Контракты с государственными служащими 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контракты с государственными служащими



 

Правовое положение государственных служащих определяется Законом РБ «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 марта 2003 г. с последующими дополнениями. Это принципиально новый акт в системе законодательства о государственной службе. Закон регулирует весь комплекс основных вопросов государственной службы. В нем установлены базовые принципы организации и функционирования государственной службы в республике, основы ее прохождения, правового положения, материального и социального обеспечения государственных служащих.

Соотношение закона «О государственной службе» и трудового законодательства, вопросы специфики деятельности отдельных категорий государственных служащих основаны на принципе субсидиарности. Значительная часть норм трудового законодательства дополняет регулирование отношений, связанных с прохождением государственной службы, о чем указывает и сам закон (ст. 22, 30, 32, 40, 50, 57). На государственных служащих распространяется законодательство о труде по вопросам заключения, изменения и прекращения контрактов, рабочего времени и времени отдыха, трудовой дисциплины и многое другое, поскольку государственная служба является видом трудовой деятельности. Этот подход наблюдается и в конвенции МОТ от 28 июня 1978 г. «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе».

Заключение контракта с государственными служащими регулируется ст. 30 закона, который определяет контракт как трудовой договор, заключенный в письменной форме на определенный срок, содержащий в отношении вопросов поступления, прохождения и прекращения государственной службы особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде.

С государственными служащими, занимающими должность путем назначения, заключаются контракты. Контракт дает возможность предусмотреть права и обязанности, конкретизировать отдельные условия применительно к конкретному государственному служащему.

Общий порядок и условия заключения контрактов нанимателей с государственными служащими установлены Положением о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 7 октября 2003 г. № 1271, с последующими изменениями и дополнениями.

С помощью контракта на государственной службе:

– конкретизируются взаимные права, обязательства, ответственность сторон;

– обеспечиваются наиболее благоприятные условия для профессиональной государственно-служебной деятельности;

– индивидуализируются общие нормы прохождения службы на всех ее этапах применительно к общей и профессиональной подготовке государственного служащего, стажу его службы, служебному опыту, личностным качествам;

– гарантируется социальная защищенность.

Сторонами контракта являются государственный служащий и государственный орган, от имени которого выступает руководитель этого государственного органа. Контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах на срок не менее одного года и не более пяти лет.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 октября 2004 г. № 1341 в Положение о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими внесено дополнение о сроках заключения контрактов. В частности, предусмотрено, что срок действия контракта, заключаемого с государственным служащим, успешно и добросовестно исполняющим служебные обязанности и не допускающим нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, может заключаться:

– с имеющим длительный стаж государственной службы, а также в случаях, предусмотренных коллективным договором или контрактом, – продолжительностью не менее трех лет;

– с имеющим высокий профессиональный уровень и квалификацию, – продолжительностью не менее пяти лет;

– с достигшим предпенсионного возраста (женщины – 53 года, мужчины – 58 лет), – не менее чем до достижения пенсионного возраста и получения права на пенсию по возрасту.

Данным постановлением предусмотрено также, что срок действия контракта при его продлении по истечении срока действия государственным служащим – женщинам, как правило, определяется в период нахождения в отпуске:

– по беременности и родам – до окончания данного отпуска;

– по уходу за ребенком – до достижения ребенком возраста трех лет.

С гражданами, поступающими на государственные должности, учрежденные для непосредственного обеспечения деятельности и реализации полномочий Президента Республики Беларусь, других государственных должностей, контракт заключается на срок, не превышающий срока полномочий соответствующих должностных лиц. Перечень таких должностей определяется Президентом Республики Беларусь и правительством.

В соответствии с п. 6 ст. 30 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» с гражданами, поступающими на государственную службу на период выполнения обязанностей временно отсутствующего государственного служащего, заключается срочный трудовой договор в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.

Особый порядок заключения контрактов установлен с гражданами, назначаемыми на государственные должности и освобождаемыми от должностей Президентом Республики Беларусь и регулируется указом от
5 июля 2002 г. № 361 «О заключении контрактов с некоторыми лицами, назначаемыми на должности и освобождаемыми от должностей Президентом Республики Беларусь», с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии со ст. 31 закона в контракте должны быть указаны в качестве обязательных следующие сведения и условия:

– дата подписания;

– данные о государственном служащем и нанимателе;

– место работы, должность государственного служащего;

– срок действия контракта;

– основные права и обязанности сторон.

Права государственного служащего предусмотрены ст. 20 закона, обязанности – ст. 21 закона. Сведения, которые должны содержаться в контракте в качестве обязательных, установлены также Положением о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 2003 г. № 1271, с последующими изменениями и дополнениями.

