Сущность предпринимательского риска 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность предпринимательского риска



Решения в деятельности предпринимательских организаций приходится принимать в условиях неопределенности, когда необ­ходимо выбирать направление действий из нескольких возмож­ных вариантов, осуществление которых сложно предсказать (рас­считать), как говорится, на все сто процентов. Риск присущ лю­бой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, приводящих к положительному или отрица­тельному исходу принимаемых индивидуумами решений.

Исторический опыт показывает, что риск недополучения на­меченных результатов стал проявляться особенно в условиях все­общности товарно-денежных отношений, конкуренции участни­ков хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и разви­тием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а в классических экономических теориях особое внимание уделяется исследованию проблем риска в предприни­мательской деятельности.

Многие исследователи предпринимательства особенно выде­ляют важнейшую его особенность — наличие риска как на ста­дии создания нового предприятия, так и на стадии его дальней­шего функционирования. Впервые две такие категории, как «риск» и «предприниматель», увязал воедино Ричард Кантильон, который писал, что предприниматель — это человек, который действует в условиях риска. Адам Смит в своей работе «Исследо­вания о природе и причинах богатства народов» подчеркивал, что предприниматель как собственник идет на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения при­были. В результате перехода России к рыночной экономике многие положения и закономерности рынка в той или иной степени в на­стоящее время проявляются в повседневной реальности. Одна из таких реальностей — ситуации неопределенности предпринима­тельского риска, сталкиваться с которыми отечественным пред­принимателям приходится в своей деятельности повседневно.

Проявление риска связано с коренными изменениями, про­изошедшими в системе управления предприятием, которое те­перь самостоятельно разрабатывает стратегию своего развития и осуществляет тактические меры по ее претворению в жизнь. При этом неизбежно возникают ситуации, при которых предприни­мательские организации рискуют понести убытки.

Причина высокой рискованности предпринимательской де­ятельности не только заключена внутри предприятия (связана с работой подразделений и персонала), но и в значительной мере определена ситуацией, складывающейся во внешней среде пред­принимательской фирмы. Это факторы политического, обще­экономического, правового и социально-культурного развития страны.

Таким образом, одна из причин возникновения предпринима­тельского риска — неопределенность внешней среды, так как всем предпринимателям приходится осуществлять свою деятельность в условиях нарастающей неопределенности и изменчивости эконо­мической среды, что способствует формированию постоянно ме­няющихся хозяйственных ситуаций. Эти ситуации полностью за­висят от условий функционирования предпринимательской фир­мы — как внутренних, так и внешних. Условия, в свою очередь, определяются наличием и состоянием уровня спроса на произво­димую продукцию, работы и услуги; рынков, каналов и объемов сбыта; хозяйственного потенциала, включающего производствен­ные и прочие площади, оборудование, разработки новых товаров и т.п., кадры и многое другое; источников финансирования, за счет которых фирма активизирует свою деятельность; формирова­ния и использования прибыли; конкуренции (доля на внутреннем и внешнем рынках); наличием покупателей (ценовая, рекламная и прочая политика); предоставлением послепродажного обслужива­ния; влиянием внешней среды (размер налоговых платежей, тем­пы инфляции) и т.д.

В результате изменения какого-либо одного из перечисленных условий или комбинации условий, имеющих место в экономи­ческой, политической, а также внутрифирменной среде функционирования предпринимательской организации, создаются рис­ковые хозяйственные ситуации.

Следует отметить, что чем больше неопределенность хозяй­ственной ситуации, тем выше уровень риска, но в то же время, как правило, чем выше уровень риска, тем выше и вероятность получения высокой прибыли. Поэтому, с одной стороны, любая предпринимательская организация старается свести к минимуму степень риска и из нескольких вариантов решений всегда выби­рает тот, при котором уровень риска минимален; с другой сторо­ны, необходимо выбирать оптимальное соотношение уровня рис­ка и степени деловой активности, доходности.

При рассмотрении проблем предпринимательского риска сле­дует обратить внимание на соотношение понятий «риск» и «не­определенность». Эти понятия следует разграничивать, так как риск характеризует ситуацию, когда наступление неизвестных со­бытий достаточно вероятно и может быть оценено количествен­но. Неопределенность же характеризует ситуацию, когда вероят­ность наступления таких событий заранее оценить невозможно.

Типичный пример ситуации неопределенности — форс-ма­жорные обстоятельства, т.е. препятствия непреодолимой силы, наступление которых всегда неожиданно. Именно поэтому поте­ри вследствие форс-мажорных обстоятельств обычно не прини­маются к страхованию. В качестве ситуаций риска можно рас­сматривать такие ситуации неопределенности, наступление кото­рых весьма вероятно и может быть оценено.

 

В рыночной экономике существуют три основные группы причин возникновения ситуации неопределенности.

