Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная система управления трудовыми

Поиск

Ресурсами

Государственная система управления трудовыми ресурсами Рос­сийской Федерации включает совокупность органов государствен­ной законодательной, исполнительной и судебной власти и управ-


ления, централизованно регулирующих основные социально-эконо­мические отношения в стране, а также методы управления и меха­низм их использования. Ее задачами являются принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уров­ня жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситу­аций и т.д.

В условиях рыночных отношений государственное регулирова-ниесоциально-экономических отношений носитограниченный ха­рактер и, как свидетельствует опыт развитых стран, касается вопро­сов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни и некоторых других.

Состав основных органов и организаций, образующих государ­ственную систему управления трудовыми ресурсами РФ, показан на рис 1.1.

Законодательная власть осуществляет принятие законов, содер­жащих обязательные правила поведения, в том числе в области со­циально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Со­бранием в лице двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральные законы в области трудового законодательства при­нимаются Государственной Думой. Совет Федерации также облада­ет правами по участию в законодательной деятельности, но они име­ют иной характер, чем у Госдумы. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или откло­нять федеральные законы, принятые Госдумой. Значительную роль в осуществлен и и парламентского контроля играют комитеты палат. Комитеты и комиссии палат — органы, способствующие эффектив­ной деятельности парламента, реализации его компетенции через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.

В Совете Федерации образованы следующие комитеты, в компе­тенцию которых входят те или иные вопросы регулирования соци­ально-трудовых отношений:

по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и та­моженному регулированию, банковской деятельности;

по конституционному законодательству и судебно-правовым во­просам;



 


по вопросам экономической реформы, собственности и имуще­ственным отношениям;

по социальной политике.

В Государственной Думе образованы следующие комитеты:

по законодательству и судебно-правовой реформе;

по экономической политике;

по бюджету, налогам, банкам и финансам;

по труду и социальной политике;

по образованию и науке

и др.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнение зако­нов; на них возлагается исполнительно-распорядительная деятель­ность.

Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, фор­мируемое Президентом. Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ, федеральных законов, нормативных Указов Пре­зидента в области социально-трудовых отношений на практике.

Деятельность Правительства охватывает по существу все сторо­ны жизни общества. В сфере управления экономикой оно разраба­тывает федеральный бюджет, программы экономического развития. В сфере социальной политики — программы социального развития и др.

Правительство формирует федеральные и отраслевые министерства, ведомства и в их числе как специализированные на вопросах труда и управления трудовыми ресурсами (Министерство труда и социального развития РФ — далее Минтруд РФ), так и образовательные, научные. В состав отраслевых и иных министерств и ведомств входят подраз­деления по управлению кадрами, трудом, оплатой труда и т.п.

Судебные органы осуществляют правосудие: наказание наруши­телей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применени­ем трудового законодательства.

Судебную власть представляют суды: Конституционный, Верхов­ный, Высший Арбитражный, федеральные суды, а также Министер­ство юстиции.

Министерство юстиции РФ обеспечивает реализацию государ­ственной политики, втом числе в социально-трудовой области. Его задачами являются:

участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (проводит экспертизу законов, разрабатывает проекты нормативных актов);


государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих пра­ва, свободы и законные интересы граждан;

организация и развитие системы юридических услуг в целях реа­лизации прав, свобод и законных интересов граждан;

сотрудничество с ассоциациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам;

повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции;

участие в правовом просвещении граждан и др.

В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль иг­рают также различные организации профсоюзов (при заключении коллективныхдоговоров, генерального и отраслевых (тарифных) со­глашений и др.). Многие вопросы управления трудовыми ресурса­ми рассматриваются с учетом международных соглашений, конвен­ций и других документов в области труда, которые являются обязательными для государств — членов Международной организа­ции труда, каковым является и Россия.

Центральным органом федеральной исполнительной власти, осу­ществляющим руководство работой по обеспечению единой госу­дарственной политики в области труда, занятости и социальных во­просов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в Российской Федерации, является Минтруд РФ. Минтруд России работает во взаимодействии с центральными орга­нами федеральной исполнительной власти, органами исполнитель­ной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Пе­тербурга и с общественными организациями.

