Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические, Социальные и культурные права

Поиск

Право на труд

В соответствии со ст. 41 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, об­разованием, профессиональной подготовкой и учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Го­сударство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантиру­ется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безрабо­тице в соответствии с законом.

Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции граждане имеют право на за­щиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллектив­ных договоров (соглашений) и право на забастовку.

Основным Законом принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.

Статьей 41 Конституции труд провозглашен в качестве наиболее достойного способа самоутверждения человека. Однако подобная формулировка в сочетании с другими нормами Конституции озна­чает и право не заниматься трудовой деятельностью: незанятость не может служить основанием для привлечения гражданина к какой- либо юридической ответственности (административной, уголовной, иной).

Конституционное право на труд включает право на выбор про­фессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способ­ностями, образованием, профессиональной подготовкой и учетом общественных потребностей. Подобная формулировка означает, что, во-первых, человек может реализовать свои способности к труду не только в порядке найма (например, путем заключения трудового до­говора), но и в качестве предпринимателя, фермера и т. п., во-вторых, эти способности можно реализовать с учетом общественных потреб­ностей, отсутствие их может привести к тому, что в том или ином регионе, а возможно, что и в целом в рамках государства будут лица незанятые (безработные) в силу того, что рынок труда удовлетворен, обеспечен теми или иными специалистами.

Согласно трудовому законодательству заключение трудового до­говора допускается с лицами, достигшими шестнадцати лет. С пись­менного согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения. Перечень легких видов работ, кото­рые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадца­ти лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, подземных и горных работах.

Экономические и социальные интересы граждане (не только те, кто в настоящее время является занятым) могут защищать различны­ми способами. Среди них наиболее распространенные — обращение в комиссию по трудовым спорам, суд, объединение в профсоюзы, заключение коллективных договоров (соглашений), прекращение работы (забастовка).

Все профсоюзы пользуются равными правами.

Принадлежность или непринадлежность к профессиональным со­юзам не влечет за собой каких-либо ограничений трудовых, социаль­но-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантируемых законодательством. Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение при­надлежностью к определенному профсоюзу, вступлением или выходом из него (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 22.04.1992 № 1605-ХП «О профессиональных союзах» (с изм. и доп.).

Профсоюзы наделяются широкими правами по защите трудовых и иных прав работников. Они осуществляют общественный контроль над соблюдением законодательства о труде, охране труда, выполне­нием коллективного договора (соглашения).

 

Право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда

Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения по экономическим результатам труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное су­ществование. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 42 Конституции).

В Конституции закреплены гарантии наемных работников на воз­награждение, которое должно быть справедливым и не ниже уровня, обеспечивающего такому лицу и его семье свободное и достойное существование.

Совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время, является заработной платой.

Исходя из минимального потребительского бюджета, Правитель­ством устанавливается размер минимальной заработной платы. В коллективных договорах (соглашениях, кроме тех, стороной которых является организация, финансируемая из бюджета и пользующаяся государственными дотациями) может предусматриваться более вы­сокий размер минимальной заработной платы.

Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь (далее — Тру­довой кодекс) формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компен­сирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

Мужчины и женщины получают равную оплату за равный труд.

Особой защите подлежат несовершеннолетние. Заработная плата работникам моложе восемнадцати лет при сокращенной продолжи­тельности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжи­тельности ежедневной работы.

Труд работников моложе восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых ра­ботников.

Оплата труда учащихся общеобразовательных, профессионально- технических и средних специальных учебных заведений, работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отрабо­танному времени или в зависимости от выработки. Нанимателями могут устанавливаться учащимся доплаты к заработной плате.

В Трудовом кодексе прямо закреплено, что заработная плата вы­плачивается в денежных единицах Республики Беларусь. Замена денежной оплаты полностью или частично натуральной оплатой (смешанная форма оплаты) возможна только с согласия работника. При этом натуральная оплата взамен денежной должна быть подхо­дящей для личного потребления и выгодной для работника и его семьи. Натуральная оплата не может производиться товарами, перечень которых утверждается Правительством Республики Беларусь.

Выплата заработной платы работникам производится, как прави­ло, по месту выполнения ими работы. Если работник вдень выплаты заработной платы выполняет поручение нанимателя вне места рабо­ты (в организации заказчика, служебной командировке, на курсах повышения квалификации и т. д.), то по просьбе работника нанима­тель должен за свой счет выслать ему причитающуюся заработную плату. По желанию работника заработная плата полностью или ча­стично перечисляется на счет в банке.

При увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения. Если работник вдень увольнения не работал, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете.

В случае спора о размерах выплат, причитающихся работнику при увольнении, наниматель обязан в срок выплатить не оспариваемую им сумму.

В случае невыплаты по вине нанимателя причитающихся при увольнении сумм работник имеет право взыскать с нанимателя сред­ний заработок за каждый день просрочки.

 

Право на отдых

В качестве конституционного закреплено право трудящихся на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установ­лением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением еже­годных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха (ст. 43 Конституции).

В Трудовом кодексе весьма подробно регламентируется предостав­ление работникам времени для отдыха. Так, согласно ст. 134 Трудо­вого кодекса работникам в течение рабочего дня предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 ми­нут и не более двух часов, который используется работником по своему усмотрению и в рабочее время не включается.

На отдельных видах работ, наряду с перерывом для отдыха и пита­ния, предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для кормления ребенка, обогревания, отдыха на погрузочно-разгрузочных работах и др.). Виды этих работ, продолжительность и порядок предо­ставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка.

Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе предоставля­ются два выходных дня каждую календарную неделю, кроме тех недель, когда в одну из суббот графиком предусмотрено возмещение недо­работки до недельной нормы рабочего времени. В такую неделю предоставляется один выходной день. При шестидневной рабочей неделе предоставляется один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. В исключительных случаях воскресенье может быть объявлено рабочим днем Президентом Республики Беларусь. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавлива­ется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), если иное не определено по соглашению сторон. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

Согласно ст. 138 Трудового кодекса продолжительность еже­недельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

Работники имеют право на трудовые и социальные отпуска при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом.

 

Право собственности

В соответствии со ст. 44 Конституции государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Соб­ственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться иму­ществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраня­ются законом. Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством. Государство поощряет и охраняет сбере­жения граждан, создает гарантии возврата вкладов.

Важно подчеркнуть, особенно с учетом нашей истории, то, что принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсирова­нием стоимости отчужденного имущества, а также согласно поста­новлению суда. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять пра­ва и защищаемые законом интересы других лиц.

Основными актами, регулирующими отношения по правам соб­ственности, являются Конституция и Гражданский кодекс.

Собственность может быть государственной и частной. Субъек­тами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударствен­ные юридические лица.

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, ко­торое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан или юридических лиц.

Количество или стоимость имущества, находящегося в собствен­ности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здо­ровья населения, прав и свобод других лиц. Для юридических лиц такие ограничения могут быть установлены законодательными актами.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоря­жения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопас­ности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, втом числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользо­вания и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обре­менять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими при­родными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законо­дательством, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защи­щаемые законом интересы других лиц.

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Пере­дача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собствен­ника или указанного им третьего лица.

Согласно ст. 44 Конституции неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом.

Наследование регулируется Гражданским кодексом и принятыми в соответствии с ним иными актами законодательства.

 

Право на жилище

Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищ­ного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется госу­дарством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья (ст. 48 Конституции).

Провозглашенное в ч. 2 ст. 21 Конституции право на достойный уровень жизни включает в себя и право на жилье (жилище).

Право на жилище может быть реализовано различными способа­ми. При этом предполагается содействие со стороны государства.

Граждане Республики Беларусь в области жилищных отношений имеют право:

— получать жилое помещение в пользование на условиях и в по­рядке, установленных Жилищным кодексом Республики Беларусь (далее — Жилищный кодекс);

— получать земельный участок для индивидуального жилищного строительства;

— осуществлять индивидуальное или коллективное жилищное строительство;

— получать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке льготные кредиты, субсидии и иные формы госу­дарственной поддержки для строительства (реконструкции) или при­обретения жилого помещения;

— получать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке субсидии на плату за пользование жилым помеще­ние и коммунальные услуги; приобретать жилое помещение в соб­ственность по основаниям, установленным законами Республики Беларусь;

— пользоваться жилым помещением по договору найма (поднай­ма) и на иных основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом;

— владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению жилыми помещениями, принадлежащими им на праве собственности, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом и иными законами Республики Беларусь;

— самостоятельно выбирать формы и способы улучшения своих жилищных условий, ремонта и эксплуатации жилого помещения.

Право пользования жилыми помещениями может возникнуть на основании договора найма или поднайма жилого помещения; права собственности; завещательного отказа; по другим основаниям, не запрещенным законами Республики Беларусь.

