Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоотношения, тесно связанные с трудовыми

Поиск

 

Правотношения по обеспечению занятости и трудоустройству. Республика Беларусь как социальное государство решает при осуществлении социальной политики такую важную задачу, как содействие в обеспечении занятости населения. В реализации права граждан на труд одной из гарантий государства, закрепленной в Законе Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 года, является бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

В достижении целей государственной политики занятости наряду с экономическими факторами большое значение имеет правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере занятости и процессе трудоустройства граждан. Возникающие здесь правоотношения являются факультативными по отношению к трудовым правоотношениям. Их принято рассматривать как единство трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных правоотношений:

– между органами службы занятости, выполняющими посредническую функцию органа трудоустройства, и лицами, заинтересованными в получении подходящей работы и обратившимися в соответствующие органы;

– между органом службы занятости и нанимателем, нуждающимся в подборе работников;

– между лицом, обратившимся в государственную службу занятости, и нанимателем, куда он направлен органом службы занятости.

Таким образом, основанием возникновения правоотношения между органом службы занятости и гражданином, заинтересованным в подыскании работы, является такой юридический акт, как обращение гражданина с заявлением в орган службы занятости за содействием в поиске подходящей работы.

Содержание данного правоотношения составляют права и обязанности его участников, закрепленные в Законе РБ «О занятости населения Республики Беларусь», Трудовом кодексе, иных нормативных правовых актах о труде. Служба занятости, как орган трудоустройства, в данной ситуации обязана принять заявление гражданина и соответствующие документы, осуществить регистрацию и предпринять все необходимые меры для поиска подходящей работы и направления гражданина в конкретную организацию. При невозможности предоставления подходящей работы гражданин признается безработным на основании соответствующего решения службы занятости

С момента устройства на работу данное правоотношение прекращается. Оно может быть в любое время прекращено и по желанию самого гражданина, поскольку на основе свободы труда ему принадлежит право распоряжаться своими способностями к труду.

Правоотношения между органом службы занятости и конкретной организацией возникают с момента появления так называемой нанимательской правоспособности организации и прекращается с ликвидацией этой правоспособности. Содержание данного правоотношения составляют права и обязанности его участников.

В соответствии с Законом РБ «О занятости населения Республики Беларусь» наниматели принимают участие в обеспечении занятости граждан. Они содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе на основании соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов, а также трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Наниматель обязан предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и т.п. Органы службы занятости обязаны бесплатно информировать нанимателей о состоянии рынка труда и т.п.

Правоотношения между гражданином, направленным службой занятости для трудоустройства, и конкретной организацией (нанимателем) возникают с момента представления гражданином нанимателю соответствующего направления. Содержанием данного правоотношения является обязанность гражданина предъявить это направление и право нанимателя принять на работу гражданина, имеющего направление органа службы занятости. Прием гражданина на работу связан с заключением трудового договора на основе свободы выбора сторонами друг друга и достижения соглашения между нанимателем и будущим работником. Однако следует иметь в виду, что акт направления службы занятости может носить обязывающий характер, если, например, речь идет о гражданах, направленных согласно закону в счет установленной квоты. Отказ в приеме на работу в этом случае может быть обжалован в суд.

При положительном решении вопроса о приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, наниматель возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. Таким образом, заключение трудового договора служит основанием возникновения трудового правоотношения и прекращает правоотношение по трудоустройству. В данном случае правоотношение по трудоустройству предшествует возникновению трудового правоотношения.

Отношения по профессиональной подготовке работников на производстве, повышению квалификации кадров:

– по подготовке кадров – ученические (предшествующие трудовым);

– по повышению квалификации кадров (сопутствующие);

– по руководству обучением.

Правоотношения по ученичеству возникают меду физическим лицом (гражданином), принимаемым для его обучения определенной специальности (профессии) с последующей работой по этой специальности, и нанимателем. Основанием возникновения данного правоотношения является заключение ученического договора, субъектами правоотношения выступают ученик и наниматель. Содержание правоотношения составляют обязанности ученика освоить практические навыки и умения, теоретический курс с целью овладения специальностью; соблюдая внутренний трудовой распорядок. Наниматель со своей стороны обязан организовать обучение, оплачивать время обучения в размере, установленном договором; по окончании обучения предоставить работу согласно полученной специальности.

