Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, структура и предназначение Парламента

Поиск

Слово «парламент» происходит от французскогораг1ег — говорить, то есть это место, где представители народа обсуждают наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни.

Согласно ст. 90 Конституции Парламентом является Националь­ное собрание Республики Беларусь — представительный и законо­дательный орган государства.

Представительным он является потому, что избирается народом и с учетом позиции избирателей, выраженной на выборах, представ­ляет различные слои населения. Парламент как представительный орган выражает интересы всех граждан.

В составе Палаты представителей 1 10 депутатов, избираемых не­посредственно гражданами, в составе Совета Республики — 64 члена. Совет Республики является палатой территориального представи­тельства. Избрание осуществляется тайным голосованием на заседа­ниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и г. Минска. Таким образом, избирается по 8 членов Совета Республики, а еще 8 назначаются Президентом Республики Беларусь.

Заметим, что количественный состав белорусского парламента на протяжении последних двух десятилетий менялся: от 485 в 1986 г., 360 в 1990 г., 260 в 1994 г. до 174 в 2011 г. Такое численное пред­ставительство является оптимальным и вполне сопоставимо с пред­ставительством граждан в зарубежных парламентах.

Формирование Парламента обычно осуществляется путем прямых выборов, однако нередко принцип выборности дополняется и назна­чением части парламентариев Главой государства.

Парламент — законодательный орган. В настоящее время в Кон­ституции не указывается, что он является «единственным» или «выс­шим» законодательным органом. Это можно объяснить тем, что в Конституции закреплен и реализован принцип разделения властей. Кроме Парламента правом издания законодательных актов обладает и Глава государства, что влияет на субординацию актов этих двух субъектов власти.

Парламент является двухпалатным органом. Каждая из палат об­ладает собственным предметом ведения, хотя некоторые вопросы, рассмотрение которых начато в одной из палат, могут быть переданы для разрешения в другую палату. Наиболее характерный пример — рассмотрение законопроектов: принятый в Палате представителей закон поступает для рассмотрения в Совет Республики (принято считать палату, где начинается законодательный процесс, нижней, а где заканчивается — верхней). Однако по ряду вопросов инициато­ром изначально может быть верхняя палата — Совет Республики. Например, реализация ею права законодательной инициативы (ст. 99 Конституции), инициирование проведения республиканского рефе­рендума, аналогичное решение должна принять Палата представите­лей (ст. 74 Конституции).

Парламент призван осуществлять три основные функции —за­конотворческую, контрольную и распорядительную. Их объем за­висит от формы правления, активности самих парламентариев, правовой и политической основы.

Реализуя законотворческую функцию, Парламент как коллеги­альный представительный орган, принимает законы, которые должны выражать волю народа. Законы наряду с декретами и указами обла­дают после Конституции высшей юридической силой. Посредством принятия программных и иных законов, например о бюджете, уча­ствует в управлении делами государства.

Парламентский контроль реализуется в формах и пределах, преду­смотренных Конституцией, и обладает юридической основой для того, чтобы быть эффективным не только по отношению к Правительству и иным органам исполнительной власти, но и местным органам само­управления (см. последующие разделы).

В отличие от вышеуказанных функций, которые потенциально вполне соответствуют западному уровню парламентской демокра­тии, распорядительная функция является самой слабой. Интерес­но, что до введения в действие 30 марта 1994 г. Конституции Парламент (прежде — Верховный Совет) согласно ст. 97 Консти­туции 1978 г. вправе был принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, находящийся в ведении Республики Беларусь. Рас­порядительная функция в настоящее время в значительной степени ограничивается вопросами внутренней организации палат Парла­мента, его взаимодействия с иными структурами власти (при этом такому «взаимодействию» не характерны отношения по принципу «власть — подчинение»).

Парламент является коллегиальным представительным органом. Наряду с Президентом основное его предназначение заключается в формировании современной национальной правовой системы, прежде всего принятии законов, оказывающих эффективное вли­яние на развитие общественных отношений. В статье 1 Конституции сформулирована сверхзадача — развитие Республики Беларусь как демократического социального правового государства. Это емкое определение государства включает все направления и элементы раз­вития, содержание которых раскрывается в соответствующих пара­графах, посвященных характеристикам государства, развитию отношений между ним и гражданином.

Палаты собираются на две очередные сессии в год. Первая от­крывается 2 октября (продолжительностью не более 80 дней), вто­рая — 2 апреля (продолжительностью не более 90 дней). Внеочередные сессии могут быть созваны по инициативе Президента, а также по требованию не менее двух третей голосов от полного со­става каждой из палат по определенной повестке дня.

Внеочередные сессии созываются указами Президента, очеред­ные начинают свою работу «по праву», то есть в указанные дни календаря (2 октября или 2 апреля), а если они приходятся на не­рабочий день, то в первый следующий за ним рабочий день.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.90 (0.006 с.)