Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешнеэкономическая реформа и либерализация внешней торговли

Поиск

Общим для всех постсоциалистических стран была ликвидация государственной монополии внешней торговли. Все остальные черты трансформационных преобразований во всей группе рассматриваемых стран оказались специфичными. Особенными были и первоначальные условия, существовавшие перед началом преобразований внешнеэкономической деятельности в разных странах. В настоящем разделе курса экономики основное внимание будет уделено российским особенностям этих преобразований.
Внешнеэкономический сектор России перед началом рыночных реформ, доставшийся ей в наследство от централизованно-планируемой экономики, существенно отличался от внешнеэкономического сектора стран с рыночной экономикой.

  • Это проявлялось в следующих его особенностях:
    1. Практически отсутствовало соответствующее новым условиям внешнеэкономической деятельности законодательство и реальные возможности контроля за этим процессом.
    2. Структура и уровень цен большинства товаров в стране были существенно иными, чем на мировом рынке.
    3. Рубль не был конвертируемым (с некоторыми оговорками).
    4. Россия практически не присутствовала на мировом рынке капиталов.
    5. Экономика уже была в процессе международной дезинтеграции, связанной с развалом Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
    6. Отрицательные последствия развала СЭВ усугублялись развалом единого народнохозяйственного комплекса СССР.
    7. Следует к этому добавить еще один негативный для начала преобразований факт: экономические трудности второй половины 80-х гг. привели "вдруг", "в одночасье" (за несколько лет) к тому, что страна оказалась должна бывшим братским социалистическим странам не менее 10 млрд. долл.
      Дело в том, что в результате недальновидной политики советского руководства в течение предыдущих десятилетий огромные потоки топливно-сырьевых ресурсов в социалистические страны учитывались не в ценах мирового рынка, а в условных и очень низких ценах, не в мировых валютах, а в так называемых конвертируемых рублях.
      Но в эти десятилетия наш экспорт преобладал над импортом даже при таком ценообразовании. В конце 1980-х гг. нараставшие экономические трудности и оголенность потребительского рынка в стране потребовали массированных поставок предметов потребления в СССР. Преобладание импорта над экспортом в торговле с европейскими социалистическими странами в течение всего лишь пяти лет во второй половине 80-х гг. сделали Россию должником этих стран, но уже не в условных конвертируемых рублях, а в реальных долларах.
    8. Дополнительная проблема, затруднившая преобразования. Российским правительством было принято политическое решение взять на себя выплату всех долгов СССР. Возможные положительные экономические последствия этого решения могли появиться лишь значительно позже, а в начале трансформационных преобразований это сразу обернулось тяжелым долговым бременем для государственного бюджета новой России.

Это были особенные черты внешнеэкономического сектора России перед началом либерализации внешнеторговой сферы. В таких сложнейших условиях преобразования во внешнеэкономической сфере начались с ликвидации двух видов государственной монополии при социализме: монополии внешней торговли и банковской монополии.
Простой акт об отмене государственной монополии на внешнюю торговлю создал принципиально новую ситуацию в стране. В целом внешнеэкономическую реформу в переходной экономике можно охарактеризовать как либерализацию внешнеэкономической деятельности.

  • Важнейшими направлениями внешнеэкономической реформы были следующие:
    • Отмена государственной монополии внешней торговли.
    • Вместо специализированных и по сути государственных предприятий, осуществлявших торговлю с внешними миром, право осуществления этих операций получили сначала практически все предприятия, многие из которых еще не были акционированы.
    • Были отменены практически все ограничения и на импорт.
    • Наконец, была осуществлена частичная, но тем не менее радикальная либерализация валютного курса с некоторыми оговорками и ограничениями.

