Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и виды источников трудового праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под источником права принято понимать как материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), так и основания юридической обязательности нормы (источник права в формальном юридическом смысле). Государство, опосредуя через сознание и волю народа материальные условия его жизни, принимает нормативные правовые акты, выражающие его экономические и политические интересы. Посредством правотворчества государство устанавливает соответствующие нормативные правовые акты или признает отдельные социальные акты правовыми на основе научного познания законов экономического развития общества. Источником права, в котором выражена воля законодателя, является правотворчество. Под ним понимается деятельность, результатом которой является установление в обществе действующих нормативных правовых актов. Правотворчество как особая форма или вид деятельности государства может состоять не только в установлении новых нормативных правовых актов, но и в изменении и отмене устаревших, т.к. если нормативные правовые акты повседневно на практике не подтверждают свою полезность и эффективность, перестают отвечать потребностям общества, они подлежат изменению или отмене. Поскольку источник права является следствием правотворческой деятельности, то и вид источников, их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам. В сфере применения труда работников правотворческая деятельность осуществляется рядом государственных органов, а в установленных законом случаях к этому привлекаются работники и наниматели (их представители). Конкретные формы выражения правовых требований, исходящих как от органов власти, так и от органов государственного управления и других, издающих нормативные правовые акты в пределах своей компетенции по вопросам трудового права, и есть источники трудового права в Республике Беларусь. Трудовое право как самостоятельная отрасль права формируется из многочисленных нормативных правовых актов. Основными источниками трудового права являются: – Конституция Республики Беларусь; – законы, среди которых главенствующее место занимает Трудовой кодекс Республики Беларусь, а также декреты и указы Президента Республики Беларусь; – постановления Совета Министров Республики Беларусь; – постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; – коллективные договоры и соглашения, иные локальные нормативные акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством. Источники трудового права различают по юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства: – нормативные правовые акты (в соответствии с Законом РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», ст. 1, 2); – локальные нормативные правовые акты, действие которых ограничено рамками одной или нескольких организаций (коллективные договоры, соглашения – ст. 358, 361 ТК, правила внутреннего трудового распорядка – ст. 194 ТК). Источники трудового права следует отличать от актов применения норм трудового права – трудового договора, решений по трудовым спорам. Источники трудового права можно классифицировать по различным основаниям: – степени важности и субординации, что определяет силу этих актов (ст. 10 Закона РБ «О нормативных правовых актах»); – системе трудового права и института; – органам, принявшим нормативно-правовой акт; – форме акта; – сфере действия нормативно-правового акта; – степени обобщенности. По степени важности и субординации, что определяет силу этих актов (ст. 10 Закона РБ «О нормативных правовых актах»), выделяют: · законы: – конституционные; – обычные; – кодифицированные – юридически и логически цельный, внутренне согласованный акт, содержащий нормы различных институтов права; – некодифицированные – текущие законы по отдельным институтам трудового права; * подзаконные акты: – локальные нормативные правовые акты, которые принимаются нанимателем или собственником в соответствии со своей компетенцией совместно, по согласованию или с участием профсоюзов (иных представительных органов работников). Наниматели устанавливают правила поведения в рамках коллективных договоров, соглашений (ч. 2, 3, 4 ст. 7 ТК). Собственники на основании законодательства утверждают уставы; * иные соглашения по отдельным вопросам между нанимателем и собственником, нанимателем и профсоюзами, между субъектами хозяйствования. По степени обобщенности: – кодифицированные; – комплексные; – текущие.