Продолжительность обучения – до 6 месяцев. В этот период на ученика распространяются законодательство о труде, коллективный договор и другие локальные правовые акты. С момента окончания учеником обучения и сдачи квалификационного экзамена ученическое правоотношение прекращается и преобразуется в трудовое правоотношение.

Отношение по поводу повышения квалификации кадров возникает между работником и нанимателем, которые уже состоят в трудовых правоотношениях, и потому является сопутствующим. Основанием его возникновения является соглашение сторон. Направление работника на повышение квалификации оформляется приказом, распоряжением нанимателя. Повышение квалификации может охватывать разные категории работников: специалистов, руководителей управленческий персонал и др. Организационные формы повышения квалификации различаются в зависимости от целей, отраслевой принадлежности организации, категории работников (например, стажировка, курсовое обучение, освоение новых приборов, оборудования и т.п.). Правоотношение по повышению квалификации прекращается с момента окончания обучения работника.

Отношения по руководству обучением возникают на основе договора между обучающим и нанимателем. Обучающий обязуется в дополнение к своим основным трудовым обязанностям обучать прикрепленных к нему для подготовки лиц. Наниматель обязуется организовать учебу, обеспечить необходимые условия, оплачивать труд.

Правоотношения, связанные с социальным партнерством (п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 4 ТК) это, прежде всего, правоотношения по ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров в организациях.

Правоотношения по ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров в организациях возникают между работниками и нанимателем в связи с необходимостью разработки, обсуждения и принятия такого локального правового акта, как коллективный договор. Содержание этих правоотношений составляют права и обязанности их участников в сфере организации труда и управления им, связанные с установлением условий и оплаты труда, его охраной, занятостью, что обусловливает права и обязанности субъектов трудового правоотношения. Возникают эти правоотношения по инициативе любого из участников – работников или нанимателя (их представителей), а прекращаются с истечением срока действия коллективного договора.

Особенность данного правоотношения состоит в приоритете прав работников и их представителей при ведении коллективных переговоров с нанимателем (его представителем) и при заключении коллективного договора. Это проявляется следующим образом: а) работники и наниматель (их представители) в одинаковой мере наделены правом выступать инициатором переговоров, а равно обязаны в установленный семидневный срок вступать в переговоры, получив уведомление от другой стороны; при этом для представителей нанимателя установлена ответственность за уклонение от участия в переговорах; б) представители работников и нанимателя как участники переговоров имеют полную свободу в выборе и обсуждении содержания коллективного договора, однако представители нанимателя обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников; в) правом принятия решения о необходимости заключения коллективного договора с нанимателем наделены представители работников или общее собрание (конференция) работников организации.

Кроме того, в положении участников данного правоотношения есть еще две существенные особенности. Во-первых, они выступают как равноправные социальные партнеры, которые на основе свободы и добровольного выбора принимают устраивающие их решения по соглашениям сторон на протяжении всего периода коллективных переговоров. Во-вторых, на утверждение общего собрания (конференции) выносится не подготовленный локальный правовой акт, а проект коллективного договора как результат согласованного решения, принятого на паритетной основе равноправными социальными партнерами – участниками правоотношения.

Момент подписания коллективного договора является окончанием коллективных переговоров, но не прекращением правоотношения, которое действует до окончания действия коллективного договора. При недостижении согласия по проекту коллективного договора составляется протокол разногласий, дата подписания которого является моментом окончания коллективных переговоров и прекращения правоотношений по ведению коллективных переговоров и заключению коллективного договора.

Правоотношения по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений возникают между представителями работников и нанимателей на различном уровне (территории, отрасли, региона). Соглашения различного уровня (от местного до генерального) предполагают и различных участников (сторон), заключающих эти соглашения, а также выход их за рамки отдельной организации (нанимателя).