Основания для прекращения контракта предусмотрены ст. 32 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь», которая корреспондирует со ст. 40 данного закона, устанавливающей основания прекращения государственной службы.

Контракт может быть прекращен и в иных случаях, предусмотренных законодательством о труде и другими законодательными актами. Данное положение закона о государственной службе предоставляет право сторонам контракта расторгнуть его по всем основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Республики Беларусь.

Для более детального изучения данного вопроса рекомендуется ознакомиться с комментарием к Закону Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» в специальном выпуске журнала «Отдел кадров» (2005 г.).


Вопросы к семинарскому занятию

1. Контракт как вид трудового договора и его особенности.

2. Порядок заключения контракта, его содержание.

3. Основания и порядок прекращения контракта.

4. Контракты с государственными служащими.

Решение ситуаций № 1 – 10 на с. 153 – 156 «Практикума по трудовому праву».

 

Литература

1. Бахнов М.С. Контракт как особая разновидность трудового договора. //Трудовое право. – 1997. – № 1.

2. Василевич Г.А., Чичина А.П. Контракт и коллективный договор: права работников. //Отдел кадров. – 2004. – № 12. – С. 13 – 15.

3. Войтик А.А. Еще раз о приеме на работу по контракту. // Управление персоналом. – 2002. – № 4.

4. Войтик А.А. Обоснование причин перевода работников с бессрочного трудового договора на трудовой контракт. // Отдел кадров. – 2004. –
№ 12. – С. 16 – 21.

5. Гудимов Д. Условия контракта с руководителями предприятий. // Хозяйство и право. – 1998. – № 8. – С. 109 – 111.

6. Комментарий к Закону Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» // Отдел кадров, спецвыпуск, ч. 1, 2. – Мн., 2005.

7. Курылева О.С. Контракты в судебной практике: проблемы и коллизии. //Промышленно-торговое право. – 1998. – № 3 – 4. – С. 102 – 125.

8. Мартиросян Э.Р. Правовая природа отношений между руководителем организации и собственником ее имущества. // Государство и право. – 1996. – № 10. – С. 48 – 53.

9. О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления правительства Республики Беларусь по вопросам заключения контрактов. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.08.2004 № 1012. //Национальный реестр правовых актов РБ. – 2004. – № 137. – 5/14714.

10. О внесении дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам заключения контрактов. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.10.2004 №1341.
// Национальный реестр правовых актов РБ. – 2004. – № 172. – 5/15054.

11. О примерных формах контрактов. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.01.2005 № 19. //Национальный реестр правовых актов РБ. – 2005. – № 5. – 5/15438.

12. Оликер Л. Еще раз о контрактах. // Управление персоналом. – 2002. – № 8.

13. Томашевский К.Л. Переход на контрактную форму найма: новеллы в законодательстве и перспективы его применения. // DE JURE. – 1999. – № 40.

14. Островский Л.Я. Правовая фикция как прием юридической техники в трудовом законодательстве. // Отдел кадров. – 2006. – № 9. – С. 51 – 55.

15. Томашевский К.Л., Войтик А.А. Трудовые контракты: заключение, продление и прекращение. – Мн.: Дикта, 2006.

16. Черноруцкая И. Законодательство о контрактах и Трудовой кодекс: проблемы совместимости. //Национальная экономическая газета. – 2000. – 22 марта.

17. Чичина А.И. Перечень нормативных правовых актов Республики Беларусь, регламентирующих вопросы заключения контрактов. // Отдел кадров. – 2004. – № 1. – С. 28 – 29.

18. Юркевич Н.Г. Контрактная форма найма. //Промышленно-торговое право. – 2001. – № 4.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие нормативные правовые акты, регулирующие заключение контракта, вы знаете?

2. Что такое контракт и где дано его определение?

3. Какие черты, отличающие контракт от трудового договора, вы можете назвать?

4. Предусматривает ли законодательство круг лиц, с которыми контракты не могут заключаться?

5. Могут ли быть переведены работники, с которыми трудовой договор заключен на неопределенный срок, на контрактную форму найма?

6. На какие сроки могут заключаться контракты?

7. Назовите нормативные правовые акты, регулирующие сроки заключения контрактов.

8. При наличии каких условий работники могут быть переведены на контрактную форму найма?

9. Могут ли условия контракта ухудшать положение работника по сравнению с предусмотренными законодательством о труде?

10. Какие дополнительные основания прекращения трудовых отношений по сравнению с Трудовым кодексом предусмотрены декретом президента № 29?

11. Какие категории работников имеют преимущественное право на заключение контрактов на срок до пяти лет?

12. Могут ли заключаться контракты с беременными женщинами?

13. Какие льготы при заключении контрактов предусмотрены для женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; лиц предпенсионного возраста?

14. В каком порядке может осуществляться перезаключение контракта и чем оно отличается от его продления?

