Модуль 1 – Основы предпринимательской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1 – Основы предпринимательской деятельности



Учебное пособие

«Организация предпринимательской деятельности»

Задорожняя Е.К.


Задорожняя Е. К. Учебное пособие. Организация предпринимательской деятельности: –Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 121 с.

 

Пособие дает системное представление об основах организации предпринимательской деятельности. В нем освещены основные разделы предпринимательства. Последовательно рассматриваются сущность и методы предпринимательской деятельности, предпринимательская среда, типы предпринимательских структур, порядок их регистрации и лицензирования. Даются представления о предпринимательской тайне и предпринимательском риске, раскрываются методы отбора и принятия предпринимательских решений, а также этика и личные качества участников предпринимательской деятельности. Учебное пособие написано в соответствии с программой этой дисциплины по экономическим специальностям.

Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, слушателей школ бизнеса, экономистов, менеджеров и всех заинтересованных лиц.

 

Ил. 3. Библиогр.: 9 назв.

 

 

Рецензенты: Кафедра теории рынков ЮФУ, Н.П. Кетова, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой.

 

А.Ю. Никитаева д-р экон. наук,.

 

А.Ю. Казанская, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики ТТИ ЮФУ

 

 

ã Задорожняя Е.К.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 5

МОДУЛЬ 1 – ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 6

1.1.СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6

1.2.КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 16

1.3.СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ.. 25

2. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 29

2.1. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА - СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 29

2.2. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА - СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 33

2.3. ПРАВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.. 35

2.4. ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.. 38

2.5. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.. 39

2.6. СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.. 45

3. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.. 48

3.1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 48

3.2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 52

МОДУЛЬ 2 – ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА.. 56

1. СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА.. 56

1.1.УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА.. 56

1.2 ИДЕЯ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА.. 59

1.3 ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА.. 60

1.4. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 63

1.5.ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.. 67

1.6.ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 75

2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 79

2.1. ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В РФ.. 79

ДЕЙСТВИЕ АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ ВО ВРЕМЕНИ (СТ.5 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ) 81

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ОТМЕНА НАЛОГОВ И СБОРОВ.. 82

2.2 РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 83

3. КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 84

3.1. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 84

3.2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЙ.. 91

3.3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ. 95

4. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ТАЙНА.. 97

4.1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ТАЙНЫ.. 97

4.2. ФОРМИРОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ТАЙНУ 99

4.3. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ТАЙНЫ 101

5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК.. 102

5.1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА.. 102

5.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ.. 106

5.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА.. 110

5.4. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ РИСКАМИ.. 113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 118

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 119

 

 


Введение

Учебное пособие «Организация предпринимательской деятельности» представляет собой систематизацию нормативно-правовых, экономических и организационных знаний по вопросам становления, организации и ведения предпринимательской деятельности в условиях российской экономики.

В работе в относительно краткой форме раскрывается механизм предпринимательства с учетом теоретических исследований в данной области экономической науки, применения гражданского законодательства и нормотворчества, регламентирующих организацию предпринимательской деятельности, раскрывается сущность основных подсистем предприни-мательства. Ключевыми вопросами являются рассмотрение процесса создания собственного дела в различных организационно-правовых формах, связи предпринимателя с субъектами внешней и внутренней предпринимательской среды.

Исследование и понимание современной модели предпринимательства поможет экономистам-менеджерам правильно ориентироваться в современной экономической среде, принимать оптимальные экономические решения, адекватные целям деятельности субъектов предпринимательства.

Учебное пособие составлено по авторским материалам лекционного и практического курса и соответствует образовательному стандарту по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии».


 

ПРАВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Рассматривая права предпринимателей, следует иметь в виду, что здесь под предпринимателями мы понимаем как индивиду­альных, так и коллективных предпринимателей, т.е. предприни­мательские организации. Права предпринимателей, как правило, регламентируются (устанавливаются) законодательством и обы­чаями делового оборота. Так, гражданские права и обязанности предпринимателей возникают:

• из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а так­же из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных за­коном, но не противоречащих ему;

• из актов государственных органов и органов местного само­управления, которые предусмотрены законом в качестве воз­никновения гражданских прав и обязанностей;

• из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

• в результате приобретения имущества по основаниям, допус­каемым законом;

• в результате создания произведений науки, литературы, искус­ства, изобретений и иных результатов интеллектуальной дея­тельности;

• вследствие причинения вреда другому лицу;

• вследствие необоснованного обогащения;

• вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

• вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт
связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Под обычаем делового оборота признается сложившееся и ши­
роко применяемое в какой-либо области предпринимательской
деятельности правило поведения, не предусмотренное законода­
тельством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-
либо документе.

