Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды источников трудового права

Поиск

 

Под источником права принято понимать как материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), так и основания юридической обязательности нормы (источник права в формальном юридическом смысле).

Государство, опосредуя через сознание и волю народа материальные условия его жизни, принимает нормативные правовые акты, выражающие его экономические и политические интересы. Посредством правотворчества государство устанавливает соответствующие нормативные правовые акты или признает отдельные социальные акты правовыми на основе научного познания законов экономического развития общества.

Источником права, в котором выражена воля законодателя, является правотворчество. Под ним понимается деятельность, результатом которой является установление в обществе действующих нормативных правовых актов. Правотворчество как особая форма или вид деятельности государства может состоять не только в установлении новых нормативных правовых актов, но и в изменении и отмене устаревших, т.к. если нормативные правовые акты повседневно на практике не подтверждают свою полезность и эффективность, перестают отвечать потребностям общества, они подлежат изменению или отмене.

Поскольку источник права является следствием правотворческой деятельности, то и вид источников, их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам.

В сфере применения труда работников правотворческая деятельность осуществляется рядом государственных органов, а в установленных законом случаях к этому привлекаются работники и наниматели (их представители). Конкретные формы выражения правовых требований, исходящих как от органов власти, так и от органов государственного управления и других, издающих нормативные правовые акты в пределах своей компетенции по вопросам трудового права, и есть источники трудового права в Республике Беларусь.

Трудовое право как самостоятельная отрасль права формируется из многочисленных нормативных правовых актов.

Основными источниками трудового права являются:

– Конституция Республики Беларусь;

– законы, среди которых главенствующее место занимает Трудовой кодекс Республики Беларусь, а также декреты и указы Президента Республики Беларусь;

– постановления Совета Министров Республики Беларусь;

– постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

– коллективные договоры и соглашения, иные локальные нормативные акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством.

Источники трудового права различают по юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства:

– нормативные правовые акты (в соответствии с Законом РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», ст. 1, 2);

– локальные нормативные правовые акты, действие которых ограничено рамками одной или нескольких организаций (коллективные договоры, соглашения – ст. 358, 361 ТК, правила внутреннего трудового распорядка – ст. 194 ТК).

Источники трудового права следует отличать от актов применения норм трудового права – трудового договора, решений по трудовым спорам.

Источники трудового права можно классифицировать по различным основаниям:

– степени важности и субординации, что определяет силу этих актов (ст. 10 Закона РБ «О нормативных правовых актах»);

– системе трудового права и института;

– органам, принявшим нормативно-правовой акт;

– форме акта;

– сфере действия нормативно-правового акта;

– степени обобщенности.

По степени важности и субординации, что определяет силу этих актов (ст. 10 Закона РБ «О нормативных правовых актах»), выделяют:

· законы:

– конституционные;

– обычные;

– кодифицированные – юридически и логически цельный, внутренне согласованный акт, содержащий нормы различных институтов права;

– некодифицированные – текущие законы по отдельным институтам трудового права;

* подзаконные акты:

– локальные нормативные правовые акты, которые принимаются нанимателем или собственником в соответствии со своей компетенцией совместно, по согласованию или с участием профсоюзов (иных представительных органов работников). Наниматели устанавливают правила поведения в рамках коллективных договоров, соглашений (ч. 2, 3, 4 ст. 7 ТК). Собственники на основании законодательства утверждают уставы;

* иные соглашения по отдельным вопросам между нанимателем и собственником, нанимателем и профсоюзами, между субъектами хозяйствования.

По степени обобщенности:

– кодифицированные;

– комплексные;

– текущие.

 

Понятие, субъекты и источники международно-правового

Регулирования труда

 

Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двусторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников (Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова. – М.: Проспект, 1996. – С. 356).

Формально-юридическим выражением международно-правового регулирования труда являются нормы (стандарты) труда, закрепленные в актах, принятых международными организациями, и двусторонних договорах и соглашениях отдельных государств.

Современное белорусское трудовое законодательство старается максимально учесть мировой опыт, международно-правовые акты. Более того, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Беларусь являются составной частью ее системы. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются нормы международного договора.

Международные договоры Республики Беларусь с зарубежными государствами и международными организациями заключаются от ее имени уполномоченными государственными органами. После официального признания, ратификации и одобрения они в установленном порядке приобретают обязательную силу на всей территории республики.

