значительных масштабах в течение неопределенно долгого или определенного, но достаточно продолжительного времени (год и более).4. Принцип оценки экон. сделок: -для сравнительного анализа и агрегирования стат. данных при составлении ПБ требуется единая система оценки сделок;-рекомендуется оценка по рыночным (фактическим) ценам;-когда рыночную цену установить невозможно, оценка производится по ценам аналогичных сделок или товаров, существовавших на рынке в период времени, за кот. проводится оценка.5. Принцип учета времени сделки: -время регистрации записей по кредиту и дебету должно совпадать;-операции отражаются в ПБ в момент создания, трансформации, обмена, передачи или исчезновения экон. стоимости.6. Принцип единой единицы учета:-единица учета должна быть стабильной, чтобы изменения ее курса в течение учетного периода не отражались на итоговых показателях;-единица учета должна быть стабильной на протяжении нескольких учетных периодов для сравнения и анализа в динамике;-страна должна использовать расчетную единицу, применяемую во внутренних расчетах и учете;-для пересчета в иностранную валюту используется курс, фактически действовавший на рынке на дату составления ПБ.Структура ПБ:1)торговый баланс(чистая стоимость экспорта только товаров за вычетом их импорта;виды:активный, пассивный); 2)баланс услуг и неком. операций(вкл. платежи и поступления от операций по купле-продаже услуг)3)баланс доходов(-выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов по междун. кредитам;-предоставление военной помощи иност. гос-вам;-выплаты лицам наемного труда)4)баланс трансфертов(трансф.платежи - записи, отраж.переход прав собственности на реальные или финансо-вые ресурсы от резидентов к нерезидентам и наоборот.5)баланс движения капиталов и кредитов 6)баланс движения золотовалютных резервов 7)счет текущих операций8)счет операций с капиталом и финан. инструментами.

35. Макроэкономическое значение ПБ:

1.показывает соотношение инвалютных платежей и поступлений, срок кот. наступил и требуется их немедленное погашение наличностью;2.включается в нац. счета, расчеты «затраты-вьпуск», другие макроэкон. выкладки для определения итога ВЭД страны и ее взаимодействия с мировой экономикой.3.используется для опр-ия ВВП и НД. 4.показывает спрос и предложение иностранной валюты на данный момент или за опр.период. 5.фигурирует при анализе гос.экон.пол-ки и выработке ее долгосрочных целей.6.по его записям легче судить о стабильности системы плавающих валютных курсов

7.используется для регулирования внут.валютного рынка. 8.инфор-мирует о формах привлечения иност. капитала и заруб. инвестиро-вания.9.предоставляет инфу о накопленной задолженности, выплате % и платежей по основной сумме долга, возможностях страны зарабатывать валюту для будущих платежей.10.показывает как развивалась внеш. торговля.11.помогает выявить аккумулирование валюты людьми, кот. заинтересованы во владении ею и теми, кто склонен избавиться от этой валюты.12.показывает, как Цент.банк менял уровень междун. резервов.13.указывает на структурные диспропорции эк-ки, определяющие возможности экспорта и потребности импорта товаров, капиталов и услуг.14.испол. для опр-ния мероприятий фискальной, монетарной, внешнеторговой пол-ки. 15.отражает изменения в состоянии рыночного и гос. регулирования эк-ки.16.в условиях фиксированных валютных курсов помогает опр-ть размеры накопленной валюты в руках иностранцев, чтобы своевременно принять решение о поддержке фиксированного курса валюты.17.отражает конъюнктурные факторы (степень междун. конкуренции, инфляции, изменения валютного курса и др.).

