за соблюдением законодательства о труде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

за соблюдением законодательства о труде



 

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в соответствии со ст. 463 ТК осуществляется профсоюзами. Так, Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» в редакции от 14 января 2000 г. с последующими изменениями и дополнениями (далее – закон) в ст. 16 закрепляет право профсоюзов на осуществление общественного контроля за выполнением коллективного договора (соглашения). В случае нарушения условий коллективного договора (соглашения) профсоюзы вправе направлять стороне коллективного договора (соглашения) представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в двухнедельный срок. О принятом решении сторона, получившая представление, обязана письменно информировать соответствующий профсоюз. В случае отказа в удовлетворении требований профсоюза или недостижения соглашения между сторонами разногласия рассматриваются по правилам разрешения коллективных трудовых споров.

За профсоюзами в соответствии со ст. 19 закона закреплено право на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и профсоюзах. Представления о выявленных нарушениях рассматриваются нанимателем в течение месячного срока с обязательным уведомлением профсоюза о результатах рассмотрения.

Порядок осуществления общественного контроля профсоюзами определяется правительством Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 23 октября 2000 г. № 1630 (с изменениями и дополнениями от 19.02.2001 № 218) утвердил Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде.

Данный контроль профсоюзы осуществляют через технические и правовые инспекции, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется на принципах социального партнерства между профсоюзами, нанимателями и органами государственного управления.

Представители профсоюза при наличии оформленных в установленном порядке полномочий профсоюзного органа имеют широкий круг прав, перечень которых предусмотрен п. 4 порядка, в частности: с ведома руководства посещать организации любых форм собственности и ведомственной принадлежности, в которых работают члены данного профсоюза; осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу обеспечения здоровых и безопасных условий труда; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства о труде и другие.

При осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Коллективными договорами, соглашениями могут устанавливаться дополнительные (не ущемляющие права профсоюзов) условия осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, а также льготы для представителей профсоюза, выполняющих эту работу (п. 9 порядка).

 

Ответственность нанимателя за нарушение

Законодательства о труде

 

Применение санкций к нанимателям за нарушение законодательства
о труде регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1993 г. № 664 «Вопросы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты» с последующими изменениями и дополнениями. Размер применяемых к нанимателю санкции зависит от тяжести совершенного нарушения законодательства о труде. Согласно п. 4 данного постановления наниматель несет ответственность:

– за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по созданию работникам здоровых и безопасных условий труда, по внедрению средств и технологий, обеспечивающих соблюдение санитарно-гигиенических норм и стандартов по охране труда, – предупреждение или штраф в размере от 2 до 6 базовых величин;

– за нарушение правил по охране труда, повлекшее причинение телесных повреждений, инвалидность работника или несчастные случаи со смертельным исходом, – штраф в размере от 6 до 300 базовых величин;

– за незаконное расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с беременной женщиной, женщиной, имеющей детей в возрасте до трех лет, одинокой матерью, имеющей детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов – до 18 лет), и с другими работниками, которым в соответствии с законодательством предоставлены дополнительные гарантии при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя, а также за выплату заработной платы в размере ниже месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством, и нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы – штраф в размере от 20 до 50 базовых величин;

– за нарушение порядка применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при осуществлении оплаты труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, – штраф в размере от 50 до 100 базовых величин;

– за односторонний отказ нанимателя от ведения коллективных переговоров, массовое (более пяти работников) расторжение трудового договора по инициативе нанимателя без законных оснований либо неисполнение нанимателем решения суда о восстановлении на работе – штраф в размере от 50 до 100 базовых величин;

– за противодействие со стороны нанимателя работе инспекторов, осуществляющих проверку, а также неисполнение предписаний инспекторов – штраф в размере от 5 до 50 базовых величин;

– за другие нарушения законодательства о труде – предупреждение или штраф в размере от 1 до 5 базовых величин.

Указанные выше санкции применяются к нанимателям не позднее трех месяцев со дня обнаружения правонарушения и не позднее двух лет со дня его совершения.

Следует также отметить, что согласно п. 4 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» от 6 июля 2005 г. № 314 (далее – указ) Департаменту государственной инспекции труда предоставлено право при выявлении в организации систематического грубого нарушения законодательства о труде вносить предложения в регистрирующий орган о ликвидации этой организации.

