Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предприятия в рыночной экономической системе

Поиск

Основными экономическими агентами, принимающими решения в рыночной экономике, являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство. Сферу действия домашних хозяйств и частных фирм принято называть частным сектором экономики, а сферу действия государства и государственных предприятий называют государственным сектором. В частном секторе соответственно выделяется сектор домохозяйств и предпринимательский сектор. В настоящем разделе темы 2 основное внимание уделяется предпринимательскому сектору и действующим в нем предприятиям.
Для простоты изложения экономической теории в рамках начального курса экономики мы используем понятие предприятие и фирма как синонимы. Напомним, что предприятие, или фирма, - это экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Фирма выступает как определенная совокупность материальных и нематериальных ресурсов, например завод, шахта, магазин, парикмахерская, банк, которая выполняет функции по производству товаров и услуг. С другой стороны, фирма - это организационно-правовая структура, владеющая этими производственными ресурсами и управляющая ими.
В рыночной экономике действует великое множество разнообразных предприятий, в частности в американской экономике насчитывается около 20 млн. фирм., а в российской - около 3 млн. Все это многообразие предприятий можно объединить в несколько групп. Группировка производится по различным признакам, в том числе по формам собственности, размерам фирмы, отраслевой принадлежности, организационно-правовой форме, то есть по правовому статусу.

  • По формам собственности предприятия подразделяются следующим образом:
    • смешанные,
    • совместные,
    • общественные организации,
    • государственные,
    • частные,
    • кооперативные,

Смешанные предприятия - это предприятия, часть капитала которых принадлежит частным лицам, а часть принадлежит государству. По принятой терминологии совместные предприятия - это предприятия с участием иностранного и национального капитала. В российской экономике в 2000 г. из 3106 тыс. предприятий 11,2% составляли государственные и муниципальные предприятия, 74,4% б - это частные предприятия, 6,9% - предприятия, принадлежащие общественным организациям, 7,5% - это предприятия смешанной формы собственности и совместные предприятия, в том числе и принадлежащие иностранцам. На государственных и муниципальных предприятиях работало 38,8% всех занятых в экономике, на частных предприятиях было занято 44,3% служащих, на предприятиях общественных организаций - 0,8%, на смешанных предприятиях - 14,9% всех занятых в экономике (см. рис. 2.11).
Кроме частных, государственных, смешанных и совместных предприятий, в рыночной экономике действуют также кооперативные предприятия и предприятия общественных организаций. Кооперативы - добровольные объединения людей на основе членства для совместной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении имущественных паевых взносов. Существуют производственные кооперативы, кооперативы, предоставляющие услуги своим членам, потребительские кооперативы.
Производственный кооператив является коммерческой организацией. Его учредительный документ, устав, утверждается на общем собрании кооператива. Имущество кооператива делится на паи в соответствии с уставом. Каждый член кооператива имеет один голос при принятии решений. Потребительский кооператив является некоммерческой организацией.
К некоммерческим (бесприбыльным) организациям относятся также общественные организации и различные фонды. Общественные организации (объединения) - это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Для достижения своих целей общественные организации могут заниматься предпринимательской деятельностью. Участники этих организаций не отвечают по их обязательствам и не сохраняют прав на переданное им имущество. В России из общего числа предприятий 213 тыс. - это предприятия общественных организаций, доля которых составляет 6,9 % от общего числа предприятий.

Рис. 2.11

В зависимости от размера выделяют малые, средние и крупные предприятия, причем в качестве критерия можно брать такие показатели, как объем продаж, численность занятых, размеры капитала. В разных странах по-разному определяют, что значит малое или крупное предприятие. Например, в России в сфере промышленности малым считается предприятие, где средняя численность занятых не превышает 100 человек.
По отраслевой принадлежности можно выделять промышленные, сельскохозяйственные, торговые, банковские предприятия и т.д. Например, в России в 2000 г. из 3106 тыс. предприятий 372 тыс. были промышленные предприятия (12% от общего числа предприятий), 342 тыс. - сельскохозяйственные (10,5%), 309 тыс. предприятий действовало в строительстве (10%), 1033 тыс. - в торговле и общественном питании (33%), 87 тыс. - на транспорте и в телекоммуникациях (3%), 54 тыс. - в сфере финансов и кредита (1,7% от общего числа предприятий) (см. рис. 2.12).

Рис. 2.12

  • По организационно-правовой форме предприятия различаются как:
    • индивидуальные частные предприятия,
    • партнерства (товарищества),
    • корпорации.

Индивидуальное частное предприятие - это предприятие, находящееся в индивидуальном частном владении. Владелец фирмы является собственником всех ресурсов предприятия, организует и управляет производством в собственных интересах, распоряжается доходом, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем обязательствам фирмы (то есть несет неограниченную ответственность).

  • Достоинствами такого предприятия являются:
    • простота организации предприятия, нет проблем с учредительством;
    • свобода действий, сам себе хозяин;
    • сильные экономические стимулы, все зависит от собственника и все достается собственнику.
  • Но недостатки этой организационно-правовой формы предприятия также значительны:
    • ограниченность собственных финансовых и материальных ресурсов, трудности получения кредита;
    • предприниматель вынужден выполнять все основные управленческие функции, нет специализации в управлении производством;
    • неограниченная ответственность, собственник рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей личной собственностью.

Партнерство (товарищество) - это предприятие, организованное двумя или несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими предприятием. Партнерства возникли как организационно-правовая форма, в какой-то степени устраняющая недостатки индивидуального частного предприятия. Партнеры объединяют свои финансовые ресурсы и профессиональные навыки. Точно так же они распределяют риски, делят прибыли или убытки. Партнерства жизнеспособны при ограниченном числе участников. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью, где наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность предприятия, есть участники с ограниченной ответственностью.