Право собственности на жилое помещение граждане приобре­тают на основании строительства жилого дома, части жилого дома, квартиры; приватизации занимаемого жилого помещения государ­ственного жилищного фонда; принятия жилого помещения в на­следство; оформления права собственности на жилое помещение членом организации граждан-застройщиков; передачи им жилого дома, квартиры в собственность вместо снесенного жилого дома в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд; передачи им жилого помещения в собственность вместо утраченно­го в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией жилого дома; совершения гражданско-правовых сделок; по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь.

 

Право на охрану здоровья

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учрежде­ниях здравоохранения. Государство создает условия для получения всеми гражданами доступного медицинского обслуживания. Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоров­лению окружающей среды, возможностью пользования оздоровитель­ными учреждениями, совершенствованием охраны труда (ст. 45 Конституции).

Согласно Закону Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-ХП «О здравоохранении» (с изм. и доп.) право граждан на охрану здоро­вья обеспечивается бесплатной медицинской помощью в государ­ственных учреждениях здравоохранения, за исключением тех видов медицинской помощи, которые определяются Советом Министров Республики Беларусь; укреплением материально-технической базы учреждений здравоохранения; подготовкой медицинских и фармацевти­ческих кадров; созданием для человека благоприятной среды обитания; возможностью пользоваться медицинскими, лечебно-профилактиче­скими и оздоровительными учреждениями; созданием условий для занятий физической культурой и спортом.

Каждый гражданин имеет право пройти медицинское обследование и получить медико-санитарную помощь в любом учреждении здраво­охранения с учетом его профиля и мощности.

Охрана здоровья включает широкий комплекс мероприятий, в том числе и здоровую окружающую среду, охрану труда и др.

 

Право на благоприятную окружающую среду

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и воз­мещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль над рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (ст. 46 Конституции).

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности человека — важ­нейшие условия устойчивого экономического и социального развития государства.

Законом Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-ХП «Об охране окружающей среды» (с изм. идоп.)(далее — Закон об охране окружающей среды)установлены требования в области охраны окру­жающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, демонтаже и сносе зданий, сооружений и иных объектов (ст. 32 и др. Закона об охране окружающей среды). Так, при размещении, про­ектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, демонтаже и сносе зданий, сооружений и иных объектов юридические лица и индивидуальные предпринима­тели обязаны обеспечивать благоприятное состояние окружающей среды, в том числе предусматривать:

— сохранение, восстановление и (или) оздоровление окружающей среды;

— снижение (предотвращение) вредного воздействия на окружа­ющую среду;

— применение наилучших доступных технических методов, мало­отходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий;

— рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов;

— предотвращение аварий и иных чрезвычайных ситуаций;

— материальные, финансовые и иные средства на компенсацию возможного вреда окружающей среде;

— финансовые гарантии выполнения планируемых мероприятий по охране окружающей среды.

 

Право на образование

Одним из исторических завоеваний нашего государства является обеспечение высокого уровня образования. В статье 48 Конституции закреплено право каждого на образование. При этом гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально- технического образования. Среднее специальное и высшее образо­вание доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответ­ствующее образование в государственных учебных заведениях.

Право на равные возможности доступа к национальной системе образования имеют все лица, проживающие в Республике Беларусь (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно про­живающих на территории республики). Это право обеспечивается созданием условий для получения общего и профессионального обра­зования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей и способностей; развитием государственных и иных учебных заведений разнообразных видов и форм обучения; бесплатным обучением в госу­дарственных, а также иных государственных учебных заведениях для лиц, выдержавших конкурс и успешно выполняющих установленные требования к уровню образования, или тех, кто пользуется предусмот­ренным законодательством Республики Беларусь льготами.

Конституционные положения в указанной сфере получили свое развитие в Кодексе Республики Беларусь об образовании (далее — Кодекс об образовании). В статье 2 Кодекса об образовании закре­плены основы государственной политики в сфере образования, в том числе такие принципы, как:

— обеспечение равного доступа к получению образования;

— обязательность общего базового образования;

— интеграция в мировое образовательное пространство при со­хранении и развитии традиций системы образования;

— экологическая направленность образования;

— поддержка и развитие образования с учетом задач социально- экономического развития государства;

— государственно-общественный характер управления образо­ванием;

— светский характер образования.

