Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой

Поиск

Развивающиеся страны являются чистыми импортерами капитала и должниками, за исключением 9 стран-экспортеров нефти, которые являются чистыми кредиторами. Превышение внутренних инвестиций над сбережениями, дефициты по государственным бюджетам и международным текущим расчетам, долговые платежи по внутренним и внешним обязательствам являются главными причинами нехватки ресурсов и привлечения иностранных средств в развивающиеся страны.
До начала 1990-х гг. в притоке иностранного капитала в развивающиеся страны преобладали официальные ресурсы, которые поступали от иностранных государств и международных организаций. Их доля в общем притоке чистых долгосрочных финансовых ресурсов в 1983-1988 гг. составила 75,6%. В 1992-2000 гг. приток официальных ресурсов снизился до 22,0% от общей суммы поступившего долгосрочного капитала в размере 1,2 трлн. долл. Однако для многих государств развивающегося мира официальные ресурсы остаются основным источником финансирования.
Приток частного капитала в развивающиеся страны до начала 1970-х гг. был незначительным. В 1973-1989 гг. чистый приток частного капитала в развивающиеся страны составил 16,6 млрд. долл. в год. В 1992-1997 гг. он поднялся до 131,5 млрд. долл. в год; в 1998-1999 гг. снизился до 47,2 млрд. долл. в год. Всего за 1989-2000 гг. совокупный приток частных ресурсов в развивающиеся страны приблизился к 1,7 трлн. долл.

Таблица 13.4. Приток частного капитала на развивающиеся рынки (млрд. долл.)
             
Всего 133,4 160,3 226,1 297,2 157,4 178,5
Азия 83,5 88,1 123,4 130,6 41,1 66,6
Средний Восток 8,9 9,2 10,3 16,3 9,6 15,5
Латинская Америка 25,8 36,3 64,9 96,2 66,6 65,4
Африка 3,6 9,4 5,7 15,2 3,9 4,7
Европа 11,7 17,4 21,9 38,9 36,2 26,3
 
Бонды 53,8 59,2 105,3 133,2 80,2 87,0
Акции 17,9 10,0 18,8 26,2 9,4 23,2
Займы 61,6 91,1 103,0 137,8 67,7 68,4
 
Заемщики
Суверенные 16,6 25,6 41,8 47,4 50,6 51,9
Общественные 39,0 49,0 54,7 74,5 33,5 25,6
Частные 77,8 85,7 129,5 175,3 73,3 101,0

 

Рис. 13.5

Главным регионом приложения частных иностранных средств в развивающемся мире в 1990-х гг. была Азия, доля которой составила 40%; доля Латинской Америки соответственно равнялась 30%. В 90-х гг. значительно увеличился приток частных ресурсов в Африку; за 1990-1999 гг. его совокупная сумма равнялась 78 млрд. долл., треть которой пришлась на прямые инвестиции.
Чистый приток иностранного капитала в страны с переходной экономикой за 1992-2000 гг. составил 188,6 млрд. долл., в том числе официальных ресурсов, включая списание долгов, - 19,1 млрд. долл.; частных - 169,5 млрд. долл., из них прямые иностранные инвестиции - 121,2 млрд. долл.

Рис. 13.6

Приток официальных ресурсов в страны с переходной экономикой в 1983-1988 гг. составил 6,0 млрд. долл.; в 1991-1997 гг. эти страны получили 7,8 млрд. долл. безвозмездной помощи, включая списание долгов. Общая сумма обязательств по кредитам и займам МВФ за 1991-1999 гг. равнялась 22,9 млрд. долл., в том числе стран Цетральной и Восточной Европы - 1,6 млрд. долл., России - 15,9 млрд. долл.
Удельный вес России в мировых зарубежных инвестициях ничтожно мал. Основной формой вложения иностранного капитала долго оставались доли участия в совместных предприятиях, занятых посредничеством, услугами, рекламой и расположенных в основном в Москве и Санкт-Петербурге. В 1996-1998 гг. нерезиденты активно работали на высокодоходном российском фондовом рынке, скупая корпоративные и государственные ценные бумаги. В 1997 г. чистый приток иностранных портфельных инвестиций составил 45,8 млрд. долл. С 1998 г. в связи с валютно-финансовым кризисом в Азии, а затем и России начался отток частных средств с российского рынка.
Приток негосударственного капитала в Россию за 1996-2000 гг. составил 59,4 млрд. долл.; отток за те же годы равнялся 134,1 млрд. долл., отрицательный баланс - 74,7 млрд. долл. С декабря 1996 г. Федеральное правительство РФ начало размещать свои обязательства на международном рынке ссудных капиталов, по апрель 1998 г. оно мобилизовало на этом рынке более 7,5 млрд. долл. С 1997 г. этот рынок начали осваивать субъекты Федерации и частные компании. В связи с кризисом 1998 г. доступ российских заемщиков на международные рынки капитала прекратился, но с 2001 г. он стал восстанавливаться.