Установление факта правонарушения, выразившегося в нарушении заказчиком требований данного указа, отнесено к компетенции Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Отсутствие одного из существенных условий, определенных пп. 1.1 п. 1 указа (например, порядок расчета по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате), является основанием для наложения штрафа на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя в размере 10 % от суммы договора путем вынесения постановления о привлечении к ответственности.

Кроме того, должностные лица за допущенные нарушения законодательства о труде несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

 

Вопросы к семинарскому занятию

 

1. Понятие и сущность государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

2. Система и компетенция органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

3. Порядок осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.

4. Ответственность нанимателей и уполномоченных должностных лиц за несоблюдение законодательства о труде.

Решение задач № 1 – 6 на с. 297 – 300 «Практикума по трудовому праву».


Литература

1. Абрамова О. Организация надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. // Хозяйственное право. – 1996. – № 12.

2. Василевич Г.А. Социальные и экономические права граждан на контроле Конституционного Суда Республики Беларусь. // Отдел кадров. – 2004. – № 10. – С. 18 – 26.

3. Вопросы Департамента государственной инспекции труда Республики Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1993 № 664 с доп. от 27.12.2004 № 1646.// Национальный реестр правовых актов РБ. – 2005. – № 2. – 5/15358.

4. Вопросы Министерства труда и социальной защиты. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1589 в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7.02.2005 № 127. // Национальный реестр правовых актов РБ. – 2005. – № 24. – 5/15563.

5. Кеник А.А. Практика прокурорского надзора за соблюдением законодательства о труде. // Отдел кадров. – 2004. – № 1. – С. 47.

6. Красовская Н.А. Актуальные вопросы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.// Гуманітарныя і сацыяльныя навукі на зыходзе XX ст. (Зборнік навуковых артыкулаў). – Мн., 1998.

7. Методические рекомендации профсоюзным органам по соблюдению законных прав и интересов работников. // Беларускі час. – 2004. – № 10. – С. 12 – 13.

8. О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономиче-ских прав и интересов работников. Указ Президента Республики Беларусь от 19.07.2005 № 327. // Национальный реестр правовых актов РБ. – 2005. – № 112.

9. О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь. Декрет Президента Республики Беларусь. // Национальный реестр правовых актов РБ. – 2000. – № 52. – 1/1312.

10. Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.12.2001 № 22. // Национальный реестр правовых актов РБ. – 2002. – № 12.

11. Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2000 № 1630 в ред. от 19.02.2001 № 218 // Национальный реестр правовых актов РБ. – 2001. – № 22. – 5/5300.

12. Шиляева И.Ф. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде. // Отдел кадров. – 2006. – № 1. – С. 55 – 58.

13. Филипчик Р.И. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде при увольнении работника. // Отдел кадров. – 2004. – № 2. – С. 34 – 41.

Контрольные вопросы

 

1. Что понимается под надзором и контролем за соблюдением законодательства о труде?

2. Какие органы включены в систему надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде?

3. Какова роль органов Министерства труда и социальной защиты населения в осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде?

4. Назовите полномочия прокуратуры при осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

5. Охарактеризуйте общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, осуществляемый профсоюзами?

6. Какую ответственность несут наниматель и его должностные лица за нарушения законодательства о труде?

 

       
   
 
 
 
 

РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

по дисциплине «Трудовое право»

 

1. Порядок начисления баллов.

Рейтинговая система контроля знаний студентов по дисциплине «Трудовое право» разработана в соответствии с «Положением о рейтинговой системе контроля успешности обучения студентов в Полоцком государственном университете», одобренным 25 марта 2005 г. и утвержденным приказом № 123 от 3 мая 2005 г.

Система контроля знаний студентов включает следующие направления оценки успешности обучения:

1-е направление – оценка отношения студента к выполнению своих обязанностей на этапе изучения дисциплины;

2-е направление – текущий контроль успешности изучения дисциплины;

3-е направление – итоговый контроль успешности этапа изучения дисциплины;

4-е направление – оценка активности и творческого отношения студента к овладению выбранной специальностью в процессе изучения дисциплины.