В условиях действующего законодательства предприниматели имеют следующие права:

• заниматься любым видом деятельности (бизнеса), разрешен­ным законами;

• создавать собственное дело в любой организационно-право­вой форме;

• иметь в собственности (хозяйственном ведении) любое имуще­ство, необходимое для осуществления предпринимательской дея­тельности. Размер приобретаемого имущества законом не огра­ничен. Бремя содержания имущества несет сам собственник;

• самостоятельно планировать свою деятельность, разрабаты­вать бизнес-план и другие формы и виды планирования;

• самостоятельно выбирать потребителей продукции, постав­щиков всех факторов производства, заключать в соответствии с законодательством предпринимательские договоры;

• самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда наемных работников, различные дополнительные формы ма­териального поощрения, но эти права должны быть установ­лены в учредительных документах и не противоречить трудо­вому законодательству;

• устанавливать дополнительные отпуска наемным работникам;

• самостоятельно привлекать к трудовой деятельности работни­ков, заключая с ними договоры гражданско-правового харак­тера, трудовые договоры в соответствии с трудовым законода­тельством;

• заниматься внешнеэкономической, внешнеторговой деятель­ностью в соответствии с установленным порядком;

• открывать счета в любых банках;

пользоваться финансово-кредитной, имущественно-матери­альной поддержкой и другими формами государственной под­держки в соответствии с действующим федеральным законо дательством и законами, принимаемыми органами представи­тельной власти субъектов Российской Федерации;

• получать государственный заказ на изготовление продукции,
выполнение работ и оказание услуг; на пенсионное, медицин­
ское и социальное страхование; на защиту своих законных ин­
тересов (прав) от неправомерных решений органов государ­
ственной власти и должностных лиц.

Предприниматели как граждане имеют все личные имущест­венные и неимущественные права, установленные Конституцией РФ, ГК РФ и другими законодательными актами.

В соответствии со ст. 21 части первой НК РФ предпринимате­ли как налогоплательщики имеют следующие права:

• получать от налоговых органов по месту учета бесплатную ин­формацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах;

• получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в по­рядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвести­ционный налоговый кредит в установленном порядке;

• на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплачен­ных либо излишне взысканных налогов;

• требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;

• не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие налогово­му законодательству;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых ор­ганов и действия (бездействие) их должностных лиц;

• требовать соблюдения налоговой тайны;

• требовать в установленном порядке возмещения в полном объ­еме убытков, причиненных незаконными решениями налого­вых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Права предпринимателей как работодателей в соответствии с трудовым законодательством изложены в гл. 12.

Физические лица как индивидуальные предприниматели наряду с вышеперечисленными имеют следующие права:

• быть участниками полных товариществ и полными товарища­
ми в товариществах на вере;

• быть исполнительными органами (единоличными) акционер­ного общества (по заключенному договору с АО);

• быть в установленном порядке арбитражным управляющим (внутренним, внешним, конкурсным);

• выступать на организованном рынке ценных бумаг в качестве брокера;

• заниматься аудиторской деятельностью.

Малое предпринимательство

СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Как явствует из самого определения, малое предприниматель­ство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установ­ленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как правило, наиболее общими крите­риальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, являются численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. Поданным Всемирного банка, общее число показа­телей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяются следующие критерии: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полу­ченный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

В Европейском союзе принята такая классификация малых и средних предприятий: к микропредприятиям относят предпри­ятия с числом работающих не более 9 человек; к малым — с чис­лом работающих от 10 до 49 человек; к средним — с числом рабо*. тающих от 50 до 249 человек. Для всех категорий предприятий товарооборот должен быть менее 40 млн евро либо общий баланс менее 27 млн евро. Важным критерием является экономическая независимость предприятий. В Австрии, например, к малым от­носят предприятия с числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн евро либо балан­совая стоимость активов не более 2 млн евро. Доля внешних собственников в собственности малого предприятия должна со­ставлять не более 25%. В Италии к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 19 человек, к ма­лым — с числом работающих от 20 до 99 человек, к средним пред­приятиям (малым) — с числом работающих от 100 до 199 чело­век, к средним предприятиям (большим) — с числом работаю­щих от 200 до 499 человек.

Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразви­тые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек — как «малые», от 100 до 499 чело­век — как «средние» и свыше 500 человек — как «крупные».