Таким образом, в Конституции Республики Беларусь закреплен принцип приоритета международно-правовых норм перед нормами национального законодательства. Аналогичный принцип фиксируется и в отраслевых законах. Эта новая для правовой системы Республики Беларусь ситуация предполагает знание и умение применять международно-правовые нормы белорусскими судами, органами государственной власти и управления.

Проникновение норм международно-правового регулирования в трудовое законодательство Республики Беларусь происходит по двум направлениям: во-первых, путем ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых она является, и, во-вторых, путем заключения двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами.

Первое направление связано с нормотворческой деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ); прежде всего, это конвенции и рекомендации МОТ.

Второе – с совместной нормотворческой практикой двух или нескольких конкретных государств, заинтересованных в обоюдном или региональном урегулировании конкретных вопросов.

Это, в свою очередь, приводит к изменению сложившихся стереотипов в формировании белорусской правовой системы и в применении правовых норм. Во-первых, становится возможным и необходимым прямое (непосредственное) применение международных норм в случае их ратификации Республикой Беларусь. Во-вторых, международно-правовые нормы включаются в белорусское законодательство, в структуру конкретных законов. Наконец, положения, закрепленные в международно-правовых нормах, реализуются через принятие соответствующих актов белорусской правовой системы и через правоприменительную практику.

Таким образом, международно-правовое регулирование трудовых отношений становится одним из важнейших разделов науки белорусского трудового права и трудового права как учебной дисциплины.

Одним из главных источников международно-правового регулирования труда являются акты, принятые МОТ.

Международная организация труда была создана еще в 1919 г. и в настоящее время является одним из специализированных учреждений ООН. На сегодняшний день МОТ насчитывает 170 государств – членов. Её высшим органом является ежегодно созываемая Международная конференция труда, состоящая из представителей государств – членов МОТ. Каждое государство представлено четырьмя делегатами: два – от правительства, по одному – от предпринимателей и от работников.

Важную роль в деятельности МОТ играет Международное бюро труда (МБТ), выполняющее функции секретариата МОТ. Оно не является субъектом международно-правового регулирования труда, но занимается подготовкой конвенций и рекомендаций МОТ и наблюдением за их применением.

Главным принципом работы МОТ является трипартизм, означающий, что формирование почти всех ее органов базируется на основе трехстороннего представительства – от правительств, представителей работников и предпринимателей.

Смысл существования МОТ указан в преамбуле к ее уставу. Она должна способствовать установлению всеобщего и прочного мира на основе содействия и развития социальной справедливости. В соответствии с этой идеей определены основные задачи, стоящие перед организацией, выработана конкретная программа действий.

Деятельность МОТ многообразна, но традиционно в основе ее задач лежат нормотворческая деятельность и сотрудничество с государствами – членами, а также с организациями предпринимателей и трудящихся.

Одна из важнейших функций МОТ – это принятие соответствующих конвенций и рекомендаций, которые налагают на государства – члены, ратифицировавшие эти документы, прямые обязательства по их исполнению. За время существования МОТ принято свыше 370 конвенций и рекомендаций.

В этих документах закреплены и развиты многие правовые принципы и нормы, без которых сегодня не может обойтись национальное законодательство любого государства. В качестве важнейших всеобщее признание получили свобода труда и недопустимость его принудительности, равенство возможностей, включая недопустимость дискриминации; создание справедливых и благоприятных условий труда, свобода объединений и другие.

Прежде всего, роль конвенций и рекомендаций заключается в содействии социальной справедливости как обязательного условия сохранения всеобщего и прочного мира. Эта цель достигается главным образом путем принятия международных трудовых стандартов, применяемых во всем мире. Являясь носителями основных прав человека в области трудовых отношений, эти международные нормы представляют собой некие универсальные модели поведения, которыми следует руководствоваться в той или иной сфере труда.

Республика Беларусь является членом Международной организации труда (МОТ) с 1954 г. Сотрудничество нашего государства с МОТ осуществляется в форме консультаций и семинаров, разработки и реализации проектов участия в ежегодной Международной конференции труда, а также составлении ежегодных докладов о выполнении соответствующей части ратифицированных республикой конвенций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.115.61 (0.007 с.)