Понятие и классификация прав и свобод 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация прав и свобод



Права и свободы — схожие понятия. Право — это возможность человека получить определенные блага, то есть речь идет об опреде­ленных притязаниях человека на эти блага. Свобода — тоже право, но речь идет о сфере, в которую государство не должно вмешиваться. Свобода — это возможность человека избежать воздействия со сто­роны государства, независимость от него.

Классификация прав и свобод возможна по различным признакам.

По времени появления выделяют три поколения прав:

личные, а также политические (впервые зафиксированы во Французской Декларации прав человека и гражданина);

социально-экономические и социально-культурные права (ста­ли формироваться после первой мировой войны; на процесс форми­рования прав сказались последствия войны, а также влияние социалистической революции в России);

право на развитие, право на мир, здоровую окружающую сре­ду, право народов на равенство, международную и национальную безопасность и др. (фиксируются в документах ООН, начиная с 80-х гг. XX ст.).

С позиции субъектов обладания подразделяют

права человека

права гражданина.

По сфере проявления человеческой деятельности выделяют

Личные

Политические

Экономические

Социальные

культурные права.

В литературе выделяют материальные и процессуальные пра­ва, основные и производные. Но традиционно в учебниках больше внимания уделяется освещению прав с точки зрения сферы их про­явления.

Нормы Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также Европей­ской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция) нашли свое воплощение в действующей Конституции. Сопоставительный анализ статей вышеназванных международных актов и статей Конституции Республики Беларусь позволяет сделать вывод если не о полном дублировании, то о близости их редакций.

Так, ст. 2 Конвенции о праве на жизнь близка по своему содержа­нию ст. 24 Конституции. Различие состоит в недопустимости приме­нения смертной казни в государствах — членах Совета Европы. В Республике Беларусь этот вид наказания как исключительная мера еще допускается.

Часть 2 ст. 25 Конституции практически полностью совпадает со ст. 3 Конвенции: в них говорится о недопустимости применения пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или нака­зания. О запрете принудительного труда говорится в ч. 4 ст. 41 Кон­ституции и ст. 4 Конвенции. Далее можно назвать «связанные» между собой ст. 5 и 25; 6 и 26; 60. 62 и др. Конвенции и Конституции соответственно.

Таким образом, надлежаще выполняя конституционные предпи­сания, мы тем самым реализуем и положения Конвенции, и в целом Билль о правах человека.

В действующей Конституции (в отличие от прежних четырех) пра­ва и свободы заняли достойное место: если ранее они были приведены в конце текста Конституции, то сейчас следуют сразу после раздела, посвященного основам конституционного строя. При этом изменен и характер взаимоотношений между человеком и государством. От патерналистского типа отношений мы пришли к признанию человека, его прав и свобод, гарантий их реализации высшей ценностью и целью общества и государства. При этом государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного раз­вития личности. А гражданин ответствен перед государством за неукос­нительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Таким образом, в совокупности с нормами о многообразии форм собственности, политическом плюрализме характер определяемых Конституцией отношений между человеком, обществом и государством свидетельствует о наличии юридических условий для становления Республики Беларусь как правового демократического социального государства.

Конституция признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодатель­ства (ст. 8). При этом не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Эта фундаментальная норма свидетельствует о стремлении законодателя строить независи­мое государство на правовых, демократических принципах. Здесь есть несколько аспектов. Признание приоритета общепризнанных прин­ципов международного права означает не что иное, как определение вектора развития всей правовой системы. Именно в этом смысле следует понимать запись «обеспечивает соответствие им законода­тельства». С учетом общепризнанных принципов международного права должно осуществляться «наполнение» конституционных норм, определение их содержания.

Наша правовая традиция интеграции международного договора посредством использования соответствующей процедуры (ратифи­кация, присоединение, утверждение) предопределяет место между­народного договора в зависимости от места, которое занимают законы о ратификации договоров. Согласно ч. 3 ст. 8 и ч. 4 ст. 116 Конституции они носят подконституционный, но надзаконный ха­рактер, включая кодексы и программные законы (законы об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, военной доктрине Республики Беларусь), то есть обла­дают и по отношению к последним более высокой юридической силой. При этом даже в случае расхождения норм международных договоров и новых законов общепринятое правило о том, что новый закон отменяет старый, не применяется. Таким образом, в случае расхождения данных актов приоритетом пользуются нормы между­народных договоров.

