Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция государственной ценовой политики

Поиск

Государственная ценовая политика как составляющая часть экономической политики государства имеет особое значение в процессе трансформации российской экономики.
Разработка концепции государственной ценовой политики предусматривает определение целей государственной ценовой политики. Эти цели формулируются исходя из приоритетов экономической политики государства с учетом текущего состояния экономики.

  • В настоящее время такими целями являются:
    • контроль уровня инфляции;
    • ограничение деятельности предприятий-монополистов;
    • содействие формированию конкурентной рыночной среды;
    • создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам первой необходимости для широких слоев населения, имеющих низкую покупательную способность.

Государственное воздействие на цены зависит от состояния экономики: усиливается в кризисных и экстремальных ситуациях, в условиях высокой и/или неравномерной инфляции, в процессе глубокой структурной перестройки экономики и ослабевает при нормализации этих обстоятельств.
(Основные направления государственной ценовой политики в России были определены Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. №221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 по данному вопросу.)
Стратегическим направлением государственной ценовой политики остается дальнейшее последовательное проведение либерализации цен, но в той мере, которая соответствует преобразованию самой рыночной системы. Последнее относится к развитию и поддержанию конкурентных начал в экономике, противодействию монополизму, государственному регулированию цен естественных монополий, что является условием повышения эффективности рыночной экономики.
Государственная ценовая политика реализуется федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, следовательно, можно говорить о федеральном и региональном аспектах государственной ценовой политики и ценообразования. В связи с этим выделяется общее и особенное в ценовой политике.
Общее: федеральные органы власти обеспечивают единство ценового пространства на всей территории России, которое реализуется в единой политике цен, единых методологических принципах ценообразования, координации деятельности органов ценообразования субъектов РФ.
Особенное: проведение ценовой политики субъектами Федерации с учетом специфики регионов, но в рамках единой федеральной ценовой политики.
Концепция государственной ценовой политики должна предусматривать следующие аспекты:
1. Макро- и микроэкономический аспекты, которые определяют ценовое пространство с точки зрения уровней экономики, то есть разграничение инструментов и механизмов проведения ценовой политики.
2. Федеральный и региональный аспекты, по которым различаются субъекты, осуществляющие ценовое регулирование, то есть разграничение полномочий и функций этих субъектов.
3. Прямые (административные, непосредственные) и косвенные (экономические, индикативные) методы воздействия на субъектов ценообразования и уровни цен.
Конкретизация этих основных положений государственной ценовой политики означает следующее.
Первое. Государственное регулирование цен на макроуровне реализуется через методы и инструменты бюджетной, денежно-кредитной политики, через воздействие на покупательную способность денежной единицы, через регулирование валютного курса. Это в основном косвенное воздействие на цены.
На микроуровне, как правило, используются инструменты, непосредственно влияющие на деятельность конкретного предприятия: регулирование предельных уровней цены, предельных уровней рентабельности, предельных надбавок. При этом в основном используются методы прямого регулирования цен.
Второе. Что касается федерального уровня государственного регулирования цен, то к компетенции этих органов относятся определение тенденций и прогнозирование динамики цен и индексов-дефляторов, темпов инфляции, индексов потребительских цен, проведение анализа ценовой ситуации и процессов ценообразования в РФ, регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.
Третье. Органы исполнительной власти субъектов Федерации регулируют цены на отдельные социально значимые товары (услуги), а также на товары (услуги), производимые локальными (местными) естественными монополиями, в частности на электро- и теплоэнергию, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональной энергетической комиссией), на газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги.
Следует отметить, что между указанными уровнями и субъектами государственного регулирования цен существуют противоречия, которые негативно сказываются на ценовой ситуации как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, если органы исполнительной власти субъектов Федерации регулируют цены на отдельные товары и вводят систему нормативного распределения, а также запреты на вывоз товаров (что имело и имеет место в кризисных ситуациях), то тем самым нарушают единое торговое и ценовое пространство на всей территории РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Четвертое. Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены.