Для оценки успешности изучения дисциплины «Трудовое право» по первому направлению выделяется общее количество баллов, равное 100, которые распределяются следующим образом:

 

1-е направление
54 часа лекций×0,5 балла 27 баллов за 100 %-ное посещение лекций за курс
54 часа семинарских×0,5 балла 27 баллов за 100 %-ное посещение семинарских занятий
баллы за успешное выполнение предаттестационных заданий 46 баллов самостоятельная работа по тематике лекций и семинаров за курс
Итого: 100 баллов

 

Для оценки успешности изучения дисциплины по второму направлению выделяется общее количество баллов, равное 500, которое распределяется между различными формами текущего семестрового контроля следующим образом:

 


 

2-е направление – 500 баллов
1. Итоговые контрольные работы по темам изучаемого материала Тема 1 – 5 Тема 6 – 14 Темы 15 – 27 100 баллов 100 баллов 100 баллов
2. Выступления на семинарских занятиях   200 баллов
Итого: 500 баллов

 

Для оценки успешности изучения дисциплины по третьему направлению выделяется 400 баллов

 

3-е направление – 400 баллов
1. Предэкзаменационная работа студентов с тестами 150 баллов
2. Устный итоговый экзамен по дисциплине 250 баллов
Итого: 400 баллов

 

Для оценки активности и творческого отношения к овладению выбранной специальностью (4-е направление) выделяется 800 баллов.

 

4-е направление – 800 баллов
Форма контроля Сумма баллов
1. Участие в университетских студенческих научных конференциях 100 баллов
2. Участие во внешних (республиканских, международных) студенческих научных конференциях.   За диплом I степени За диплом II степени За диплом III степени 500 баллов   из них: 500 баллов 400 баллов 300 баллов
3. За публикации в научных сборниках и журналах 200 баллов

 

Ведение учета баллов в семестрах и критерии оценки успешности

изучения дисциплины (рейтинг студента)

До сведения студентов в начале семестра доводится информация о максимальном количестве баллов по дисциплине «Трудовое право» и о минимальном количестве, ниже которого студент не может претендовать на допуск для сдачи экзамена.

Преподаватель в течение семестра ведет карту успеваемости студентов группы. Каждый студент может вести индивидуальную карту успеваемости по следующей схеме (таблице):

 

  Кол-во Баллы за ед. Сумма баллов
1-е направление  
Лекции      
Семинары      
Выполнение предаттестационных заданий      
Итого:  
2-е направление  
Контрольные работы по темам изучаемого материала      
Выступление на семинарских занятиях   11.5  
Итого:  
3-е направление  
Предэкзаменационная работа с тестами   11,5  
Итоговый экзамен по дисциплине      
Итого:  
4-е направление  
Участие в университетских научных конференциях      
Участие в республиканских и международных научных конференциях:   За диплом I степени За диплом II степени За диплом III степени       из них:
За публикации в научных журналах      
Итого:  

 

Для оценки успешности изучения студентом дисциплины «Трудовое право» или определения рейтинга студента предлагается руководствоваться следующими критериями:

 

Уровень (рейтинг) Количество баллов
минимальный  
средний  
хороший  
высокий  
превосходный  

 

Если после изучения дисциплины в семестре рейтинг студента
R < 60 % (т.е. меньше 600 баллов), то студент считается не выполнившим учебный план по данной дисциплине и не допускается к сдаче экзамена. Для допуска к экзамену студенту необходимо набрать недостающие баллы (например, по причине пропуска занятий, невыполненных заданий, контрольных или выполненных на «неудовлетворительно» и т.д.). Это может быть тестирование, опрос (письменный, устный) по темам пропущенных занятий, выполнение заданий по СРС, т.е. студент должен выполнить на «удовлетворительно» необходимый минимум учебных работ, который не был выполнен в семестре.

Если после изучения дисциплины в семестре рейтинг студента удовлетворяет условиям 60 % ≤ R< 70 % (т.е. 600 баллов ≤ R < 700 баллов), то это соответствует минимальному уровню. Студент считается выполнившим учебный план по дисциплине «Трудовое право», получает по ней зачет и допускается к экзаменационной сессии в целом. Однако данный уровень показывает, что у студента низкий рейтинг по дисциплине.

Если после изучения дисциплины в семестре рейтинг студента удовлетворяет условиям 70 % ≤ R < 80 % (т.е. 700 баллов ≤ R < 800 баллов), то это соответствует среднему уровню.