В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений определяется уровень соглашений и различаются его участники
(ст. 359 ТК). По решению представителей заключаемые ими соглашения могут быть двусторонними либо трехсторонними с участием соответствующих государственных органов или местных исполнительных и распорядительных органов. Правоотношения по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений возникают в связи с необходимостью разработки, обсуждения и заключения соглашений при направлении представителем, инициирующим коллективные переговоры, другому представителю письменного уведомления о начале коллективных переговоров.

На основе равноправного сотрудничества, без какого-либо подчинения представителю государственного органа усилия трех участников направляются на согласование их социально-экономических интересов и разработку проекта соглашения соответствующего уровня. Процедура этих переговоров идентична процедуре ведения коллективных переговоров для заключения коллективного договора с учетом определенных особенностей.

Отношения по контролю и надзору за охраной труда и соблюдением законодательства о труде. Эти правоотношения являются непременным спутником трудовых правоотношений. Обеспечение условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также соблюдение в организациях правил и норм по охране труда – одна из важнейших обязанностей нанимателя, его органов управления и должностных лиц организации. Столь же важной их обязанностью является соблюдение законов, иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения, трудовых договоров с работниками.

Надзор и контроль бывает двух видов: государственный и общественный. Государственный контроль осуществляется Генеральным прокурором и починенными ему прокурорами, специальными уполномоченными органами (Департамент государственной инспекции труда в структуре Министерства труда и социальной защиты). Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы, их органы и создаваемые ими инспекции труда.

Данные правоотношения в системе правоотношений трудового права тесно связаны с трудовыми правоотношениями. Это проявляется в обеспечении надлежащего уровня охраны труда в организациях, т. е. создания условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и соблюдения правил и норм по охране труда, а также в поддержании и соблюдении законности в трудовых отношениях путем как пресечения нарушения трудового законодательства, так и предотвращения таких нарушений при осуществлении проверок, иных форм контроля.

Правоотношения по надзору и контролю за охраной труда являются длящимися. Они возникают на этапе предупредительного надзора и продолжаются до ликвидации организаций. Содержание данного вида правоотношений составляют права и обязанности их субъектов по обеспечению условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, при осуществлении надзорных и контрольных функций.

Правоотношения по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде возникают в ходе реализации государственными органами соответствующих полномочий, а также при осуществлении общественного контроля.

Содержание указанных правоотношений составляют права и обязанности по восстановлению прав и законных интересов работников и их коллективов, нарушенных неправомочными действиями нанимателей или их представителей и в связи с привлечением к ответственности виновных должностных лиц организации.

Отношения по рассмотрению трудовых споров являются факультативными по отношению к трудовым правоотношениям. Они могут возникать между работником и нанимателем либо между работниками и нанимателем. По субъектам спора их можно разделить на правоотношения:

– по рассмотрению индивидуальных трудовых споров;

– по разрешению коллективных трудовых споров.

Субъектами правоотношений по рассмотрению индивидуальных трудовых споров выступают участники спора: работник, наниматель и органы, уполномоченные рассматривать индивидуальные трудовые споры. Такими органами являются комиссия по трудовым спорам (КТС), создаваемая непосредственно в организации, и суд. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС регулируется Трудовым кодексом, а в суде эти споры рассматриваются в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса и отдельными статьями ТК (ст. 241 – 243 ТК).

Субъектами правоотношений по рассмотрению коллективных трудовых споров являются участники спора – работники и наниматель (их представители), а также специально создаваемые в рамках примирительной процедуры органы: примирительная комиссия и (или) посредник, трудовой арбитраж. Коллективные трудовые споры возникают по вопросам установления, изменения условий труда и его оплаты, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений. Если коллективный спор возникает в ходе заключения соглашений того или иного вида, то участниками спора выступают те субъекты, между которыми данное соглашение заключается.

