Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профсоюзы как субъекты трудового права

Поиск

Одним из основных признаков свободного демократического общества является право на объединение в профессиональные союзы. В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов.

Правовое регулирование деятельности профсоюзов осуществляют Закон РБ «О профессиональных союзах» 1992 г. в редакции от 14 января 2000 г. с последующими изменениями и дополнениями; указ «О развитии социального партнерства» от 15.06.1995; указ «О мерах по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления и профсоюзов» от 16.12.1997; положение «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам», утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 5.05.1999; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; международные пакты о правах человека; конвенции МОТ: «О свободе ассоциаций и защите права на организации» 1948 г.; «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» 1948 г.; «О трудовых отношениях на государственной службе» 1978 г.

Профсоюзы – добровольная общественная организация, объединяющая граждан, в т.ч. лиц, обучающихся в вузах, средних специальных и профессионально-технических заведениях, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в непроизводственных сферах для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов своих членов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, международными пактами об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах, конвенциями МОТ и иными ратифицированными Республикой Беларусь международными договорами.

Субъектом трудового права является не сама организация, а ее органы на всех уровнях, начиная с низовых и заканчивая республиканским. Совет федерации профсоюзов избирается съездом и выступает как сторона в переговорах с органами исполнительной власти.

Порядок создания, условия приема граждан в органы определяется уставом, который утверждается и принимается каждым профсоюзом самостоятельно. Уставы подлежат регистрации в таком же порядке, как и уставы общественных организаций.

Органы приобретают права юридического лица и регистрируются в налоговой инспекции. Они владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, которое принадлежит им.

Основная часть финансовых источников – членские взносы. Они не подлежат налогообложению и не образуют долевой собственности. Деятельность профсоюзов может финансироваться из республиканского, местного бюджета, средств, передаваемых нанимателем и другими источниками.

Правовой статус профсоюза определяется применительно к его органам, а не организациям. Они представляют интересы:

– соответствующего коллектива работников (профком) или реальные свои права;

– могут выступать в качестве представителей (при ведении коллективных переговоров).

Основное социальное назначение профессиональных союзов – представлять и защищать социально-трудовые права и интересы работников.

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными и профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Принципы, характеризующие полномочия профсоюзов:

– независимость;

– самоуправление;

– добровольность объединения;

– равноправие всех профсоюзов;

– законность.

Правовое регулирование деятельности профсоюзов включает:

– собственно законодательство о них;

– трудовое законодательство в целом.

Права профсоюзов в сфере труда составляют основную часть их правового статуса. Это общая мера юридических возможностей данной организации и ее органов в сфере труда, которая служит источником субъективных прав и обязанностей профсоюзных органов в правоотношении.

 

Права профсоюзов:

– во взаимодействии с органами государственного управления;

– по защите трудовых прав граждан;

– в социально-трудовой сфере;

– контролирующие функции;

– право на информацию.

Обязанности профсоюзов:

– возникают не перед государством, а перед работниками;

– прямо не возлагаются на них, а вытекают из защитной функции профсоюзов;

– юридические обязанности заключаются в необходимости реализации предоставленных прав;

– выполнение обязанностей обеспечивается общественным моральным воздействием.

Гарантии профсоюзов – такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушения со стороны нанимателей, их объединений, органов исполнительной власти; позволяют беспрепятственно реализовывать свои полномочия:

– защиту имущественных прав и защиту права собственности на имущество, денежные средства, необходимые для выполнения своих уставных задач и т.п.);

– личные гарантии, предоставленные лицам, избранным в органы профсоюза;

– обязанность государственных органов, нанимателя всемерно содействовать профсоюзам;

– государственный надзор за соблюдением прав;

– общественный контроль;

– юридическая ответственность за нарушение прав.

Вопросы к семинарскому занятию

 

1. Понятие субъектов трудового права и их классификация.

2. Правовой статус граждан как субъекта трудового права.

3. Правовой статус нанимателя как субъекта трудового права.

4. Профсоюзы как субъекты трудового права и их правовой статус.

Решение задач № 1 – 8 на с. 44 – 46 «Практикума по трудовому праву».

 

Литература

1. Войтик А.А. Минимальный возраст для приема на работу по найму: международно-правовые стандарты и национальное законодательство // RES NOVA. – 1999. – № 3. – С. 45 – 48.

2. Громыко Н.К. Профсоюзы в рыночной экономике: изменение социальной роли //Отдел кадров. – 2003. – № 11. – С. 118 – 122.

3. О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений. Декрет Президента Республики Беларусь от 26.01.1999 № 2 // Национальный реестр правовых актов РБ. – 2001. – № 41. – 1/2571.

4. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь
«О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3.06.1993. Закон РБ от 19.07.2005 № 41-З // Национальный реестр правовых актов РБ. – 2005. – № 121. – 2/1138.