 

ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Право на жизнь

Право на жизнь является главным правом каждого человека.

В соответствии со ст. 24 Конститутии каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь чело века от любых противоправных посягательств. В то же время, не является преступлением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допу­щено превышения пределов необходимой обороны.

Превышением пределов необходимой обороны признается явное для обороняющегося лица несоответствие защиты характеру и опас­ности посягательства, когда посягающему без необходимости умыш­ленно причиняется смерть или тяжкюе телесное повреждение.

Право на жизнь не следует понимать в узком смысле этого слова — лишь как недопустимость посягательства на жизнь человека, невоз­можность существования смертной казни в государстве. Это более широкое и емкое понятие. Оно включает право на здоровую окружа­ющую среду, предполагает обязанность государства не допускать экологических катастроф и принимать меры по устранению или смяг­чению их последствий. С этой проблемой тесно связана проблема абортов, эвтаназии, качества жизни и др.

Конституция не запрещает смертной казни. Во-первых, она воз­можна лишь в соответствии с законом за особо тяжкие преступления; во-вторых, носит исключительный характер, то есть тем самым под­черкивается вынужденность ее применения, пока в обществе не сформированы все условия для ее отмены; в-третьих, смертная казнь допускается лишь согласно приговору суда. Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее — Уголовный кодекс) предусмотрено, что применение смертной казни (расстрела) в виде исключительной меры наказания вплоть до ее полной отмены допускается за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. Смертная казнь не может быть назначена:

лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадца­ти лет;

женщинам;

мужчинам, достигшим ко дню постановления приговора 65 лет (ст. 59 Уголовного кодекса).

Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена по­жизненным заключением.

Проведенное 24 ноября 1996 г. в Республике Беларусь народное голосование по вопросу сохранения смертной казни носило консуль­тативный характер, поэтому у законодателя нет препятствий для постепенного изменения оснований применения смертной казни за особо тяжкие преступления и в перспективе к полному отказу от такой меры наказания. Можно было бы ввести мораторий на испол­нение смертной казни и по истечении определенного времени проана­лизировать, как данное решение повлияло на криминогенную обстановку. В то же время введение в качестве альтернативного уголовного наказания в виде пожизненного заключения означает «перенос» груза ответственности за применение смертной казни с законодателя на суды.

В последние годы в Республике Беларусь имеются единичные случаи вынесения приговоров о смертной казни.

 

Свобода, неприкосновенность и достоинство личности

Согласно ст. 25 Конституции государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или ли­шение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.

Конституция закрепляет право каждого человека на свободу и не­прикосновенность. Изъятия могут быть установлены только законом.

 

Право на личную жизнь

Согласно ст. 28 Конституции каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

Указанная статья закрепляет неприкосновенность личной(частной) жизни, под которой в юридической литературе понимают физическую и духовную область, контролируемую самим человеком. Это право состоит из отдельных элементов (правомочий). Оно включает право на личную и семейную тайну, свободу общения, свободу располагать собой, включает недопустимость прослушивания и записи его пере­говоров, просмотр корреспонденции, право на тайну голосования, право на защиту личности и др.

Частной жизнью распоряжается сам индивидуум. Человек свобо­ден в выборе круга общения в неформальной обстановке. К сфере частной жизни относят брак (развод), деторождение (усыновление), распоряжение собственностью, семейным бюджетом, тайну вкладов, информацию о состоянии здоровья, свободу вероисповеданий.

Именно поэтому право на личную (частную) жизнь предполагает недопустимость прослушивания его переговоров, слежки за ним, на­рушения его права на конфиденциальность почтовых и иных сообще­ний, нарушения тайны вкладов, врачебной, адвокатской тайны, нарушения тайны исповеди и др.

Право на неприкосновенность личной жизни принадлежит челове­ку от рождения, оно не даруется государством. Вместе с тем с учетом требований, предусмотренных ст. 23 Конституции, возможно «вторжение» в личную жизнь в целях борьбы с преступлениями (правонару­шениями), в связи с эпидемией или стихийным бедствием и ликвида­цией их последствий, в условиях военного или чрезвычайного положения.

Неприкосновенность жилища

Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его вол и (ст. 29 Конституции).

Неприкосновенность жилища — это по существу гарантия права человека на личную (частную) жизнь. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охра­няются законом.

Обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров могут производиться только на основаниях и в порядке, установленных уголовно- процессуальным законодательством.