Все это было сделано в самом конце 1991 г. и в 1992 г. при очень неблагоприятных условиях: резкая либерализация цен при существовавшем остром дефиците фактически всех товаров и кризисе государственных финансов.
Такая всеобщая либерализация внешнеэкономической деятельности почти сразу показала свои отрицательные черты. Прежде всего, она привела к острой конкуренции российских экспортеров друг с другом и общему ухудшению условий экспорта. Объемы экспорта резко упали, а в условиях острого дефицита многих товаров на внутреннем рынке выручки от экспорта не хватало для необходимого импорта товаров. В результате либерализации внешней торговли внешнеторговый оборот России в 1992 г. уменьшился более чем вдвое по сравнению с 1990 г.
Поэтому со второй половины 1992 г. начался процесс усиления государственного контроля за экспортом товаров, то есть процесс частичной делиберализации внешней торговли. Он проявился не только в восстановлении контроля за экспортом, но и во введении сначала временных, а чуть позже постоянных импортных таможенных тарифов. Постепенно, эмпирически, практически на ощупь формировалась система регулирования внешнеэкономической деятельности нового типа, характерная для рыночной экономики.
Чтобы быстро насытить хоть в каких-то объемах опустевший внутренний потребительский рынок, импортируемые предметы потребления до середины 1992 г. вообще не облагались импортными пошлинами. Чтобы не допустить сверхбыстрого скачка внутренних цен на энергоносители (которые в советской экономике были в десятки раз ниже мировых цен), что неизбежно привело бы к моментному банкротству подавляющего большинства предприятий обрабатывающей промышленности, пришлось сразу ввести экспортные тарифы. Чтобы пополнить почти опустевшую к концу 1991 г. казну, с начала 1992 г. была введена обязательная продажа 40% валютной выручки по специальному курсу и 10% по рыночному курсу.
В результате практически мгновенного открытия российского рынка экономика страны оказалась почти беззащитной перед массированной экспансией зарубежных товаропроизводителей. При низкой конкурентоспособности большинства отечественных товаров, производимых обрабатывающей промышленностью и сельским хозяйством, это привело большинство российских предприятий на грань банкротства. Устояли лишь те предприятия, которые производили топливно-сырьевые товары или такие товары, издержки на производство которых (при приемлемом для мирового уровня качестве) в России были заметно меньшими. Последнее обеспечивалось низкой заработной платой и энергосырьевой составляющей этих издержек.
Другим спасительным для нашей экономики обстоятельством оказалась, как ни парадоксально это звучит, ее слабость. Дело в том, что массированный импорт зарубежных товаров ограничивался объемом валютной выручки, которая была производной от объема нашего экспорта. По мере снижения экспорта уменьшалась и валютная выручка, что сдерживало покупательные возможности отечественных импортеров.
Кроме того, начавшийся сразу отток капитала за рубеж также снижал объемы валютной выручки, которую можно было использовать для импорта товаров. Вот это начавшееся стихийно саморегулирование внешнеэкономической деятельности привело к тому, что практически сразу, начиная уже с 1991 г., сальдо торгового баланса страны стало положительным. Положительный внешнеторговый баланс нарастал год от года при его естественных колебаниях.
В то же время фактическая свобода валютных операций, явившаяся следствием свободы внешней торговли, а также общей слабости государства в тот период, привели к другому характерному для российской переходной экономики явлению - отрицательному платежному балансу. Главной причиной этого является массированный отток российского капитала за рубеж.
Огромный, доходивший по отдельным товарам до ста крат, разрыв в уровнях цен на подавляющее большинство товаров внутри страны и на мировых рынках стал источником колоссальных накоплений, присвоенных высшим менеджментом все еще бывших государственными предприятий. Финансовые потоки переводились на специально создаваемые предприятия, уже бывшие частными, которые организовывались менеджментом специально на эти цели. Политика была проста: издержки - госпредприятиям, прибыли - своим частным фирмам. Начался отток капитала за рубеж. Для этого валютная выручка просто оставалась там, поскольку еще не было ясно, как долго будет продолжаться эта вольница и чем она может закончиться.
Очевидно, что от такой либерализации выиграли прежде всего предприниматели тех отраслей, которые и до этого могли экспортировать конкурентоспособные товары за границу. Такими товарами были, главным образом, сырьевые товары и энергоносители: нефть, газ, древесина, удобрения, металлы. Таким образом, либерализация внешней торговли практически мгновенно создала мощную финансовую и политическую поддержку новой власти и стала мощным фактором первоначального накопления капитала.
