Система органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.



Это специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля в порядке, установленном законодательством.

Органы – Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и его подчинённые органы (департраменты и управления).

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им организаций.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

Для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от нанимателя, государственных органов.

При осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля взаимодействуют между собой, а также с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, органами прокуратуры, профсоюзами.

Координация деятельности государственных органов надзора и контроля, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде осуществляется республиканским органом государственного управления в сфере труда.

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

37 Данные расследования входят в обязанности нанимателя. Наниматель с участием профсоюза, а в установленном законодательством случаях с привлечением других органов (например прокурор), обязан в срок не позднее 3-х дней провести расследование несчастных случаев.

Несчастные случаи на производстве – случаи, произошедшие в течение рабочего времени, во время установленных перерывов, в периоды времени до и после работы при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни:

1на территории нанимателя или в командировке, в любом другом месте, где потерпевший находился или совершал действия в интересах нанимателя

2на транспорте нанимателя

3на личном транспорте, используемом в интересах нанимателя

4на общественном или ином транспорте, а также при следовании пешком, чья деятельность связана с передвижениями между объектами.

При ликвидации ЧС и даже при выполнении общественных работ, организуемых исполкомом

Расследование несчастных случаев проводится полномочными представителями нанимателя с участием членов профсоюза, работника службы охраны труда, других специалистов. Специалистов могут приглашать на договорной основе.

Руководитель, на которого возложено обеспечение безопасности труда в расследовании участие не принимает.

Порядок рассмотрения несчастных случаев:

1обследование места, где произошел несчастный случай, определение его соответствия требованиям НПА по охране труда

получение объяснений

2опрос потерпевшего, свидетелей, должностных лиц и т.д

3изучение необходимых доказательств

4изучение обстоятельств и причин несчастного случая

5разработка мероприятий по их устранению.

О результатах расследования составляется акт в 3-х экземплярах о несчастном случае на производстве по форме «Н» или акт о непроизводственном несчастном случае по форме «НП», если несчастный случай произошел в результате умышленных действие работника.

Расследованию и учету подлежат все впервые выявленные случаи профессионального заболевания. Расследование профессиональных заболеваний проводится врачом центра гигиены и эпидемиологии совместно с представителем нанимателя, профсоюза и лечебного учреждения, обслуживающих нанимателя в течение 3-х дней, а хронические профессиональные заболевания - в течение 10 дней после получения извещения из лечебного учреждения. По результатам расследования профессионального заболевания врач и госинспектор о труде составляют в 5 экземплярах акты по форме профессионального заболевания, которые представляются на утверждение главному санврачу города. Акт регистрируется в журнале и направляется все заинтересованным лицам, а в случае со смертельным исходом – в прокуратуру.

45 Коллективный договор – это локальный НПА, регулирующий трудовые и соц-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Это всегда двухсторонний акт. Сторонами КД являются работники организации в лице их представительного органа. Со стороны нанимателя могут выступать должностные лица, обладающие информацией необходимой для ведения коллективных переговоров.
Содержание КД определяются сторонами в соответствии с генеральными и местным соглашением, а также законодательными актами, предусмотренных в данном случае. Содержание Кд являются условия, определенные права и обязанности сторон и ответственность за их нарушения.
По характеру все условия делят на:
1. Нормативные – закрепляют нормы централизованного законодательства и локальные нормы ТП
2. Обязательные – предусматривают конкретные обязательства нанимателя по улучшению условий труда и быта работников.
3. Организационные. О сроках действия КД, а также о порядке изменения и пересмотра.
КД заключается в письменной форме, проект договора обсуждаются на общем собрании коллектива организации, подписываются на каждой странице уполномоченными представителями сторон. Заключается КД не менее, чем на год, но не более чем на три, вступает в силу с момента подписания.

41 Нанимателям, использующим труд несовершеннолетних работников, следует иметь в виду, что в силу предписаний ст. 114 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) для работников моложе 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте

Ø от 14 до 16 лет – не более 23 ч. в неделю,

Ø от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений, обеспечивающих получение профессионально – технического образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины вышеуказанной максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной для лиц соответствующего возраста.