Лицам, у которых производится выемка или обыск, понятым, пред­ставителям должно быть разъяснено их право присутствовать при всех действиях следователя и делать по поводу этих действий заявле­ния, подлежащие занесению в протокол.

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь детально регламентирует совершение всех процессуальных действий.

 

Свобода передвижения и выбор места жительства

Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передви­гаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30 Кон­ституции).

Без свободы передвижения не может быть свободы личности. Конституция закрепляет право граждан свободно передвигаться внут­ри государства и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. В данном случае речь идет о свободе граждан Беларуси; иностранцы и лица без гражданства ограничены в праве на эмиграцию в Беларусь.

Согласно ст. 12 Международного пакта о гражданских и полити­ческих правах, ратифицированного Республикой Беларусь, каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, при­надлежит в пределах этой территории право на свободное передви­жение и свобода выбора местожительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Упомяну­тые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны госу­дарственной безопасности, общественного порядка, здоровья, нрав­ственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в вышеуказанном Пакте другими правами. Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну.

Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания» система прописки была упразднена и предусмот­рена регистрация граждан по месту жительства в пределах Республики Беларусь. Названным Указом утверждено Положение о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания (далее — Указ № 413, Положение № 413 соответственно).

Согласно п. 13 Указа № 413 для регистрации по месту жительства гражданин обязан не позднее одного месяца со дня прибытия на новое местожительства обратиться к лицу, ответственному за регистрацию, а при его отсутствии — в орган регистрации. При этом обращение гражданина к лицу, ответственному за регистрацию, или в орган ре­гистрации для снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства не требуется. Согласно гл. 2 Положения № 413 для ре­гистрации по месту жительства гражданин обязан представить:

— заявление о регистрации по месту жительства по установленной форме. Если в соответствии с законодательными актами вселение гражданина в жилое помещение осуществляется лишь с согласия собственника (нанимателя) жилого помещения, совершеннолетних членов его семьи, имеющих право пользования жилым помещением, то такое согласие оформляется путем проставления в заявлении о регистрации по месту жительства подписей этих лиц или отдельным документом и удостоверяется лицом, ответственным за регистрацию, либо иным указанным в Положении № 413 лицом, а при его отсут­ствии — должностным лицом органа регистрации, либо нотариусом или иным должностным лицом, которому в соответствии с законода­тельными актами предоставлено право совершать нотариальные действия;

— документ, удостоверяющий личность;

— доверенность, оформленную в порядке, установленном граж­данским законодательством, — для представителя гражданина, ре­гистрирующегося по месту жительства;

— военный билет или временное удостоверение (удостоверение призывника) с отметкой о постановке на воинский учет по новому месту жительства —для регистрации военнообязанных (призывников);

— документ, являющийся основанием для регистрации граждани­на по месту жительства;

— свидетельство о смерти (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца или предоставлено убежище в Республике Беларусь, — при наличии), либо нотариально засвидетельствованную его копию, либо справку органа, регистриру­ющего акты гражданского состояния, содержащую сведения из записи акта о смерти (в случае смерти одного из законных представителей), либо копию (выписку из) решения суда о лишении родительских прав, отмене усыновления (удочерения), признании гражданина недее­способным, безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, либо справку органа, регистрирующего акты гражданского состояния, содержащую сведения из записи акта о рождении, в случае, если запись о родителях ребенка произведена в соответствии со ст. 55 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, либо копию постанов­ления (определения) суда, органа уголовного преследования об объяв­лении розыска гражданина —для регистрации несовершеннолетних, которые имеют одного законного представителя;

— письменное согласие одного из законных представителей не­совершеннолетнего на его регистрацию по месту жительства другого законного представителя, удостоверенное лицом, ответственным за регистрацию, либо уполномоченным должностным лицом учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, а при его отсутствии — должностным лицом органа регистрации по месту жительства или месту пребывания законного представителя, либо лицом, совершающим нотариальные действия, или копию (вы­писку из) решения суда, Соглашения о детях, которыми определено, с кем из законных представителей будет проживать несовершенно­летний, — для регистрации несовершеннолетнего по месту жительства одного из его законных представителей в случае, если законные пред­ставители зарегистрированы не по одному месту жительства;

— письменное согласие законных представителей несовершенно­летнего на его регистрацию не по месту их жительства, удостоверенное лицом, ответственным за регистрацию, уполномоченным должностным лицом учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, а при его отсутствии — должностным лицом органа регистрации по месту жительства или пребывания законных пред­ставителей несовершеннолетнего, либо лицом, совершающим нота­риальные действия, — для регистрации несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет не по месту жительства его законных пред­ставителей;

— документ, подтверждающий уплату гражданином государствен­ной пошлины за регистрацию по месту жительства (за исключением случаев освобождения от ее уплаты, предусмотренных законодатель­ными актами).