В российской практике малое предпринимательство было раз­решено в 1988 г. Поначалу к числу малых относили государствен­ные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу ма­лых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности — 200 человек, в науке и на­учном обслуживании — 100, в других отраслях производственной сферы — 50, в отраслях непроизводственной сферы — 25, в роз­ничной торговле — 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном россий­ском законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предприниматель­ства относятся внесенные в единый государственный реестр юри­дических лиц потребительские кооперативы и коммерческие ор­ганизации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринима­телей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хо­зяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъ­ектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юри­дических лиц не должна превышать 25% (за исключением акти­вов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъекта­ми малого предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий ка­лендарный год не должна превышать следующие предельные зна­чения средней численности: до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются мик­ропредприятия — до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета на­лога на добавленную стоимость или балансовая стоимость акти­вов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превы­шать предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства.

Предусмотренные п. 3 предельные значения выручки от реа­лизации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства.

Категория субъекта малого предпринимательства определя­ется в соответствии с наибольшим по значению условием, уста­новленным пунктами 2 и 3, изложенными выше. Категория субъ­екта малого предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3, в течение двух календарных лет, следу­ющих один за другим.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости ак­тивов (остаточной стоимости основных средств и нематериаль­ных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установлен­ные в пунктах 2 и 3, изложенных выше Средняя численность работников микропредприятия и малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работавших по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредпри­ятия, малого предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основ­ных средств и нематериальных активов) определяется в соответ­ствии с Законом РФ о бухгалтерском учете.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О развитии ма­лого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого предприниматель­ства, ведут реестры субъектов малого предпринимательства — по­лучателей такой поддержки. В указанных реестрах должны содер­жаться следующие сведения:

1) наименование органа, предоставившего поддержку;

2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименова­ние, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахож­дения) постоянно действующего исполнительного органа юриди­ческого лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

4) вид, форма и размер предоставленной поддержки;

5) срок оказания поддержки;

6) идентификационный номер налогоплательщика;

7) дата принятия решения о предоставлении или прекраще­нии оказания поддержки;

8) информация (в случае, если имеется) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.

ТЕСТ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ №1

1. Основные принципы предпринимательства это:
1) Самостоятельность 2) Хозяйственный риск
3) Новаторство 4) Все ответы правильные
2. Ключевые компетенции фирм могут иметь:
1) Моноотраслнвое и многоотраслевое значение 2) Выражение синергетического компетентностного эффекта, они отражают профессиональные компетенции всех людей, так или иначе причастных к деятельности фирмы
3) Только моноотраслевой характре 4) Только многоотраслевой характер
3. Позиционирование в предпринимательстве:
1) Приобретение, удержание и укрепление определенной позиции в бизнесе 2) Приобретение сверхпозиции
3) Отказ от занимаемой позиции в бизнесе в пользу другой позиции 4) Нет правильного ответа
4. В основу выявления предпринимательской миссии лежит вопрос:
1) «для кого?» 2) «с кем?»
3) «сколько?» 4) Все ответы верны
5. Стратегическое ядро предпринимательства – это совокупность:
1) Стратегических решений фирмы 2) Действия фирмы
3) Стратегических целевых установок 4) Все ответы верны
6. Под приоритетным сегментом рынка понимается:
1) Стратегический сегмент рынка 2) Часть рынка, на которую внимание субъектов предпринимательства в фиксированном тактическом цикле будет направлено в первую очередь
3) Суммарный объем рыночных долей компании на всех рынках, где представлена ее продукция 4) все ответы правильные

 


 

Создание собственного дела

Федеральные налоги и сборы

· Устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом

Налоги и сборы субъектов РФ

· Устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах в соответствии с Налоговым Кодексом.

· Устанавливая региональный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:

o налоговые льготы

o налоговую ставку *1)

o порядок уплаты налога

o сроки уплаты налога

o форму отчетности по данному налогу

Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом (ст. 12 Налогового кодекса РФ)


Местные налоги и сборы

· Устанавливаются, изменяются правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с Налоговым Кодексом

· Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют следующие элементы налогообложения:

o налоговые льготы

o налоговую ставку *1)

o порядок уплаты налога

o сроки уплаты налога

o форму отчетности по данному налогу

Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом (ст. 12 Налогового кодекса РФ)

*1) Налоговая ставка устанавливается в пределах, установленных Налоговым кодексом.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ТАЙНА