Необходимо отметить и некоторые общие позитивные результаты либерализации внешнеэкономической деятельности в переходной экономике. Позитивные для российской экономики результаты от политики либерализации внешнеэкономической деятельности получились практически сразу.
Во-первых, только благодаря этой либерализации, несмотря на высокую цену такого прогресса, очень быстро был ликвидирован тотальный дефицит товаров, характерный для последнего периода существования советской социалистической экономики.
Во-вторых, появление на отечественном рынке зарубежных товаров в массовом количестве оказалось единственным и мощным фактором частичного преодоления всеобщей монополизации, также характерной для советской социалистической экономики.
В-третьих, благодаря такой политике миллионы российских граждан ("челноки", численность которых доходила до 15 млн. человек) оказались вовлеченными во внешнеторговую деятельность, которая стала для большинства из них источником пусть и небольших, но относительно устойчивых доходов в трудные годы первой фазы трансформационных преобразований - перехода к рынку. Вместе с тем, что было весьма важным для страны в тот период, это массовое явление позволило снизить социальную напряженность в стране.
В-четвертых, уже с 1993 г. внешнеторговый оборот страны стал расти, и хотя в течение первой, понижательной фазы трансформационных преобразований не достиг предкризисного уровня, он оставался все это время (с 1992 г.) положительным.
В проведении внешнеэкономической реформы, как и во всем трансформационном процессе, вполне можно выделить два этапа.
Выраженной особенностью первого этапа реформ в этой сфере можно считать слабое воздействие государства на выработку и реализацию активной политики стимулирования внутреннего экономического роста и повышения эффективности российской экономики с помощью нового внешнеэкономического механизма. Однако государственное регулирование в этой сфере начало нарастать не в конце понижательной фазы трансформационного процесса. а почти сразу после одноактной либерализации внешнеэкономической деятельности - уже с 1993 г. государство стало проводить противоречиво выраженную, но частично протекционистскую политику.
Тем не менее, в реализации этой политики можно выделить период, начиная примерно с 2000 г., совпадающий с повышательной фазой трансформационных преобразований.
Чтобы оценить роль новой внешнеэкономической политики российского государства, нужно кратко сформулировать те ключевые проблемы российской экономики, в решении которых целенаправленное использование новых внешнеэкономических механизмов могло бы оказаться важным. Другими словами, необходимость новой внешнеэкономической политики объяснялась следующими важнейшими обстоятельствами:
Первое: низкий уровень эффективности многих отраслей российского производства, что проявляется в низком уровне производительности труда, высоких издержках производства (несмотря на ряд все еще сохраняющихся ценовых преимуществ, прежде всего по заработной плате и ценах на энергоносители), низком технологическом уровне производства в большинстве отраслей, недостаточной конкурентоспособности большинства наших товаров.
Второе: заметное отставание высокотехнологичного сектора экономики и ярко выраженная сырьевая и топливная структура нашего производства и экспорта.
Третье: недостаточно высокое место российской экономики в мировой экономике, не соответствующее ни ресурсному потенциалу страны, ни ее потребностям, что проявляется в медленной среднегодовой динамике российского ВВП за последние полтора-два десятилетия.
Четвертое: недостаточное и неэффективное накопление, отток капитала, недостаточно стимулирующая политика импорта высокотехнологичных инвестиций.
Пятое: повышение технического уровня российской промышленности без импорта высоких технологий невозможно.
Шестое: поиск оптимального, соответствующего российским особенностям места в международном разделении труда предполагает гибкое государственное регулирование этой сферы деятельности на основе реализации в целом либерального курса.
В этой связи примечательно, что, несмотря на общую приверженность либерально-экономическому курсу правительств западных стран и открытость их экономик, роль государства в реализации активной защитной внешнеэкономической деятельности там вообще не ставится под сомнение.
Из перечисленных основных проблем российской экономики вытекают и основные направления современной внешнеэкономической стратегии.