В месячный срок для обращения граждан в целях регистрации по месту жительства не включается время, в течение которого гражданин по уважительной причине (тяжелая болезнь, служебная командиров­ка и другие), подтверждаемой соответствующими документами, не мог обратиться за регистрацией.

Если у органа внутренних дел имеются сведения, подтверждающие, что один из законных представителей несовершеннолетнего не за­регистрирован по месту жительства на территории Республики Бела­русь либо является иностранным гражданином или лицом без гражданства, не проживающим постоянно в Республике Беларусь, то случаях, предусмотренных Положением № 413 при регистрации не­совершеннолетнего, письменное согласие такого законного предста­вителя несовершеннолетнего не требуется.

Согласно п. 19 Положения № 413 граждане, имеющие в собствен­ности либо в пользовании несколько жилых помещений на территории Республики Беларусь, регистрируются только по одному месту жи­тельства.

Особо подчеркнем, что в соответствии с п. 20 Положения №413 в случае отказа военнообязанному (призывнику) в регистрации по месту жительства органом регистрации в течение трех рабочих дней направляется извещение об отказе военнообязанному (призывнику) в регистрации по месту жительства в орган, осуществляющий воинский учет. Военнообязанный (призывник) в случае отказа в регистрации по месту жительства должен в течение пяти рабочих дней со дня полу­чения письменного отказа в регистрации по месту жительства стать на воинский учет по прежнему месту жительства.

Положением № 413 предусмотрена наряду с регистрацией граж­дан по месту жительства также регистрация граждан по месту пре­бывания.

Так, в случае временного выезда из места жительства на срок более одного месяца гражданин вправе, если иное не установлено в п. 28-1 Положения № 413 (речь идет о гражданах Республики Бе­ларусь постоянно проживающих за пределами нашей республики, а также постоянно проживающих у нас иностранцах, которые времен­но выехали из Беларуси), п. 30 Положения № 413 (в данном пункте идет речь о гражданах, прибывших из другого населенного пункта для получения образования), зарегистрироваться по месту пребывания (п. 21 Положения № 413).

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на срок до одного года, если иной срок не установлен Положением № 413.

Обращаем внимание, что регистрация граждан по месту пребыва­ния осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.

Для регистрации по месту пребывания гражданин обращается к липу, ответственному за регистрацию, а при его отсутствии — в орган регистрации и представляет соответствующие документы.

Гражданин вправе вновь обратиться за регистрацией по месту пре­бывания не ранее чем за десять календарных дней до истечения срока регистрации по месту пребывания.

Положением № 413 установлены особенности регистрации не­которых категорий граждан по месту жительства и месту пребывания.

Требования Положения № 413 для регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания не распространяются на случаи ре­гистрации граждан, указанные в гл. 4 Положения № 413, если иное не предусмотрено данной главой, а именно:

— граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, вправе зарегистрироваться по месту пребывания на территории Республики Беларусь не более чем на шесть месяцев в течение года в порядке регистрации граждан по мес­ту пребывания;

— иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно про­живающие в Республике Беларусь, временно выехавшие из места жительства, обязаны зарегистрироваться по месту пребывания не позднее одного месяца со дня прибытия в порядке регистрации граж­дан по месту пребывания;

— граждане, прибывшие в г. Минск из другого населенного пункта для работы по приглашению организаций с разрешения Минского горисполкома, регистрируются по месту жительства, в том числе в предоставленных им в соответствии с законодательством жилых помещениях общежитий, в порядке регистрации граждан по месту жительства;

граждане, прибывшие из другого населенного пункта для полу­чения образования в учреждениях образования и организациях, реа­лизующих образовательные программы послевузовского образования, в дневной форме получения образования, обязаны в порядке реги­страции граждан по месту пребывания зарегистрироваться на срок получения образования по месту пребывания, а граждане Республики Беларусь, не обеспеченные жилой площадью в общежитии, — по месту нахождения учреждения образования и организации, реализу­ющей образовательную программу послевузовского образования. Орган регистрации выдает им свидетельство о регистрации по месту пребывания;

— граждане, проходящие военную службу по контракту, офицеры, проходящие военную службу по призыву (далее — военнослужащие), и члены их семей регистрируются:

по месту жительства в порядке регистрации граждан по месту жительства;

по месту пребывания в порядке регистрации граждан по месту пребывания либо по месту нахождения государственного орга­на (организации), в котором предусмотрена военная служба. Такая регистрация осуществляется без снятия военнослужащих и членов их семей с регистрационного учета по месту житель­ства.

