Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностные качества предпринимателей

Поиск

На вопрос, какой совокупностью личностных качеств должен обладать индивидуум, чтобы стать преуспевающим предприни­мателем, нельзя ответить однозначно, однако исторический опыт развития цивилизованного предпринимательства позволяет сделать некоторые обобщения. Так, цивилизованные и преуспевающие предприниматели должны обладать следу­ющими чертами: быть честными, компетентными, целеустрем­ленными, инициативными, проявлять лидерство, уважать мне­ние других, позитивно относиться к людям, постоянно учиться, быть готовыми к принятию риска, уметь преодолевать сопро­тивление окружающей среды, проявлять настойчивость в дости­жении поставленной цели, обладать чувством ответственности, упорства, большой силой воли, иметь творческое начало, быть трудолюбивыми и иметь высокую работоспособность, уметь привлекать необходимых партнеров, иметь коммерческий и фи­нансовый склад ума, уметь законным путем получать причитаю­щееся ему.

Характерно, что в развитых странах даже государственные органы дают свои рекомендации по данной проблеме. Так, ад­министрация США по делам малого бизнеса (малого предпри­нимательства) считает, что предпринимателю должны быть при­сущи следующие пять наиважнейших характерных черт, гаран­тирующих ему успех в самом рискованном предприятии:

1) энергия, умение заставить работать;

2) умение думать;

3) умение строить взаимоотношения с людьми;

4) коммуникабельность;

5) знание техники и технологии.

Администрация США по делам малого бизнеса рекомендует начинающим предпринимателям, прежде чем начинать собствен­ное дело, дать объективную оценку своим качествам, ответить на следующие вопросы:

• Я сам начинаю дело?

• Насколько я в ладу с людьми?

• Обладаю ли я достаточным запасом физических сил и эмоцио­нальным потенциалом для успешного ведения дела?

• Насколько хорошо я планирую и организую свои дела?

• Достаточно ли сильно мое желание придерживаться намечен­ной цели?

• Как ведение бизнеса отразится на моей семье? Практический интерес имеют исследования, проведенные

Американской фирмой «Мак-Бер энд Компани» при поддержке Американского агентства по международному развитию и Национального научного фонда США были проведены исследовнаия, которые позволили опре­делить 21 личное качество, постоянно демонстрируемое удачливыми предпринимателями. Приведем наиболее важные личност­ные качественные характеристики предпринимателей:

• поиск возможностей и инициативность (видит и использует новые или необычные деловые возможности; действует до того, как его к этому вынудят события);

• упорство и настойчивость (готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствие; меняет стратегии, чтобы достичь цели);

• готовность к риску (предпочитает ситуации «вызова» или уме­ренного риска; взвешивает риск; предпринимает действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты);

• ориентация на эффективность и качество (находит пути делать вещи лучше, быстрее и дешевле; стремится достигнуть совер­шенства, улучшить стандарты эффективности);

• вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя ответ­ственность и идет на личные жертвы для выполнения работы; берется за дело вместе с работниками или вместо них);

• целеустремленность (формирует цели; имеет долгосрочное ви­дение; ставит и корректирует краткосрочные задачи);

• стремление быть информированным (лично обобщает инфор­мацию о клиентах, поставщиках, конкурентах, используя в этих целях личные и деловые контакты для своей информиро­ванности);

• систематическое планирование и наблюдение (планирует, раз­бивая крупные задачи на подзадачи; следит за финансовыми результатами и использует процедуры слежения за выполне­нием работы);

• способность убеждать и устанавливать связи (использует осто­рожные стратегии для выполнения и убеждения людей, а так­же деловые контакты как средство достижения своих целей);

• независимость и самоуверенность (стремится к независимости от правил и контроля других людей; полагается лишь на себя перед лицом противостояния или в случае отсутствия успеха;

верит в свою способность выполнять трудные задачи).

Разумеется, приведенные личностные характеристики не являются генетически приобретенными, они вырабатываются человеком в процессе предпринимательской деятельности, во многом определяются личностью индивидуума, его притязаниями, предпринимательской средой.

Большинство исследователей проблемы о личностных качест­вах предпринимателей приходят к выводу, что это люди, облада­ющие склонностью к поиску и внедрению новых идей, изобрете­ний, технологий, люди постоянной инициативы и творчества, неуемной энергии. Они готовы на разумный, строго рассчитан­ный риск, ибо без риска нет предпринимательства.

Предприниматели — это люди, способные постоянно и много трудиться, учиться на чужих ошибках, из своих ошибок извлекать уроки. Это люди, уверенные в своих силах, поэтому они посто­янно учатся, изучают все проблемы, связанные с их бизнесом. Удачливые предприниматели понимают, что постоянно пополня­емые знанияявляются базой предпринимательства. Инструментом, основным рычагом развития предпринимательства выступают ин­новации, нововведения. Это смелые люди, но смелость их ограни­чена уровнем разумных притязаний.

М. Стори, автор монографии «Самые быстрорастущие компа­нии США. Взгляд изнутри», размышляя о качествах предприни­мателей, рассказывает, с какими трудностями им приходится сталкиваться. Это постоянная перестройка своего бизнеса, внесе­ние изменений и улучшений, способность начать все сначала, умение преодолевать косность и рутину окружающей среды и прочие трудности. Умение преодолевать сопротивление агрессив­ной внешней среды особенно свойственно для российских циви­лизованных предпринимателей, что объективно связано с прош­лым (да и настоящим) общественным менталитетом, неразвитос­тью рыночных отношений и незащищенностью российских граждан от сонма чиновников, рэкетиров и грабителей.

Для того чтобы проверить свои способности в предпринима­тельской деятельности, свой предпринимательский менталитет, рекомендуется точно и объективно ответить на следующие во­просы:

1. Какие функции, обязанности (не должности) вы выполня­ли за последние годы?

