Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Бреттон-вудская валютная система
Похожие статьи вашей тематики
В 1944 г. в Бреттон-Вуде (США) состоялась конференция, в которой приняли участие Великобритания, США и еще 42 страны. Ее решением был создан Международный валютный фонд, который начал действовать с 1 марта 1947 г. в составе 30 стран, в 2000 г. их стало более 180.
- МВФ был создан для выполнения следующих функций:
- наблюдения за тем, чтобы государства-члены соблюдали согласованные правила поведения в международной торговле и финансах и поддерживали стабильность валютных курсов;
- предоставлять заемные средства своим членам в случае временного дефицита платежного баланса.
Разработанный механизм функционирования новой международной системы основывался в основном на плане американской делегации и отражал доминирующее положение США в мировой экономике.
Бреттон-вудская валютная система представляла собой золотовалютный, а по существу золотодолларовый стандарт c фиксированным валютным курсом.
Принципы ее функционирования состояли в следующем: 1. Функции мировых денег были закреплены за золотом, доля которого в совокупных официальных резервах стран мира, т.е. в структуре международной ликвидности, составляла в то время около 50%, доля фунта стерлингов - около 40 и доллара - 8-10%. 2. Цена золота была определена в долларах в размере 35 долл. за 1 тройскую унцию. Таким образом, 1 долл. = 0,888671 г чистого золота. По мнению многих авторитетных западных и отечественных экономистов, курс доллара был завышен. Это позволяло США выгодно помещать свои капиталы в других странах в условиях острого послевоенного товарного дефицита и высокого мирового спроса экспортировать свои товары по завышенным ценам. 3. США обязались поддерживать эту фиксированную цену за унцию золота и были готовы обменять любое количество американских долларов на золото без ограничений и лимитов. Официальный золотой запас США составлял 20 млрд. долл. (75% мирового запаса), и он, по крайней мере, в 2 раза превосходил количество долларов у нерезидентов. 4. Другие страны должны были фиксировать цену своих валют в золоте через доллар. Для этого фиксировался курс национальной валюты к доллару (например, 1:4), а потом определялось ее золотое содержание - 0,888671 г: 4 = 0,222168 г. Золотой паритет национальной валюты не имел никакого отношения к золотому запасу данной страны, а лишь указывал на отношение к доллару. 5. Страны-члены МВФ должны были поддерживать валютный курс своих национальных валют в пределах колебаний ± 1%. Внутри установленного коридора колебаний валютный курс определялся спросом и предложением. При отклонении валютного курса от паритета в ту или другую сторону центральные банки должны были осуществлять интервенции: скупать свою валюту или продавать ее за иностранные валюты. Практически доллар был единственной валютой интервенции, ибо другие валюты еще долго оставались необратимыми и система была золотодолларовым стандартом. 6. Изменение паритета валют, т.е. девальвация или ревальвация до 10% производились странами самостоятельно. Изменение паритета свыше 10% было возможно только по разрешению МВФ. Таким образом, бреттон-вудская система была корректирующей системой фиксированных валютных курсов по крайней мере в своем первоначальном варианте. Она сочетала в себе стабильность валютных курсов с некоторой гибкостью. После переходного периода, последовавшего после окончания второй мировой войны, страны-члены МВФ отменили все ограничения на конвертируемость своих валют к началу 1960-х гг. Им было запрещено устанавливать дополнительные торговые барьеры, иначе конвертируемость валют не имела бы большого значения. Существующие торговые ограничения должны были быть постепенно отменены путем многосторонних переговоров под эгидой Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Допускались ограничения на международное движение ликвидного капитала для защиты национальных валют. Дефициты текущих платежных балансов оплачивались из официальных золотовалютных резервов или покрывались займами МВФ, которые предоставлялись на средний срок (3-5 лет) и предназначались исключительно для погашения дефицита текущего платежного баланса.
- Долгосрочная помощь в развитии обеспечивалась:
- Международным банком реконструкции и развития (МБРР) и другими филиалами Всемирного банка, которые образовались позже.
- В 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация (МФК) для стимулирования частных инвестиций в экономику западноевропейских, а потом и развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
- В 1960 г. была создана Международная ассоциация развития (МАР) для предоставления займов на длительный срок по низким процентам беднейшим странам.