5. О профессиональных союзах. Закон Республики Беларусь от 22.04.1992 в ред. от 14.01.2000 с послед. изм. и доп. // Национальный реестр правовых актов РБ. – 2000. – № 23. – 2/146.

6. Чесалина О.В. Работник как субъект трудового права. // Отдел кадров. – 2003. – № 9. – С. 33 – 36.

7. Черноруцкая Н.М. Индивидуальный предприниматель как субъект трудовых отношений. // Отдел кадров. – 2005. – № 6. – С. 22 – 27.

 

Контрольные вопросы

 

1. Кто является субъектами трудового права?

2. Что называется правовым статусом субъекта трудового права?

3. Какие элементы входят в содержание правового статуса?

4. Что такое правовой статус работника?

5. С какого возраста у гражданина возникает трудовая правосубъектность?

6. В какой статье Трудового кодекса закреплены основные статутные права и обязанности работника?

7. Кто является нанимателем?

8. Что представляет собой уполномоченное должностное лицо нанимателя?

9. Что такое ликвидация и реорганизация юридического лица?

10. Что представляет собой правовой статус руководителя организации?

11. Какие органы профсоюза являются субъектами трудового права?

12. Какая задача является главной в деятельности профсоюза?

13. Что такое защитная функция профсоюза?

14. Какие права и гарантии закреплены за профсоюзами?

15. Предусматривает ли действующая Конституция Республики Беларусь право профсоюзов на законодательную инициативу?


ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

 

1. Понятие и сущность социального партнерства в сфере трудовых отношений.

2. Основные принципы социального партнерства.

3. Основные источники правового регулирования социального партнерства.

 

Понятие и сущность социального партнерства

В сфере трудовых отношений

 

Термин «социальное партнерство» впервые был введен в белорусское законодательство Законом РБ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ Республики Беларусь» от 15 декабря 1992 г., в котором одной из задач законодательства о труде определено развитие социального партнерства между работниками и нанимателями.

Смысловое значение словосочетания «социальное партнерство» в общем плане – это совместная деятельность участников общественных отношений в социально-трудовой сфере различных слоев и групп населения. В экономической и социальной политике «социальное партнерство» означает консультации и сотрудничество между наемными работниками (их, как правило, представляют профсоюзы) и нанимателями на разных уровнях по поводу определения (установления) взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда.

Первый опыт социального партнерства относится к 1917 г., когда отрицательный пример России вынудил руководство стран Западной Европы и США ради сохранения устойчивого развития своих государств и предотвращения массового общественного недовольства не просто обратиться к выполнению требований трудящихся, но и создать такие условия, при которых капитал должен был перейти к политике социального партнерства.

Социальное партнерство является способом регулирования трудовых отношений и разрешения конфликтов интересов и прав в сфере труда.

В развитии социального партнерства выделяют несколько моделей.

Конфронтационность, опирающаяся на силовые методы (забастовки, локауты), вытекает из непризнания оппонента равной себе стороной.

Соревновательная модель трудовых отношений развивается из конфронтационной и характеризуется расширением арсенала механизмов и процедур взаимодействия (досудебных и судебных), завершением формирования институтов представительства интересов сторон (профсоюзы и объединения работодателей) и распространением принципов тарифного регулирования.

Важная роль в переходе от одной модели социального партнерства к другой принадлежит профсоюзу. Именно на основе развития и укрепления профсоюзов и формирования объединений нанимателей распространяется практика регулирования отношений работников и нанимателей на основе коллективных договоров и соглашений, развивается тарифная автономия. А так как одной из функций тарифных соглашений является поддержание социального мира, то переход от одной модели к другой стал логическим развитием коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

Становление и развитие рынка труда в Республике Беларусь потребовало новых общественных связей в кооперации труда. Все это повлекло необходимость углубления социального партнерства как формы взаимодействия органов государственной власти и управления с профессиональными союзами, объединениями нанимателей и предпринимателей.

Социальное партнерство, его идеология и система возникли и сформировались не в результате составления теоретических схем, а как следствие развития экономических, политических и социальных отношений в обществе рыночной экономики, в результате многолетней практики и поиска эффективных форм регулирования социально-трудовых отношений.

В статье 352 ТК Республики Беларусь указано, что социальное партнерство – это форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанной на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов.

Из данного определения видно, что социальное партнерство – это совместная деятельность участников общественных отношений в социально-трудовой сфере. Фактически социальное партнерство означает консультации и сотрудничество между наемными работниками, нанимателем на разных уровнях по поводу определения и установления взаимоприемлемых условий найма работников и оплаты их труда.

В социально-трудовой сфере, как правило, взаимодействуют наемные работники, наниматели и государство. Их интересы различны, однако социальное партнерство предполагает их взаимодействие.

Наниматели – это собственники предприятий различных форм собственности и видов. Собственник-наниматель вкладывает принадлежащие ему средства в производство и использует наемный труд. Он заинтересован в получении высокой прибыли, в эффективном использовании труда наемных работников, поэтому экономит на рабочей силе, на создании благоприятных условий труда наемного персонала.

