Прекращение трудового договора по основаниям, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прекращение трудового договора по основаниям,



Предусмотренным ст. 47 ТК

 

С некоторыми категориями работников в силу специфики их труда трудовой договор может быть прекращен по инициативе нанимателя по дополнительным основаниям. Дополнительные основания отличаются следующими особенностями: они могут применяться только к определенным категориям работников и только при наступлении отдельных условий; прекращение трудового договора возможно, если работник не может быть уволен по общим основаниям.

Целью установления дополнительных оснований прекращения трудового договора является повышение ответственности тех категорий работников, чьи трудовые функции связаны с выполнением особо ответственной работы, требующей соблюдения государственных и общественных интересов, нравственного долга, сохранности имущества, исполнения норм законодательства и т. д.

В соответствии со ст. 47 ТК такими основаниями являются:

1) однократное грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем организации (обособленного подразделения) и его заместителями, главным бухгалтером и его заместителями (п. 1 ст. 47 ТК).

В отличие от общего правила некоторые должностные лица могут быть уволены не за систематическое неисполнение без уважительных причин своих трудовых обязанностей (согласно п. 4 ст. 42 ТК), а за однократное грубое их нарушение. Субъектами увольнения в данном случае являются руководители (их заместители), главные бухгалтеры (их заместители) предприятий и организаций любых форм собственности и организационно-правовой формы. При этом наименование руководителя не имеет значения – начальник, управляющий или директор и т.д. Под заместителями, о которых идет речь в данной статье, имеются в виду заместители, которые являются таковыми по штатному расписанию. Поэтому не могут быть уволены по п. 1 ст. 47 ТК главные специалисты, например, главный инженер, главный механик и т.п.

Увольнение по п. 1 ст. 47 ТК возможно за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей названными работниками. В законодательстве не содержится определение понятия грубого нарушения трудовых обязанностей. Не раскрывает его и постановление Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 г. № 2. Этот вопрос решается судебной практикой с учетом конкретных обстоятельств каждого случая, относя к грубым нарушениям трудовых обязанностей нарушения финансовой дисциплины, если при этом организации нанесен ущерб; нарушения правил по охране труда и технике безопасности, повлекшие увечье или смерть работника;

2) совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основаниями для утраты доверия к нему со стороны нанимателя (п. 2 ст. 47 ТК).

Прежде всего, по данному основанию могут быть уволены работники, с которыми, в силу возложенных на них обязанностей, может быть заключен договор о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности вверенных им ценностей. По этому основанию возможно прекращение трудового договора с лицами, которые несут полную материальную ответственность в связи с получением ценностей под отчет по разовой доверенности или другим разовым документам.

Однако действие п. 2 ст. 47 ТК распространяется не только на работников вышеназванной категории. Для расторжения трудового договора в связи с утратой доверия не имеет значения, в каком размере на них была возложена материальная ответственность за ущерб, причиненный нанимателю. По этому основанию могут быть уволены работники, непосредственно обслуживающие денежные или материальные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.д.), совершившие виновные действия, которые дают основания для утраты доверия к ним со стороны нанимателя.

Факт доступа работника к материальным или денежным ценностям, если он непосредственно их не обслуживает, не является основанием для применения п. 2 ст. 47 ТК. Конкретные факты, на основе которых было выражено недоверие работнику, должны иметь непосредственное отношение к его трудовой деятельности. Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно п. 42 постановления Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 г. № 2 при установлении в предусмотренном законом порядке факта совершения хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений работники, занятые непосредственным обслуживанием денежных и материальных ценностей, могут быть уволены по основанию утраты к ним доверия и в том случае, когда указанные действия не связаны с их работой.

Большое значение для правоприменительной практики имеет вопрос о том, в течение какого времени с момента совершения работником виновных действий он может быть уволен в связи с утратой к нему доверия. Увольнение по данному основанию не является мерой дисциплинарного взыскания, применение которой обусловлено сроками, установленными законом. Пленум Верховного Суда в своем постановлении от 29 марта 2001 г. № 2 указал судам на необходимость при рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, уволенных по основанию утраты доверия к ним, принимать во внимание время, истекшее с момента совершения виновных действий, последующее поведение и другие конкретные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора (п. 44 постановления);

3) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 3 ст. 47 ТК).

По этому основанию могут быть уволены те категории работников, для которых воспитательные функции являются основным содержанием работы.

В законе не установлен круг лиц, которые могут быть уволены по данному основанию. Пленум Верховного Суда разъяснил, что увольнение по п. 3 ст. 47 допустимо в отношении только тех работников, в трудовую функцию которых воспитательная работа входит в качестве основной, в частности, учителя, преподаватели учебных заведений, мастера производственного обучения, воспитатели детских учреждений (п. 43 постановления).

