Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лицензирование хозяйственной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как уже указывалось выше, лицензирование и патентование определенных видов хозяйственной деятельности являются средствами государственного регулирования в сфере хозяйствования, направленными на обеспечение единой государственной политики в этой сфере и защиту экономических и социальных интересов государства, общества и отдельных потребителей (ч. 1 ст. 14 ХК Украины). Следует различать два вида лицензирования хозяйственной деятельности. Первый – лицензирование деятельности внутри хозяйственного оборота Украины согласно ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности». Второй – лицензирование операций во внешнеэкономической деятельности согласно законодательству о ВЭД. Лицензирование – это деятельность полномочных органов государственной власти и местного самоуправления по выдаче, учету, переоформлению и аннулированию лицензий, а также по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и законодательства о лицензировании. Основные направления государственной политики в сфере лицензирования и ее законодательные основы определяет Верховная Рада Украины. Реализацию государственной политики в этой сфере осуществляет Кабинет Министров Украины, специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования, а также органы исполнительной власти, уполномоченные Кабинетом Министров Украины, исполнительные органы советов, специально уполномоченные проводить лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности. Перечень органов лицензирования утвержден постановлением КМУ от 14.11.2000 № 1698. Например, Министерство труда Украины лицензирует посредническую деятельность по трудоустройству за границей, МВД Украины – производство, ремонт и торговлю огнестрельным оружием и боеприпасами и так далее. Специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования осуществляет внеплановые проверки лишь на основе жалоб. Или с целью проверки устранения нарушений требований в сфере лицензирования. Полномочия органов лицензирования определены в ст. 6 ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности». В частности, орган лицензирования: Ø обеспечивает исполнение законодательства в сфере лицензирования; Ø утверждает со специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования лицензионные условия осуществления лицензируемых видов хозяйственной деятельности и порядок контроля за их соблюдением; Ø выдает и переоформляет лицензии, выдает дубликаты лицензий, принимает решения о признании лицензий недействительными; Ø осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий; Ø издает распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий; Ø аннулирует лицензии на определенный вид деятельности; Ø формирует и ведет лицензионный реестр. Лицензия – это документ государственного образца, удостоверяющий право субъекта хозяйствования – лицензиата на осуществление указанного в нем вида хозяйственной деятельности в тече ние определенного срока при условии выполнения лицензионных условий (ч. 3 ст. 14 ХК Украины, ч. 1 ст. 1 ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»). При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что в ч. 3 ст. 14 ХК Украины и ч. 1 ст. 1 ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» даны неодинаковые определения этого понятия. На территории Украины органы лицензирования используют бланки единого образца. Бланк лицензии утверждается КМУ, имеют учетную серию и номер. Лицензионные условия – это установленный с учетом требований законов исчерпывающий перечень организационных, квалификационных и других специальных требований, обязательных для исполнения при проведении (осуществлении) видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию. Данные лицензионные условия устанавливаются органами лицензирования по согласованию с Государственным комитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования). Исчерпывающий перечень видов хозяйственной (предпринимательской) деятельности, подлежащих лицензированию, приведен в ст. 9 ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности». К таким видам, в частности, относятся: Ø поиск (разведка) полезных ископаемых; Ø производство, ремонт и торговля огнестрельным оружием, боеприпасами к нему, холодным оружием; Ø изготовление взрывчатых веществ и материалов (перечень установлен Кабинетом Министров Украины); Ø изготовление особо опасных химических веществ перечень установлен Кабинетом Министров Украины); Ø добыча урановых руд; Ø медицинская практика; Ø охранные услуги и другие виды хозяйственной деятельности, полный перечень которых составляет 45 видов на 1 января 2013 года. В соответствии со специальными законами лицензированию подлежат такие виды хозяйственной деятельности:1) банковская деятельность;2) профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;3) деятельность по предоставлению финансовых услуг;4) внешнеэкономическая деятельность;5) деятельность в области телевидения и радиовещания;6) деятельность в сфере электроэнергетики и использования ядерной энергии;7) деятельность в сфере образования;9) производство и торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями;10) деятельность в сфере телекоммуникаций;11) строительная деятельность;12) предоставление услуг по перевозке пассажиров, груза воздушным транспортом. В литературе выделяются различные критерии для определения лицензируемых видов деятельности: Ø опасность конкретной деятельности для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении; Ø высокая доходность такой деятельности; Ø степень затрагивания конкретным видом деятельности общественного интереса (интересов здоровья и безопасности населения) и интересов государства (государственной безопасности).Субъект хозяйствования, который желает заниматься лицензируемым видом хозяйственной деятельности, должен лично либо через уполномоченное лицо обратиться в соответствующий орган лицензирования с заявлением установленного образца и приложить документы, подтверждающие государственную регистрацию субъекта хозяйствования и наличие организационно-имущественной базы для выполнения лицензионных условий. Орган лицензирования должен принять решение о выдаче лицензии либо об отказе в ее выдаче в срок не позднее 10 рабочих дней с даты поступления заявления от субъекта хозяйствования о выдаче лицензии. Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в судебном порядке. За выдачу лицензии взимается плата, размер и порядок зачисления которой в Государственный бюджет Украины определяется Кабинетом Министров Украины (ст. ст. 10, 11 и 15 ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»). По общему правилу лицензия выдается на неограниченный срок. Вместе с тем КМУ по представлению Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства может ограничить срок действия лицензии. Минимальный срок действия лицензии 5 лет (ч. 4 ст. 14 ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»).
14. Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности (специальный сбор)
Осуществление субъектом хозяйствования некоторых видов хозяйственной (предпринимательской) деятельности требует осуществления патентования. В соответствии с ч. 4 ст. 14 ХК Украины в сфере торговли за денежные средства (наличные, чеки, а равно с использованием других форм расчетов и платежных карточек на территории Украины), обмена наличных валютных ценностей (в том числе операции с наличными платежными средствами, выраженными в иностранной валюте, и с платежными карточками), в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг, других сферах, определенных законом, может осуществляться патентование предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Особым документом для таких отношений является – торговый патент. Торговый патент – это государственное свидетельство, удостоверяющее право субъекта хозяйствования заниматься определенными видами предпринимательской деятельности в течение установленного срока. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отличие от лицензирования, патентование не требует соблюдения лицензионных условий. Иными словами, фактически торговый патент – это государственное свидетельство, которое подтверждает внесение субъектом хозяйствования платы за право заниматься определенными видами деятельности. Особенности регулирования такой деятельности рассмотрены в ст. 267 Налогового Кодекса Украины. Виды предпринимательской деятельности, которые подлежат патентованию: 1) торговая деятельность в пунктах продажи товаров; 2) деятельность с предоставлением платных бытовых услуг согласно перечню, установленного КМУ; 3) торговля валютными ценностями в пунктах обмена иностранной валюты; 4) деятельность в сфере развлечений (кроме государственных лотерей). Следует учитывать, что не любая торговая деятельность подлежит патентованию. Так, согласно ч. 1.2. ст. 267 НК Украины не подлежит патентованию: Ø аптеки, государственной и коммунальной собственности; Ø предприятия потребительской кооперации, размещенные в селах и местах районного значения; Ø физические лица – предприниматели, которые проводят деятельность на рынках; Ø физические лица предприниматели, которые вырастили собственную продукцию; Ø субъекты хозяйствования, образованные общественными организациями, которые имеют льготы на предприятиях «Украинское общество слепых, глухих» и др. Не являются плательщиками сбора за проведение деятельности в сфере развлечения субъекты хозяйствования, которые проводят компьютерные и видеоигры. Не исключена такая ситуация, когда для одного и того же вида деятельности необходимо получить и торговый патент, и лицензию. Примером такого вида деятельности является содержание игорных заведений. Торговые патенты могут быть обычными, льготными, краткосрочными. Обычный торговый патент выдается на срок до 60 месяцев. Краткосрочный торговый патент выдается на срок от 1 до 15 дней, ставка сбора за день 0,02 размера минимальной заработной платы. Льготный торговый патент выдается на осуществление торговли с товарами социальной направленности – готовые лекарственные препараты, мыло, тетради и некоторые другие товары. Срок до 60 месяцев. Льготный торговый патент оплачивается в пониженном размере. Ставка сбора за день 0,05 размера минимальной заработной платы. Торговый патент выдается субъектам предпринимательской деятельности (хозяйствования) государственными налоговыми органами по местонахождению этих субъектов либо по месту нахождения их структурных (обособленных) подразделений. Субъектам предпринимательской деятельности, которые осуществляют торговую деятельность либо оказывают бытовые услуги (кроме передвижной торговой сети), торговый патент выдается по местонахождению пункта продажи товаров или пункта по оказанию бытовых услуг, а субъектам предпринимательской деятельности, которые осуществляют торговлю через передвижную торговую сеть, – по месту регистрации этих субъектов. Сокращённые материалы по теме 2.2. Правовое положение отдельных видов субъектов хозяйствования
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.189 (0.01 с.) |