Важнейшие термины и понятия

Структурные преобразования в переходной экономике Денежно-кредитная система
Пропорции экономики Финансовая система
Критерии классификации пропорций Государственные финансы
Производственная структура экономики Государственное казначейство
Норма накопления Бюджетно-финансовая политика
Экономическая политика Критерии успешности бюджетно-финансовой политики
Бюджетная система Финансовая дестабилизация
Налоговая система Финансовый кризис
Денежная система Финансовая стабилизация
Кредитная система Либерализация внешней торговли

Вопросы для повторения и задания

  1. Что такое структурные изменения в экономике?
  2. Чем характеризуются структурные изменения в переходной экономике?
  3. Какие особенности в исходных условиях переходного периода могли, на ваш взгляд, существенно повлиять на ход структурных преобразований в России?
  4. В чем состоит общее и особенное в структурных изменениях российской переходной экономик?
  5. Назовите основные структурные особенности современной российской экономики.
  6. В каких экономических показателях можно выразить важнейшие структурные сдвиги в переходной российской экономике?
  7. Что такое финансовая национальная система?
  8. Какие составные элементы финансовой системы страны вы можете назвать?
  9. Перечислите важнейшие, на ваш взгляд, особенности современного российского государственного бюджета.
  10. В какой стране мира сейчас самый большой профицит и каков он?
  11. Назовите самую большую статью расходов российского государственного бюджета 2002 г.
  12. Как вы думаете, почему российские бюджеты до 1999 г. были дефицитными?
  13. Удастся ли России обеспечить бездефицитный бюджет в предстоящие годы и от чего зависит решение этой задачи?
  14. Кто формирует финансовую политику России?
  15. Кто определяет денежно-кредитную политику России?
  16. Назовите важнейшие показатели денежно-кредитной системы страны.
  17. Что такое финансовая стабилизация?
  18. Добились ли мы, на ваш взгляд, финансовой стабилизации к 2003 г.?
  19. Можете ли вы назвать основные цели современной финансовой политики в России?
  20. Когда и с чего началась либерализация внешней торговли в России?
  21. Каким будет Ваш аргументированный ответ на вопрос, пошла ли на пользу стране либерализация внешней торговли?

Литература

Основная

  1. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл.
  2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2000. Гл. 23, с. 585-592.
  3. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - Гл. 12, с. 315-327.

Дополнительная

  1. Теория переходной экономики: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - Гл. 9, 12-13, 15-16, 20.
  2. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.
  3. Гайгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика / Пер. с англ. Общая ред. В.А. Исаева. - М.: Инфра-М, 1996. - Гл. 13, 15.
  4. Курс переходной экономики: Учебник / Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 1997. - Гл. 5.1. - 5.2, 5.7, 7.1 - 7.2.
  5. Колодко Г.В. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований // М.:Эксперт, 2000. - Гл. 6-8.

 