Заимствования из МВФ. При вступлении в МВФ каждой стране определялась квота, размер которой зависел от ее экономической мощи и объема внешней торговли. Размер квоты определял права страны при голосовании и заимствовании. В 1944 г. общий объем фонда был установлен в размере 8,8 млрд. долл.; квота США тогда составляла 31%. Через каждые 5 лет квоты пересматривались с учетом произошедших изменений в экономике стран-участниц. В начале 1994 г. общий объем предоставляемых фонду средств увеличился до 205,4 млрд. долл. за счет увеличения квот и числа участников МВФ. К 1994 г. квота США снизилась до 18,3%, Германии и Японии она составила по 5,7%, Франции и Великобритании - по 5,1%. В 1999 г. объем средств МВФ увеличился до 287,9 млрд. долл.; квота США равнялась 17,67%, Японии - 6,33; Германии -6,19; Великобритании и Франции - по 5,1; развивающихся стран - 37,73, в том числе Африки - 5,35; Азии - 9,63 (КНР - 2,23), Латинской Америки - 7,55; России - 2,83%. При вступлении в МВФ страна должна была внести 25% квоты золотом, остальные 75% в своей национальной валюте. Золотая доля квоты определяла резервную позицию страны. При заимствовании из Фонда страна получала конвертируемую валюту в обмен на размещение эквивалентного (и дополнительного) количества своей валюты в Фонде до 200% квоты страны в национальной валюте. Первоначально страна-член МВФ могла получить заем в размере не более 25% своей квоты в год, за 5 лет - 125% своей квоты. Первая доля в размере 25% квоты выдавалась под золото (золотой транш) без всяких условий и ограничений. Для получения последующих кредитных траншей МВФ вводит более высокие ставки процента, выдвигает все более жесткие условия кредитования и усиливает контроль за тем, чтобы страна-получатель предпринимала меры для устранения платежного баланса. Возвращение кредитов было рассчитано на 3-5 лет посредством выкупа у Фонда той части своей собственной валюты, под которую брался кредит. Иными словами, у Фонда должны остаться первоначальные 75% национальной валюты страны-заемщика. Если объем национальной валюты в Фонде был ниже 75% квоты страны, то страна могла получить разницу, которая называлась суперзолотой транш, безвозмездно. Размер квоты страны за вычетом ее национальной валюты, предоставленной Фонду, определяет чистую позицию страны в Фонде.
Эволюция механизма бреттон-вудской валютной системы. Механизм бреттон-вудской валютной системы, разработанный и закрепленный подписанием соглашения в 1944 г., действовал с 1947 г. до 1971 г. В 1950-1971 гг. многие страны-члены МВФ изменяли золотомонетные паритеты своих валют посредством проведения девальваций или ревальваций. Великобритания девальвировала фунт в 1964, 1967, 1969, 1972, 1974 гг.; французский франк был девальвирован в 1957 и 1967 гг.; итальянская лира - в 1964, 1967, 1972, 1974 гг. Ревальвация западногерманской марки была проведена в 1961, 1967 и 1969 гг. Часто девальвировали свои валюты развивающиеся страны. Развитые страны неохотно изменяли золотомонетные паритеты своих валют, хотя это предусматривалось соглашением. Страны с отрицательным сальдо текущего платежного баланса сопротивлялись необходимой девальвации, т.к. девальвация считалась признаком слабости страны. Страны с положительным текущим платежным балансом не хотели проводить ревальвацию, т.к. эта мера снижала товарный экспорт, сокращала активное сальдо торгового баланса и накопление валютных резервов. Это снизило эффективность бреттон-вудской системы в ее важной функции урегулирования неравновесия платежных балансов. Неравновесие текущих платежных балансов, т.е. хронические активы у одних стран и хронические пассивы у других, стимулировало движение капиталов из стран с активными сальдо в страны с отрицательным сальдо по текущим расчетам. Особенно быстро перемещались между странами краткосрочные капиталы, так называемые "горячие деньги, после введения конвертируемости основных валют. С 1958 г. фактически, а с 1961 г. и юридически конвертируемыми стали европейские валюты; японская иена стала конвертируемой по отношению к доллару и другим валютам в 1964 г. Увеличению международного движения капиталов способствовали рынок евровалют, который возник в 1950-х гг., развитие европейской интеграции, расширение международной торговли в результате снижения таможенных пошлин странами-членами ГАТТ. С течением времени бреттон-вудская система претерпела несколько существенных изменений. Эти изменения, с одной стороны, были вызваны изменениями в мировой экономике, с другой - отражали кризис самой системы и были попытками приспособить ее к новым условиям, в которых она уже не могла работать эффективно. В 1962 г. МВФ утвердил общее положение о заимствовании. В соответствии с этим положением ведущие державы-члены "Группы десяти", а также Швейцария, создали фонд и обязались предоставить при необходимости свыше 6 млрд. долл. тем государствам, которые остро нуждаются в помощи для преодоления дефицита текущего платежного баланса. В дальнейшем этот фонд увеличивался, общее положение о заимствовании обновлялось и расширялось. Центральные банки стран-членов МВФ согласовали условия соглашений о свопе, т.