Управление предпринимательскими рисками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление предпринимательскими рисками



Эффективное осуществление предпринимательской деятель­ности в современных условиях невозможно без специальных методов анализа и управления рисками. Функция управления рисками приобретает все большую роль и становится одним из важнейших условий обеспечения финансовой стабильности предпринимательских организаций.

Управление предпринимательскими рисками включает раз­работку и реализацию экономически обоснованных для фирмы рекомендаций и мероприятий, направленных на уменьшение исходного уровня риска при осуществлении финансовых сде­лок или финансовых операций до приемлемого финального уровня. Управление рисками позволяет предпринимательской фирме:

• выявлять потенциально возможные ситуации, связанные с не­благоприятным развитием событий для предпринимательской фирмы, т.е. ситуации, связанные с риском, результатом кото­рых может быть недостижение поставленных целей в результа­те осуществления деятельности;

• получать характеристики возможного ущерба, связанного с нежелательным развитием событий;

• заблаговременно при подготовке решения о выборе финансо­вой операции планировать и при необходимости осуществлять меры по снижению предпринимательских рисков до приемле­мого уровня;

• учитывать при принятии решений расходы, связанные с пред­варительной оценкой и управлением риском.

Таким образом, управление рисками — это специфическая об­ласть менеджмента, требующая знаний в области финансов фир­мы, страхового дела, анализа хозяйственной деятельности пред­принимательской фирмы и т.д. Деятельность предпринимателя в этой области направлена на защиту своей фирмы от рисков, угро­жающих ее прибыльности, и способствует решению основной за­дачи предпринимательства — в зависимости от ситуации выбрать из нескольких проектов оптимальный, учитывая при этом, что чем выше ожидаемая прибыль проекта, тем выше риск. Качественное управление риском повышает шансы предприни­мательской фирмы добиться успеха в долгосрочной перспективе, значительно уменьшает опасность ухудшения финансового поло­жения. Управление предпринимательскими рисками фирмы ос­новывается на определенных принципах.

Предприниматель должен осознанно принимать рискованные решения, если надеется получить соответствующий доход от фи­нансовых сделок или операций, так как полностью исключить риск из деятельности фирмы невозможно, в силу того, что пред­принимательский риск — объективное явление.

При этом предприниматель должен иметь возможность управ­ления рисками, с которыми может столкнуться предприниматель­ская фирма в процессе осуществления деятельности.

Принцип сопоставимости уровня рискованности осуществляе­мых финансовых сделок или операций с уровнем их доходности явля­ется основополагающим в процессе управления предпринима­тельскими рисками. Он заключается в том, что фирма должна принимать в процессе осуществления своей деятельности только те виды рисков, уровень которых не превышает соответствующе­го уровня доходности. Предпринимательская фирма должна от­казаться от сделок или операций, по которым уровень риска выше уровня ожидаемой доходности (с включенной в нее премией за риск).

Принцип сопоставимости уровня рискованности осуществляе­мых финансовых сделок или операций с финансовыми возможностя­ми предприятия также важен при принятии решения об осущест­влении этих сделок или операций. Возможный размер потерь фирмы, возникающий в результате реализации той или иной рис­кованной операции, должен соответствовать той доле капитала фирмы, которая обеспечивает внутреннее страхование рисков. Если же возможные потери будут больше, то возникновение предпринимательского риска приведет к потере определенной части активов фирмы. Следующий принцип — это экономичность управления риска­ми: затраты предпринимательской фирмы по минимизации соот­ветствующего риска не должны превышать суммы возможных финансовых потерь, которые могут возникнуть при его реализа­ции, иначе теряется смысл применения мероприятий, направ­ленных на минимизацию риска.

Процесс управления предпринимательскими рисками можно представить в виде определенной последовательности действий.