Минтруд России, подведомственные ему организации, учрежде­ния, предприятия и органы по труду республик в составе РФ, краев, областей, автономий, городов Москвы и Санкт-Петербурга образу­ют единую государственную систему управления социально-трудо­выми вопросами в Российской Федерации.

Основными задачи Минтруда России я вл я ются:

выработка политики в социально-трудовой сфере;

координация всей работы в социально-трудовой сфере в стране;

разработка основных направлений социальной политики прави­тельства;

подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;

формирование правовой и нормативной базы регулирования со-


циально-трудовых отношений;

участие в заключении генерального и отраслевых (тарифных) со­глашений;

регулирование рынка труда, занятости населения и др.

Некоторые функциональные направления деятельности Минт­руда РФ показаны в табл. 1.3.


 

Минтруд РФ занимается разработкой и осуществлением государ­ственной политики в области занятости населения и проведением организационных мероприятий по ее реализации; разрабатывает государственные программы занятости на основе прогнозов (про­грамм, планов) экономического развития с участием представите­лей организаций, предпринимателей (работодателей) и представите­лей трудящихся; осуществляет методическое руководство разработкой


программ занятости; контролирует реализацию программ занятости, руководствуясь в своей деятельности Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».


Минтруду РФ подчиняется ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производитель­ности труда, оплаты и условий труда, организации и нормирования труда, повышения квалификации и по другим направлениям управ­ления трудовыми ресурсами. Состав основных организаций, подчи­ненных Минтруду РФ, показан на рис. 1.2.

Ведущими подведомственными организациями Минтруда РФ яв­ляются Институт труда, Центральный институт труда, Всероссий­ский центр производительности. Институт труда проводит исследо­вания и разрабатывает рекомендации в области оплаты труда и занятости населения. Центральный институт труда осуществляет на­учные исследования и разрабатывает методические рекомендации в области нормирования труда, организации труда, занятости населе­ния, подготавливает к изданию информационные материалы МОТ. Всероссийский центр производительности изучает и разрабатывает мо-тивационный механизм повышения производительности труда с уче­том человеческого фактора; разрабатывает Федеральную программу повышения производительности труда и доводит ее до регионов в виде рекомендаций, блок-схем и направлений; осуществляет инфор­мационное обслуживание предприятий, служб занятости; проводит анализ статистических показателей по труду; занимается учебно-ме­тодической работой по организации обучения менеджеров; ведет консультативную деятельность по реализации и внедрению японских методов повышения производительности труда; издает информатив­ные, методические и библиографические сборники по труду и кад­рам.

Центральное бюро нормативов по труду проводит исследования и разработки в области норм и нормативов по труду и кадрам.

К основным направлениям деятельности Всероссийского центра уровня жизни относятся: проведение научных исследований по обо­снованию подходов к определению минимального уровня оплаты трудасучетом важнейших факторов его дифференциации; разработ­ка классификации труда рабочих и служащих по профессиям (долж­ностям) в зависимости от тяжести и напряженности труда; проведе­ние социологических исследований по выявлению тенденций в социально-экономическом положении семей различных типов и ка­тегорий; проведение мониторинга (по Москве) в области измене­ний индекса стоимости потребительской корзины в расчете на од­ного жителя и заработной платы рабочих и служащих по народному хозяйству; ежемесячное исчисление стоимости потребительской кор-


зины (по Москве) для индексации зарплаты на отдельных предпри­ятиях и в организациях города.

Федеральная миграционная служба создана в июне 1992 г. Ее основ­ными задачами являются: формирование миграционной политики РФ; прогнозирование миграционных процессов; защита прав миг­рантов; разработка миграционных программ; организация внешней трудовой миграции и миграционного контроля; предоставление ин­формации мигрантам (через органы государственной власти и мест­ного самоуправления) о населенных пунктах, рекомендуемых для по­стоянного проживания, о возможностях трудоустройства в них; доработка и корректировка долгосрочной программы «Миграция», направленной на решение проблем беженцев, вынужденных пере­селенцев, переселения репрессированных народов, мигрантов из третьих стран; заключение с бывшими союзными республиками еже­годных соглашений о квотах на въезд в РФ, о правах национальных меньшинств, принципах определения гражданства, имущественных правах мигрантов. В своей деятельности Федеральная миграцион­ная служба руководствуется законами РФ о беженцах и вынужден­ных переселенцах.