е. о предоставлении валюты любой другой страны для проведения интервенций на валютных рынках с целью противостоять потоку горячих денег. Центральный банк страны, накопивший значительный объем высоко ликвидных средств, мог продать иностранную валюту, чтобы повысить норму процента (дисконта) или сократить количество срочных денег на валютном рынке и поставить в невыгодное положение дестабилизирующие потоки горячих денег. В 1971 г. общие средства МВФ достигли 28,5 млрд. долл., из которых 23,5% составляла квота США. К концу 1971 г. МВФ предоставил кредитов на общую сумму 22 млрд. долл., из них 4 млрд. долл. было непогашенной задолженностью. МВФ также увеличил размеры займов до 50% квоты вместо первоначальных 25% квоты. Наиболее значительным изменением механизма бреттон-вудской системы в период 1947-1971 гг. было введение Специальных прав заимствования (СПЗ или SDR - Special Drawing Rights) для поддержки международных резервов в золоте, обменных курсов валют и резервных позиций в МВФ. СДР представляют собой расчетное средство внутри МВФ. Они не имеют золотого обеспечения, не могут быть свободно обменены на другую валюту. СДР являются международным резервом. Они могут использоваться только при расчетах между центральными банками для устранения дефицита и профицита платежного баланса, а не при совершении коммерческих сделок. На объем СДР, превышающий предусмотренными соглашениями, устанавливались надбавки сначала в размере 1,5%, а позднее - 5%. Договоренность о выпуске СДР в объеме 9,5 млрд. долл. была достигнута в 1967 г. Эта сумма распределялась между странами в соответствии с их квотами в три приема - в январе 1970, 1971 и 1972 гг. В 1979-1981 гг. состоялся второй выпуск СДР на сумму 12,5 млрд. долл. Первоначально стоимость СДР была установлена в размере 1 долл. США. С 1974 г. СДР привязывается к корзине валют (в июле 1999 г. 1 СДР=1,3642 долл.). В 1961 г. было создано объединение (золотой пул) 8 государств под руководством США с целью поддержания цены на золото. Страны-члены золотого пула проводили кампании по продаже официального золота на Лондонском рынке для предотвращения повышения его цены сверх официально установленной в 35 долл. за тройскую унцию. Золотой пул просуществовал до 1968 г. В 1968 г. был сформирован двухуровневый рынок золота. В официальных расчетах между банками действовала официальная цена; коммерческая цена на золото регулировалась рынком. В 1968 г. рыночная цена составляла 42,6 долл. за 1 тройскую унцию, в 2002 г.- 200).
Таблица 14.3. Международные резервы (млрд. долл.)
| |
|
|
|
|
| Иностранные валюты
|
|
|
| 312,4
| 1648,5
| Золото (оф. цена)*
|
|
|
| 42,2
| 45,2
| Всего валютные резервы, включая СДР и позиции в МВФ
|
|
|
| 349,0
| 1775,5
| Примечание. * Официальная цена 1 тройской унции золота = 35 СДР; 1 СДР = 1,3642 долл. (июль 1999 г.); рыночная цена 1 oz = 255,6 долл.
| На международную валютную систему большое воздействие оказывал платежный баланс и золотой запас США. В первые послевоенные годы США имели огромный актив платежного баланса и оказывали существенную помощь странам Западной Европы по плану Маршалла и на двусторонней основе. После восстановления западноевропейской экономики к 1950 г. платежный баланс США стал отрицательным; дефицит покрывался в основном долларами и частично золотом. Количество долларов у нерезидентов увеличивалось, количество золота у США снижалось; отношение долларов за пределами США к американскому золотому запасу сокращалось. В 1949 г. США имели 25 млрд. долл. золотом, к 1970 г. золотой запас снизился до 11 млрд. долл. и покрывал только 20-25% долл., находящихся за пределами страны. К 1970 г. у иностранцев было 440 млрд. долл. против 13 млрд. долл. в 1949 г. Доля золота в составе международных валютных резервов снизилась к концу 60-х гг. почти до 40%, в 1950 г. она составляла около 70% (см. табл. 14.1).