Государственный орган (организация), в котором предусмотрена военная служба, в день поступления заявления по установленной Положением № 413 форме и документов, перечисленных в абз. 3, 4, 6, 9 ч. 1 п. 22 Положения № 413, регистрирует военнослужащего и членов его семьи по месту нахождения государственного органа (организации), в котором предусмотрена военная служба, путем вне­сения сведений о них в карточку регистрации и выдачи ему справки о регистрации военнослужащего и членов его семьи по месту нахож­дения государственного органа (организации), в котором предусмот­рена военная служба. Такая регистрация осуществляется на период прохождения военнослужащим военной службы в указанном государ­ственном органе (организации). Сообщение о регистрации военно­служащего и членов его семьи по месту пребывания в течение трех рабочих дней со дня их регистрации направляется в орган регистрации по месту их жительства.

При увольнении военнослужащего с военной службы в запас (от­ставку), не имеющего регистрации по месту жительства, данный гражданин и члены его семьи остаются зарегистрированными по по­следнему месту пребывания до регистрации по месту жительства.

— граждане, проходящие срочную военную службу, службу в ре­зерве, находящиеся на военных или специальных сборах, вправе за­регистрироваться по месту нахождения государственного органа (организации), в котором предусмотрена военная служба, в случае, если срок такого пребывания составляет более одного месяца.

Государственный орган (организация), в котором предусмотрена военная служба, в день поступления заявления по установленной форме регистрирует граждан, проходящих срочную военную службу, службу в резерве, находящихся на военных или специальных сборах, по месту нахождения государственного органа (организации), в ко­тором предусмотрена военная служба, путем внесения сведений о них в карточку регистрации. При этом представление указанной катего­рией граждан дополнительных документов не требуется. Такая реги­страция осуществляется на период прохождения военной службы или нахождения на военных или специальных сборах в указанном органе (организации) без снятия с регистрационного учета по месту житель­ства. Сообщение о регистрации по месту нахождения государственно­го органа (организации), в котором предусмотрена военная служба, граждан, проходящих срочную военную службу, службу в резерве, находящихся на военных или специальных сборах, в течение трех рабочих дней со дня их регистрации направляется в орган регистра­ции по месту их жительства;

— граждане, проживающие в помещениях, принадлежащих или переданных в пользование религиозным организациям, регистриру­ются по месту жительства в этих помещениях в порядке регистрации граждан по месту жительства, на основании ходатайств руководителей религиозных организаций, направленных в орган регистрации;

— граждане, осужденные к аресту, ограничению свободы (за ис­ключением лиц, отбывающих наказание по месту жительства), лише­нию свободы, пожизненному заключению, регистрируются по месту пребывания на срок отбывания наказания. Регистрация указанных граждан осуществляется уполномоченным должностным лицом учреж­дения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел по месту отбывания наказания при поступлении таких лиц для отбывания наказания путем внесения сведений о них в картотеку учета лиц, отбывающих наказание;

регистрация граждан без определенного места жительства по месту пребывания осуществляется путем внесения сведений о них в книгу регистрации лиц без определенного места жительства по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства, а в случае отсутствия такого пункта — в месте, определенном соответствующим местным исполнительным и распо­рядительным органом базового территориального уровня.

Орган регистрации выдает таким гражданам свидетельство о ре­гистрации по месту пребывания:

— органы опеки и попечительства регистрируют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту жительства по адресу расположения административного здания местного исполни­тельного и распорядительного органа, принявшего решение о присвое­нии детям статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях:

— составления совместного акта организации здравоохранения и органа внутренних дел об оставлении ребенка в организации здра­воохранения;

— составления акта органа внутренних дел об обнаружении бро­шенного ребенка;

— если родители отказались от ребенка, не имеющего регистрации по месту жительства, и подали письменное заявление о согласии на усыновление (удочерение) при их раздельном проживании с ребенком;

— если родители ребенка на момент присвоения ребенку статуса ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, являлись лицами без определенного места жительства.

