Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Денежный рынок. Предложение денег и спрос на деньги
- Состояние денежного рынка определяется двумя факторами:
- 1) потребностью экономики в деньгах (то есть спросом на них) и
- 2) фактическим поступлением денег в оборот (то есть их предложением).
Если в обороте больше денег, чем требуется хозяйству, то это приведет к обесцениванию денег - понижению их покупательной способности. Формирование предложения денег и регулирование денежной массы является важнейшей функцией государства.
- В формировании денежного предложения принимают участие три субъекта:
- Центральный банк,
- система коммерческих банков,
- население.
Центральный банк регулирует предложение денег через эмиссию (как наличных денег в обращении, так и кредитных). Кроме того, ЦБ регулирует процентную ставку, увеличивая предложение кредитных денег в случае его снижения и сокращая предложение при его повышении. Таким образом, изменение процентной ставки влияет на капиталовложения и инвестиционную активность в целом. Аналогичным образом на предложение денег влияют операции по купле-продаже ценных бумаг: скупая их, банк увеличивает количество денег в обращении, и наоборот. Если для краткости изложения всю денежную массу представить как сумму наличных денег и депозитов (не делая различия между разными вкладами), то модель денежного предложения будет выглядеть следующим образом. В реальной экономике помимо наличных денег часть доходов экономические субъекты переводят во вклады (депозиты) коммерческим банкам. Те же (как было показано в разд. 10.4) получают возможность выдавать кредиты, вызывая таким образом процесс мультипликативного (нарастающего) расширения денежной массы. В предложении денег важную роль играет денежная база - та часть денежного предложения, которую определяет и непосредственно создает Центральный банк.
- Она обеспечивается активами Центрального банка, важнейшими среди которых являются:
- золотовалютные резервы,
- ценные бумаги,
- кредиты коммерческим банкам.
Входящие в денежную базу обязательные резервы коммерческих банков вместе с наличными деньгами называют деньгами высокой эффективности. Объем денежного предложения находится в прямой зависимости от величины денежной базы и в обратной - от коэффициента депонирования и нормы резервирования. Коэффициент депонирования и норма резервирования (избыточных резервов) являются убывающими функциями от ставки процента (поскольку рост процентной ставки вызывает снижение величины избыточных резервов в силу привлекательности кредита для коммерческих банков). Для населения рост процентной ставки повышает привлекательность депозитов и приводит к уменьшению доли наличных денег.
- Таким образом, величина денежного предложения складывается под влиянием:
- размера денежной базы;
- соотношения резервы - депозиты;
- соотношения наличность - депозиты.
Спрос на деньги выражает желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении в определенный момент времени некоторую величину денег (в соответствия со своими возможностями). Значит, спрос на деньги - величина достаточно строго фиксированная. В экономической науке анализ денежного спроса отдельными экономистами и их последователями проводится в соответствии с их концепциями спроса на деньги.
- Наиболее известны:
- классическая концепция (выделяет только трансакционный спрос на деньги, то есть спрос со стороны сделок),
- теория Дж. М. Кейнса,
- модели У. Баумоля - Дж. Тобина.
В двух последних спрос на деньги рассматривается с точки зрения оптимизации денежного запаса экономического субъекта. В портфельных теориях (учитывая, что деньги являются одним из важнейших видов активов) спрос на деньги увязан со спросом на остальные важнейшие активы. Среди этого направления анализа спроса - монетаризм. Одним из первых функцию денежного спроса, в которой деньги выступают как вид среди широкого набора активов, предложил М. Фридман. По Фридману, спрос на деньги есть функция пяти переменных: уровня цен, доходности по акциям и облигациям минус инфляция, инфляции, совокупного богатства, исчисленного в соответствии с концепцией перманентного дохода. Характер влияния на денежный спрос очевиден: рост уровня цен ведет к росту спроса на реальные денежные остатки, и наоборот. Рост инфляции ведет к снижению реальной ценности денег и росту ценности реальных благ, что порождает "бегство от денег".
- Как правило, в настоящее время различают три вида спроса на деньги:
- спрос на деньги со стороны сделок,
- спрос на деньги со стороны активов,
- общий спрос на деньги (объединяющий два первых вида).
Спрос на деньги со стороны сделок (то есть покупок населением товаров и услуг, а предприятий - для оплаты труда, материалов, энергии и т.д.) зависит от того, какое количество денег необходимо для заключения сделок для вышеперечисленных целей.
- Это количество денег определяется стоимостью ВНП. Спрос на деньги со стороны сделок, таким образом, изменяется пропорционально стоимости ВНП.
- На количество денег, необходимых для сделок, также влияет скорость их оборота: чем быстрее деньги оборачиваются, тем большее количество сделок они успевают обслужить, и тем меньше их потребуется для сделок. Например, при трех оборотах в год каждой денежной единицы количество денег для сделок будет втрое меньше, чем сумма товаров и услуг по стоимости. Отсюда формула денежного обращения, определяющая количество денег в обращении:
.
