Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исключительная компетенция Президента Республики Беларусь

Поиск

Права и обязанности Президента определены в Конституции (в значительной степени они аккумулированы в ст. 84), Законе о Пре­зиденте, других законодательных актах, а именно:

— полномочия в сфере народовластия, формирования колле­гиальных представительных органов:

а) назначает республиканские референдумы (п. 1 ст. 84, ст. 74 Конституции);

б) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату пред­ставителей, Совет Республики и местные представительные органы (п. 2 ст. 84, ст. 93, 94, 118, 123 Конституции, Закон Республики Бе­ларусь от 04.01.2010 № 108-3 «О местном управлении и самоуправ­лении в Республике Беларусь (с изм. и доп.);

в) распускает палаты (п. 3 ст. 84, ст. 94 Конституции);

г) обращается с посланиями к народу, а также парламенту (п. 13, 14 ст. 84 Конституции);

— полномочия в кадровой сфере (выражаются в праве назначать и освобождать от должности соответствующих лиц):

а) формирует самостоятельно Правительство (предварительно своим указом определяет его структуру), за исключением назначения Премьер-министра, которое осуществляется Президентом с согласия Палаты представителей;

б) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Прези­дента, другие органы государственного управления, а также консуль­тативно-совещательные и иные органы при Президенте; назначает самостоятельно 6 из 12 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, 6 из 12 судей Консти­туционного Суда, иных судей;

в)с согласия Совета Республики назначает руководителей (пред­седателей) высших судебных инстанций, а также их членов (судей), Председателя ЦИК, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

г) решает другие кадровые вопросы, предусмотренные в Консти­туции (ст. 84 и др.) и иных законодательных актах.

Среди должностных лиц национальное законодательство выделя­ет высших должностных лиц, руководителей органов государственной власти, занимающих высшие после Главы государства места в иерар­хии государственных должностей и подчиняющихся (подотчетных) Главе государства либо органам, их избравшим (назначившим) на должность. Это Премьер-министр, Председатель Палаты представи­телей, Председатель Совета Республики Национального собрания, Председатели Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйствен­ного судов, Глава Администрации Президента, Государственный сек­ретарь Совета Безопасности, Генеральный прокурор, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления На­ционального банка. Управляющий делами Президента (всего 12 чел.);

— полномочия в области руководства внутренней политикой и взаимоотношений с другими государственными органами:

а) реализует программный закон об основных направлениях внут­ренней и внешней политики, военную доктрину (ст. 104 Конституции), а также издает директивы — указы программного характера;

б) осуществляет нормативное правовое регулирование обществен­ных отношений посредством издания декретов, указов, распоряжений;

в) принимает меры политического, организационного, юридиче­ского и иного характера по стабилизации ситуации в стране, включая социальную и экономическую сферы;

г) взаимодействует с палатами Парламента (например, в законотвор­ческой сфере), Правительством (формирует его, определяет структу­ру, при необходимости председательствует на его заседаниях, вправе отменять его акты, в том числе и по мотивам нецелесообразности их принятия, применения), формирует исполнительную «вертикаль» (речь идет о назначении на должности и освобождение от должности руководителей местных исполнительных и распорядительных органов);

д) осуществляет контроль над соблюдением законодательства органами местного управления и самоуправления;

е) решает вопросы, связанные с гражданством, предоставлением убежища, помилованием осужденных, устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными награ­дами;

— полномочия в области осуществления конституционного статуса личности:

Согласно ст. 79 Конституции Президент является гарантом Кон­ституции, прав и свобод человека и гражданина. Как с Главой госу­дарства в первую очередь с ним граждане связывают свои надежды и требования по обеспечению их конституционных прав и свобод. К этому обязывает и статус Главы государства, и конституционные предписания, сформулированные в преамбуле, ст. 2, 59 Конституции, согласно которым государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необхо­димого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

На это должны быть нацелены меры экономического, организацион­ного и правового порядка. Речь идет и о расходных статьях бюджета (если касаться социально-экономических прав), и гуманитарной со­ставляющей внутренней политики, когда затрагивается вопрос о лич­ных и политических правах и свободах и др.

Этим целям должна быть подчинена и нормотворческая деятель­ность Главы государства, иных государственных органов (в частности, планы законопроектов утверждаются Президентом, который таким образом может влиять на процесс обновления законодательства, его конституционализацию, то есть все более полную реализацию кон­ституционных принципов и норм, а также общепризнанных принципов международного права (к этому обязывает ст. 8 Конституции) в от­раслевом законодательстве;

— полномочия в области внешней политики:

а) ведет переговоры и подписывает международные договоры;

б) назначает и отзывает дипломатических представителей Рес­публики Беларусь, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностран­ных государств;

— полномочия в области обеспечения безопасности и обороны государства, стабильности общественного порядка:

а) формирует и возглавляет Совет Безопасности; является Главно­командующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, назнача­ет и освобождает от должности высшее командование Вооруженными Силами;

б) принимает меры по обеспечению общественной безопасности и стабильности в государстве (вправе отложить проведение забастов­ки или приостановить ее проведение, ввести чрезвычайное или воен­ное положение).

— полномочия Президента в законодательном процессе:

а) обладает правом законодательной инициативы (см. ст. 99 Кон­ституции); вправе потребовать рассмотрения законопроекта как срочного;

б) утверждает планы законопроектных работ;

в) подписывает законы, имеет право возвратить закон или отдель­ные положения в Палату представителей (п. 24 ст. 84 Конституции);

г) издает директивы — указы программного характера, которые также могут быть основой для законотворческой деятельности палат Парламента, других субъектов законодательной инициативы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.39 (0.011 с.)