При этом основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:

— обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфе­ре образования, в том числе права на получение образования как за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, так и на платной основе;

— обеспечение доступности образования, в том числе лицам с осо­бенностями психофизического развития в соответствии с их состояни­ем здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;

— создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;

— создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в фор­мировании личности, подготовке квалифицированных кадров;

— обеспечение участия государственных органов и иных органи­заций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования;

— осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;

— осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;

— обеспечение преемственности и непрерывности уровней основ­ного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования;

— обеспечение равенства белорусского и русского языков;

— обеспечение деятельности учреждений образования по осуще­ствлению воспитания, в том числе формированию у граждан духовно- нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.

В учреждениях образования не допускаются создание и деятель­ность политических партий, иных общественных объединений, пре­следующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

Учреждения образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несо­вершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодей­ствовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Организационной основой осуществления государственной по­литики в сфере образования являются программа развития системы образования, программы развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего,

специального образования, дополнительного образования детей и мо­лодежи и дополнительного образования взрослых, утверждаемые Правительством Республики Беларусь на пятилетний период.

Единство и непрерывность системы образования обеспечиваются согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, объединя­ющих разные виды образования.

 

Право на социальное обеспечение

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социаль­ное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и других случаях, предусмотрен­ных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также лицах, утративших здоровье при защите государствен­ных и общественных интересов (ст. 47 Конституции).

Действующим законодательством предусматриваются различные виды пенсий (трудовые пенсии — по возрасту, инвалидности, случаю потери кормильца; за выслугу лет, особые заслуги перед республикой; социальные).

Законом Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-ХП«0 пен­сионном обеспечении» (с изм. и доп.) определяются нормы и порядок пенсионного обеспечения граждан Республики Беларусь в зависимо­сти от вида пенсий.

Так, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудо­способные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

С целью полноценного содержания и воспитания детей в семье государство обеспечивает выплату пособий в связи с рождением ре­бенка и на его содержание до определенного возраста, выдает другие виды пособий, гарантирует право на пользование при необходимости дошкольным учреждением и предоставляет льготы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Законом Республики Беларусь от 30.10.1992 № 1898-ХН «О го­сударственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (с изм. и доп.) установлен гарантированный государством уровень поддержки семей, имеющих несовершеннолетних детей, система минимальных социальных гарантий в виде пособий, способствующих обеспечению гражданам необходимых условий для рождения и воспитания детей. В соответствии с названным Законом назначаются пособия по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; женщине, ставшей на учет до 12-недель- ного срока беременности; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на детей старше 3 лет и др.

Назначение и выплата пособий и надбавок к ним осуществляются, как правило, по месту работы, учебы (службы) матери ребенка, если мать не работает и не учится, — по месту работы или учебы (службы) отца (усыновителя, опекуна) либо другого родственника, имеющего право на пособие в связи с воспитание ребенка или уходом за ним, на основании заявления и всех необходимых документов.

 

Право на участие в культурной жизни

Статьей 51 Конституции закреплено право каждого на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в госу­дарственных и общественных фондах, развитием сети культурно-про­светительных учреждений. Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется. Интеллек­туальная собственность охраняется законом. Государство содейству­ет развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов.

Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу художе­ственного творчества и право на пользование достижениями культуры. Они имеют также право заниматься любым видом культурной деятель­ности, кроме запрещенной законом (ст. 4 Закона Республики Беларусь от04.06.1991 № 832-ХП «О культуре в Республике Беларусь» (с изм. и доп.) (далее — Закон о культуре).

В целях реализации гражданами этого права на государственные органы возложены определенные обязанности, а именно: они обяза­ны совершенствовать систему социальных, организационно-правовых и экономических гарантий развития искусства и культуры и создавать необходимые условия для приобщения граждан к национальному и мировому культурному наследию; формировать систему предприятий и учреждений искусства и культуры; выделять необходимые материаль­ные и финансовые средства; обеспечивать проведение научных ис­следований и разработку научных проектов в области культуры, подготовку квалифицированных кадров; создавать гарантии и стиму­лы художественного творчества, сохранения традиционной культуры (фольклор, народные промыслы, ремесла), использования достижений культуры; обеспечивать формирование и эстетизацию среды обитания человека, защиту интересов народа Республики Беларусь в области культуры.

Согласно ст. 10 Закона о культуре лицам любой национальности и этнической группы, проживающим на территории Республики Бе­ларусь, гарантируется право на развитие своей культуры и языка, создание национальной школы, предприятий и учреждений культуры (театров, музеев, издательств и т. д.).

Граждане Республики Беларусь любой национальности и этнической группы имеют право на создание культурных объединений, ассоциаций, культурно-просветительных товариществ и обществ, национальных культурных центров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.158 (0.01 с.)