Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исполнение и ответственность сторон

Поиск

По коллективному договору

 

Выполнение условий коллективного договора должно находиться под постоянным контролем, осуществляемым сторонами, а также вышестоящими хозяйственными и профсоюзными органами.

Как правило, ход выполнения коллективного договора ежегодно рассматривается на совместном заседании нанимателя и профсоюза, и не реже одного раза в полугодие об этом информируются работники.

Если невыполнение коллективного договора выразилось в нарушении охраны труда, а также в несоблюдении нормативной части договора, то виновные должностные лица могут быть подвергнуты административной ответственности

При этом следует отметить, что Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь имеет лишь одну статью 41, которая устанавливает, что нарушение должностными лицами законодательства о труде влечет наложение штрафа до 10 базовых величин. Это единственный состав, по которому можно привлечь сторону к ответственности за нарушения в сфере коллективного договора.

Если неисполнение условий коллективного договора по охране труда повлекло несчастный случай с работником или иные тяжелые последствия, должностные лица привлекаются к уголовной ответственности.

Материальная ответственность в отношении виновных должностных лиц применяется в том случае, когда неисполнение обязанностей по коллективному договору повлекло причинение имущественного ущерба.

Должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем организации и другими лицами по подчиненности. Профсоюзные органы могут в случае необходимости вносить в соответствующие организации предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности руководящих работников, которые нарушают законодательство о труде, в том числе не выполняют условия коллективного договора.

За односторонний отказ от ведения коллективных переговоров государственными инспекциями труда на нанимателя может налагаться штраф в размере от 50 до 100 базовых величин.

В данном вопросе интересен опыт российского законодательства. Административный и Трудовой кодексы РФ содержат следующие составы привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере коллективно-договорного регулирования:

· уклонение от участия в переговорах о заключении, об изменении или дополнении коллективного договора, либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора в определенные сторонами сроки;

· непредоставление в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров, осуществление контроля за соблюдением коллективного договора;

· необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения;

· нарушение и невыполнение работниками или лицом, его представляющим, обязанностей по коллективному договору.

Данные составы в качестве ответственности предусматривают наложение на виновных лиц денежного штрафа.

Следовательно, можно сделать вывод, что законодательство Республики Беларусь требует совершенствования в вопросе ответственности за нарушения в сфере коллективно-договорного регулирования, развернутого перечня составов правонарушений.

Анализируя практику, можно сделать вывод, что конкретная ответственность сторон за невыполнение принятых обязательств очень редко предусматривается в содержании коллективных договоров. Как правило, дело ограничивается формулировкой: «стороны несут ответственность в соответствии с законодательством».

Тем не менее, стороны могут установить в коллективном договоре следующие меры ответственности должностных лиц за неисполнение обязанностей:

1) привлечение к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством о труде;

2) лишение надбавок стимулирующего характера, премий, вознаграждения по итогам работы за год, других персональных выплат;

3) досрочное расторжение контракта с работником, ответственным за выполнение таких обязательств.

В целом институт ответственности сторон коллективного договора является гарантией защиты их прав и важнейшим элементом социального партнерства.

Трудовое законодательство Беларуси в течение многих десятилетий предписывало, какие вопросы должны содержаться в коллективном договоре. В Трудовом кодексе Республики Беларусь содержится примерный перечень вопросов, которые могут включаться в коллективный договор, но теперь стороны получили необходимую свободу в определении его содержания. Кроме статей 360 и 364 ТК, которые определяют, какие положения могут содержаться в соглашении и коллективном договоре, еще в шестидесяти двух статьях Трудового кодекса предусмотрена возможность или необходимость коллективно-договорного регулирования трудовых и социально-экономических отношений.

Подавляющее большинство вопросов, которые отнесены к коллективно-договорному регулированию, могут быть урегулированы как в коллективном договоре, так и в соглашении. В ряде случаев законодатель определяет уровень коллективно-договорного регулирования тех или иных трудовых и социально-экономических отношений. Например, дополнительные поощрительные отпуска могут устанавливаться за счет собственных средств нанимателя коллективным договором, соглашением, самостоятельно нанимателем (ст. 160 ТК), а выдача работникам средств индивидуальной защиты сверх установленных норм может предусматриваться только коллективным или трудовым договором (ч. 2 ст. 230 ТК). Полагаем, данные расхождения обусловлены недостатками законотворчества и нуждаются в гармонизации. В белорусском законодательстве число диспозитивных норм значительно превосходит число императивных, в которых предусматривается обязательность урегулирования какого-либо отношения в коллективном договоре, соглашении (например, ст. 71, ч. 2 ст. 392 ТК). В ряде случаев определенное право предусматривается в Трудовом кодексе, а условия и порядок его реализации возлагаются на коллективные договоры и соглашения. Так, согласно ч. 2 ст. 265 ТК матери, воспитывающей двоих и более детей в возрасте до 16 лет, по ее заявлению предоставляется один свободный от работы день с оплатой в размере и на условиях, предусмотренных в коллективном договоре. Если указанные процедурные вопросы не будут предусмотрены в коллективном договоре, то реализация самого права становится затруднительной или невозможной.

Белорусский законодатель достаточно гибко подходит к вопросу о виде актов, в которых может быть урегулировано определенное отношение. Во многих случаях используются относительно определенные (альтернативные) нормы, т. е. вопрос может быть урегулирован не только в коллективном договоре, но и в соглашении, трудовом договоре, правилах внутреннего трудового распорядка, самостоятельно нанимателем. Стороны коллективных трудовых отношений зачастую не используют возможности коллективно-договорного регулирования, которые предоставляет им законодатель. Хотя в белорусском законодательстве предусмотрен достаточно широкий круг вопросов, который может быть урегулирован в коллективном договоре, соглашении, эти возможности не используются в полной мере при заключении коллективных договоров, соглашений.