Система социального партнерства в области социально-трудовых отношений и разрешения трудовых конфликтов является важным элементом рыночных отношений. Она строится в соответствии с За­коном РФ «О коллективныхдоговорах и соглашениях», Указом Пре­зидента РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулиро­ванию социально-трудовых отношений» и постановлением Совета Министров РФ об утверждении «Положения о порядке подготовки и заключения Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) со­глашений». В соответствии с этими документами предусматривается ежегодное заключение на федеральном уровне генеральных соглаше­ний по социально-экономическим вопросам между правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов и работодате­лями. В соглашениях определяются обязательства сторон в области занятости населения, повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспече­ния роста доходов работающих по мере стабилизации экономики. Отраслевые (тарифные) соглашения заключаются между органами государственного управления (Минтруда РФ), общероссийскими от­раслевыми профсоюзами и работодателями. В них отражаются вза­имные обязательства сторон, регулирующие социально-трудовые от-


ношения в области организации труда, его оплаты, социальных га­рантий, найма и увольнения работников.

Для ведения переговоров, подготовки и заключения Генерально­го соглашения образуется Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Для подготовки и заключения отраслевого (тарифного) соглашения формируется от­раслевая комиссия на принципах паритетного и полномочного пред­ставительства сторон.

При Минтруде РФ создан а служба разрешения трудовых конфлик­тов с целью контроля за ходом выполнения заключенных соглаше­ний, изучения причин возникновения трудовых споров и их устра­нения.

Международная организация труда (МОТ) — трехсторонняя орга­низация, в которой представлены работники, работодатели и госу­дарственные органы с равными правами в процессе принятия реше­ния. Результаты этой деятельности ежегодно обсуждаются на трехсторонней конференции труда.

Цели МОТ — выработка соглашений, международных конвенций в области труда для последующей их ратификации государствами — членами МОТ; создание системы контроля и наблюдения за выпол­нением принципов и стандартов, устанавливаемых конвенциями в области трудовых отношений; разработка проектов и программ по оказанию помощи мелким предприятиям в целях роста занятости населения в слаборазвитых странах; изучение и анализ тенденций и выработка направлений развития систем профессионального обу­чения в мире; проведение международных конференций, семина­ров по вопросам трудовых отношений (социальное партнерство, условия и оплата труда, трудовое законодательство, занятость насе­ления и т.д.) и др.

В России организовано Московское бюро МОТ.

При правительствах субъектов РФ (республик в составе РФ, ав­тономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москвы и Санкт-Петербурга) имеются органы по труду и занятости населения, которые функционально связаны с Минтрудом РФ и дру­гими соответствующими федеральными органами и организациями.

При Правительстве Москвы создан Департамент труда и занято­сти, фрагмент функционально-организационной структуры которого представлен на рис. 1.3.

Государственную систему управления трудовыми ресурсами Рос­сии можно охарактеризовать с двух сторон: с точки зрения тех задач, Функций, процессов, выполнение которых она должна обеспечить



 


и для решения которых создана, и с точки зрения организационно-структурного состава, т.е. наличия органов государственной власти и управления, исследовательских и учебных институтов и организа­ций, призванных выполнять эти задачи и функции.

По составу и характеру задач государственная система управле­ния трудовыми ресурсами в ее нынешнем виде охватывает достаточ­но широкий круг проблем, включая научные исследования и их прак­тическую реализацию в сферах социально-трудовых отношений в РФ, мотивации и оплаты труда, организации и нормировании тру­да, изучения и регулирования занятости населения и его миграции, трудового законодательства, охраны и условий труда, уровня жизни, социального партнерства, профессионального обучения и повыше­ния квалификации и т.д.

До недавнего времени отсутствовали единый центр, общее руко­водство в решении ряда проблем, имеющих общий или сходный ха­рактер. Так, вопросами занятости населения, рынка труда, мигра­ции населения занимались различные органы и организации: Минтруд РФ, Институт проблем занятости, Федеральная служба за­нятости населения и Федеральная миграционная служба, которые не располагали общей информационной базой, а также высокопро­фессиональными работниками. Организационное разобщение при решении сложных проблем высвобождения работников, их трудоу­стройства, миграции фактически приводило к отсутствию общей по­литики государства в этой сфере. Министерство труда и социального развития Российской Федерации, сформированное на базе бывшего Минтруда РФ, Федеральной службы занятости РФ и Министерства социальной защиты населения РФ, должно решить эти проблемы.