- Страны с активными платежными балансами (некоторые западноевропейские страны и Япония) охотно принимали доллары, так как:
- США были готовы обменивать доллары на золото по твердой цене, что делало доллар столь же хорошим, как и золото;
- доллары могли использоваться в международных расчетах с любой страной, т.е. доллар был подлинной международной валютой;
- долларовые депозиты приносили проценты, в то время как золотые запасы процентов не дают.
До начала 1960-х гг. бреттон-вудская система функционировала нормально, несмотря на то, что США имели пассивный платежный баланс за счет вывоза капитала, оказания помощи другим странам. К началу 1950-х гг. западноевропейские страны восстановили свою экономику, а с конца десятилетия начала набирать силу западноевропейская интеграция. Иностранцы накапливали доллары; доллар все более теснил фунт стерлингов и золото в составе международных резервов. Возникший в 50-х гг. рынок евродолларов позволял хранить доллары за пределами США. В начале 60-х гг. встал вопрос о девальвации доллара, но администрация США категорически отвергла такую возможность. Вместо этого США использовали другие инструменты экономической политики для сокращения дефицита платежного баланса, которые принесли незначительные результаты. Для предотвращения утечки краткосрочных капиталов поддерживалась ставка процента на эти капиталы на очень высоком уровне. При этом сохранялись долгосрочные ставки процента на относительно низком уровне для стимулирования экономического роста. США также проводили форвардные интервенции на рынках иностранных валют, продавая сильные валюты (как, например, немецкие марки) для того, чтобы повысить норму дисконта без изменения валютного курса. Это делалось для того, чтобы сделать невыгодным отток ликвидного капитала. США также проводили самостоятельные интервенции на наличном рынке, поддерживая доллар, совместно с другими странами в рамках золотого пула. Необходимые средства для осуществления государственных интервенций на наличном и форвардном рынке США обычно получали по соглашениям о свопе между центральными банками и по соглашениям о кредитах стэндбай с МВФ. США также предпринимали меры для стимулирования экспорта товаров, в частности предоставляя средства другим странам для закупки американских товаров. Для того чтобы предотвратить обмен избытка долларов на золото иностранным государствам, США выпустили так называемые "облигации Рузы". Эти облигации представляли собой среднесрочные казначейские облигации в долларовом достоинстве, но с гарантиями обмена по существующему валютному курсу. Несмотря на предпринятые усилия по снижению дефицита платежного баланса и сокращению утечки долларов, в начале 60-х гг. иностранные долларовые резервы превысили золотой запас США. В январе 1965 г. французские власти, возглавляемые генералом Де Голлем, заявили об изменении политики в отношении структуры резервов. Франция решила ограничить долларовые авуары потребностями текущих расчетов, а остаток долларов конвертировать в золото. Министерство финансов США конвертировало 300 млн. долл., предъявленных Францией, в золото по цене 35 долл. за унцию. Администрация США старалась избежать девальвации доллара, предложив другим странам провести ревальвацию своих валют, что автоматически снизило бы валютный курс доллара. К 1968-1969 гг. активное сальдо американского торгового баланса сократилось в среднегодовом исчислении до 0,6 млрд. долл.; в 1960-1967 гг. оно равнялось 4,95 млрд. долл. в год. США шли к дефициту по внешней торговле и текущим расчетам, что было показателем снижения прежде всего ценовой конкурентоспособности американских товаров, что было связано с завышенным курсом доллара по отношению к другим валютам. Признаком завышенного курса доллара к ряду валют был стабильный актив торгового баланса ряда стан, и прежде всего Германии и Японии. В 1969 г. была ревальвирована западногерманская марка, в мае 1971 г. - швейцарский франк и австрийский шиллинг, что тоже указывало на неизбежность девальвации доллара.
