Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и виды источников трудового праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под источником права принято понимать как материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), так и основания юридической обязательности нормы (источник права в формальном юридическом смысле). Государство, опосредуя через сознание и волю народа материальные условия его жизни, принимает нормативные правовые акты, выражающие его экономические и политические интересы. Посредством правотворчества государство устанавливает соответствующие нормативные правовые акты или признает отдельные социальные акты правовыми на основе научного познания законов экономического развития общества. Источником права, в котором выражена воля законодателя, является правотворчество. Под ним понимается деятельность, результатом которой является установление в обществе действующих нормативных правовых актов. Правотворчество как особая форма или вид деятельности государства может состоять не только в установлении новых нормативных правовых актов, но и в изменении и отмене устаревших, т.к. если нормативные правовые акты повседневно на практике не подтверждают свою полезность и эффективность, перестают отвечать потребностям общества, они подлежат изменению или отмене. Поскольку источник права является следствием правотворческой деятельности, то и вид источников, их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам. В сфере применения труда работников правотворческая деятельность осуществляется рядом государственных органов, а в установленных законом случаях к этому привлекаются работники и наниматели (их представители). Конкретные формы выражения правовых требований, исходящих как от органов власти, так и от органов государственного управления и других, издающих нормативные правовые акты в пределах своей компетенции по вопросам трудового права, и есть источники трудового права в Республике Беларусь. Трудовое право как самостоятельная отрасль права формируется из многочисленных нормативных правовых актов. Основными источниками трудового права являются: – Конституция Республики Беларусь; – законы, среди которых главенствующее место занимает Трудовой кодекс Республики Беларусь, а также декреты и указы Президента Республики Беларусь; – постановления Совета Министров Республики Беларусь; – постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; – коллективные договоры и соглашения, иные локальные нормативные акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством. Источники трудового права различают по юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства: – нормативные правовые акты (в соответствии с Законом РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», ст. 1, 2); – локальные нормативные правовые акты, действие которых ограничено рамками одной или нескольких организаций (коллективные договоры, соглашения – ст. 358, 361 ТК, правила внутреннего трудового распорядка – ст. 194 ТК). Источники трудового права следует отличать от актов применения норм трудового права – трудового договора, решений по трудовым спорам. Источники трудового права можно классифицировать по различным основаниям: – степени важности и субординации, что определяет силу этих актов (ст. 10 Закона РБ «О нормативных правовых актах»); – системе трудового права и института; – органам, принявшим нормативно-правовой акт; – форме акта; – сфере действия нормативно-правового акта; – степени обобщенности. По степени важности и субординации, что определяет силу этих актов (ст. 10 Закона РБ «О нормативных правовых актах»), выделяют: · законы: – конституционные; – обычные; – кодифицированные – юридически и логически цельный, внутренне согласованный акт, содержащий нормы различных институтов права; – некодифицированные – текущие законы по отдельным институтам трудового права; * подзаконные акты: – локальные нормативные правовые акты, которые принимаются нанимателем или собственником в соответствии со своей компетенцией совместно, по согласованию или с участием профсоюзов (иных представительных органов работников). Наниматели устанавливают правила поведения в рамках коллективных договоров, соглашений (ч. 2, 3, 4 ст. 7 ТК). Собственники на основании законодательства утверждают уставы; * иные соглашения по отдельным вопросам между нанимателем и собственником, нанимателем и профсоюзами, между субъектами хозяйствования. По степени обобщенности: – кодифицированные; – комплексные; – текущие.
