Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, структура, юридические свойства КонституцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Множество возникающих в государстве и обществе отношений подпадает под действие соответствующих социальных регуляторов — норм права, морали, нравственности, религиозных норм и др. Однако необходим юридический акт, который бы давал ответы на главные вопросы: какие общегосударственные органы создаются, каково положение личности, как строятся взаимоотношения между человеком, обществом и государством, устройство государства. Таким актом (юридическим документом) является Конституция. Она, условно говоря, каркас основных отношений в обществе и государстве, который наполняется нормами текущего законодательства. Слово «конституция» происходит от латинского constitutio — установление, учреждение, строение. Конституция — это Основной Закон государства, который выражает волю народа, закрепляет основы государственного и общественного строя, правового статуса личности, организацию государственной власти. В мире нет идентичных Конституций. На содержание данного нормативного акта влияют исторические традиции, менталитет граждан, нередко религиозные убеждения, правовая культура. В то же время теория и практика конституционного права свидетельствуют о том, что текст должен содержать определенный минимум, без которого трудно утверждать, что идет речь именно о конституционном тексте. В Конституциях демократических государств обязательно закрепляются гарантии прав и свобод человека, устройство государственной власти, и в том числе предусматривается разделение и взаимодействие властей, политический плюрализм, многообразие форм собственности. Можно выделить, три основных блока, из которых состоит Конституции Республики Беларусь: 1. Преамбула; 2. Основная часть (разделы I—VIII); 3. Заключительные и переходные положения (раздел IX). Юридические свойства Конституции заключаются в том, что она: · Является Основным Законом государства: · Обладает юридическим верховенством; · Является базой для принятия актов текущего законодательства; · Имеет особый порядок принятия и изменения. 5.2. ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ К функциям Конституции относятся: ü учредительная (закрепляет существующие и создает предпосылки для формирования новых отношений, в том числе по поводу ргали *ации власти, развития прав и обязанностей граждан и др.); ü организаторская (направляет всех субъектов на деятельность по реализации закрепленных в ней принципов и норм); ü идеологическая (это мировоззренческий документ, в котором воплощены взгляды и представления о развитии государства и общества); ü внешнеполитическая (это основа внешнеполитической деятельности, своего рода «лицо» белорусского государства на международной арене). 5.3. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ ИДОПОЛНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ В обычной ситуации, за исключением революционной, принятие новой Конституции базируется на нормах прежней, где предусматривается порядок ее принятия (изменения). Свидетельством тому является принятие белорусских конституций в 1927, 1937, 1978, 1994 гг. Согласно действующей Конституции ее изменение и дополнение может осуществляться двумя субъектами власти: I) народом путем референдума; II) Парламентом посредством принятия соответствующего закона. Согласно ст. 140 Конституции разделы I «Основы конституционного строя», II «Личность, общество, государство», IV «Президент. Парламент, Правительство, суд» и VIII «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» могут быть изменены только путем референдума (ст. 140 Конституции) (можно предположить, что Парламент вправе внести дополнения в указанные разделы, не меняющие их сути). Однако это не исключает права вынести на народное голосование и иные разделы Конституции. Порядок организации и проведения референдумов предусмотрен в Конституции (ст. 74 и др., а также Избирательном кодексе Республики Беларусь (далее — Избирательный кодекс). Решение референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. Иные положения Конституции вправе изменять и дополнять Парламент. Предложения об изменении и дополнении Конституции рассматриваются палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Согласно ст. 140 Основного Закона Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента. Как отмечалось, разделы I, II, IV и VIII могут изменяться только референдумом, поэтому если вести речь о принятии Парламентом всей Конституции, то в вынесенном на его голосование тексте указанные разделы должны оставаться в редакции, утвержденной народом. Изменения и дополнения Конституции Парламентом не проводятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей. ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ Примой характер действия конституционных норм предполагает правильное уяснение ее содержания. В спорных ситуациях необходимо прибегать к толкованию норм. Толкование Конституции обеспечивает ее стабильность. В ст. 140 Конституции указывается на «акт» толкования Конституции. Его форма — конституционный закон, который принимается не менее двумя третями голосов от полного состава палат Парламента. В отличие от изменений и дополнений Конституции для принятия закона о толковании не требуется два обсуждения и одобрения с интервалом не менее трех месяцев. Таким образом, Парламент обладает правом аутентичного толковании Конституции. Право казуального (при разрешении конкретного спора о конституционности проверяемого акта) толкования принадлежит, на наш взгляд, Конституционному Суду, что может быть выражено в его заключении. Делать это в иных актах Конституционного Суда недопустимо. Механизм защиты Конституции Существует комплекс мер, направленных на защиту Конституции, в котором выделяют политические, экономические, идеологические, юридические. К юридическим, в частности, можно отнести: — обязанность органов государственной власти и граждан реализовывать нормы Конституции (см. Преамбулу, а также ст. 2, 52, 59 и др. Конституции); — установление ответственности за нарушение Конституции (начиная от роспуска представительного органа и до решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности); — прямое действие Конституции, приоритет ее норм по отношению к нормам подконституционных актов (ст. 137 Конституции); — контроль над соблюдением Конституции (парламентский, Конституционного Суда); — усложненный порядок принятия, изменения и дополнения Конституции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.110.139 (0.006 с.) |