Кризис бреттон-вудской валютной системы. 1971 год - это знаменательный год в эволюции международной валютной системы, когда были нарушены все ее основные принципы. Непосредственной причиной краха международной валютной системы можно считать ожидания, возникшие в конце 1970 - начале 1971 гг., девальвации доллара в связи с дефицитом США по торговому балансу. Это привело к массированной утечке ликвидного капитала из США. Западноевропейские страны скупили огромное количество долларов и в конце концов были вынуждены ввести меры, ограничивающие приток долларов. Бегство от доллара все более сосредоточивалось на японской иене. Весной 1971 г. ФРГ, Голландия, Бельгия практически отказались от фиксированного валютного курса и ввели плавающий курс своих валют. Японский банк поддерживал курс своей валюты по отношению к доллару вплоть до конца августа, когда банк вынужден был позволить иене плавать. 15 августа 1971 г. администрация США прекратила обмен долларов на золото. В связи с необратимостью доллара в золото валютная система от золотодолларового стандарта перешла на долларовый стандарт. В декабре 1971 г. представители "группы 10" заключили Смитсоновское соглашение. По этому соглашению были приняты важнейшие решения, в том числе о девальвации доллара, пересмотре обменных курсов других валют, возврате к фиксированным валютным курсам с большими колебаниями. Долларовая цена на золото была повышена с 35 долл. за 1 тройскую унцию до 38 долл., что означало девальвацию доллара на 7,89%. Были пересмотрены обменные курсы других валют по отношению к неконвертируемому доллару, что было коренной переменой в самой валютно-кредитной системе. Иена была ревальвирована на 7,7%, немецкая марка - на 4,6; голландский гульден и бельгийский франк - на 2,8%. Англия, Канада и Франция сохранили существовавшие паритеты своих валют, Швейцария сохранила паритет, который был установлен в мае в результате ревальвации на 7,1%. Валюты Италии и Швеции были девальвированы на 1%. В дополнение к пересмотру курсов валют было принято решение о возврате к фиксированному валютному курсу. Однако пределы колебаний валютных курсов были расширены с плюс-минус 1% до плюс-минус 2,25% от согласованного паритета. Размер девальвации доллара 1972 г. на 7,9% был недостаточен, о чем свидетельствовали дефициты торгового и платежного баланса США. Ожидание следующей девальвации доллара привело к возобновлению игры против доллара. В марте 1972 г. страны-члены Европейского экономического сообщества договорились о пределах колебаний своих валют по отношению друг к другу в половинном размере, чем по отношению к доллару. Это получило название "змеи в туннели". В апреле 1972 г. Англия ввела плавающий курс, нарушив смитсоновские договоренности декабря 1971 г.; за ней последовали другие страны. В 1973 г. Парижское соглашение 14 государств узаконило плавающие курсы. В феврале 1973 г. США вынуждены были вторично девальвировать доллар на 10% путем повышения официальной цены 1 унции золота до 42,22 долл.
НАЗАД
Ямайская валютная система
В 1976 г. в г. Кингстоне (Ямайка) было принято соглашение, которое вступило в силу в 1978 г. Это соглашение формирует современную валютную систему, основанную на долларовом стандарте.
- Ее принципы состоят в следующем:
- Золото демонетизировано; ликвидирована его функция основы для установления стоимости паритетов; ликвидирован государственный и межгосударственный контроль за рынками золота.
- Осуществлено фактическое изъятие золота из официальных резервов. 1/6 часть золота, находящегося в распоряжении МВФ (780 т), была возвращена странам-членам по официальной цене в обмен на их национальные валюты. Еще 1/6 золота МВФ была продана в течение четырех лет, начиная с июня 1976 г.; США продали 500 т из своих официальных запасов в период 1978-1979 гг. Затем продажи прекратились и резервы были заморожены.
- Золото сохраняется в официальных запасах в качестве высоколиквидного товарного актива, который может быть реализован на частных рынках по рыночной цене. Была официально отменена обратимость доллара в золото.
- Специальные права заимствования (СДР) были признаны основой валютной системы. Стоимость СДР определяется корзиной валют, т.е. набором ведущих валют в определенных соотношениях.
- Страны-члены МВФ могут вводить любой валютный курс - плавающий или фиксированный.
- МВФ уполномочен осуществлять жесткий надзор за развитием валютных курсов и соглашениями об их установлении.
Дальнейшее развитие международной валютной системы показало, что она основана на долларе, доля СДР в международной ликвидности составляет около 2%. СДР не стали ведущим платежным средством, они непосредственно не участвуют в международных расчетах.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
- Формы, цели, предпосылки интеграции.
- Западноевропейская интеграция.
- Единая аграрная политика ЕС.
- Социальные и региональные проблемы ЕС.
- Особенности региональная интеграция развивающихся стран.
- Интеграция стран с переходной экономикой.
Зарождение и развитие интеграционных процессов стало закономерным результатом расширения международного движения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов и технологий. Международные перемещения товаров и факторов производства потребовали создания более стабильных производственно-сбытовых связей между странами и устранения многочисленных препятствий на пути международных миграций. Это оказалось возможным в рамках межгосударственных интеграционных объединений на основе многосторонних соглашений и совместных действий.
НАЗАД
|