Некомпетентность — это недостаточность знаний о внешней предпринимательской среде. Случайность определяется тем, что будущие события очень сложно предвидеть, так как в некоторых случаях те или иные собы­тия даже в сходных условиях происходят неодинаково. Выход обо­рудования из строя, изменение спроса на продукцию или услугу, неожиданный срыв сбыта продукции, невыполнение поставщика­ми своих обязательств — все это относится к случайностям.

Противодействие — это ситуация, когда те или иные события затрудняют эффективную деятельность предпринимательской фирмы (конфликты между подрядчиком и заказчиком, трудовые конфликты в коллективе и т.п.).

Основная задача предпринимателя — «предугадать» возмож­ные причины неопределенности, которые и являются источника­ми возникновения рисковых ситуаций, найти возможные пути преодоления случайностей и противодействий.

Неопределенность хозяйственной среды является объектив­ной причиной возникновения предпринимательского риска, од­нако существует и субъективная причина. По мнению известного американского ученого П. Друкера, основная причина риска за­ключается в том, что очень многие предприниматели не обладают достаточной компетентностью. У них отсутствует методология, и они не в ладах с элементарными, хорошо известными правилами. Действительно, ведь именно предприниматель оценивает ситуа­цию, формирует множество возможных исходов и представляет вероятности их осуществления, делает выбор из множества аль­тернатив. Результат данных действий зависит от компетентности предпринимателя, уровня знаний и умений, которыми он облада­ет, его прошлого опыта, а также от его склонности к принятию рисковых решений.

Следует отметить, что склонность предпринимателей к риску с позиции обыденного сознания обычно завышается: самые удач­ливые предприниматели рискуют умеренно, «скрывая» за смелым решением трезвый учет своих возможностей и умение использо­вать личностные параметры потенциальных партнеров (потреби­телей и поставщиков). Кроме того, существуют различные виды риска: рисковать можно финансовым состоянием, карьерой, со­циальными связями, эмоциональным благополучием, но разумно и обдуманно.

Теория предпринимательского риска далеко не полностью сло­жилась не только в России, но и в странах со сформировавшейся рыночной экономикой. Однако в этих странах накоплен огромный опыт рискового предпринимательства, сопровождаемый наглядно видимыми примерами процветания и краха, подъема и банкрот­ства в зависимости от умелого и неумелого поведения предприни­мателя, а частично и везения в реальной обстановке риска. В сов­ременной России пока такой опыт практически отсутствует.

Понятие риска является предметом изучения ряда наук. Категория «риск» получила в XIX в. глубокую проработку в об­ласти права, особое внимание уделялось такому понятию, как рисковый договор, т.е. договор, по которому сторона, рассчиты­вающая на получение выгоды, рискует тем, что произведенные ею затраты могут не окупиться.

С 20-х гг. XX в. началась интенсивная работа в области иссле­дования риска в экономике, а также в таких областях, как меди­цина, психология, теория катастроф. Разнообразие направлений исследования категории «риск» объясняется многоаспектностью этого решения. В настоящее время наиболее разработано и изуче­но понятие риска в страховании, психологии, медицине.

Роберт Хизрич отмечает, что понятие предпринимательского риска получило свое развитие в XVII в., когда предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку своей продукции. Поскольку стоимость контракта оговаривалась заранее, размеры прибыли или убытков определялись исключительно удачливос­тью самих предпринимателей.

Риск в предпринимательской деятельности отличается от рис­ка в других сферах человеческой активности и имеет ряд харак­терных особенностей. Прежде всего предпринимательский риск носит «неигровой» характер, т.е. не является чистым подсчетом вероятностей. Игра по типу «казино» в итоге имеет нулевой ре­зультат и сводится к перераспределению существующих ресурсов, риск же при осуществлении предпринимательской деятельности предполагает появление чего-либо принципиально нового — то­вара или услуги на рынке; хозяйственных связей, возникающих в результате осуществления коммерческих сделок. Создание и внедрение новой технологии или нового производства — резуль­тат именно рискового поведения предпринимателя.

Риск предпринимательской деятельности — это не только действия в ситуации неопределенности, но и создание таких си­туаций. Как правило, для предпринимателя характерны неприем­лемость устоявшихся образцов деятельности, стремление к созда­нию новых предпринимательских структур, выработка своего ин­дивидуального стиля поведения.

Кроме того, хотя последствия риска чаще всего проявляются в виде финансовых потерь или невозможности получения ожидае­мой прибыли, однако при определенных вариантах предприни­мательских проектов существует не только опасность не достичь намеченного результата, но и вероятность превысить ожидаемую прибыль.

Следовательно предпринимательский риск можно охарактери­зовать как экономическую категорию, количественно (да и качес­твенно) выражающуюся в неопределенности исхода намеченной предпринимательской деятельности, отражающей степень неус­пеха (или и успеха) деятельности предпринимателя (фирмы) по сравнению с заранее планируемыми результатами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.007 с.)