Глоссарий

  • Абсолютно неэластичный спрос - величина спроса не меняется с изменением цены.
  • Абсолютно эластичный спрос - малейшее снижение цены приводит к увеличению величины спроса до бесконечности.
  • Абстрагирование - это отвлечение от несущественного, выделение наиболее важных фактов и взаимосвязей в экономике.
  • Автономные инвестиции - это запланированные совокупные инвестиционные расходы, независимые от уровня дохода в экономике.
  • Административно-правовые методы регулирования экономики - это прежде всего хозяйственное законодательство, которое определяет правовые рамки и нормы при реализации экономической политики, включает в себя такие разделы как законы о собственности и о компаниях, налоговое законодательство, закон о денежном обращении, банковское законодательство, антимонопольное, внешнеторговое и т.д.
  • Альтернативные издержки производства данного блага определяются количеством другого блага, от производства которого приходится отказаться, чтобы получить дополнительное количество данного блага.
  • Амортизационные отчисления представляют собой денежную форму перенесенной на продукцию стоимости функционирующего основного капитала и включаются в издержки производства.
  • Анализ - это расчленение объекта исследования на отдельные элементы, на более простые экономические явления и процессы, выделение существенных сторон явлений и процессов.
  • Аналитический метод - это общий термин, означающий совокупность частных методов изучения экономики, включая анализ и синтез, абстрагирование, допущение "при прочих равных условиях", индукцию и дедукцию, единство логического и исторического, математические и статистические методы.
  • Антиинфляционная политика - совокупность мер, предпринимаемых правительством, с целью сдерживания роста цен или их снижения; включает в себя меры по регулированию денежной массы, а также по сокращению дефицита бюджета.
  • Арендная плата представляет собой общую плату за пользование землей, выплачиваемую арендатором землевладельцу, она включает в себя земельную ренту, амортизацию основного капитала землевладельца, процент за использование физического капитала землевладельца.
  • Асимметричная информация представляет собой один из недостатков рынка, это неполная информация, неравномерно распределённая информация, просто некачественная информация, ведущая к тому, что покупатели и производители принимают неверные решения, неэффективно используют ресурсы.
  • Блага - это продукты и услуги, это материальные и нематериальные средства удовлетворения человеческих потребностей, которые в свою очередь делятся на потребительские блага и блага производственного назначения.
  • Блага производственного назначения, к ним относятся материальные факторы производства, такие как оборудование, сырьё, заводские здания, транспорт, дороги.
  • Бухгалтерские издержки - это платежи за ресурсы внешним поставщикам ресурсов, другими словами, это внешние издержки.
  • Бухгалтерская прибыль представляет собой разницу между стоимостью продаж и бухгалтерскими издержками.
  • Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ.
  • Взаимодополняющие товары - товары, для которых существует обратная зависимость между ценой на один товар и спросом на другой.
  • Взаимозаменяемые товары - товары, для которых существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой.
  • Внешние эффекты представляют собой один из недостатков рынка, это издержки или выгоды, которые достаются "третьим лицам", не участвующим в рыночной сделке, то есть внешние эффекты оказывают воздействие на производителей или потребителей, не вовлечённых в процесс купли-продажи данного товара.
  • Внутренние издержки - это сумма денежных средств, которые нужно было бы платить, если бы эти ресурсы приобретались у других производителей.
  • Воспроизводство в экономике - это повторение процесса производства Различают простое и расширенное воспроизводство.
  • Выгоды перелива - см. положительные внешние эффекты.
  • Государственное регулирование экономики - см. прямое и косвенное государственное регулирование.
  • Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.
  • Дедукция означает предварительную формулировку какой-то теории до того, как она будет подтверждена или отвергнута на основе проверки фактами, и применение сформулированных положений к наблюдаемымфактам и экономическим процессам.
  • Дефицит - величина, на которую объём спроса превышает объём предложения при ценах ниже равновесной.
  • Диалектический метод - это общие философские принципы и подходы, которые применяются и при анализе экономики. В частности, каждое экономическое явление рассматривается в развитии, в постоянном движении, а внутренними импульсами экономического развития являются противоречия разного уровня в рамках экономической системы.
  • Долгий период представляет собой такой период, в течение которого все факторы производства, в том числе и производственные мощности, являются переменными.
  • Долговременный период - достаточен для увеличения производственных мощностей и привлечения дополнительных ресурсов.
  • Допущение "при прочих равных условиях" (ceteris paribus) используется в процессе анализа и синтеза. Оно означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а все остальные явления и взаимосвязи предполагаются неизменными.
  • Единичная эластичность спроса - процентное изменение величины спроса равно процентному изменению цены, т.е. коэффициент ценовой эластичности равен 1.
