Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой
Развивающиеся страны являются чистыми импортерами капитала и должниками, за исключением 9 стран-экспортеров нефти, которые являются чистыми кредиторами. Превышение внутренних инвестиций над сбережениями, дефициты по государственным бюджетам и международным текущим расчетам, долговые платежи по внутренним и внешним обязательствам являются главными причинами нехватки ресурсов и привлечения иностранных средств в развивающиеся страны. До начала 1990-х гг. в притоке иностранного капитала в развивающиеся страны преобладали официальные ресурсы, которые поступали от иностранных государств и международных организаций. Их доля в общем притоке чистых долгосрочных финансовых ресурсов в 1983-1988 гг. составила 75,6%. В 1992-2000 гг. приток официальных ресурсов снизился до 22,0% от общей суммы поступившего долгосрочного капитала в размере 1,2 трлн. долл. Однако для многих государств развивающегося мира официальные ресурсы остаются основным источником финансирования. Приток частного капитала в развивающиеся страны до начала 1970-х гг. был незначительным. В 1973-1989 гг. чистый приток частного капитала в развивающиеся страны составил 16,6 млрд. долл. в год. В 1992-1997 гг. он поднялся до 131,5 млрд. долл. в год; в 1998-1999 гг. снизился до 47,2 млрд. долл. в год. Всего за 1989-2000 гг. совокупный приток частных ресурсов в развивающиеся страны приблизился к 1,7 трлн. долл.
Таблица 13.4. Приток частного капитала на развивающиеся рынки (млрд. долл.)
| |
|
|
|
|
|
| Всего
| 133,4
| 160,3
| 226,1
| 297,2
| 157,4
| 178,5
| Азия
| 83,5
| 88,1
| 123,4
| 130,6
| 41,1
| 66,6
| Средний Восток
| 8,9
| 9,2
| 10,3
| 16,3
| 9,6
| 15,5
| Латинская Америка
| 25,8
| 36,3
| 64,9
| 96,2
| 66,6
| 65,4
| Африка
| 3,6
| 9,4
| 5,7
| 15,2
| 3,9
| 4,7
| Европа
| 11,7
| 17,4
| 21,9
| 38,9
| 36,2
| 26,3
|
| Бонды
| 53,8
| 59,2
| 105,3
| 133,2
| 80,2
| 87,0
| Акции
| 17,9
| 10,0
| 18,8
| 26,2
| 9,4
| 23,2
| Займы
| 61,6
| 91,1
| 103,0
| 137,8
| 67,7
| 68,4
|
| Заемщики
| Суверенные
| 16,6
| 25,6
| 41,8
| 47,4
| 50,6
| 51,9
| Общественные
| 39,0
| 49,0
| 54,7
| 74,5
| 33,5
| 25,6
| Частные
| 77,8
| 85,7
| 129,5
| 175,3
| 73,3
| 101,0
|
Рис. 13.5
Главным регионом приложения частных иностранных средств в развивающемся мире в 1990-х гг. была Азия, доля которой составила 40%; доля Латинской Америки соответственно равнялась 30%. В 90-х гг. значительно увеличился приток частных ресурсов в Африку; за 1990-1999 гг. его совокупная сумма равнялась 78 млрд. долл., треть которой пришлась на прямые инвестиции. Чистый приток иностранного капитала в страны с переходной экономикой за 1992-2000 гг. составил 188,6 млрд. долл., в том числе официальных ресурсов, включая списание долгов, - 19,1 млрд. долл.; частных - 169,5 млрд. долл., из них прямые иностранные инвестиции - 121,2 млрд. долл.
Рис. 13.6
Приток официальных ресурсов в страны с переходной экономикой в 1983-1988 гг. составил 6,0 млрд. долл.; в 1991-1997 гг. эти страны получили 7,8 млрд. долл. безвозмездной помощи, включая списание долгов. Общая сумма обязательств по кредитам и займам МВФ за 1991-1999 гг. равнялась 22,9 млрд. долл., в том числе стран Цетральной и Восточной Европы - 1,6 млрд. долл., России - 15,9 млрд. долл. Удельный вес России в мировых зарубежных инвестициях ничтожно мал. Основной формой вложения иностранного капитала долго оставались доли участия в совместных предприятиях, занятых посредничеством, услугами, рекламой и расположенных в основном в Москве и Санкт-Петербурге. В 1996-1998 гг. нерезиденты активно работали на высокодоходном российском фондовом рынке, скупая корпоративные и государственные ценные бумаги. В 1997 г. чистый приток иностранных портфельных инвестиций составил 45,8 млрд. долл. С 1998 г. в связи с валютно-финансовым кризисом в Азии, а затем и России начался отток частных средств с российского рынка. Приток негосударственного капитала в Россию за 1996-2000 гг. составил 59,4 млрд. долл.; отток за те же годы равнялся 134,1 млрд. долл., отрицательный баланс - 74,7 млрд. долл. С декабря 1996 г. Федеральное правительство РФ начало размещать свои обязательства на международном рынке ссудных капиталов, по апрель 1998 г. оно мобилизовало на этом рынке более 7,5 млрд. долл. С 1997 г. этот рынок начали осваивать субъекты Федерации и частные компании. В связи с кризисом 1998 г. доступ российских заемщиков на международные рынки капитала прекратился, но с 2001 г. он стал восстанавливаться.