Понятие, субъекты и источники международно-правового Регулирования труда
Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двусторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников (Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова. – М.: Проспект, 1996. – С. 356). Формально-юридическим выражением международно-правового регулирования труда являются нормы (стандарты) труда, закрепленные в актах, принятых международными организациями, и двусторонних договорах и соглашениях отдельных государств. Современное белорусское трудовое законодательство старается максимально учесть мировой опыт, международно-правовые акты. Более того, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Беларусь являются составной частью ее системы. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются нормы международного договора. Международные договоры Республики Беларусь с зарубежными государствами и международными организациями заключаются от ее имени уполномоченными государственными органами. После официального признания, ратификации и одобрения они в установленном порядке приобретают обязательную силу на всей территории республики. Таким образом, в Конституции Республики Беларусь закреплен принцип приоритета международно-правовых норм перед нормами национального законодательства. Аналогичный принцип фиксируется и в отраслевых законах. Эта новая для правовой системы Республики Беларусь ситуация предполагает знание и умение применять международно-правовые нормы белорусскими судами, органами государственной власти и управления. Проникновение норм международно-правового регулирования в трудовое законодательство Республики Беларусь происходит по двум направлениям: во-первых, путем ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых она является, и, во-вторых, путем заключения двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами. Первое направление связано с нормотворческой деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ); прежде всего, это конвенции и рекомендации МОТ. Второе – с совместной нормотворческой практикой двух или нескольких конкретных государств, заинтересованных в обоюдном или региональном урегулировании конкретных вопросов. Это, в свою очередь, приводит к изменению сложившихся стереотипов в формировании белорусской правовой системы и в применении правовых норм. Во-первых, становится возможным и необходимым прямое (непосредственное) применение международных норм в случае их ратификации Республикой Беларусь. Во-вторых, международно-правовые нормы включаются в белорусское законодательство, в структуру конкретных законов. Наконец, положения, закрепленные в международно-правовых нормах, реализуются через принятие соответствующих актов белорусской правовой системы и через правоприменительную практику. Таким образом, международно-правовое регулирование трудовых отношений становится одним из важнейших разделов науки белорусского трудового права и трудового права как учебной дисциплины. Одним из главных источников международно-правового регулирования труда являются акты, принятые МОТ. Международная организация труда была создана еще в 1919 г. и в настоящее время является одним из специализированных учреждений ООН. На сегодняшний день МОТ насчитывает 170 государств – членов. Её высшим органом является ежегодно созываемая Международная конференция труда, состоящая из представителей государств – членов МОТ. Каждое государство представлено четырьмя делегатами: два – от правительства, по одному – от предпринимателей и от работников. Важную роль в деятельности МОТ играет Международное бюро труда (МБТ), выполняющее функции секретариата МОТ. Оно не является субъектом международно-правового регулирования труда, но занимается подготовкой конвенций и рекомендаций МОТ и наблюдением за их применением. Главным принципом работы МОТ является трипартизм, означающий, что формирование почти всех ее органов базируется на основе трехстороннего представительства – от правительств, представителей работников и предпринимателей. Смысл существования МОТ указан в преамбуле к ее уставу. Она должна способствовать установлению всеобщего и прочного мира на основе содействия и развития социальной справедливости. В соответствии с этой идеей определены основные задачи, стоящие перед организацией, выработана конкретная программа действий. Деятельность МОТ многообразна, но традиционно в основе ее задач лежат нормотворческая деятельность и сотрудничество с государствами – членами, а также с организациями предпринимателей и трудящихся. Одна из важнейших функций МОТ – это принятие соответствующих конвенций и рекомендаций, которые налагают на государства – члены, ратифицировавшие эти документы, прямые обязательства по их исполнению. За время существования МОТ принято свыше 370 конвенций и рекомендаций. В этих документах закреплены и развиты многие правовые принципы и нормы, без которых сегодня не может обойтись национальное законодательство любого государства. В качестве важнейших всеобщее признание получили свобода труда и недопустимость его принудительности, равенство возможностей, включая недопустимость дискриминации; создание справедливых и благоприятных условий труда, свобода объединений и другие. Прежде всего, роль конвенций и рекомендаций заключается в содействии социальной справедливости как обязательного условия сохранения всеобщего и прочного мира. Эта цель достигается главным образом путем принятия международных трудовых стандартов, применяемых во всем мире. Являясь носителями основных прав человека в области трудовых отношений, эти международные нормы представляют собой некие универсальные модели поведения, которыми следует руководствоваться в той или иной сфере труда. Республика Беларусь является членом Международной организации труда (МОТ) с 1954 г. Сотрудничество нашего государства с МОТ осуществляется в форме консультаций и семинаров, разработки и реализации проектов участия в ежегодной Международной конференции труда, а также составлении ежегодных докладов о выполнении соответствующей части ратифицированных республикой конвенций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.50 (0.008 с.) |