  • Единство логического и исторического - это принцип исследования, состоящий в том, что теоретический анализ экономических явлений должен отражать реальный исторический процесс возникновения и развития этих явлений. Теория должна соответствовать истории, практике, но не копировать их, а воспроизводить по существу и без случайных явлений и фактов.
  • Закон возрастающих альтернативных издержек состоит в том, что по мере увеличения объёма производства данного блага альтернативные издержки производства дополнительных единиц блага возрастают.
  • Закон предложение - показывает прямую зависимость между изменением цены и величиной спроса в определённый период времени.
  • Закон спроса - при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.
  • Закон убывающей отдачи состоит в том, что в коротком периоде, когда величина производственных мощностей является фиксированной, предельная производительность переменного фактора будет уменьшаться, начиная с определенного уровня затрат этого переменного фактора.
  • Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.
  • Заработная плата представляет собой доход в денежной форме, получаемой наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги.
  • Земельная рента - плата собственнику земли за пользование землёй, зависящая от плодородия и местоположения земельных участков; земельная рента включается в арендную плату.
  • Земля в экономической теории - это все естественные ресурсы, используемые в производстве продуктов и услуг. Это то, из чего производятся продукты, потребляемые человеком. К этим ресурсам относятся собственно земля как сельскохозяйственные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы, леса.
  • Издержки производства - это затраты предприятия на производство товара.
  • Изменение предложения (изменение в предложении) - означает смещение всей кривой предложения вправо или влево под воздействием неценовых факторов(цены на факторы производства, технология, размер налогов и субсидий, цены на другие товары, ожидания, количество производителей).
  • Изменение величины спроса - перемещение по кривой спроса под влиянием изменения цены.
  • Изменение спроса (изменение в спросе) - сдвиг кривой спроса вправо или влево под влиянием изменения неценовых факторов (вкусы и предпочтения потребителей, количество покупателей, доходы потребителей, цены на сопряжённые товары, потребительские ожидания).
  • Инвестиции - это затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов.
  • Инвестиции в человеческий капитал представляют собой затраты индивидуума и общества, направленные на развитие его способностей к труду, главным образом, на повышение уровня образования и квалификации, улучшение физического и нравственного здоровья.
  • Индивидуальный спрос - кривая спроса одного покупателя на товар или услугу.
  • Индивидуальное частное предприятие - это предприятие, находящееся в индивидуальном частном владении. Владелец является собственником всех ресурсов предприятия, организует и управляет производством в собственных интересах, распоряжается доходом, получает всю прибыль, несёт персональную ответственность по всем обязательствам фирмы (то есть несёт неограниченную ответственность).
  • Индукция - это выведение общего из частных фактов, движение от фактов к теории, от частного к общему, как говорят философы. Индукция позволяет на основе фактов делать обобщения.
  • Институционализм - одна из наиболее распространённых школ современной экономической мысли, возникшей на рубеже 19-20 вв. в США. Особенностью является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий "институция" (обычай, заведённый порядок) и "институт" (порядок, закреплённый в форме закона, учреждения). Институты, являющиеся частью экономики и влияющие на экономическое поведение, - это и семья, и государство, и нравственные нормы, и право, и профсоюзы, и корпорации, и другие социальные явления. Одним из наиболее известных современных институционалистов является американский экономист Дж. К. Гэлбрейт (р. 1909).
  • Инфраструктура рынка товаров и услуг - это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих рынок товаров и услуг и обеспечивающих его функционирование, например, торговое законодательство, законы о рекламе, законодательство о защите прав потребителя, предприятия розничной торговли, товарные биржи.
  • Инфраструктура рынка земли - это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих рынок земли и обеспечивающих его функционирование, например, земельный кодекс, законодательство о защите окружающей среды, министерство землепользования, агентства по торговле недвижимостью.
  • Инфраструктура рынка капитала - это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих рынок капитала и обеспечивающих его функционирование, например, банковское законодательство, законодательство об иностранных инвестициях, центральный банк, фондовые биржи.
  • Инфраструктура рынка труда - это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих рынок труда и обеспечивающих его функционирование, например,. законодательство о труде, министерство труда и занятости, государственные и частные биржи и центры по трудоустройству, профессиональные союзы.
  • Инфраструктура экономики вообще, в самом широком смысле этого слова, - это институты, организации, отрасли и части экономической системы, обеспечивающие нормальное функционирование всей экономики или её отдельных частей и отраслей, например, транспортная сеть. В экономике можно выделить производственную, социальную и рыночную инфраструктуры.
  • Капитал - это всё то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг, в частности, это станки, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства, склады, трубопроводы, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации.