Предпринимательский риск

ТЕСТ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ №2

1. Основные принципы предпринимательства это:
1) Самостоятельность 2) Хозяйственный риск
3) Новаторство 4) Все ответы правильные
2. Ключевые компетенции фирм могут иметь:
1) Моноотраслнвое и многоотраслевое значение 2) Выражение синергетического компетентностного эффекта, они отражают профессиональные компетенции всех людей, так или иначе причастных к деятельности фирмы
3) Только моноотраслевой характре 4) Только многоотраслевой характер
3. Позиционирование в предпринимательстве:
1) Приобретение, удержание и укрепление определенной позиции в бизнесе 2) Приобретение сверхпозиции
3) Отказ от занимаемой позиции в бизнесе в пользу другой позиции 4) Нет правильного ответа
4. В основу выявления предпринимательской миссии лежит вопрос:
1) «для кого?» 2) «с кем?»
3) «сколько?» 4) Все ответы верны
5. Стратегическое ядро предпринимательства – это совокупность:
1) Стратегических решений фирмы 2) Действия фирмы
3) Стратегических целевых установок 4) Все ответы верны
6. Под приоритетным сегментом рынка понимается:
1) Стратегический сегмент рынка 2) Часть рынка, на которую внимание субъектов предпринимательства в фиксированном тактическом цикле будет направлено в первую очередь
3) Суммарный объем рыночных долей компании на всех рынках, где представлена ее продукция 4) все ответы правильные

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России неотвратимо осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные).

В учебнике в относительно краткой форме раскрывается механизм предпринимательства с учетом накопленного опыта развития теории и практики в развитых западных странах, опыта становления предпринимательства в России, применения гражданского законодательства, регулирующего организацию предпринимательской деятельности, основные понятия и термины, обозначающие сущность почти всех подсистем предпринимательства, что позволяет студентам и другим категориям читателей иметь полное представление не только о предпринимательской деятельности, но и об условиях и факторах ее организации в условиях рыночной экономики. Рассмотрен процесс создания собственного дела в различных организационно-правовых формах, начиная с возникновения предпринимательской идеи и заканчивая механизмом функционирования фирмы, предпринимателей, их связей с потребителями, хозяйствующими партнерами, наемными работниками, государством и др.

Особенностью данного учебника является широкое использование действующего законодательства, изучение которого позволяет правильно принимать решения, от выбора организационно-правовой формы предпринимательства до процесса ликвидации собственного дела. Учебное пособие окажет помощь всем желающим стать на стезю предпринимательства.


Библиографический список

Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Гражданский кодекс РФ. Части первая (30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ) и вторая (26 января 1996г. № 14-ФЗ) (в ред. последних изменений).

Гражданский кодекс РФ. Часть третья от 21 ноября 2001 г. № 146-ФЗ.

Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ.

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 70-ФЗ (в ред. последних из­менений).

Налоговый кодекс РФ. Части первая (31 июля 1998 г. № 146-ФЗ) и вто­рая (5 августа 2000 г. № 117-ФЗ) (в ред. последних изменений).

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. последних изменений).

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. последних изменений).

Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ.

Гражданский процессуальный кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ).

«Об акционерных обществах». Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в ред. последних изменений).

«Об обществах с ограниченной ответственностью». Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 41-ФЗ (в ред. последних изменений).

«О государственных и муниципальных предприятиях». Федеральный за­кон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (в ред. последних изменений).

«О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Федеральный за­кон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ (в ред. последних изменений).

«О лицензировании отдельных видов деятельности». Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (в ред. последних изменений).

«О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ.

«О применении контрольно-кассовой техники». Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

«О производственных кооперативах». Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ.

«О несостоятельности (банкротстве)». Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

«О финансовой аренде (лизинге)». Федеральный закон от 28 октября 1998 г. № 164-ФЗ. (в ред. от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ).

«О государственной тайне». Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 98-ФЗ (в ред. последних изменений).

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Феде­рации». Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Федеральный закон от 8 августа 2001. г. № 129-ФЗ (в ред. последних изменений).

«О Центральном банке РФ (Банке России)». Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. последних изменений).

Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры М.: Наука, 1991.

Андреев В.К. и др. Правовое регулирование предпринимательской де­ятельности. М.: Бухучет, 1996.

Глущенко Е.В. и др. Основы предпринимательства: Учеб. пособие. М.: Вестник, 1996.

Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. М.; СПб.: Бук Чембер ИНТЕРНЕШНЛ, 1992.

Жизнин С.З. Как стать предпринимателем. М.: Новости, 1990.