Таблица 13.5. Движение капиталов по негосударственным каналам в 90-е годы в России и странах дальнего зарубежья.
           
Отток из России
Прямые и портфельные инвестиции -1,1 -2,9 -1,6 -1,8 -3,2
Прирост текущих счетов и депозитов -0,8 - -3,6 -4,2 -4,2
Кредиты негосударственных организаций -10,3 -10,0 -10,2 -7,2 -5,4
Покупка наличной иностранной валюты -12,6 -15,3 -1,1 -0,5 -1,3
Непоступление выручки и невозврат авансов -9,3 -8,9 -7,1 -4,1 -3,9
Прочие операции - -0,3 -0,9 -0,8 -1,3
Учтенный итог оттока капиталов -34,1 -37,4 -24,5 -18,6 -19,3
Пропуски и ошибки -2,4 -5,2 -7,9 -6,4 -9,7
Общий итог -36,5 -42,6 -32,4 -25,0 -29,0
Приток в Россию
Прямые и портфельные инвестиции 4,9 6,3 3,4 3,5 3,3
Прирост текущих счетов и депозитов 1,3 4,6 2,4 1,6 1,1
Кредиты негосударственных организаций 5,5 12,0 5,2 0,6  
Прочие операции 0,6 1,4 0,7 0,6 0,5
Общий итог 12,3 24,3 11,7 6,3 4,9
Сальдо движения капиталов -24,2 -18,3 -20,7 -18,7 -24,1

 

Рис. 13.7

В Россию иностранные ресурсы привлекаются главным образом на основе многосторонних договоренностей с ведущими развитыми странами и международными финансовыми организациями. Система международного содействия российским рыночным реформам и преодолению долговых трудностей начала формироваться с 1992 г., когда Россия вступила в Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк.
В требованиях к России со стороны МВФ подчеркивается важность осуществления стабилизационных и структурных мероприятий. Выполнение согласованных с МВФ требований регулярно отслеживается и является непременным условием дальнейшего кредитования. Всемирный банк является ведущим внешним источником финансирования государственных инвестиций в России.
Банк предоставляет реабилитационные займы, а иногда и безвозвратные ссуды на проведение макроэкономической стабилизации, либерализацию цен, приватизацию, развитие отдельных отраслей и социальной сферы. Основные направления сотрудничества с банком - это структурные преобразования в социальной сфере, угольной промышленности, развитие небанковских финансовых учреждений, поддержка российских предприятий в постприватизационный период, развитие инфраструктуры.
Россия - член Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с 25% долей в его портфеле. С 1996 г. ЕБРР выдает кредиты, совершает портфельные инвестиции, предоставляет долговые гарантии, оказывает консалтинговые услуги. Средства ЕБРР направляются исключительно на ускорение перехода к открытой рыночной экономике и развитие частной предпринимательской инициативы. Для коммерческого финансирования со стороны ЕБРР приоритетными в России стали топливно-энергетический комплекс, телекоммуникации, банковская система. ЕБРР финансирует не более 35% стоимости проекта, а остальные 65% дают другие кредиторы, с которыми банк заключает соглашения.
После августа 1998 г. отношения России с МВФ и другими кредитными организациями значительно осложнились. Кредиты международных организаций были обусловлены жесткими требованиями в отношении профицита первичного бюджета, реструктуризации банковского сектора, отказа от кредитной эмиссии как способа покрытия государственных расходов, увеличения налоговых поступлений. Ситуация изменилась к лучшему в 2000 г., когда Россия, получив огромные доходы от внешней торговли, значительно пополнила инвалютные резервы и временно отказалась от кредитов МВФ.

К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.231 (0.01 с.)