Итак, денег в обороте должно быть не больше, но и не меньше необходимого количества. Спрос на деньги со стороны активов является по своей сути спросом на деньги как на средство сбережения. Деньги можно держать в различных формах финансовых активов: в виде акций (получения дивидендов), облигаций (фиксированный процент), наличных или чековых вкладов. Однако для хранение денег в запасах связано о потерей процента, и тогда их владелец испытывает "издержки упущенных возможностей". Чем выше ставка процента, например по текущим вкладам, тем невыгоднее хранить деньги как запас наличных. Если спрос на деньги для сделок - величина относительно устойчивая и не зависит от процентных ставок (она предопределяется стоимостью ВНП или суммой цен товаров и числом оборотов денежной единицы), то спрос на деньги со стороны активов для сбережений зависит от процентной ставки. Чем она выше, тем дороже обходится хранение денег в запасе, тем меньше спрос на деньги со стороны активов. Чем ниже процентная ставка, тем выгоднее держать деньги в запасах. Таким образом, третий вид спроса - общий спрос на деньги - зависит от стоимости ВНП (в части спроса для сделок) и от процентной ставки (при опросе со стороны активов). Что же касается денежного предложения, то, как говорилось выше, его можно изменять путем проведения определенной политики со стороны правительства и ЦБ. Денежный рынок объединяет спрос на деньги и их предложение. На рынке устанавливается денежное равновесие. Как и на рынке товаров, пересечение кривой спроса на деньги и линии их предложения определяет цену равновесия, то есть равновесную ставку процента, которая является ценой денег.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
Денежно-кредитная политика
Денежно-кредитная политика является одним из наиболее важных направлений государственного регулирования рыночной экономики. Для функционирования кредитно-банковской системы она имеет первостепенное значение. Государственное кредитно-денежное регулирование осуществляет Центральный банк с помощью специфических инструментов регулирования. Основные инструменты представлены на рис. 10.6. Любой из этих видов кредитно-денежного контроля со стороны ЦБ влияет на изменение денежной массы в стране. Политика учетной ставки (дисконтная политика) выражается в регулировании ставки переучета в Центральном банке векселей (письменных обязательств должников уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок в установленном месте), поступивших от коммерческих банков. Те же, в свою очередь, получают векселя от промышленных, торговых и прочих компаний. При определении своего ссудного процента коммерческие банки ориентируются на учетную ставку ЦБ. Изменение величины учетной ставки зависит от состояния экономический конъюнктуры: в условиях спада ставка понижается и кредит расширяется, а при подъеме и угрозе перегрева экономики (то есть угрозы выхода производства за пределы платежеспособного спроса на рынке) ставка повышается, а объем кредитования сокращается.
Рис. 10.6
Согласно системе обязательных резервов, коммерческие банки обязаны хранить определенную часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах Центрального банка. Величина резервов устанавливается ЦБ в отношении депозитов коммерческих банков и колеблется от 5 до 20%. Как и учетная ставка, размер резервов регулируется в зависимости от экономической конъюнктуры. При экономическом подъеме рост нормы резервов ограничивает кредитные возможности коммерческих банков и, следовательно, их кредитную экспансию. Снижение нормы резервов при экономическом спаде означает расширение кредитных ресурсов банков и объема их кредитных операций, главным объектом регулирования нормы обязательных резервов являются коммерческие банки, а другие институты обычно следуют процентной политике коммерческих банков. Регулирование денежной массы с помощью операций на открытом рынке выражается в купле-продаже государственных облигаций кредитно-банковскими учреждениями. Продавая облигации на открытом рынке, ЦБ таким образом уменьшает кредитные ресурсы коммерческих банков и других кредитных институтов. Эти операции ЦБ уменьшают предложение кредита банками и, следовательно, способствуют повышению процентных ставок на рынке. И наоборот, скупая часть таких ценных бумаг, ЦБ расширяет кредитные ресурсы коммерческих банков и других кредитных учреждений. Прямое административное воздействие государства на кредитно-банковскую систему является одним из основных средств кредитно-денежного регулирования, осуществляемого Центральным банком. На практике оно находит выражение в прямых предписаниях кредитным учреждениям в форме различных директив, инструкций, а также применения санкций. Эти меры в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки. ЦБ контролирует деятельность коммерческих банков (особенно сомнительные операции), проводит регулярные ревизии кредитных учреждений. Большое значение в кредитном регулировании имеет законодательная и нормативная практика, осуществляемая органами государственной власти - парламентом, правительством, местной администрацией. С кредитным регулированием тесно связано регулирование налично-денежной массы в обращении, также осуществляемое ЦБ. Его политика в этой области тесно увязывается с вышеперечисленными четырьмя способами кредитного регулирования, а следовательно, сферы обращения кредитных (депозитных) денег. Между кредитным регулированием и регулированием массы денег в обращении существуют сложные взаимосвязи. Например, если Центральный банк осуществляет активные операции по продаже ценных бумаг, то это действие приводит к сокращению предложения депозитных денег, и наоборот, покупка таких бумаг равносильна расширению депозитной части денежной массы в обращении. Аналогично влияние и процентной политики ЦБ, и системы обязательных резервов.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
Важнейшие термины и понятия
Сущность и функции денег
|