Равновесие ПБ:(I - S) + (X – М)(укороченная запись равновесия ПБ) = 0 -запись показывает связь м/д междунар. потоками средств, предназначенных для накопления капиталаи междунар. потоками товаров и услуг.Равновесие ПБ достигается, когда правительство не увеличивает и не теряет офиц. резервы, т.е. когда баланс официального резервного счета=0.Ситуации равновесия ПБ:-если (I - S) полож., a (X – M) – отриц., имеется активное сальдо движения капитала и дефицит текущего счета ПБ, страна берет займы на мировых финансовых рынках и импортирует больше товаров, чем экспортирует;-если (I - S) отриц., a (X – M) — полож., имеется дефицит счета движения капитала и активное сальдо счета текущих операций, на мировых финансовых рынках страна является кредитором и больше экспортирует товаров, чем импортирует. (I - S) + (X – М) + OR = 0 (полная запись равновесия ПБ), где OR - счет движения золотовалютных (официальных) резервов.Факторы, влияющие на ПБ:1.Неравномерность экономического развития стран, международная конкуренция.2.Циклические колебания экономикию3.Рост заграничных государственных расходов.4.Вывоз и ввоз капитала.5.Инфляция.6.Чрезвычайные (форс-мажорные) обстоятельства.7.Торговые ограничения.

 

36.Необходимость регулирования обусловлена:

1.Неуравновешенностью платежных балансов разных стран, проявляющаяся в длит. и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютно­го курса, миграцию капиталов, состояние экономики в целом.2.Слабым действием механизмов ценового регулирования при выравнивании ПБ.3.Повышением роли ПБ в сис-е гос.регулирования эк-ки в условиях интернационализации хоз-ых связей. Методы, направ-ленны либо на стимулирование эк­спорта, либо на ограничение внешнеэк-их операций.Страны с дефицитным ПБ капиталов:

1.Дефляционную политику. направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов, замораживание цен и з/п. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры уменьшения бюджетного дефицита, изменения учетной ставки Центрального банка, кредитные ог­раничения. 2.Девальвацию. Понижение курса нац.валюты направлено на стимулирование экспорта и сдерживание импор­та товаров. Однако девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентос-пособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.3.Валютные ограничения.Блокирование инвалютной вы­ручки экспортеров,лицензирование продажи иност. валюты импо-ртерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита ПБ путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.4.Финансовая и ден.-кредитная политика.используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционис-тское повышение импорт­ных пошлин, отмена налога с %, выплачи-ваемых инос­транным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика.5.Специальные меры государственного воздействия на ПБ в ходе формирования его основных статей: тор­гового баланса, «невидимых» операций, движения капитала. меры: ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны; прямое или косвенное участие гос-ва в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов; расширение гос. расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступ­лений от торговли патентами, лицензиями, научно-технически­ми знаниями и т.д.При активном ПБ гос. регул-ие направленно на устранение нежелательного чрезмер­ного активного сальдо. ме­тоды (финан., кредитные, валютные)а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдер­живания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов.

 

 

37. ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это эк. отно­шения, связанные с функционированием мировых денег и об­служивающие разл. виды хоз. связей м/д странами: внеш. торговлю, вывоз капитала, инвес-тиции, предоставление займов и субсидий, НТ об­мен, туризм и др.

НАЦ. ВАЛЮТНАЯ СИС-А форма организации валютных отноше-ний страны, оп­ределяемую нац. законодательством с учетом норм междунар. права. характеризующие элементы: нац. валютная ед-ца; состав офи­циальных золотых и валютных резервов; валютный паритет и режим валютного курса; условия обратимости валют; наличие или отсутствие валютных ограничений; порядок использо-ва­ния кредитных орудий междунар. расчетов; формы междунар. расчетов страны; статус нац. учрежде­ний, кот. регулируют валют-ные отношения страны; режим нац.валют.рынка и рынка золота.

МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИС-А - это форма органи­зации междун. валютных отношений, обусловленная развитием мирового хоз-ва и юридически закрепляемая межгосударственными соглашениями. эле­менты:золото и резервные нац. валюты; междунар.счетные ед.; состав и структура между­нар.ликвидных активов (валютные ср-ва и золотые резервы); режим валютных паритетов и курсов; условия взаим­ной обратимости валют; объем валютных ограничений; формы международных расчетов; статус международных валютно-кредитных организаций, регулирующих валютные отношения на наднациональном уровне; режим международных валютных рынков и мировых рынков золота. В своем развитии мировая валютная система прошла 3 этапа:1)систему «золотого стандарта»,2)бреттон-Вудскую систему фиксированных валютных курсов,3)Ямайскую систему плавающих валютных курсов.Юридически сис-а «золотого стандарта» была оформленамежгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г. (получила название «Париж-ская валютная сис-ма»). Этим соглашением золото было признано единственной формой мировых денег. в 1944 г. в г. Бреттон-Вуде (США) на конференции были приняты междуна­р. соглашения, кот. легли в основу системы «БРЕТТОН-ВУДСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА». В ее основе лежал золотовалютный стандарт, где в качестве резервов выступали золото и доллары США. Страны, подписавшие соглашение, зафиксировали кур­сы своих валют в долларах или в золоте.В результате двух девальваций доллара (1971 и 1973 гг.) Бреттон-Вудская система фактически рухнула. На смену ей пришла ЯМАЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИС­ТЕМА, юридически оформленная соглашением стран — членов МВФ в Кингстоне (Ямайка) в 1976 г. Валютное регулирование в РБ осущест­вляется на основе Закона «О валютном регулировании и валют­ном контроле», принятом 22 июля 2003 г. элементами системы валютного регулирования являются: законодательные и нормативно-правовые докумен­ты;процедура регламентации проведения валютных операций (при директивном механизме валютного регулирования); органы валютного регулирования, которые в соответствии со своими функциями устанавливают регламент валютного регулирования на каждом его уровне (уровень кон­троля).Органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров и Нац.банк РБ.

38. ВАЛЮТА (от итал. valuta - цена, стоимость) - это денежная единица, используемая для измерения величины стоимости то­вара.

Понятие «валюта» применяется в трех значениях:

а) денежная единица страны (доллар, иена, рубль и др.) и тот
или иной ее тип: бумажная, металлическая;

б) иностранная валюта-денежные знаки иностранных госу­дарств, а также кредитные и платежные средства, выраженные
в иностранных денежных единицах и используемые в между­
народных расчетах;

в) международная (региональная) денежная расчетная еди-
ница и платежное средство (СДР, выпускаемые МВФ и ЕВРО,
выпускаемые Европейской системой центральных банков, воз­-
главляемой Европейским Центральным банком).

В зависимости от режима использования валюты подразде­ляются на:

а) полностью обратимые (свободно конвертируемые),

б) частично обратимые (частично конвертируемые),

в) необратимые (неконвертируемые, замкнутые).

Полностью обратимыми называются валюты стран, в за­конодательстве которых практически отсутствуют валютные ограничения. Эти валюты обмениваются на любые другие ва­люты без специальных на то разрешений. К ним относятся дол­лар США, доллар Канады, швейцарский франк, японская иена и некоторые другие.

Частично обратимыми являются валюты стран, в которых сохраняются валютные ограничения, особенно для резидентов1, в отношении определенного круга валютных операций.

К необратимым относятся валюты тех стран, в которых действуют различные ограничения и запреты как для резиден­тов, так и для нерезидентов, касающиеся ввоза и вывоза нацио­нальной и иностранной валюты, валютного обмена, продажи и покупки валюты и валютных ценностей и др.

Конвертируемость валют является одним из инструментов, с помощью которого нейтрализуется влияние национальных границ на движение товаров, услуг и капиталов в масштабах мирового рынка.

КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ, или обратимость (от лат. converters - изменять, превращать) - способность национальной валюты свободно, без ограничений обмениваться на иностранные ва­люты и обратно без прямого вмешательства государства в про­цесс обмена.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.167.166 (0.012 с.)