В соответствии с ч. 1 ст. 274 ТК запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных и горных работах.

Согласно закону Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Действующий список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет (далее Список), утвержден постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 02.02.1995г. №13.

Действие указанного нормативного акта распространяется на нанимателей всех форм собственности и видов деятельности.

Запрещается, в силу нормативных положений названного постановления, в частности, применения труда лиц моложе 18 лет на отдельных видах работ (по отдельным профессиям), так например, в следующих производствах (отраслях хозяйства):

- горные работы, строительство метрополитенов, туннелей и других подземных сооружений; геологоразведочные и топографические работы

металлургическое производство

производство и передача электроэнергии и теплоэнергии

добыча и переработка торфа

переработка нефти, газа и выработка из них нефтепродуктов и компонентов и др.

Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному осмотру (ч.1 ст. 275 ТК). Прием подростков на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения), запрещается.

 

 

35 Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Орган, рассматривающий трудовой спор, с учетом степени вины работника, соответствия дисциплинарного взыскания тяжести дисциплинарного проступка, обстоятельств, при которых проступок совершен, предшествующего поведения работника на производстве и его отношения к труду вправе отменить дисциплинарное взыскание.

После отмены дисциплинарного взыскания в соответствии с частью второй настоящей статьи наниматель может применить к работнику более мягкое дисциплинарное взыскание, если не истекли сроки, предусмотренные частями второй, третьей и четвертой статьи 200 настоящего Кодекса, в которые не включаются сроки рассмотрения трудового спора в органах по рассмотрению трудовых споров.

Вышестоящий орган (руководитель), рассматривающий трудовые споры отдельных категорий работников с особым характером труда (статья 204), вправе отменить, смягчить или усилить (в пределах предоставленных ему полномочий) дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим органом (руководителем), если установит, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного дисциплинарного проступка.

Усиление дисциплинарного взыскания не допускается, если вопрос о наложении дисциплинарного взыскания рассматривается по жалобе работника. Статья 203. Снятие и погашение дисциплинарного взыскания

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа (распоряжения), постановления.

Орган (руководитель), применивший взыскание, имеет право снять его досрочно до истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя, профсоюза или иного представительного органа (представителя) работников, а также по просьбе работника.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением), постановлением.

 

44 Соглашение —это нормативный акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работником и нанимателем, содержащий обязательство по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории.
Соглашение—это правовая форма социального партнерства. Соглашение отличается от коллективного договора тем, что регулирует отношения в социально-трудовой сфере на более высоком уровне. Соглашения не должны противоречить законодательству.
В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений различают:
1. Генеральные—заключенные на республиканском уровне.
2. Тарифные—заключенные на отраслевом уровне.
3. Местные—заключенные на определенной территории.
В зависимости от количества сторон, участвующих в переговорах по заключению соглашения:
-двусторонние;
-трехсторонние;
Третья сторона—орган государственного управления, если он не является нанимателем.
Количество участников определяется соглашением сторон. Ч. 2 ст. 359.
Участники соглашений определяются уровнем заключенных соглашений. Ч. 1 ст. 359:
1. Генеральное соглашение—республиканские объединения профсоюзов и нанимателей, прав. РБ.
2. Тарифные соглашения—соответствующие профсоюзы или их объединения, объединения нанимателей, органы государственного управления.
3. Местные соглашения—профсоюзы или их объединения, местные исполнительные и распорядительные органы.
Содержание—ст. 360—определяется сторонами в пределах их компетенции.
Генеральное соглашение—цель его заключения—установление общих принципов регулирования социально-трудовых отношений в РБ.
Срок действия соглашения—ст. 367. Соглашение заключается на срок от 1 до 3 лет, конкретная продолжительность определяется сторонами. Вступает в силу со дня подписания либо в установленный сторонами срок. Действует до принятия нового соглашения
За несоблюдение обязательств, предусмотренных КД и соглашением, стороны несут ответственность.
Адм наступает в случае непредставления информации, необходимой для ведения коллективных переговоров нанимателю, а также несоблюдение нормативной части КД.
Если неисполнение условий КД по охране труда привело к несчастному случаю с работником – должностные лица привлекаются к уголовной ответственности.
Материальная ответственность при возмещению имущественного вреда.
Должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности

52 Наниматели обязаны:

содействовать проведению государственной политики в области обеспечения занятости населения на основе соблюдения законодательства о труде, условий трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений; оказания помощи в трудоустройстве, не допуская установления дискриминационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации; предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств, если это предусмотрено локальными нормативными правовыми актами или трудовым договором; обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; соблюдения установленной брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

своевременно (не позднее чем за три месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством;

не менее чем за два месяца до массового высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников. Критерии массового высвобождения работников определяются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;

принимать на работу граждан, направленных органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, установленной в соответствии со статьей 11 настоящего Закона;

принимать на работу выпускников государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в соответствии с договорами (заявками) на обучение, заключенными между указанными учреждениями образования и нанимателями;

создавать рабочие места (в том числе специализированные для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, указанных в статье 11 настоящего Закона. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами или специальными государственными программами;

создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя;

письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в предложениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях);

предоставлять оплачиваемые общественные работы безработным и гражданам, ищущим работу, в соответствии с перечнями общественных работ, утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами;

осуществлять контроль за ежедневной явкой на работу обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите, а также информировать органы по труду, занятости и социальной защите, суд, исполняющий судебное постановление или исполнительную надпись нотариуса, органы внутренних дел о систематической неявке на работу этих лиц, если исчерпаны все меры по обеспечению их явки на работу и выполнения ими трудовых обязанностей;

перечислять обязательные страховые взносы в государственный фонд содействия занятости.

При приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель в пятидневный срок возвращает в орган по труду, занятости и социальной защите направление с указанием дня приема гражданина на работу.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель в направлении органа по труду, занятости и социальной защите делает отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

Не допускается отказ нанимателя в приеме на работу обязанных лиц, направленных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства.

Ликвидация рабочих мест, созданных по заданию местных исполнительных и распорядительных органов для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, осуществляется по согласованию с указанными органами.

 

42 Инвалидам с учетом индивидуальных программ реабилитации инвалидов обеспечивается право работать у нанимателей с обычными условиями труда, а также в специализированных организациях, цехах и на участках.

Отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по работе, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда выполнение трудовых обязанностей противопоказано индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Не допускается расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с инвалидами, проходящими медицинскую, профессиональную, трудовую и социальную реабилитацию в соответствующих организациях независимо от срока пребывания в них.

С целью трудоустройства инвалидов и с учетом местных особенностей органы государственной службы занятости, наниматели создают дополнительные рабочие места (в том числе специализированные), специализированные организации, цеха и участки для использования труда инвалидов.

Наниматели обязаны создавать рабочие места (в том числе специализированные) для трудоустройства инвалидов в соответствии с законодательством.

Инвалидам при приеме на работу не устанавливается испытание.

Работающим инвалидам наниматель обязан создавать условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, в том числе путем организации их профессионального обучения на производстве, труда в надомных условиях.

Условия труда, в том числе оплата, режим рабочего времени, устанавливаются трудовым договором, коллективным договором, соглашением и не могут ухудшать положение или ограничивать права инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю. При этом оплата их труда производится в таком же размере, как оплата труда работников соответствующих профессий и должностей при полной норме продолжительности рабочего времени.

Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в ночное время, в государственные праздники и праздничные дни (часть первая статьи 147), работе в выходные дни допускается только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена им индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Направление инвалидов в служебную командировку допускается только с их согласия.

Наниматель вправе уменьшать инвалидам нормы выработки в зависимости от состояния их здоровья.

При сокращении численности или штата работников инвалидам при равной производительности труда и квалификации отдается предпочтение в оставлении на работе.

Инвалиды, работающие в специализированных организациях, цехах, на участках, применяющих труд инвалидов, имеют преимущественное право на оставление на работе независимо от производительности труда и квалификации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.03 с.)