  • У партнерств есть несколько преимуществ:
    • их так же легко организовать, как и индивидуальное частное предприятие;
    • используется специализация в управлении;
    • расширяются финансовые возможности, увеличивается собственный капитал и улучшаются возможности получения кредита.
  • Партнерство как организационно-правовая форм предприятия имеет ряд недостатков:
    • разделение функций в управлении может привести к несогласованности и разногласиям между партнерами;
    • финансовые ресурсы по-прежнему ограничены, хотя и превосходят возможности индивидуальной частной фирмы;
    • продолжительность деятельности партнерства неопределенна, существует угроза распада;
    • неограниченная ответственность партнеров представляет собой значительное неудобство, ограничивает новаторство.

Большинство недостатков индивидуального частного предприятия и партнерства снимаются при такой организационно-правовой форме предприятия как корпорация. Именно поэтому корпорация является ведущей и самой развитой формой организации бизнеса в рыночных экономиках. Корпорация (акционерное общество) - это предприятие, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в предприятие. Это общество, основанное на паях. О величине пая (вклада в предприятие) свидетельствует акция. В корпорации объединяются многочисленные разрозненные капиталы. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), любой человек может стать собственником корпорации.

Пример американской экономики, одной из наиболее развитых рыночных экономик начала ХХI столетия, показывает, что индивидуальные частные предприятия составляют абсолютное большинство действующих предприятий (73,1%), но их доля в общем объеме продаж составляет всего лишь 5,2% от общего объема продаж. С другой стороны, число корпораций значительно меньше, всего 19,9% от общего числа предприятий, но их доля в общем объеме продаж составляет 89,4%. Кроме того, корпорации получают львиную долю прибыли, которая составляет 72,1% всей прибыли в американской экономике. Среди предприятий меньше всего партнерств (см. рис. 2.13). Примерно такое же распределение предприятий по организационно-правовым формам и в российской экономике. Об этом можно судить по следующим данным. В 2000 г. в России действовало 2312 тыс. предприятий частной формы собственности. Из них 75,1% составляли индивидуальные частные предприятия и товарищества, а 24,9% были акционерные общества (юридические лица).

  • Преимущества корпорации определяют ведущую роль этой формы предприятий в рыночной экономике:
    • в значительной степени снимается проблема финансовых ограничений. Корпорации привлекают дополнительный капитал путем продажи акций. Фондовые биржи, где продаются и покупаются акции, облегчают процесс привлечения капитала в корпорацию. Большая надежность корпораций делает более доступным банковский кредит;
    • это предприятие с ограниченной ответственностью. Собственники корпорации (держатели акций) рискуют только суммой, которую они заплатили за акции. В случае банкротства кредиторы предъявляют иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам;
    • привлекая денежный капитал, корпорация имеет больше возможностей увеличивать масштабы производства, использовать современную технологию;
    • имеются также большие возможности использования специализации в производстве и управлении предприятием;
    • корпорация более стабильна, что открывает возможности для перспективного планирования и роста. Будучи юридическим лицом, она не может внезапно исчезнуть в отличие от индивидуальной частной фирмы.
  • Преимущества корпорации значительны, но у этой формы предприятий существуют и недостатки:
    • достаточно сложна процедура регистрации корпорации как юридического лица;
    • в этой организационно-правовой форме заложены возможности для злоупотреблений. Ограниченная ответственность иногда позволяет избежать личной ответственности за сомнительные операции;
    • двойное налогообложение прибыли. Это относится к той части прибыли, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций;
    • в корпорации возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления. Собственники-акционеры нанимают управляющих. Большинство акционеров, держателей мелких пакетов акций, практически не могут влиять на действия управляющих. Менеджеры компаний могут действовать не в интересах собственников, могут лично обогащаться за счет компании.

Корпорация формируется на основе устава, официального документа, утвержденного государственными органами. В уставе определяется величина уставного капитала и первоначальное количество акций, которые продаются акционерам. Полученные после продажи акций средства используются для организации производственной деятельности. Если корпорация получает прибыль, то часть прибыли может быть выплачена акционерам в качестве дивидендов. Теоретически все акционеры могут участвовать в выборах совета директоров и управляющих. Но практически этого не происходит. Современные крупные корпорации имеют десятки тысяч держателей акций, которые не участвуют в собраниях акционеров и выборах руководящих органов корпорации.
Типичная структура корпорации представлена на рис. 2.14, где выделены важнейшие подразделения корпорации (отдел продаж, производственный отдел, финансовый отдел) и общая структура управления корпорацией (собрание акционеров, совет директоров, президент, вице-президенты).

Рис. 2.14

Все предприятия, действующие в рыночной экономике, являются экономическими агентами, или субъектами рыночной экономики. Они самостоятельно принимают решения о производстве и сбыте продукции. При этом они ориентируются на цены и спрос со стороны потребителей, соизмеряют свои затраты на ресурсы с ценами на продукцию. Принимая решения о производстве того или иного товара, предприятия учитывают общую экономическую ситуацию в национальной и мировой экономике.
Все перечисленные выше аспекты поведения экономических агентов рассматриваются в различных разделах настоящего учебника. Поведение потребителей, теория спроса излагаются в темах 3-4; поведение производителей, теория предложения рассматриваются в темах 3, 5; анализ рынков ресурсов дается в теме 6; макроэкономическая ситуация и роль государства характеризуются в темах 7-11; внешнеэкономические аспекты рассматриваются в темах 12-13.

К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.113.24 (0.008 с.)