  • В связи с этим выделяются:
    • прямые или непосредственные методы государственного регулирования цен;
    • косвенные методы.

Прямые методы регулирования используются в том случае, когда государство в лице своих органов управления непосредственно воздействует на порядок определения, структуру и уровень цен. Это касается порядка определения уровня затрат (калькулирование себестоимости), уточнения состава затрат соответствующими нормативными документами, определения расходов, возмещаемых из прибыли, установления норматива рентабельности на продукцию предприятий-монополистов и т.п.
Таким образом можно классифицировать прямые методы государственного регулирования цен:
1. Установление фиксированных цен на товары и тарифов на услуги. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены - один из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов.
2. Замораживание цен используется как краткосрочное средство при подавлении всплесков инфляции и восстановлении ценовых пропорций.
3. Установление предельных уровней цены, регламентация верхней и нижней границы цены. Верхний предел цены целесообразно вводить на продукцию естественных монополий, он может быть гарантией от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на товарном рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.
4. Установление предельного уровня рентабельности. В России этот метод получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти. При этом размер норматива рентабельности дифференцирован по отраслям и группам продукции. Необходимо отметить, что этот метод имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек.
5. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом необходимо представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.
6. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.
Другими методами являются косвенные методы государственного регулирования цен. Суть их в том, что государство воздействует не на порядок установления цен, а на поведение субъектов, участвующих в процессе ценообразования.
Косвенное регулирование цен осуществляется через систему запретов. Согласно Закону РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и другим нормативным документам существует система запретов, регламентирующая деятельность хозяйствующих субъектов в ценовой сфере.
Во-первых, запрет на горизонтальное фиксирование - это запрет на соглашение двух и более конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара 35%, если такое соглашение может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Во-вторых, запрет на вертикальное фиксирование, по которому признаются недействительными соглашения между не конкурирующими хозяйствующими субъектами, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем.
В-третьих, запрет на недобросовестную рекламу, в частности в тех случаях, когда цена не соответствует качеству товара, его потребительским свойствам.
В-четвертых, запрет на ценовую дискриминацию, который не допускает установления разных уровней цен на один и тот же товар схожим по роду деятельности покупателям.
В-пятых, запрет на демпинг - продажу товара ниже его себестоимости или цены приобретения.
Кроме системы запретов, косвенное регулирование может осуществляться путем применения льготного налогообложения, субсидирования и дотирования производителей продукции из бюджета, льготного кредитования и страхования, через регулирование величины таможенных пошлин. При этом необходимо иметь в виду, что права и возможности органов исполнительной власти по регулированию цен в значительной степени увязаны с состоянием их бюджетов.

  • На уровне субъектов Федерации могут использоваться следующие методы:
    • снижение тарифов на энергоресурсы для некоторых предприятий;
    • льготная арендная плата за помещение;
    • предоставление или отзыв лицензий на соответствующие виды деятельности;
    • предоставление отсрочек платежей по контрактам.

Одной из важнейших составляющих государственной политики цен является контроль за соблюдением порядка применения цен.
К органам контроля за ценами относятся: Министерство экономики РФ (Федеральный уровень); органы власти субъектов Федерации, осуществляющие контроль за ценами в пределах своей компетенции; органы местного самоуправления. Кроме названных контроль осуществляют: финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственной торговой инспекции.

  • К полномочиям контролирующих органов относятся:
    • проверка соблюдения порядка применения цен и тарифов всех субъектов хозяйственной деятельности на территории, находящейся в ведении этих органов;
    • принятие решений о финансовых санкциях и взыскании сумм штрафа в установленном размере;
    • выдача предписаний, обязательных для исполнения об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов;
    • привлечение к административной ответственности в виде предупреждений или штрафов руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов.

Полномочия органов контроля цен на местном уровне распространяется только на субъектов предпринимательской деятельности, находящихся в муниципальной собственности.
В целом сфера контролируемого государством ценообразования в разных странах составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции.

К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.236.178 (0.01 с.)