Как добиться успеха: Практические советы деловым людям: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991.

Как стать богатым и предприимчивым: Из американских рецептов: Пер. с англ. М.: Молодая гвардия, 1991.

Ламперт X. Социальная и рыночная экономика: Пер. с нем. М.: Дело, 1993.

Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятель­ности: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997.

Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Основы предпринимательства: Учеб. посо­бие. — М.: Финстатинформ, 1999.

Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учеб. пособие. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2005.

Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Предпринимательство: Учеб. пособие. — М.: РИОР, 2005.

Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. Финансы организации: Учеб­ник. - М.: ИНФРА-М, 2007.

Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2006.

Лапуста М.Г. Индивидуальный предприниматель: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2005.

Малое предпринимательство в России: Статистический сборник. — М.: Росстат, 2006.

Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты. 7-е изд. —

М.: ИНФРА-М, 2004. Татеиси К. Вечный дух

ХаммерА. Мой век двадцатый. Пути и встречи: Пер. с англ. — М., 1998.

Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или Как завести собствен­ное дело и добиться успеха. Вып. 1: Пер. с англ. — М.: Прогресс-Уни-верс, 1991.

Шумпетер Й. Теория экономического развития: Пер. с англ. — М.: Про­гресс, 1982.

Учебное пособие

«Организация предпринимательской деятельности»

Задорожняя Е.К.


Задорожняя Е. К. Учебное пособие. Организация предпринимательской деятельности: –Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 121 с.

 

Пособие дает системное представление об основах организации предпринимательской деятельности. В нем освещены основные разделы предпринимательства. Последовательно рассматриваются сущность и методы предпринимательской деятельности, предпринимательская среда, типы предпринимательских структур, порядок их регистрации и лицензирования. Даются представления о предпринимательской тайне и предпринимательском риске, раскрываются методы отбора и принятия предпринимательских решений, а также этика и личные качества участников предпринимательской деятельности. Учебное пособие написано в соответствии с программой этой дисциплины по экономическим специальностям.

Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, слушателей школ бизнеса, экономистов, менеджеров и всех заинтересованных лиц.

 

Ил. 3. Библиогр.: 9 назв.

 

 

Рецензенты: Кафедра теории рынков ЮФУ, Н.П. Кетова, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой.

 

А.Ю. Никитаева д-р экон. наук,.

 

А.Ю. Казанская, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики ТТИ ЮФУ

 

 

ã Задорожняя Е.К.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 5

МОДУЛЬ 1 – ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 6

1.1.СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6

1.2.КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 16

1.3.СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ.. 25

2. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 29

2.1. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА - СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 29

2.2. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА - СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 33

2.3. ПРАВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.. 35

2.4. ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.. 38

2.5. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.. 39

2.6. СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.. 45

3. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.. 48

3.1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 48

3.2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 52

МОДУЛЬ 2 – ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА.. 56

1. СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА.. 56

1.1.УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА.. 56

1.2 ИДЕЯ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА.. 59

1.3 ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА.. 60

1.4. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 63

1.5.ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.. 67

1.6.ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 75

2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 79

2.1. ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В РФ.. 79

ДЕЙСТВИЕ АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ ВО ВРЕМЕНИ (СТ.5 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ) 81

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ОТМЕНА НАЛОГОВ И СБОРОВ.. 82

2.2 РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 83

3. КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 84

3.1. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 84

3.2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЙ.. 91

3.3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ. 95

4. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ТАЙНА.. 97

4.1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ТАЙНЫ.. 97

4.2. ФОРМИРОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ТАЙНУ 99

4.3. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ТАЙНЫ 101

5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК.. 102

5.1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА.. 102

5.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ.. 106

5.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА.. 110

5.4. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ РИСКАМИ.. 113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 118

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 119

 

 


Введение

Учебное пособие «Организация предпринимательской деятельности» представляет собой систематизацию нормативно-правовых, экономических и организационных знаний по вопросам становления, организации и ведения предпринимательской деятельности в условиях российской экономики.

В работе в относительно краткой форме раскрывается механизм предпринимательства с учетом теоретических исследований в данной области экономической науки, применения гражданского законодательства и нормотворчества, регламентирующих организацию предпринимательской деятельности, раскрывается сущность основных подсистем предприни-мательства. Ключевыми вопросами являются рассмотрение процесса создания собственного дела в различных организационно-правовых формах, связи предпринимателя с субъектами внешней и внутренней предпринимательской среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.240.72 (0.187 с.)