Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация факторов, учитываемых при проведении оценки результативности труда

Поиск


В самом общем виде результат труда работника аппарата управле­ния характеризуется уровнем, или степенью достижения цели управ­ления при наименьших затратах. При этом важное практическое значение имеет правильное определение количественных или каче­ственных показателей, отражающих конечные цели организации или подразделения.

Показатели, по которым оцениваются работники, называют кри­териями оценки. К ним относятся качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов. Для оценки результа­тивности труда требуется довольно большое количество критериев, которые охватывали бы и объемы работы (например, количество ви­зитов, наносимых агентом по продаже), и ее результаты (например, сумма выручки).

Поэтому при выборе критериев оценки следует учитывать, во-пер­вых, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки (повышение оплаты труда, служебный рост, увольнение и т.п.), и, во-вторых, для какой категории и должности работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференци-


решаться в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности работника. Как известно, выделяют три категории управленческих работников (служащих): руководители, специали­сты и другие служащие. Работники каждой из этих категорий вносят свой вклад в управленческий процесс: специалисты вырабатывают и подготавливают решение, другие служащие их оформляют, а руко­водители принимают решения, оценивают их качество, контроли­руют сроки выполнения.

В связи с разделением управленческого труда результат труда ру­ководителя, как правило, выражается через итоги производственно-хозяйственной и иной деятельности организации или подразделе­ний (например, выполнение плана по прибыли, рост числа клиентов и т.п.), а также через социально-экономические условия труда под­чиненных ему работников (например, уровень оплаты труда, моти­вированность персонала и т.п.).

Результат труда специалистов определяется, исходя из объема, пол­ноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ни­ми должностных обязанностей.

При выборе показателей, характеризующих ключевые, основные результаты труда руководителей и специалистов, следует учитывать, что они:

оказывают непосредственное и решающее влияние на результат всей деятельности организации;

занимают значительную часть рабочего времени персонала;

их сравнительно немного (4 — 6);

составляют по крайней мере 80% всех результатов;

приводят к достижению целей организации или подразделения.

В табл. 8.2 приведен примерный перечень количественных по­казателей — критериев оценки результативности труда по некото­рым должностям руководителей и специалистов.

Таблица 8.2


На практике при оценке результативности труда руководителей и специалистов наряду с количественными показателями, т. е. пря­мыми, используются и косвенные, характеризующие факторы, влия­ющие на достижение результатов. К таким факторам результатив­ности относятся: оперативность работы, напряженность, интенсив­ность труда, сложность труда, качество труда и т.п. В отличие от прямых показателей результативности труда косвенные оценки ха­рактеризуют деятельность работника по критериям, соответствую­щим «идеальным» представлениям о том, как следует выполнять дол­жностные обязанности и функции, составляющие основу данной должности, йотом, какие качества должны быть проявлены в связи с этим.

Для оценки факторов результативности чаще всего используется балльный метод. Например, при оценке сложности и качества труда интерпретация баллов показана в табл. 8.3 и 8.4.


Процедура оценки результативности труда будет эффективной при соблюдении следующих обязательных условий:

установление четких «стандартов» результативности труда для каждой должности (рабочего места) и критериев ее оценки;

выработка процедуры проведения оценки результативности тру­да (когда, как часто и кто проводит оценку, методы оценки);

предоставление полной и достоверной информации оценщику о результативности труда работника;

обсуждение результатов оценки с работником;

принятие решения по результатам оценки и документирование оценки.

Для оценки результативности труда применяются различные ме­тоды, классификация которых и краткая характеристика представ­лены в табл. 8.5.



 


Наиболее широко в организациях всего мира используется метод управления по целям (задачам) для оценки результативности труда менеджеров, инженеров и канцелярских работников, не связанных непосредственно с выпуском продукции. Пример формулировок не­которых целей (задач) представлен в табл. 8.6.

Таблица 8.6 Примеры использования метода управления по целям (задачам)

Наибольшая сложность в оценке результативности труда управ­ленческих работников посредством целей заключена в определении системы индивидуальных целевых показателей. На примере банка «Чейз Манхэттен» рассмотрим процедуру их разработки, включаю­щую следующие этапы:

1. Устанавливается перечень главных обязанностей работника,
включающий регулярно осуществляемые работником функции и це­
левые мероприятия разового характера на планируемый срок (квар­
тал, год).

2. Устанавливается сфера ответственности управляющего, т.е. каж­
дая функция из числа вводимых в целевые показатели конкретизи­
руется в определенных экономических (или каких-либо иных) кате­
гориях (прибыль, издержки, объем, сроки, качество), на которые она
влияет. Например:

Таблица 8.7 Сфера ответственности по функции управления

3. Устанавливаются единицы измерения по каждой категории (проценты, дни, доллары) и система показателей, отражающих ре­зультаты деятельности управляющих (рост прибыли в процентах по отношению к прошлому году и т.п.). А именно:



 


4. По каждому показателю устанавливают индивидуальные стан­дарты исполнения. Они должны учитывать все резервы работника, но исходить из реальных предпосылок. В «Чейз Манхэттен» по каж­дому показателю установлен двойной стандарт. Первый характери­зует «хорошее исполнение», второй — «выдающееся».

На этом разработка показателей заканчивается.

Собственно оценка результатов труда работника состоит в соот­несении фактических результатов «двойному стандарту».

Например: Таблица 8.9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.165 (0.006 с.)