Если в результате изучения дисциплины рейтинг студента удовлетворяет условиям 80 % ≤ R < 90 % (т.е. 800 баллов ≤ R < 900 баллов), то это хороший результат.

Если в результате изучения дисциплины рейтинг студента удовлетворяет условиям 90 % ≤ R < 100 % (т.е. 900 баллов ≤ R < 1000 баллов), то такой рейтинг называется высоким.

Наконец, достижение студентом 1000 баллов свидетельствует о превосходном рейтинге.

Таким образом, рейтинговая система учета и оценки успешности изучения дисциплины «Трудовое право» позволяет рационально организовать обучение студентов, предоставить студентам возможность выбора тактики и стратегии в овладении знаниями по изучаемой дисциплине, определить свой рейтинг среди сотрудников и сокурсников, стимулировать инициативу, самостоятельность студентов.

 
 
 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Конституция Республики Беларусь о праве граждан на труд.

2. Предмет трудового права.

3. Метод трудового права и его особенности.

4. Система трудового права как отрасли права, как отрасли науки и учебной дисциплины.

5. Принципы, функции и задачи трудового права.

6. Понятие источников трудового права, их краткая характеристика.

7. Международные нормы о труде и их значение.

8. Международная организация труда: структура, основные функции и задачи.

9. Трудовой кодекс – основной источник трудового права.

10. Значение судебной практики в применении и совершенствовании трудового законодательства.

11. Постановления Пленума Верховного суда РБ по трудовым вопросам, их значение.

12. Понятие, статус и виды субъектов трудового права.

13. Работник как субъект трудового права, его правовой статус.

14. Трудовая правосубъектность нанимателя.

15. Правовая основа деятельности профсоюзов.

16. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

17. Система правоотношений по трудовому праву.

18. Трудовое правоотношение, его характеристика.

19. Основные права работников.

20. Основные права нанимателей.

21. Государственные гарантии реализации права граждан на труд.

22. Понятие занятости и ее формы.

23. Правовой статус государственной службы занятости.

24. Правовой статус безработного.

25. Общая характеристика законодательства, регулирующего занятость и трудоустройство граждан РБ.

26. Дополнительные гарантии трудоустройства для отдельных категорий граждан.

27. Основные принципы разработки и заключения коллективных договоров и соглашений.

28. Виды и значение социально-партнерских соглашений.

29. Понятие и стороны коллективного договора, соглашения.

30. Порядок принятия коллективного договора.

31. Содержание коллективного договора.

32. Значение коллективного договора.

33. Понятие трудового договора, его значение и отличие от других видов договоров.

34. Гарантии при приеме на работу.

35. Порядок заключения трудового договора.

36. Содержание и условия трудового договора.

37. Испытательный срок при приеме на работу.

38. Недействительность трудового договора или отдельных его условий.

39. Сроки трудового договора.

40. Понятие и виды переводов на другую работу.

41. Перемещения. Изменение существенных условий труда.

 

 

       
   
 
 
 
 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

По курсу «Трудовое право»

 

1. Понятие труда. Конституция Республики Беларусь о праве граждан на труд.

2. Предмет трудового права.

3. Метод трудового права.

4. Отличие трудового права от смежных отраслей права (гражданского, административного, социального обеспечения и др.).

5. Понятие и значение системы трудового права как отрасли законодательства, науки.

6. Принципы трудового права.

7. Понятие и виды источников трудового права.

8. Трудовой кодекс – основной источник трудового права.

9. Характеристика источников международно-правового регулирования труда.

10. Международная организация труда: структура, основные функции и задачи.

11. Значение судебной практики в применении и совершенствовании трудового законодательства.

12. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь как источники трудового права.

13. Понятие и классификация правоотношений в сфере трудового права.

14. Понятие трудового правоотношения.

15. Стороны и содержание трудового правоотношения.

16. Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.

17. Понятие и классификация субъектов трудового права.

18. Правовой статус субъекта трудового права.

19. Правовой статус профсоюзов и их органов.

20. Понятие социального партнерства и его значение.

21. Принципы социального партнерства.

22. Законодательство о социальном партнерстве.

23. Коллективные переговоры и порядок их ведения.

24. Понятие и стороны коллективного договора, соглашения.

25. Содержание коллективного договора, соглашения.

26. Порядок заключения, изменения и дополнения коллективных договоров, соглашений.

