Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетенция органов прокуратуры

Поиск

В зависимости от предмета надзора, адресатов надзора и полно­мочий органов прокуратуры можно выделить несколько разновид­ностей надзора.

Надзор за исполнением законодательства

Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государ­ственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров, местными исполнительными и рас­порядительными органами, общественными объединениями, религиоз­ными и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

При осуществлении такого надзора прокурор вправе беспрепят­ственно входить в помещение и другие объекты, требовать от долж­ностных и иных лиц представления принятых ими решений и других документов, вызывать должностных лиц и других граждан и требовать от них объяснений, использовать на безвозмездной основе средства связи, информационные системы, банки данных государственных органов, проверять законность административного задержания граж­дан и применения к ним административных взысканий и др.

При установлении нарушений прокурор вправе принять меры реагирования (опротестовать правовой акт; освободить своим по­становлением лиц, незаконно подвергнутых административному за­держанию; внести представление, предписание, официальное предупреждение, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами и лицами; составить протокол об админи­стративном правонарушении; возбудить дисциплинарное производство; вынести постановление в допускаемых законом случаях о выселении в административном порядке и др.)(ст. 27 Закона о прокуратуре).

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

При осуществлении надзорной деятельности в данной сфере про­курор вправе проверить дело оперативного учета, другие материалы и документы, связанные с оперативно-розыскными мероприятиями (далее — ОРМ), за исключением некоторых категорий лиц (например, о сотрудниках, внедренных в организованные преступные группы и пре­ступные организации); давать санкцию либо отказывать в ее даче на проведение ОРМ; давать письменные указания о проведении ОРМ по уголовным делам, а также требовать их прекращения; принимать меры по отмене незаконных постановлений о заведении дел оперативного учета; требовать от руководителей органов, осуществляющих оператив- но-розыскную деятельность, проведения проверок исполнения зако­нодательства при осуществлении ОРМ и др. (ст. 28 Закона о прокуратуре).

Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания

При его осуществлении изучается соответствие правовых актов и решений (действий) органов предварительного следствия и их долж­ностных лиц Уголовно-процессуальному кодексу. Полномочия про­курора определены в Уголовно-процессуальном кодексе.

Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также соблюдением законодательства при их исполнении

При осуществлении надзора за соответствием закону судебных по­становлений, а также за соблюдением законодательства при их испол­нении прокурор имеет полномочия, предусмотренные процессуальным законодательством (Уголовно-процессуальным кодексом. Гражданским кодексом. Процессуальным кодексом, Процессуально-исполнительным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях).

Например, прокурор или его заместитель вправе принести протест на приговор суда, если полагают, что он является незаконным. В прак­тике много случаев, когда в связи с принесенным протестом выносят­ся оправдательные приговоры.

Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера

Прокурор в пределах своей компетенции вправе посещать в любое время без личного досмотра органы и учреждения, исполняющие нака­зание и иные меры уголовной ответственности, учреждения, исполня­ющие принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, места содержания под стражей и лечебно-трудовые профилактории; знакомиться с документами, на основании которых лица находятся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, осуждены; требовать письменные объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений законодательства; требовать устранения выявленных нарушений и др. Он вправе своим постановлением отменить взыскание, наложенное в нарушение законодательства на лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, отбывающих наказание; внести представление, принести протест, вынести предписание и официальное предупреждение, обязательные для исполнения; составить протокол об административном правонарушении; вынести постановление о воз­буждении дисциплинарного производства или привлечении к мате­риальной ответственности; вынести постановление о возбуждении уголовного дела и др. (ст. 35 Закона о прокуратуре).

АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

При выявлении нарушений действующего законодательства про­курор имеет право вынести следующие акты: I) представление; 2) протест; 3) постановление; 4) предписание; 5) официальное предупреждение.

Представление — акт прокурорского надзора, содержащий тре­бование об устранении нарушений законодательства, причин и усло­вий, им способствующих.

Представление вносится прокурором или его заместителем в адрес органов (должностных лиц), правомочных устранить допущенные на­рушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее месячного срока со дня поступления должны быть при­няты меры по выполнению содержащихся в нем требований, о чем в этот же срок должно быть сообщено прокурору или его заместителю.

Если представление рассматривается коллегиальным органом, то прокурору или его заместителю должно быть заранее сообщено одате, времени, месте проведения заседания, в котором может принять участие представитель прокуратуры. Например, коллегиальным орга­ном является местный Совет депутатов, исполком, коллегия министер­ства. На практике достаточно часто представители прокуратуры участвуют в рассмотрении представлений коллегиальными органами.

Протест — акт прокурорского надзора, который приносит про­курор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов госу­дарственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, местных представительных и рас­порядительных органов, других организаций, должностных лиц, ин­дивидуальных предпринимателей. В протесте прокурор или его заместитель требуют отмены либо изменения противоречащего за­конодательству правового акта, решения либо прекращения неза­конного действия.

Протест подлежит рассмотрению не позднее десятидневного срока с момента поступления, а местными представительными орга­нами — на ближайшей сессии. В исключительных обстоятельствах прокурор или заместитель прокурора вправе установить сокращенный срок для рассмотрения протеста.

Принесение протеста приостанавливает исполнение опротесто­ванного акта или решения (действия).

О результатах рассмотрения сообщается прокурору или его замести­телю. Если протест рассматривает коллегиальный орган, то о дне, вре­мени, месте рассмотрения сообщается прокурору или его заместителю. В таком заседании вправе принятьучастие представитель прокуратуры.

Протест до его рассмотрения может быть отозван.

При отклонении протеста или его нерассмотрении в установлен­ный срок прокурор или его заместитель могут принести протест (за исключением протеста на судебное постановление) в вышестоящий государственный орган (организацию, вышестоящему должностно­му лицу). Если и в этом случае рассмотрение протеста не дало по­зитивных результатов, то прокурор или его заместитель вправе обратиться с заявлением в суд от отмене противоречащих законо­дательству правового акта или решения (действия). До вступления в силу решения суда приостанавливается действие опротестованных правового акта или решения (действия).

Постановление — акт прокурорского надзора, содержащий в за­висимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или привлечении лица к мате­риальной ответственности (может быть вынесено и в иных случаях с учетом полномочий прокурора).

Постановление при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства при производстве предварительного следствия и дознания выносится в соответствии с Уголовно-про­цессуальным кодексом.

Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности подлежит ис­полнению в десятидневный срок, иные постановления — в срок, определенный прокурором или его заместителем.

Предписание — акт прокурорского надзора об устранении нару­шений законодательства, выносимый прокурором или его заместите­лем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено.

Предписание направляется субъектам, допустившим нарушения, либо вышестоящим по отношению к ним. В предписании указывается акт, который нарушен, характер правонарушения и предложения о мерах по его устранению.

Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безот­лагательно сообщается прокурору или его заместителю.

Лица, в адрес которых вынесено предписание, могут обжаловать предписание вышестоящему прокурору, если иное не предусмотре­но законодательными актами, который обязан рассмотреть жалобу в десятидневный срок со дня ее поступления и о результатах рас­смотрения сообщить заявителю. Обжалование не приостанавливает исполнение предписания. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.

Официальное предупреждение — акт прокурорского надзора о не­допустимости повторного совершения должностным лицом, иным граж­данином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо недопустимости подго­товки к совершению противоправных действий, и объявляемый указан­ным лицам в целях предупреждения совершения ими правонарушения.

При несогласии с официальным предупреждением должностное лицо, иной гражданин, в отношении кого оно вынесено, вправе обжа­ловать его вышестоящему прокурору, если иное не предусмотрено законодательными актами. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.166 (0.009 с.)