15. Как законодатель регулирует порядок прекращения контракта?

16. Чем регулируется порядок заключения контрактов с государственными служащими и в чем его особенность?

 
 
 

Тема 15. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

 


1. Понятие заработной платы.

2. Тарифная система и ее элементы.

3. Форма, системы оплаты труда.

4. Нормы труда и сдельные расценки.

Понятие заработной платы

 

С появлением рынка труда и наемной рабочей силы как товара происходят коренные изменения в сущности заработной платы и ее понятия.

Заработная плата, являющаяся основным законным источником удовлетворения материальных и духовных потребностей работников и членов их семей, представляет собой важнейшую экономическую и юридическую категорию.

Прежнее представление о заработной плате как экономической категории базировалось на теории распределения общественного продукта из единого центра. Заработная плата рассматривалась как часть национального дохода, которая в денежной форме и плановом порядке распределяется между трудящимися в зависимости от количества и качества затрачиваемого ими труда.

Такое представление о заработной плате явно не соответствует складывающимся новым экономическим отношениям. Видный ученый-правовед А.Д. Зайкин определяет заработную плату с точки зрения экономической категории как денежную форму выражения цены рабочей силы, которая проявляется как вознаграждение работников за труд и его конечные результаты, из чего вытекает, что заработная плата имеет денежную форму, которая выражает цену рабочей силы.

Цена рабочей силы определяется физическими потребностями наемного работника, а также потребностями, порожденными социальными и культурными условиями, и зависит от спроса и предложения.

Сочетание рынка рабочих мест и рынка рабочей силы образует рынок труда как основной элемент всего рыночного механизма.

Столкнувшись на рынке труда, продавец рабочей силы (работник) и покупатель рабочей силы (наниматель) вступают в отношения и определяют цену рабочей силы, фиксируемую затем в договоре (контракте).

Следует иметь в виду, что такое понимание заработной платы как экономической категории имеет прямое отношение только к производственной сфере, где создаются материальные, жизненные блага.

В условиях перехода к рыночной экономике меняется понимание заработной платы и как юридической категории.

Можно выделить основные признаки заработной платы:

– вознаграждение за труд, т.е. за выполненную работу;

– выплачивается в денежной форме;

– основана на заранее установленных тарифных нормах (тарифных ставках, окладах и сдельных расценках);

– выплачивается по конечным результатам труда, в производственной сфере – за счет средств, заработанных данным коллективом;

– ее размер максимальным пределом не ограничивается и не может быть ниже минимального, установленного государством размера оплаты труда.

Согласно ст. 57 Трудового кодекса РБ заработная плата представляет собой совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

Фактически выполненной считается работа, имеющая количественную или качественную оценку, если она выполнена в соответствии с соблюдением установленных требований (правил, стандартов и т.д.) и принята уполномоченным лицом или органом (ОТК, заказчик и т.д.).

В заработную плату входят также выплаты за перерывы, входящие в рабочее время (для кормления, обогрева, отдыха).

Не являются заработной платой:

– доходы, получаемые в результате владения и распоряжения различными формами собственности, в том числе акционерных, крестьянских и личных подсобных хозяйств;

– выплаты, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником и обязанностями в соответствии с законом о предпринимательстве

– выплаты, связанные с выполнением обязательств, возникающих на основе договора подряда и иных договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РБ.

В заработную плату включаются:

– оплата за выполненную работу и отработанное время;

– надбавки и доплаты стимулирующего и компенсирующего характера (совмещение профессий, расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, профессиональное мастерство, высокие достижения в работе);

– премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, носящие регулярный или периодический характер;

– сохраняемая заработная плата за периоды, включаемые в рабочее время (отпуск, вынужденный прогул, выполнение государственных или общественных обязанностей).

Заработная плата делится на основную и дополнительную:

– основная заработная плата отражает интенсивность, сложность, квалификацию труда и условия, в которых он протекает. В нее входят тарифные ставки, дополнительные оклады, оплата при отклонениях от нормальных условий труда;

– дополнительная часть заработной платы состоит из премий, вознаграждений по итогам работы за год, различных доплат и надбавок.

Как вознаграждение за труд по трудовому договору заработная плата отличается от вознаграждения, предусмотренного рядом гражданско-правовых договоров, связанных с применением труда (подряда, поручения). Таким образом, заработная плата:

– это оплата затрат живого труда в процессе общественного производства, а вознаграждение по гражданско-правовым договорам – это оплата конечных результатов труда;

– регулируется с помощью государственного или локального методов, а вознаграждение по гражданско-правовым договорам – сторонами;

– имеет минимальный размер, а для оплаты труда по гражданско-правовым договорам он не установлен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.11.178 (0.05 с.)