Понятие, субъекты и источники международно-правового Регулирования труда
Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двусторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников (Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова. – М.: Проспект, 1996. – С. 356). Формально-юридическим выражением международно-правового регулирования труда являются нормы (стандарты) труда, закрепленные в актах, принятых международными организациями, и двусторонних договорах и соглашениях отдельных государств. Современное белорусское трудовое законодательство старается максимально учесть мировой опыт, международно-правовые акты. Более того, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Беларусь являются составной частью ее системы. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются нормы международного договора. Международные договоры Республики Беларусь с зарубежными государствами и международными организациями заключаются от ее имени уполномоченными государственными органами. После официального признания, ратификации и одобрения они в установленном порядке приобретают обязательную силу на всей территории республики. Таким образом, в Конституции Республики Беларусь закреплен принцип приоритета международно-правовых норм перед нормами национального законодательства. Аналогичный принцип фиксируется и в отраслевых законах. Эта новая для правовой системы Республики Беларусь ситуация предполагает знание и умение применять международно-правовые нормы белорусскими судами, органами государственной власти и управления. Проникновение норм международно-правового регулирования в трудовое законодательство Республики Беларусь происходит по двум направлениям: во-первых, путем ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых она является, и, во-вторых, путем заключения двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами. Первое направление связано с нормотворческой деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ); прежде всего, это конвенции и рекомендации МОТ. Второе – с совместной нормотворческой практикой двух или нескольких конкретных государств, заинтересованных в обоюдном или региональном урегулировании конкретных вопросов. Это, в свою очередь, приводит к изменению сложившихся стереотипов в формировании белорусской правовой системы и в применении правовых норм. Во-первых, становится возможным и необходимым прямое (непосредственное) применение международных норм в случае их ратификации Республикой Беларусь. Во-вторых, международно-правовые нормы включаются в белорусское законодательство, в структуру конкретных законов. Наконец, положения, закрепленные в международно-правовых нормах, реализуются через принятие соответствующих актов белорусской правовой системы и через правоприменительную практику. Таким образом, международно-правовое регулирование трудовых отношений становится одним из важнейших разделов науки белорусского трудового права и трудового права как учебной дисциплины. Одним из главных источников международно-правового регулирования труда являются акты, принятые МОТ. Международная организация труда была создана еще в 1919 г. и в настоящее время является одним из специализированных учреждений ООН. На сегодняшний день МОТ насчитывает 170 государств – членов. Её высшим органом является ежегодно созываемая Международная конференция труда, состоящая из представителей государств – членов МОТ. Каждое государство представлено четырьмя делегатами: два – от правительства, по одному – от предпринимателей и от работников. Важную роль в деятельности МОТ играет Международное бюро труда (МБТ), выполняющее функции секретариата МОТ. Оно не является субъектом международно-правового регулирования труда, но занимается подготовкой конвенций и рекомендаций МОТ и наблюдением за их применением. Главным принципом работы МОТ является трипартизм, означающий, что формирование почти всех ее органов базируется на основе трехстороннего представительства – от правительств, представителей работников и предпринимателей. Смысл существования МОТ указан в преамбуле к ее уставу. Она должна способствовать установлению всеобщего и прочного мира на основе содействия и развития социальной справедливости. В соответствии с этой идеей определены основные задачи, стоящие перед организацией, выработана конкретная программа действий. Деятельность МОТ многообразна, но традиционно в основе ее задач лежат нормотворческая деятельность и сотрудничество с государствами – членами, а также с организациями предпринимателей и трудящихся. Одна из важнейших функций МОТ – это принятие соответствующих конвенций и рекомендаций, которые налагают на государства – члены, ратифицировавшие эти документы, прямые обязательства по их исполнению. За время существования МОТ принято свыше 370 конвенций и рекомендаций. В этих документах закреплены и развиты многие правовые принципы и нормы, без которых сегодня не может обойтись национальное законодательство любого государства. В качестве важнейших всеобщее признание получили свобода труда и недопустимость его принудительности, равенство возможностей, включая недопустимость дискриминации; создание справедливых и благоприятных условий труда, свобода объединений и другие. Прежде всего, роль конвенций и рекомендаций заключается в содействии социальной справедливости как обязательного условия сохранения всеобщего и прочного мира. Эта цель достигается главным образом путем принятия международных трудовых стандартов, применяемых во всем мире. Являясь носителями основных прав человека в области трудовых отношений, эти международные нормы представляют собой некие универсальные модели поведения, которыми следует руководствоваться в той или иной сфере труда. Республика Беларусь является членом Международной организации труда (МОТ) с 1954 г. Сотрудничество нашего государства с МОТ осуществляется в форме консультаций и семинаров, разработки и реализации проектов участия в ежегодной Международной конференции труда, а также составлении ежегодных докладов о выполнении соответствующей части ратифицированных республикой конвенций.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.141 (0.013 с.) |