2. Активны ли вы? деятельны? инициативны?

3. Способны ли вы совладать, справиться с напастью или не­счастьем? Способны ли проиграть, потерять все и снова начать свой бизнес?

4. Каково ваше хобби, каковы пристрастия? Можно ли их приложить к вашему бизнесу?

5. Прямолинейны ли, откровенны ли вы?

7. Агрессивны ли вы? Можете ли вы быть гибким, случись вам встретить непре­одолимые обстоятельства? Пасуете ли вы перед силой?

8. Обладаете ли вы аналитическим складом ума? Способны ли вы добраться до корней, до самой сути проблемы, а затем решить ее?

9. Торговец ли вы по натуре? Способны ли торговать? Продавали ли вы в действительности когда-нибудь и что-нибудь? Желаете ли вы пойти от одной двери к другой, чтобы попробо­вать?

 

10. Готовы ли вы пожертвовать чем-либо лично, пойти налич­ные жертвы ради вашей новой фирмы?

11. Творческий ли вы человек? Есть ли у вас воображение, способны ли вы на выдумку?

12. Можете ли вы распознать свою нишу рынка?

13. В состоянии ли использовать все то, что имеется под ру­кой, чтобы начать собственное дело?

14. Как вы справляетесь с неудачей? Сможете ли вы эту неуда­чу обернуть в свой грядущий рыночный успех?

15. Умеете ли вы быть настойчивым? Возвращаетесь ли назад, чтобы добиться своего?

16. Умеете ли вы работать с людьми?

Утвердительно ответив на вышеназванные вопросы, вы може­те организовать собственное дело, стать предпринимателем. Конечно, для этого процесса необходимы и определенные усло­вия: первоначальный капитал, надежные партнеры, наличие хотя бы минимума опыта по управлению собственным предприятием, умение планировать, контролировать свое дело и др.

Участники конференции по предпринимательству, которую в 1990-х гг. проводил Стэнфордский университет, пришли к выво­ду, что ключевую роль для успешной предпринимательской дея­тельности играют стремление к совершенству и такие качества предпринимателя, как нетерпеливость, нежелание перепоручать что-либо кому-то другому, энергичность, стремление усердно ра­ботать, а также всецело предаваться развлечениям, умение выде­лять существо проблемы. Как видим, это не столько качества, сколько мотивы поведения предпринимателей, которые во мно­гом связаны с личностными характеристиками.

М. Стори, давая оценку черт удачливых предпринимателей, возглавляющих быстрорастущие фирмы, пишет, что предприни­матели работают, когда остальные спят, путешествуют, когда дру­гие сидят за обедом, планируют, когда другие развлекаются. Им трудно заметить разницу между субботней ночью и второй поло­виной дня во вторник. Общими характерными чертами всех удач­ливых предпринимателей являются настойчивость и целеустрем­ленность. Предприниматель очень редко бывает робким и застен­чивым человеком. Его неотъемлемой чертой является умение пойти на разумный риск, но при этом он должен помнить, что деньги не являются основным мотивирующим фактором пред­принимателя. Тот человек, который своей целью поставит до­биться только больших доходов, обязательно доведет свою фирму до финансового краха.

На вопрос «Кто такие преуспевающие предприниматели?» М. Стори дает пространные ответы, среди которых хочется выде­лить следующие:

• у них есть видение или мечта, которую они ежедневно пресле­дуют;

• безграничная вера в их продукты или виды услуг;

• они постоянно стремятся что-то сделать;

• изобретатели;

• они нетерпеливы, у них всегда не хватает времени;

• они упорны и настойчивы;

• они нацелены на прибыль;

• они нацелены на успех, планируют на несколько лет вперед;

• они лучше, чем кто-либо, знают свою силу и слабости;

• они не боятся начать все снова;

• для них деньги не являются главным или единственным побу­дительным мотивом;

• они все делают сами;

• они понимают значение вроде бы незаметных изменений, их влияние на успех в бизнесе;

• они хотят расти;

• они понимают главенствующую роль потребителя;

• они не думают, что идут на большой риск;

• они практичны;

• они просят то, что действительно хотят;

• они очень чувствительны к рынку;

• их трудно запугать;

• они привыкли к одиночеству;

• они готовы поделиться;

• они противоречивы, упрямы и капризны.

Таковы удачливые предприниматели. Конечно, со всеми пере­численными выше характеристиками трудно согласиться, потому что отдельные из них, например упрямство, капризность, не мо­гут, по нашему мнению, способствовать успеху предпринимателя. Однако большая часть вышеназванных качеств и мотивов поведе­ния присуща и многим российским предпринимателям.

В заключение приведем принципы, которые сложились в рос­сийском предпринимательстве к началу XX в.

1. Уважай власть. Власть — необходимое условие для эффек­
тивного ведения дела. Во всем должен быть порядок. В связи с
этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных
эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость — фунда­
мент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и
гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель
должен быть безупречным носителем добродетели, честности и
правдивости.

3. Уважай право собственности. Свободное предприниматель­ство — основа благополучия государства. Российский предпри­ниматель обязан в поте лица трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную соб­ственность.

4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку тру­да со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает основу развития у людей самых разнообразных способ­ностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавши, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит оттого, в какой степени окружающие тебе доверяют.

6. Живи по средствам. Не «зарывайся». Выбирай дело по пле­чу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно сво­им средствам.

7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не следует переходить гра­ниц дозволенного. Никакая ценность не может заменить мораль­ные ценности.

Конечно, современные российские предприниматели не при­держиваются в своей предпринимательской деятельности назван­ных выше принципов, однако значительная часть из них является цивилизованными и законопослушными субъектами хозяйствен­ных отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.230 (0.01 с.)