27. Понятие занятости и ее формы.

28. Государственная политика в сфере занятости.

29. Система и компетенция государственной службы занятости.

30. Понятие безработного, его права и обязанности.

31. Особые гарантии занятости для отдельных категорий граждан.

32. Общая характеристика Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь».

33. Понятие и функции трудового договора и его отличие от гражданско-правовых договоров, связанных с применением труда (подряда, поручения).

34. Стороны и содержание трудового договора.

35. Испытание при приеме на работу.

36. Гарантии при приеме на работу.

37. Общий порядок заключения трудового договора.

38. Срок трудового договора.

39. Недействительность трудового договора или отдельных его условий.

40. Трудовые договоры с временными и сезонными работниками.

41. Трудовые договоры с домашними работниками и работниками-надом-никами.

42. Трудовые договоры о работе по совместительству.

43. Контракт как вид трудового договора и его особенности.

44. Порядок заключения контрактов, его содержание, сроки.

45. Правовое регулирование контрактов со служащими госаппарата.

46. Контракты с руководителями организаций.

47. Понятие и виды перевода на другую работу.

48. Перемещение. Изменение существенных условий труда.

49. Основания прекращения трудового договора и их классификация в соответствии со ст. 35 ТК.

50. Увольнение по собственному желанию и по требованию работника.

51. Порядок расторжения трудового договора в связи с ликвидацией организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, сокращения численности или штата работников.

52. Порядок расторжения трудового договора по п. 2, 3, 6 ст. 42 ТК.

53. Основания и порядок расторжения трудового договора по инициативе нанимателя за виновные действия работника (п. 4, 5, 7, 8, 9 ст.42 ТК).

54. Порядок прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

55. Дополнительные основания прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников (ст. 47 ТК).

56. Отстранение от работы.

57. Выходное пособие. Трудовая книжка.

58. Порядок оформления увольнения и производства расчетов с работником.

59. Особенности регулирования труда работников, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС.

60. Понятие заработной платы и ее отличие от других видов доходов.

61. Методы правового регулирования заработной платы.

62. Тарифная система и ее элементы.

63. Формы, системы и размеры оплаты труда.

64. Оплата труда при отклонениях от условий работы, на которые рассчитаны тарифы.

65. Правовая охрана заработной платы.

66. Нормы труда и сдельные расценки.

67. Обязанности работников в соответствии со ст. 53 ТК.

68. Обязанности нанимателей (ст. 54, 55 ТК).

69. Понятие и виды гарантийных выплат (доплат).

70. Гарантии работникам на время выполнения государственных или общественных обязанностей.

71. Гарантии и компенсации при служебных командировках.

72. Понятие компенсации выплат и их виды.

73. Компенсации в связи с переездом на работу в другую местность.

74. Понятие рабочего времени, его нормы.

75. Виды рабочего времени.

76. Понятие режима рабочего времени и порядок его установления.

77. Виды нестандартных режимов рабочего времени.

78. Виды учета рабочего времени.

79. Сверхурочные работы: понятие, порядок привлечения и ограничения сверхурочных работ.

80. Понятие и виды времени отдыха.

81. Понятие и виды трудовых отпусков.

82. Порядок предоставления трудовых отпусков.

83. Понятие и виды социальных отпусков.

84. Порядок предоставления социальных отпусков.

85. Понятие дисциплины труда и методы ее обеспечения.

86. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка.

87. Поощрения за труд, их виды.

88. Дисциплинарная ответственность и ее виды.

89. Понятие и виды дисциплинарных взысканий.

90. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий.

91. Понятие охраны труда и ее значение.

92. Организационно-правовые формы обеспечения охраны труда.

93. Права и обязанности работника по охране труда и гарантии их реализации.

94. Охрана труда женщин, лиц, выполняющих семейные обязанности.

95. Охрана труда несовершеннолетних и инвалидов.

96. Расследование и учет несчастных случаев, связанных с производством.

97. Понятие, причины и виды трудовых споров.

98. Комиссии по трудовым спорам: порядок образования, полномочия.

99. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде.

100. Понятие и стороны коллективных трудовых споров.

101. Порядок разрешения коллективных трудовых споров.

102. Понятие и порядок проведения забастовки.

