Совместное предпринимательство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совместное предпринимательство



 

Характерной особенностью развития российской экономики в нынешних условиях является повышение роли внешнеэкономических связей, которые способствуют освоению передового зарубежного опыта, привлечению иностранного капитала, научно-технического потенциала и позволяют повысить эффективность производства за счет углубления международного разделения труда.

Одна из самых распространенных форм решения этих проблем – создание коллективных образований, в которых участвуют национальные и иностранные организации (фирмы). В частности, широкие перспективы в отношениях между предпринимателями России и других стран открылись в связи с созданием совместных предприятий.

Совместным предприятием (СП) называется такое предприятие, уставный фонд которого образован на основе внесения паевых взносов двумя или более учредителями, один из которых – иностранное физическое или, чаще всего, юридическое лицо.

Совместное предпринимательство предполагает также создание смешанных предприятий. К смешанным предприятиям относятся предприятия, уставный фонд которых сформирован двумя или более юридическими лицами одной страны.

Приняв решение об образовании СП, предприниматель вырабатывает план действий. В этом плане предусматривается:

- определение профиля будущего СП;

- поиск партнера, готового к сотрудничеству в создании СП;

- подписание протокола о намерениях;

- подготовка вариантов возможных путей получения иностранным партнером своей доли прибыли СП;

- предварительное формирование пая, вносимого при учреждении СП;

- получение разрешения на право выступить в качестве учредителя СП (если оно требуется), назначение директора или лица, ответственного за подготовку к учреждению СП;

- подготовка проектов всех документов, необходимых для учреждения и регистрации СП;

- подписание договора о создании СП;

- государственная регистрация СП;

- реализация договоренностей по созданию СП на практике.

Протокол о намерениях – это документ, подписываемый сторонами, о направлении и содержании будущего сотрудничества, не имеющий правовой силы и лишь свидетельствующий о желании сторон продолжить контакты в будущем. Невыполнение условий протокола не вызывает никаких правовых последствий.

Пай российского учредителя, вносимый в уставный фонд СП, может включать:

- остаточную стоимость зданий, сооружений, коммуникаций и т.д., передаваемых СП;

- кадастровую оценку земли (или стоимость земельного участка), передаваемой в пользование СП (при условии, что арендные платежи за землю вносит российский учредитель);

- денежную оценку передаваемой СП технологии, научных разработок и т. д. (денежную оценку интеллектуальной собственности).

Кадастр – это реестр, содержащий сведения об оценке и средней доходности объектов (земли, домов, промыслов), налогов. В земельном кадастре участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения и использования. Земельные кадастры составляются финансовыми органами и утверждаются местными органами власти. Различают парцеллярный и реальный кадастр. Первый из них отражает доходность каждой отдельной части земельного участка, второй – совокупную доходность всего участка.

Для многих предпринимателей достаточную сложность представляет денежная оценка интеллектуальной собственности, т. е. результатов умственной деятельности, способных принести экономический эффект. Денежная оценка интеллектуальной собственности и приносимый ею эффект – понятия и величины разные. Денежная оценка интеллектуальной собственности – это ее цена. Для объективного выявления этого показателя обычно создается экспертная комиссия (из представителей той и другой стороны, а также одного или нескольких экспертов по проблемам, связанным с содержанием интеллектуальной собственности). Денежная оценка производится с учетом издержек, связанных с разработкой предмета интеллектуальной собственности; редкости или уникальности предмета; эффекта, приносимого возможным использованием в производстве данной интеллектуальной собственности. После этого стороны самостоятельно принимают решения по продаже (передаче) и купле интеллектуальной собственности. Денежная оценка такой собственности может выступать в качестве пая (части пая), вносимого в уставный фонд СП (так же, как стоимость зданий и других материальных ценностей).

В западных странах часто применяется термин «предприятие совместного владения» для обозначения СП. При этом возможна покупка доли в уже существующем предприятии. Такого рода предприятия создаются на основе прямого инвестирования, т. е. долгосрочного вложения капитала в какое-либо предприятие, дело. Инвестором, т. е. вкладчиком, может быть как физическое, так и юридическое лицо или даже государство.

Деятельность СП в России регламентируется Законом РФ «Об иностранных инвестициях». Отметим, что в настоящее время термин «совместное или смешанное предприятие» не означает организационно-правовой формы, т. е. в качестве такового оно не может быть официально зарегистрировано. Другими словами, СП – это неофициальное название создаваемой структуры. Официально же такое предприятие регистрируется в России (на основании Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности») как обычное предприятие (т.е. в одной из перечисленных в законе организационно-правовых форм) с указанием, что такое предприятие создается с участием иностранного капитала.