Ряд исследовательских институтов, находящихся в подчинении Минтруда РФ, — Институттруда (НИИ труда), Центральный инсти­тут труда, Всероссийский центр производительности —занимаются научными исследованиями и разработками, сходными по своему ха­рактеру, дублируя тем самым друг друга. Это касается вопросов нор­мирования трудовых процессов, оплаты труда, уровня жизни.

С другой стороны, весьма слабой является связь между государ­ственными органами, в частности, Минтрудом РФ и Международ­ной организацией труда, рекомендации которой должны учитываться всеми странами, подписавшими международную Конвенцию в об­ласти трудовых отношений.

В систему государственного управления трудовыми ресурсами входит и такой элемент, как социальное партнерство при заключе­нии социально-трудовых отношен и и между работодателями и проф-


союзами. Однако пока еще недостаточно проработаны процедуры и условия заключения трехсторонних договоров, что сдерживает раз­витие этого важного элемента социально-трудовых отношений.

В связи с этим основными направлениями совершенствования го­сударственной системы управления трудовыми ресурсами являются:

проведение глубокого всестороннего анализа проблем управле­ния трудовыми ресурсами страны с точки зрения их формирования, использования, развития, занятости, миграции. Необходимость в та­ком анализе объясняется тем, что в условиях рыночной экономики происходит определенное перераспределение объема задач в обла­сти социально-трудовых отношений между федеральными и регио­нальными органами управления. Некоторые вопросы, например, в области оплаты и мотивации труда, в значительной степени нахо­дятся в компетенции самих предприятий и организаций;

тщательное изучение и анализ направлений исследований таких организаций, как Институт труда, Центральный институт труда, Все­российский центр производительности, находящихся в подчинении Минтруда РФ, с целью определения и более четкого разграничения направлений их исследований и разработок, устранения дублирова­ния и переориентации их деятельности на рыночные условия хозяй­ствования.

Контрольные вопросы к главе 1

1. Раскройте актуальность изучения истории труда и деловой пред­
приимчивости.

2. Что характеризовало труд и отношение к нему в древнем мире
и средние века?

3. Каким образом осуществлялось взаимодействие труда и капи­
тала в новое время?

4. Назовите исторические предпосылки современных видов пред­
принимательской деятельности.

5. Охарактеризуйте основные черты социально-трудовых отно­
шений в России в советский период ее истории.

6. Перечислите основные психофизиологические проблемы, ко­
торые необходимо решать при формировании системы управления
персоналом.

7. Дайте определение понятия «рациональный режим труда и от­
дыха», назовите особенности его установления для различных кате­
горий работающих.


8. Что понимается под оптимальной интенсивностью труда?
Назовите методы ее оценки и измерения.

9. Что нового вносит рынок в систему управления условиями тру­
да?

10. Назовите факторы, характеризующие «Гигиеническую клас­
сификацию труда». Расскажите о методике ее применения для оцен­
ки условий труда на рабочем месте.

11. Сформулируйте сущность и задачи социологии труда.

12. Что такое трудовые ресурсы? Раскройте понятие и состав.

13. Приведите количественные и качественные показатели тру­
довых ресурсов.

14. Назовите показатели использования трудовых ресурсов.

15. Что такое безработица? Каковы ее виды, тенденции?

16. Назовите виды и формы занятости.

17. Какие специальные формы занятости Вы знаете?

18. Что такое политика занятости? Охарактеризуйте ее основные
направления.

19. Что представляет собой государственная система управления
трудовыми ресурсами РФ?

20. Какие органы трех ветвей власти осуществляют государствен­
ное управление трудовыми ресурсами в РФ? В чем заключаются их
основные задачи?

21. Разъясните основные задачи и функции Минтруда РФ и дру­
гих подчиненных ему организаций.

22. Какова роль Миграционной службы в управлении трудовыми
ресурсами?

23. Какие задачи решает Департамент труда и занятости при Пра­
вительстве Москвы?




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.204 (0.012 с.)