Повышенная ответственность лиц, осуществляющих воспитательные функции, связана с тем, что от их влияния на подрастающее поколение зависит духовное развитие молодежи, ее готовность к труду и общественной деятельности. Поэтому от лиц данной категории требуются не только высокое профессиональное мастерство, но и безупречные моральные качества. При решении вопроса о том, является ли лицо, подлежащее увольнению, надлежащим субъектом такого увольнения, определяющим является не место работы, а содержание трудовой функции, закрепленной должностной инструкцией, приказом о распределении обязанностей, трудовым договором и другими документами, регламентирующими права и обязанности работника и подтверждающими, что воспитание являлось одним из видов деятельности увольняемого работника.

Аморальный проступок в смысле п. 3 ст. 47 ТК – это виновное действие или бездействие, нарушающее основные моральные нормы общества и противоречащее содержанию служебно-трудовой функции и тем самым дискредитирующее служебно-воспитательные, должностные полномочия соответствующего круга лиц.

Для увольнения по п. 3. ст. 47 ТК требуется, чтобы проступок был не только аморальным, но и несовместимым с продолжением работы по выполнению воспитательных функций. Такими проступками могут являться, например, совершение преступления, появление в общественных местах в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, применение физического воздействия по отношению к учащимся и т.п. Для данного основания увольнения характерно то, что поводом к увольнению может являться не только проступок, совершенный при исполнении трудовых обязанностей, но и аморальное поведение работника, выполняющего воспитательные функции, в быту, в общественных местах, при этом увольнение может иметь место только за один совершенный аморальный проступок, а не их систему.

Увольнение по п. 3 ст. 47 ТК не является мерой дисциплинарного взыскания, поэтому оно может быть произведено и по истечении сроков, установленных для наложения дисциплинарного взыскания (п. 44 постановления);

4) направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий (п. 4 ст. 47 ТК).

В соответствии с Законом от 21 июня 1991 г. «О мерах принудительного воздействия в отношении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц» (с последующими изменениями и дополнениями) хронические алкоголики и наркоманы, которые своим поведением, связанным со злоупотреблением алкоголем, или на почве употребления наркотических средств систематически нарушают общественный порядок или права других лиц, могут быть по решению суда принудительно изолированы на срок от одного года до полутора лет в лечебно-трудовых профилакториях для их медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду.

Решение о признании лица хроническим алкоголиком или наркоманом принимается комиссионно врачами-специалистами учреждений органов здравоохранения. Подготовка и направление материалов, подлежащих рассмотрению в суде, осуществляется органами внутренних дел. Материалы о направлении хронического алкоголика или наркомана в лечебно-трудовой профилакторий рассматриваются судом по месту его жительства. Постановление суда о направлении лица в лечебно-трудовой профилакторий является основанием для увольнения его с работы по п. 4 ст. 47, о чем делается запись в трудовой книжке. Время пребывания в лечебно-трудовом профилактории не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий стаж работника;

5) неподписание либо нарушение работником, уполномоченным на выполнение государственных функций, письменных обязательств по выполнени ю предусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции (п. 5 ст. 47 ТК).

Данное основание прекращения трудового договора было введено во исполнение Закона РБ «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» от 25.06.1997, где коррупция была определена как умышленное использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного приобретения для себя или близких родственников имущественных и неимущественных благ и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ, льгот и преимуществ.

В настоящее время действует Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006 года. Статья 17 закона устанавливает ограничения для государственных должностных и приравненных к ним лиц и запрещает им вмешательство в деятельность государственных и негосударственных органов, если это не входит в круг их обязанностей, запрещает использовать свое служебное положение.

В соответствии со ст. 16 закона требования, изложенные в ст. 17, лица, претендующие на занятие государственной должности, должны отразить в соответствующих обязательствах, которые заверяются ими. Неподписание обязательства или подписание и нарушение обязательства является основанием для увольнения работника со службы (работы) по п. 5 ст. 47 ТК.

В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 г. № 2 обращено внимание на то, что при увольнении по данному основанию следует выяснить ряд вопросов, в частности, относится ли работник к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и приравненным к ним лицам; обоснованно ли к нему предъявляются требования о подписании письменных обязательств по выполнению мер по предупреждению коррупции; соответствует ли текст письменных обязательств положениям закона; в чем конкретно выразились виновные действия работника и неисполнение принятых обязательств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.009 с.)