Совместное предприятие должно иметь устав, утверждаемый его участниками. Устав определяет предмет и цели деятельности предприятия, его местонахождение, состав участников, порядок формирования уставного фонда (в том числе в иностранной валюте), структуру, состав и компетенцию органов управления предприятием, порядок принятия решений и круг вопросов, решение которых требует единогласия, а также порядок ликвидации предприятия.

В устав могут быть включены и другие положения, не противоречащие российскому законодательству и относящиеся к особенностям деятельности совместного предприятия.

После регистрации СП партнеры в определенные сроки вносят свои доли уставного капитала. Случается, что иностранный инвестор притормаживает исполнение этого обязательства, тогда как предприятие уже работает. Если он не внесет деньги в течение года, то по российскому закону об иностранных инвестициях СП считается несостоявшимся.

Если СП работает без полного взноса иностранного партнера в уставный фонд, то правление предприятия принимает решение о его ликвидации или о передаче доли другому партнеру или его продаже. В случае когда единогласное решение принять трудно, можно обратиться в Госарбитраж России или в Международный суд в Стокгольме или Вене. Судебные издержки несет иностранный партнер, так как в данном случае он виновен в нанесении убытков СП. Заметим, что в уставных документах СП следует предусматривать место рассмотрения спорных вопросов.

Проектное задание: сформировать макет пакета документов для регистрации юридического лица.

Малое предпринимательство

СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Как явствует из самого определения, малое предприниматель­ство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установ­ленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как правило, наиболее общими крите­риальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, являются численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. Поданным Всемирного банка, общее число показа­телей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяются следующие критерии: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полу­ченный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

В Европейском союзе принята такая классификация малых и средних предприятий: к микропредприятиям относят предпри­ятия с числом работающих не более 9 человек; к малым — с чис­лом работающих от 10 до 49 человек; к средним — с числом рабо*. тающих от 50 до 249 человек. Для всех категорий предприятий товарооборот должен быть менее 40 млн евро либо общий баланс менее 27 млн евро. Важным критерием является экономическая независимость предприятий. В Австрии, например, к малым от­носят предприятия с числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн евро либо балан­совая стоимость активов не более 2 млн евро. Доля внешних собственников в собственности малого предприятия должна со­ставлять не более 25%. В Италии к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 19 человек, к ма­лым — с числом работающих от 20 до 99 человек, к средним пред­приятиям (малым) — с числом работающих от 100 до 199 чело­век, к средним предприятиям (большим) — с числом работаю­щих от 200 до 499 человек.

Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразви­тые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек — как «малые», от 100 до 499 чело­век — как «средние» и свыше 500 человек — как «крупные».

В российской практике малое предпринимательство было раз­решено в 1988 г. Поначалу к числу малых относили государствен­ные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу ма­лых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности — 200 человек, в науке и на­учном обслуживании — 100, в других отраслях производственной сферы — 50, в отраслях непроизводственной сферы — 25, в роз­ничной торговле — 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном россий­ском законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предприниматель­ства относятся внесенные в единый государственный реестр юри­дических лиц потребительские кооперативы и коммерческие ор­ганизации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринима­телей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хо­зяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъ­ектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юри­дических лиц не должна превышать 25% (за исключением акти­вов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъекта­ми малого предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий ка­лендарный год не должна превышать следующие предельные зна­чения средней численности: до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются мик­ропредприятия — до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета на­лога на добавленную стоимость или балансовая стоимость акти­вов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превы­шать предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства.

Предусмотренные п. 3 предельные значения выручки от реа­лизации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства.

Категория субъекта малого предпринимательства определя­ется в соответствии с наибольшим по значению условием, уста­новленным пунктами 2 и 3, изложенными выше. Категория субъ­екта малого предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3, в течение двух календарных лет, следу­ющих один за другим.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости ак­тивов (остаточной стоимости основных средств и нематериаль­ных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установлен­ные в пунктах 2 и 3, изложенных выше Средняя численность работников микропредприятия и малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работавших по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредпри­ятия, малого предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основ­ных средств и нематериальных активов) определяется в соответ­ствии с Законом РФ о бухгалтерском учете.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О развитии ма­лого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого предприниматель­ства, ведут реестры субъектов малого предпринимательства — по­лучателей такой поддержки. В указанных реестрах должны содер­жаться следующие сведения:

1) наименование органа, предоставившего поддержку;

2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименова­ние, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахож­дения) постоянно действующего исполнительного органа юриди­ческого лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

4) вид, форма и размер предоставленной поддержки;

5) срок оказания поддержки;

6) идентификационный номер налогоплательщика;

7) дата принятия решения о предоставлении или прекраще­нии оказания поддержки;

8) информация (в случае, если имеется) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.018 с.)