Наемный работник получает заработную плату в соответствии с количеством и качеством затраченного живого труда, поэтому он заинтересован в высокой оплате своего труда, в комфортных условиях трудовой деятельности, в сокращении рабочего времени, удлинении перерывов и т.д.

Государство призвано играть различные роли в социальном диалоге: гаранта, контролера, арбитра, законодателя и т.д.

Государство призвано обеспечить эффективное функционирование системы социально-трудовых отношений, оно должно быть организатором и координатором переговоров, арбитром при разрешении конфликтов.

Государство можно рассматривать как независимый регулятор социально-трудовых отношений. Оно способно устанавливать юридические нормы, направленные на защиту прав работников и нанимателей.

Государство участвует в социально-партнерских отношениях в качестве стороны (субъекта) на переговорах и в консультациях с целью выработки и проведения в жизнь социальной и экономической политики.

Государство является одним из крупных собственников и основных нанимателей. Его политика в государственном секторе оказывает большое влияние на трудовые отношения в целом.

Государство призвано издавать законодательную базу функционирования системы социального партнерства.

Трудовой кодекс впервые в Республике Беларусь не только ввел в предмет трудового права право на коллективные переговоры и социально-партнерские отношения, но и подробно их урегулировал.

Право на организацию и ведение коллективных переговоров на добровольной основе по урегулированию условий труда вытекает из конвенции МОТ № 98 1949 г. «О праве на организацию и ведение коллективных переговоров», в которой закреплено, что трудящиеся имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, на ведение коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений. Однако эта конвенция не распространялась на государственных служащих, поэтому трудовые отношения государственных служащих, в том числе по вопросам ведения переговоров об условиях их занятости, регулируются конвенцией МОТ № 151 1978 года «Трудовые отношения на государственной службе». В 1981 г. была принята конвенция МОТ № 154
«О содействии коллективным переговорам», в которой устанавливаются правовые основы заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию трудовых отношений и согласованных социально-экономических интересов работников и работодателей.

Впервые коллективные договоры были заключены в Великобритании в конце XVIII века. С этого времени коллективные договоры начали заключаться во многих странах, и сегодня они являются основными регуляторами условий труда. На каждом этапе исторического развития коллективные договоры отражали соотношение результата борьбы труда и капитала. Чем активнее трудящиеся и профсоюзы боролись за улучшение условий труда и быта, тем больших результатов они добивались.

В царской России первый коллективный договор был заключен в 1904 году в результате стачки нефтяников на Бакинских промыслах. В советский период коллективные договоры стали заключаться с 1918 года. Сначала коллективные договоры заключались только на частных предприятиях, а с 1925 года – и на государственных. Они регулировали основные условия труда рабочих и служащих. Однако с введением централизованной тарифной системы оплаты труда рабочих и служащих коллективные договоры постепенно утрачивали свое значение и к началу Великой Отечественной войны перестали заключаться. Возобновилась практика заключения коллективных договоров на советских предприятиях в 1947 году.
В 1966 году было принято постановление Совета Министров СССР «О порядке заключения коллективных договоров». С этого времени коллективные договоры заключались на всех промышленных предприятиях, заводах и фабриках, в строительных организациях, сельском хозяйстве и др.

После распада СССР коллективные договоры заключались в странах СНГ, в том числе в Республике Беларусь. Коллективными договорами являлись не только локальные правовые акты, но и акты социального партнерства на уровне предприятий между работниками и нанимателями. Они являлись морально-политическими актами, определяющими условия поведения сторон морально-политического свойства, направленными на привлечение трудящихся к активному участию в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, развивали производственную демократию. Со времени приобретения Республикой Беларусь независимости практика заключения коллективных договоров продолжалась.

В соответствии со ст. 356 ТК представительные органы работников и нанимателей как стороны коллективных трудовых отношений вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициаторами коллективных переговоров по заключению, изменению и дополнению коллективных договоров и соглашений. В этой статье указано, что не допускаются ведение коллективных договоров и заключение соглашений или коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, государственными органами, политическими партиями. Также не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими нанимателей.

Каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, которые другая сторона обязана начать
в семидневный срок.

В соответствии со ст. 357 ТК коллективные переговоры могут быть начаты в иной срок по соглашению сторон. Для ведения коллективных переговоров стороны на равноправной основе создают комиссию из управомоченных представителей. Представители сторон коллективных трудовых отношений должны иметь документ, в котором подтверждены их полномочия.

Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами коллективных трудовых отношений. Стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке, за исключением случаев, предусмотренных ТК. Наниматели (их объединения), соответствующие органы государственного управления обязаны предоставлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Представители сторон коллективных переговоров, разглашающие сведения, являющиеся государственной или коммерческой тайной, несут ответственность в соответствии с законодательством.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.227 (0.009 с.)