Регистрация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, осуществляется путем внесения сведений о них в карточку регистрации.

Как было отмечено, ст. 30 Конституции закреплено право граждан Беларуси покидать ее пределы и беспрепятственно возвращаться обратно. Данная конституционная норма получила свое развитие в ряде нормативных актов и, в частности, Законе Республики Беларусь от 20.09.2009 № 49-3 «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» (с изм. и доп.). Согласно вышеназванному Закону гражданин Республики Беларусь не может быть лишен права на выезд из Республики Бела­русь. Это право в соответствии с Законом может быть лишь времен­но ограничено.

Так, граждане до выезда за границу на постоянное жительство обязаны исполнить имущественные обязанности перед лицами, на которых распространяется юрисдикция Республики Беларусь. Они вправе сохранять за собой на территории Беларуси жилье и другое имущество, принадлежащее им на праве собственности, кроме земли.

Ограничение свободы передвижения может быть обусловлено целями, указанными в ст. 23 Конституции, например предотвращени­ем беспорядков, эпидемии, защитой подростков от безнадзорности или предотвращением уголовно-наказуемых деяний.

Свобода передвижения правомерно ограничивается, когда в со­ответствии с законом назначено уголовное наказание, связанное с лишением свободы или определением других мер наказания (мер ответственности), препятствующих свободе передвижения, а также несением воинской службы. В этих случаях мы имеем дело как с санкциями за совершенное преступление, так и необходимостью выполнения конституционной обязанности по несению воинской службы.

 

Право на определение отношения к религии

Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в от­правлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (ст. 31 Конституции).

Каждый человек имеет право принимать религию или убеждения по своему выбору; иметь религию или убеждения; исповедовать ре­лигию или убеждения как единолично, так и сообща, публичным или частным порядком; отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды; обеспечивать религиозное и нравственное вос­питание своих детей в соответствии с убеждениями.

Согласно ст. 16 Конституции религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных органи­заций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского на­рода.

Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Респуб­лики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также пре­пятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравствен­ности.

Свобода совести и религии исключает какие-либо ограничения, которые могут налагаться на человека в связи с его отношением к ре­лигии. Что касается «внешних» проявлений этой свободы, то здесь допустимо законодательное регулирование.

 

Свобода мнений и убеждений

Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой инфор­мации государством, общественными объединениями или отдельны­ми гражданами, а также цензура не допускаются (ст. 33 Конституции).

В названной статье Конституции закрепляется как свобода слова, так и свобода печати, которая, в свою очередь, является средством выражения свободы слова.

Свободой слова нельзя злоупотреблять, она не может быть ис­пользована во вред правам и свободам других лиц. Поэтому Консти­туция, международно-правовые документы допускают ее ограничение.

Одним из способов реализации свободы мнений, убеждений и их свободного выражения является использование средств массовой информации, участие в собраниях и других общественных мероприя­тиях, направление обращений в государственные и общественные органы, должностным лицам, участие в обсуждении законопроектов и других вопросов государственной и общественной жизни, участие в предвыборной агитации и т. д.

Согласно Закону Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-3 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о средствах массовой информации) граждане Республики Беларусь имеют право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информа­ции, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения.

Государство рассматривает систему средств массовой информа­ции как основу реализации конституционного права граждан Рес­публики Беларусь на свободу слова и информации, как важную составную часть национальной культуры и определяет меры, на­правленные на обеспечение экономической поддержки средств массовой информации.

В ст. 7 Закона о средствах массовой информации указано на недо­пустимость незаконного ограничения свободы массовой информации. Так, не допускается незаконное ограничение свободы массовой инфор­мации, которое выражается:

— в осуществлении цензуры массовой информации — требовании со стороны должностных лиц, государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц к юридическому лицу, на которое возложены функции редакции сред­ства массовой информации, информационному агентству, корреспон­дентскому пункту, главному редактору (редактору), журналисту, учредителю (учредителям) средства массовой информации предвари­тельно согласовывать информационные сообщения и (или) материалы, за исключением случаев согласования с автором или интервьюируемым, распространения официальных информационных сообщений (см. ст. 18, 26 Закона о средствах массовой информации);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.084 с.)