Не всегда это связано с отсутствием необходимых материальных средств для предоставления работникам определенных гарантий. В ряде случаев объяснение кроется в формальном подходе к заключению коллективного договора, ориентации на макеты коллективных договоров и договоры прошлых лет. Например, в коллективном договоре могут быть определены порядок ведения делопроизводства комиссии по трудовым спорам; порядок отнесения выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам и присвоение работникам соответствующей квалификации; обстоятельства, при наличии которых допускается отзыв из отпуска; состав членов примирительной комиссии; порядок рассмотрения споров в трудовом арбитраже и т.д.

При разработке проекта коллективного договора следует учитывать, что около 80 статей ТК напрямую относят установление тех или иных норм в коллективном договоре.

 

Вопросы к семинарскому занятию

1. Понятие и стороны коллективного договора, соглашения.

2. Содержание коллективного договора.

3. Порядок заключения, изменения и дополнения коллективного договора, соглашения.

4. Контроль за исполнением коллективного договора, соглашения.
Ответственность сторон.

Решение задач № 1 – 8 на с. 56 – 59 «Практикума по трудовому праву».

 

Литература

1. Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора // Журнал рос. права. – 2000. – № 7.

2. Концепция развития системы социального партнерства в Республике Беларусь. Одобрена Национальным советом по трудовым и социальным вопросам 12.03.1997 // Национальная экономическая газета. – 1997. – № 15.

3. О развитии социального партнерства в Республике Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь от 15.07.1995 № 278 // Собрание указов президента и постановлений Кабинета министров РБ. – 1995. – № 21. – Ст. 485 в ред. от 5.05.1999 № 252.

4. О мерах по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления и профессиональных союзов. Указ Президента Республики Беларусь от 16.12.1997 № 639 // Собрание декретов, указов президента и постановлений правительства Республики Беларусь. – 1997. – № 35. – Ст. 1094.

5. Положение о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам. Утв. Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.1999 № 252 // Собрание декретов, указов президента и постановлений правительства Республики Беларусь. – 1999. – № 13. – Ст. 357.

6. Нуртдинова А.Ф. Коллективный договор и трудовые отношения // Юридический мир. – 1997. – № 4. – С. 23 – 27.

7. Нуртдинова А.Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в современной России. – М., 1998. – С. 149.

8. Синьков Б.Б. Регулирование вопросов, связанных с предоставлением отпусков, в коллективных договорах // Отдел кадров. – 2005. – № 3. – С. 43 – 44.

9. Смирнов Ю.П., Юркевич Н.Г. Коллективные трудовые правоотношения. // Промышленно-торговое право. – 1998. – № 1 – 2. – С. 5 – 93.

10. Стаценко В.Г. Правотворческая и правоприменительная деятельность Международной организации труда в сфере социального партнерства // Материалы третьей междунар. конф. 22 – 23 июня 2002 г. – Витебск, 2000. – С. 119 – 129.

11. Часаліна В.У. Прынцыпы сацыяльнага партнерства.//Весці НАН Беларусі. Сер. гуманітарных навук. – 1999. – № 1. – С. 25 – 27.

12. Чесалина О.В. Коллективные трудовые отношения в Республике Беларусь на современном этапе: правовые вопросы // Право и демократия. – Вып. 10. – Мн., 1999.

13. Чесалина О.В. Возможности коллективно-договорного регулирования труда. // Отдел кадров. – 2002. – № 9. – С. 54 – 58.

14. Чесалина О.В. Практика коллективно-договорного и индивидуально- договорного регулирования в вопросах и ответах. // Отдел кадров. – 2004. – № 6. – С. 36 – 38.

15. Чесалина О.В. К вопросу о сроках в трудовом праве. // Отдел кадров. – 2003. – № 4. – С. 39 – 42.

16. Чичина А.Л. Коллективные переговоры // Отдел кадров. – 2003. – № 9. – С. 64 – 67.

17. Чесалина О.В. К вопросу об изменении и действии коллективного договора. // Отдел кадров. – 2003. – № 6. – С. 33 – 37.

18. Черноруцкая Н.М. Анализ коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на примере БГУ. // Отдел кадров. – 2005. – № 3. –
С. 39 – 42.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое коллективный договор?

2. Где впервые появились коллективные договоры?

3. Какой нормативный акт регулирует заключение коллективного договора, соглашения?

4. На каких принципах осуществляется заключение коллективных договоров и соглашений и все ли они должны соблюдаться участниками коллективных договоров и соглашений?

5. Что означает термин «коллективные переговоры»?

6.Кто ведет коллективные переговоры?

7. Предусматривала ли существовавшая ранее в нашей стране практика
переговоры перед подписанием коллективного договора?

8. Кто является сторонами коллективного договора и чем от них отличаются субъекты-исполнители?

9. Кем определяются содержание и структура коллективного договора?

10. Что представляет собой содержание коллективного договора?

11. Как классифицируются условия коллективного договора?

12. В течение какого времени сохраняет свое действие коллективный договор при реорганизации предприятия?

13. Какие функции выполняет коллективный договор?

14. На какой круг работников распространяется действие коллективного договора и определено ли это на законодательном уровне?

15. Что такое соглашение и какие их виды предусмотрены законодательством?

16. Кто определяет порядок, сроки разработки и заключения соглашений?

17. Охарактеризуйте субъекты соглашений в зависимости от уровня, на котором оно заключено.

18. Как законодатель регулирует порядок регистрации коллективных договоров, соглашений?

 
 
 

ТЕМА 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ

И ТРУДОУСТРОЙСТВА

1. Понятие рынка труда и занятости.

2. Государственная служба занятости.

3. Понятие безработного, его правовой статус.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.45 (0.008 с.)