  • Капиталом предприятия называется стоимостная (денежная) оценка всего принадлежащего ему имущества.
  • Кейнсианство - направление современной экономической теории, возникшее в 30-е годы 20 столетия. Название этого направления связано с именем английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946). Кейнсианцы исследуют важнейшие макроэкономические взаимосвязи, в частности, зависимость между инвестициями и национальным доходом, между государственными расходами и объёмом национального производства. Рыночная экономика, доказывает Кейнс, не может быть саморегулируемой, не может полностью использовать имеющиеся в обществе ресурсы. Чтобы стимулировать совокупный спрос, а значит и производство, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.
  • Классическая политическая экономия - направление экономической мысли, сформировавшееся в конце 18 века и господствовавшее в экономической науке на протяжении большей части 19 столетия. Самыми известными и яркими представителями этого направления были шотландский учёный Адам Смит (1723-1790) и англичанин Давид Рикардо (1772-1823). В своих работах они дают всестороннюю характеристику экономической системы капитализма. В основе анализа экономических явлений лежит созданная классиками трудовая теория стоимости. Классики придерживались принципа экономического либерализма, невмешательства государства в действие экономических законов.
  • Кооператив - добровольное объединение людей на основе членства для совместной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении имущественных паевых взносов, существуют производственные кооперативы, кооперативы, предоставляющие услуги своим членам, потребительские кооперативы.
  • Кооперация труда - это единство, согласованность совместных действий производителей, различных производств и отраслей экономики.
  • Короткий период представляет собой такой период, в течение которого некоторые факторы производства, в частности, технология и производственные мощности, остаются неизменными, фиксированными, а все остальные факторы являются переменными.
  • Корпорация (акционерное общество) - это предприятие, имеющее форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в предприятие, это общество, основанное на паях (вкладах в предприятие), о величине которого свидетельствует акция.
  • Косвенное государственное регулирование экономики - включает налогово-бюджетную (фискальную) и кредитно-денежную политику.
  • Коэффициент эластичности спроса - коэффициент показывает, на сколько процентов меняется величина спроса на товар вследствие изменения его цены на один процент.
  • Краткосрочный период - является недостаточным для увеличения производственных мощностей, но позволяет увеличить интенсивность использования производственных мощностей. Реакцией на изменение цены со стороны производителя будет более эластичное предложение.
  • Кратчайший рыночный период - является столь непродолжительным, что производители (продавцы) не имеют возможности отреагировать на изменение спроса и цены. Предложение в этом случае будет абсолютно неэластичным.
  • Кривая спроса - графическая иллюстрация закона спроса, показывает объёмы товаров и услуг, которые готовы приобрести потребители по различным ценам в данный период времени.
  • Кривая производственных возможностей - это график, который показывает максимально возможные объёмы производства двух благ при данных ресурсах и их полном использовании.
  • Критерии классификации экономических систем - это признаки, какие-то особенности, на основании которых производится классификация экономических систем. В качестве таких критериев можно использовать различия в той или иной структуре, характеризующей экономическую систему, в частности, различия в материально-технической структуре, в социально-экономической или в организационно-хозяйственной структуре.
  • Критерий эффективного использования ресурсов. Ресурсы используются эффективно, если невозможно произвести дополнительное количество какого-то блага без того, чтобы не уменьшить производство другого блага.
  • Линия бюджетного ограничения показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю.
  • Макроэкономика - это часть экономической теории, которая исследует поведение экономики в целом, а также её крупных секторов, таких как государственный и частный сектор, государственные финансы и денежно-кредитную сферу, топливно-энергетический комплекс и т.д.
  • Макроэкономическая инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, различных государственных институтов и организаций, обслуживающих все существующие рынки и рыночную экономику в целом на макроэкономическом уровне и обеспечивающих их функционирование, например, бюджетный и налоговый кодекс, министерство финансов, центральный банк, структурная политика правительства.
  • Макроэкономическая нестабильность - колебания экономической активности (экономические циклы), ведущие к появлению безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, и снижающие эффективность экономики.
  • Макроэкономическая политика - это совокупность мер правительства, направленных на изменение общеэкономических величин и влияющих на экономику в целом, традиционно включает бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику.
  • Маржинализм (от английского marginal - предельный, крайний) - это течение в экономической теории, возникшее во второй половине 19 века. Экономисты - маржиналист


    Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.207.11 (0.014 с.)