ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ



 

1. Понятие трудового спора.

2. Виды трудовых споров.

3. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров.

 

Понятие трудового спора

 

Трудовые споры как правовой институт тесно связаны и возникают из коллективно-договорных и индивидуальных отношений между нанимателем (собственником) и работниками. Значительное влияние на развитие этих отношений оказывает финансово-экономическое положение предприятия. В зависимости от экономических возможностей нанимателя в индивидуальных трудовых договорах (контрактах) и коллективных договорах, (соглашениях) могут быть закреплены в том или ином объеме взаимные обязательства, всевозможные льготы и компенсации.

Нарушение экономических связей предопределяет возникновение социально-трудовых конфликтов, которые вытекают из невозможности нанимателя выполнить в полном объеме взятые на себя обязательства.

Конфликт как социально-правовое понятие – это столкновение противоположно направленных целей, позиций и взглядов. Касательно трудовых правоотношений конфликт можно определить как столкновение противоположных интересов, целей и позиций сторон трудового или коллективного договора в отношении неисполнения обязательств, связанных с трудовыми правами.

Как правило, возникновению трудовых споров предшествуют правонарушения в сфере труда, что и является поводом для спора.

Трудовым правонарушением В.Н. Толкунова называет виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения. Следовательно, имеет место нарушение права другого субъекта данного правоотношения.
И даже в том случае, когда действия обязанного субъекта были законными, но другой субъект считает их неправомерными, также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Ответ на вопрос, есть или нет трудовое правонарушение, дает юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор.

Само трудовое правонарушение еще нельзя считать трудовым спором. Различная оценка его субъектами является разногласием, которое они сами могут разрешить. Разногласие может перерасти в трудовой спор лишь тогда, когда оно внесено на рассмотрение юрисдикционного органа. В.Н. Толкунова так определяет динамику возникновения трудового спора:

– трудовое правонарушение (действительное или мнимое);

– различная его оценка субъектами правоотношений (т.е. разногласия);

– попытка урегулировать эти разногласия самими сторонами при переговорах;

– обращение для разрешения разногласий в юрисдикционный орган.

И только тогда имеет место трудовой спор.

Однако трудовой спор может возникнуть и без правонарушения, когда в юрисдикционный орган обращается субъект, оспаривая отказ другого субъекта установить новые или изменить существующие социально-экономические условия труда. Таким образом, трудовой спор – это разногласия об осуществлении или установлении субъективных трудовых прав, разрешаемые юрисдикционными органами в соответствующем закону порядке. Именно это отличает трудовой спор от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами.

Причины трудовых споров – это факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности.

Обстоятельства или условия возникновения трудовых споров – это те факторы, которые способствуют большему количеству трудовых споров по одним и тем же вопросам или значительно обостряют возникший спор. Но без причин сами обстоятельства не вызывают трудовой спор.

Причины и обстоятельства трудовых споров – это факторы развития общества, отражающие его противоречия.

Причинами трудовых споров можно считать такие субъективные факторы спорящих сторон, в результате которых по-разному оцениваются фактические обстоятельства:

· отставание индивидуального сознания от общественного:

– со стороны руководителей – пренебрежение к удовлетворению прав и законных интересов работников;

– со стороны работников – недобросовестное отношение к своим обязанностям (прогулы, пьянство, брак), а когда к ним применяют меры взыскания, они их оспаривают;

– со стороны трудовых коллективов в коллективных спорах эта причина может проявляться в групповом эгоизме;

· незнание или плохое знание трудового законодательства, т.е. низкая правовая культура.

Обе причины трудовых споров нередко на практике соединяются вместе, что обостряет спор.

От причины трудового спора надо отличать определенные условия или обстоятельства спора. Они носят по отношению к спорящей стороне объективный характер, который отражает недостатки в работе конкретного производства и пробелы трудового законодательства, т.е. они могут быть 1) производственного и 2) правового характера, поэтому и существуют объективно в нашей жизни. Например: 1) незнание работником своих обязанностей, простои и сверхурочные работы и споры об их оплате, плохая организация труда, снижение уровня трудовой и производственной дисциплины; 2) имеющиеся недостатки в правотворчестве: нечеткая формулировка отдельных норм, пробелы в законодательстве, позволяющие по-разному их толковать.

Обстоятельствами коллективных трудовых споров являются: уравниловка в оплате труда, низкий уровень организации труда и производства, отсутствие сырья, что в целом создает ненормальный морально-психологический климат в коллективе, что обостряет возникающие коллективные трудовые споры.

Нормативную основу разрешения трудовых споров составляют:

– главы 17, 36 Трудового кодекса;

– Положение о трудовом арбитре Республиканского трудового арбитража, утвержденное постановлением Министерства юстиции РБ от
31 января 2003 г. № 3;

– постановление Министерства юстиции РБ от 29 июня 2004 г. № 26 об утверждении инструкции об обязательной регистрации коллективных трудовых споров;

– постановление Министерства юстиции РБ от 23 августа 2004 г. № 29 об утверждении инструкции о создании и работе трудовых арбитражей;

– постановление Пленума Верховного Суда № 7 от 28.09.2000
«О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда».

Трудовые споры возникают не только из трудового правонарушения, но и из примыкающих к нему правоотношений (например, профоргана и коллектива работников с нанимателем).

Трудовые споры – это споры из правоотношений сферы трудового права. Порядок разрешения их предусматривается гл. 19 (индивидуальные трудовые споры), гл. 36 ТК (коллективные трудовые споры).

 

Виды трудовых споров

 

Выяснение вида трудового спора помогает правильно определить его первоначальную подведомственность, порядок его разрешения. Классифицировать трудовые споры можно по следующим основаниям:

· по спорящему субъекту. Делятся на индивидуальные и коллективные трудовые споры.

В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника (например, о переводе на другую работу, увольнение).

В коллективных спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего коллектива (или его части), права профсоюза как представителя работников по вопросам труда, быта. Поэтому по спорящему субъекту коллективные трудовые споры делятся на споры коллектива работников с нанимателем; профсоюза с нанимателем; вытекающие из социально-партнерских соглашений на трех уровнях, где есть свои субъекты;

· по характеру спора:

а) споры о применении норм трудового законодательства, коллективного или трудового договора. Такие споры могут возникать из всех правоотношений сферы трудового права, т.е. как из трудовых, так и из производных от них правоотношений. В таких спорах защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профоргана;

б) споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Этого вида споры могут возникать из четырех видов правоотношений:

1) трудового – об установлении работнику новых условий труда в локальном порядке;

2) профоргана с нанимателем (при утверждении графиков отпусков);

3) коллектива работников, его органов с нанимателем (уполномоченным представителем) при решении вопросов управления производством;

4) профсоюза с вышестоящим отраслевыми, межотраслевыми органами управления (министерством);

· по виду спорного правоотношения, из которого может возникнуть спор:

– из трудовых правоотношений (большинство споров);

– из правоотношений по трудоустройству;

– из правоотношений по надзору и контролю;

– из правоотношений по подготовке кадров;

– из правоотношений по материальной ответственности;

– из правоотношений по социально-партнерским отношениям.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.011 с.)