103. Понятие материальной ответственности по трудовому праву и ее отличие от других видов ответственности.

104. Условия привлечения работника к материальной ответственности.

105. Ограниченная материальная ответственность работников.

106. Понятие и порядок установления коллективной (бригадной) материальной ответственности.

107. Полная материальная ответственность работника.

108. Порядок возмещения ущерба, причиненного нанимателю.

109. Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника.

110. Возмещение работнику морального ущерба.

111. Материальная ответственность нанимателя за нарушение трудовых прав работника.

112. Понятие надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

113. Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» от 26.07.1999 № 29 (общая характеристика).

114. Система и компетенция государственных органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

115. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и порядок его осуществления.

116. Ответственность нанимателей и уполномоченных должностных лиц за несоблюдение законодательства о труде.

117. Особенности регулирования труда работников отдельных отраслей экономики (лесного, сельского хозяйства).

118. Особенности регулирования труда руководителя организации.

119. Гарантии работникам, совмещающим работу с обучением.

 
 
 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


Безработные – трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.

Вахтовый метод организации работ – особая форма организации работ, основанная на использовании трудовых ресурсов вне места их постоянного жительства при условии, когда не может быть обеспечено ежедневное возвращение работников к месту постоянного проживания.

Внутренний трудовой распорядок – система регулируемых нормами трудового права отношений, т.е. определённый режим, обеспечивающий полное и рациональное использование рабочего времени, повышение производительности труда, выпуск качественной продукции и выполнение обязанностей всеми участниками трудового процесса.

Временные работники – лица, принятые на работу на срок до двух месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (должность), – до четырёх месяцев.

Время отдыха – часть календарного времени, в течение которого работник в соответствии с законодательством свободен от выполнения своих трудовых обязанностей и вправе использовать это время по своему усмотрению.

Высвобождение работника – прекращение трудовых отношений с работником в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности (штата).

Гарантии трудовых прав – средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Гарантийные выплаты – денежные суммы, которые наниматель выплачивает работникам по основаниям, предусмотренным законодательством, социально-партнёрскими соглашениями, коллективным и трудовым договором с целью сохранения определённого уровня жизни за время освобождения от работы.

Генеральное соглашение – нормативный акт, определяющий общие принципы социально-экономической политики для всей территории Республики Беларусь, всех отраслей народного хозяйства и служащий основой для заключения отраслевых тарифных и местных соглашений.

Дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей.

Дисциплинарный проступок – виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником, состоящим в трудовых правоотношениях с конкретным нанимателем, за совершение которого предусмотрено трудовым правом применение дисциплинарных взысканий.

Домашний работник – работник, выполняющий работу по оказанию технической помощи в литературной, иной творческой деятельности и другие виды услуг, предусмотренные законодательством.

Единая тарифная сетка работников (ЕТС) – совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, с помощью которых устанавливается зависимость оплаты труда от квалификации работников, сложности работы и уровня управления.

Забастовка – временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного спора.

Занятость – не запрещённая законом деятельность граждан, как правило, приносящая им доход.

Заработная плата – совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

Индексация заработной платы – корректировка величины заработной платы работника с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.

Квалификация – уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и др.) (ст. 1 ТК РБ).

Коллективные переговоры – процесс рассмотрения проблем, который осуществляется нанимателями, профессиональными союзами (или их объединениями), в иных случаях – с участием государственных органов по урегулированию трудовых и социально-трудовых отношений, этапы и итоги которого фиксируются в соответствующих документах.

Коллективный договор – локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.

Коллективный договор – основной инструмент в механизме социального партнерства на предприятии, выступающий гарантом защиты интересов и прав наемных работников.

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления и изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

Командировка – поездка работника по распоряжению нанимателя на определённый срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы.

Компенсации – денежные выплаты, установленные с целью возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей.

Конкурс – особый порядок подбора работников на определенные должности на основании решения соответствующего коллегиального органа.

Контракт – трудовой договор, заключаемый в письменной форме на определённый в нём срок, содержащий особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде и предусматривающий конкретную минимальную компенсацию за ухудшение правового положения работника.

Материальная ответственность работника за ущерб, причинённый нанимателю – обязанность работника возместить в установленных законодательством пределах и порядке ущерб, причинённый по его вине тому нанимателю, с которым он сост



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.179 с.)