Основанием возникновения правоотношения по рассмотрению индивидуального трудового спора является обращение работника с заявлением в комиссию по трудовым спорам либо обращение работника или нанимателя в суд.

Моментом начала коллективного трудового спора могут быть:

а) письменное сообщение нанимателя об отклонении направленных ему требований работников либо отсутствие ответа в установленный срок;

б) дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров для заключения коллективного договора, соглашения.

При рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров складываются соответствующие правоотношения, которые носят процедурно-процессуальный характер. Содержание их составляют предусмотренные законодательством о труде процессуальные права и обязанности субъектов этих правоотношений:

– процессуальные права и обязанности юрисдикционных органов по рассмотрению трудового спора и вынесению по нему решения или принятию предложения;

– правомочия спорящих сторон по участию в рассмотрении спора.

Вопросы к семинарскому занятию

 

1. Понятие и классификация правоотношений по трудовому праву.

2. Понятие трудового правоотношения и его признаки.

3. Субъекты трудового правоотношения.

4. Содержание трудового правоотношения.

5. Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.

6. Правоотношения, тесно связанные с трудовыми, их виды и особенности.

Решение задач № 1 – 10 на с. 33 – 37 «Практикума по трудовому праву».

 

Литература

 

1. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. – М., 1948.

2. Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. – М., 1972.

3. Викторова С.И. О правовой сущности и месте трудового правоотношения в системе правового регулирования. // Вестник Конституционного Суда РБ. – 2006. – № 3. – С. 104 – 108.

4. Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение. – М., 1977.

5. Глазырин В.В. Регулирование трудовых отношений: экспансия гражданского законодательства. // Журнал российского права. – 1998. – № 7. – С. 12 – 19.

6. Процевский А.И. Метод правового регулирования трудовых отношений. – М., 1972.

7. Процевский А.И. Предмет советского трудового права. – М., 1979.

8. Российское трудовое право. Учеб. для вузов / Под ред. проф. А.Д. Зайкина. – С. 79 – 126.

9. Скобелкин В.Н. Обеспечение трудовых прав рабочих и служащих. Нормы и правоотношения. – М., 1982.

10. Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. – М., 1999.

11. Смирнов О.В. Содержание трудового правоотношения. – М.: Труды ВЮЗИ, 1978. – Т. 56.

12. Сыроватская Л.А. О правовом регулировании трудовых отношений в современных условиях. // Гос-во и право. – 1994. – № 11.

13. Сыроватская Л.А. Трудовое право. – М., 1995. – С. 61.

14. Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учеб. пособие. – М., 1995. – С. 60.

15. Фатуев А.А. Коллективы и личности в трудовых правоотношениях.// Сов. гос-во и право. – 1990. – № 8. – С. 37 – 44.

16. Хохлов Е.Б. Об основаниях трудовых правоотношений. // Правоведение. – 1997. – № 4.

 

Контрольные вопросы

1. Какова система правоотношений трудового права?

2. Что вы понимаете под трудовым правоотношением, каковы его отличительные признаки?

3. Кто является субъектами трудового правоотношения?

4. Каково содержание трудового правоотношения?

5. Охарактеризуйте основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.

6. Когда возникает правоотношение по обеспечению занятости?

7. Что является основанием прекращения правоотношения между работником и службой занятости, нанимателем и службой занятости?

8. Кто является субъектами социально-партнерских правоотношений?

9. Какие виды правоотношений существуют в сфере профессиональной подготовки кадров?

10. Какие возможны правоотношения по материальной ответственности сторон трудового договора за причиненный ущерб?

11. Что представляют собой правоотношения по разрешению трудовых споров и на основании чего они возникают и прекращаются?

12. Что является отличительной чертой видов правоотношений трудового права?

13. В чем состоит различие между трудовым правоотношением и трудовым договором?

       
   
 
 
 
 

ТЕМА 4. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

 


1. Общее понятие и классификация субъектов трудового права.

2. Граждане как субъекты трудового права.

3. Наниматели как субъекты трудового права.

4. Профсоюзы как субъекты трудового права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.118 (0.009 с.)