Таблица 13.5. Движение капиталов по негосударственным каналам в 90-е годы в России и странах дальнего зарубежья.
| |
|
|
|
|
| Отток из России
| Прямые и портфельные инвестиции
| -1,1
| -2,9
| -1,6
| -1,8
| -3,2
| Прирост текущих счетов и депозитов
| -0,8
| -
| -3,6
| -4,2
| -4,2
| Кредиты негосударственных организаций
| -10,3
| -10,0
| -10,2
| -7,2
| -5,4
| Покупка наличной иностранной валюты
| -12,6
| -15,3
| -1,1
| -0,5
| -1,3
| Непоступление выручки и невозврат авансов
| -9,3
| -8,9
| -7,1
| -4,1
| -3,9
| Прочие операции
| -
| -0,3
| -0,9
| -0,8
| -1,3
| Учтенный итог оттока капиталов
| -34,1
| -37,4
| -24,5
| -18,6
| -19,3
| Пропуски и ошибки
| -2,4
| -5,2
| -7,9
| -6,4
| -9,7
| Общий итог
| -36,5
| -42,6
| -32,4
| -25,0
| -29,0
| Приток в Россию
| Прямые и портфельные инвестиции
| 4,9
| 6,3
| 3,4
| 3,5
| 3,3
| Прирост текущих счетов и депозитов
| 1,3
| 4,6
| 2,4
| 1,6
| 1,1
| Кредиты негосударственных организаций
| 5,5
| 12,0
| 5,2
| 0,6
|
| Прочие операции
| 0,6
| 1,4
| 0,7
| 0,6
| 0,5
| Общий итог
| 12,3
| 24,3
| 11,7
| 6,3
| 4,9
| Сальдо движения капиталов
| -24,2
| -18,3
| -20,7
| -18,7
| -24,1
|
Рис. 13.7
В Россию иностранные ресурсы привлекаются главным образом на основе многосторонних договоренностей с ведущими развитыми странами и международными финансовыми организациями. Система международного содействия российским рыночным реформам и преодолению долговых трудностей начала формироваться с 1992 г., когда Россия вступила в Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. В требованиях к России со стороны МВФ подчеркивается важность осуществления стабилизационных и структурных мероприятий. Выполнение согласованных с МВФ требований регулярно отслеживается и является непременным условием дальнейшего кредитования. Всемирный банк является ведущим внешним источником финансирования государственных инвестиций в России. Банк предоставляет реабилитационные займы, а иногда и безвозвратные ссуды на проведение макроэкономической стабилизации, либерализацию цен, приватизацию, развитие отдельных отраслей и социальной сферы. Основные направления сотрудничества с банком - это структурные преобразования в социальной сфере, угольной промышленности, развитие небанковских финансовых учреждений, поддержка российских предприятий в постприватизационный период, развитие инфраструктуры. Россия - член Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с 25% долей в его портфеле. С 1996 г. ЕБРР выдает кредиты, совершает портфельные инвестиции, предоставляет долговые гарантии, оказывает консалтинговые услуги. Средства ЕБРР направляются исключительно на ускорение перехода к открытой рыночной экономике и развитие частной предпринимательской инициативы. Для коммерческого финансирования со стороны ЕБРР приоритетными в России стали топливно-энергетический комплекс, телекоммуникации, банковская система. ЕБРР финансирует не более 35% стоимости проекта, а остальные 65% дают другие кредиторы, с которыми банк заключает соглашения. После августа 1998 г. отношения России с МВФ и другими кредитными организациями значительно осложнились. Кредиты международных организаций были обусловлены жесткими требованиями в отношении профицита первичного бюджета, реструктуризации банковского сектора, отказа от кредитной эмиссии как способа покрытия государственных расходов, увеличения налоговых поступлений. Ситуация изменилась к лучшему в 2000 г., когда Россия, получив огромные доходы от внешней торговли, значительно пополнила инвалютные резервы и временно отказалась от кредитов МВФ.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
|