До тех пор пока риск для отдельной предпринимательской ор­ганизации не определен, невозможно принять какие-либо меры по его минимизации, поэтому первой стадией в управлении рис­ком является идентификация вероятных рисков. Выявление рис­ков и факторов может осуществляться различными способами: от чисто интуитивных догадок до сложного вероятностного анализа в моделях исследования операций.

Следующим этапом процесса управления рисками является исследование источников рисков и факторов, влияющих на уровень рисков в деятельности организации. Их анализ применительно к конкретной предпринимательской организации позволяет пред­принимателю не только правильно оценить уровень риска и уро­вень возможных потерь, но и правильно организовать процесс управления рисками, направив свои усилия именно на источники возникновения рисков. Для более полного анализа все факто­ры должны быть проранжированы по степени влияния на общий уровень риска в деятельности организации. Далее осуществляется оценка уровня рисков, а также уровня возможных потерь от их реализации. Чаще всего для такой оценки используются следу­ющие методы: аналоговые, экспертные, статистические, расчет-но-аналитические.

Экспертные методы оценки риска являются наиболее распро­страненными, так как они позволяют оценить риск и качествен­но, и количественно. Эти методы основаны на опросе определен­ных специалистов (экспертов) с последующей математической обработкой полученных данных. Целью такого исследования яв­ляется получение дополнительной информации, на основе кото­рой будут осуществляться необходимые расчеты или принимать­ся решения.

После всестороннего анализа рисков в деятельности организа­ции предпринимателю необходимо определить основные методы нейтрализации рисков, которые столь же разнообразны, сколь раз­нообразны и сами риски, возникающие в деятельности организа­ции. Применение стандартных путей, используемых в настоящее время большей частью предпринимательских организаций, не­смотря на свою эффективность, в целом ряде случаев явно недоста­точно. Кроме того, управляя рисками, лишь очень немногие пред­приниматели исходят из принципа комплексной защиты, который заключается в использовании ряда взаимосвязанных приемов, с тем чтобы обеспечить максимальную защиту интересов фирмы.

В момент принятия решения о поведении организации в отно­шении риска большую роль играет личность предпринимателя или человека, принимающего управленческие решения на данном уровне. Личностью предпринимателя, качеством и характером его решений обусловлено и то обстоятельство, что в сходных условиях уровень риска и зачастую связанный с ним уровень доходности идентичных предпринимательских организаций различаются. Это, в свою очередь, связано с различным отношением к риску и, соот­ветственно, с различным пониманием приемлемого уровня риска.

Комплексный подход к управлению риском позволяет пред­принимателю более эффективно использовать ресурсы, распре­делять ответственность, улучшать результаты работы фирмы и обеспечивать ее безопасность от действия риска. Управление предпринимательским риском связано с разработкой мероприя­тий по минимизации последствий рисков.

 

 

ТЕСТ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ №2

1. Основные принципы предпринимательства это:
1) Самостоятельность 2) Хозяйственный риск
3) Новаторство 4) Все ответы правильные
2. Ключевые компетенции фирм могут иметь:
1) Моноотраслнвое и многоотраслевое значение 2) Выражение синергетического компетентностного эффекта, они отражают профессиональные компетенции всех людей, так или иначе причастных к деятельности фирмы
3) Только моноотраслевой характре 4) Только многоотраслевой характер
3. Позиционирование в предпринимательстве:
1) Приобретение, удержание и укрепление определенной позиции в бизнесе 2) Приобретение сверхпозиции
3) Отказ от занимаемой позиции в бизнесе в пользу другой позиции 4) Нет правильного ответа
4. В основу выявления предпринимательской миссии лежит вопрос:
1) «для кого?» 2) «с кем?»
3) «сколько?» 4) Все ответы верны
5. Стратегическое ядро предпринимательства – это совокупность:
1) Стратегических решений фирмы 2) Действия фирмы
3) Стратегических целевых установок 4) Все ответы верны
6. Под приоритетным сегментом рынка понимается:
1) Стратегический сегмент рынка 2) Часть рынка, на которую внимание субъектов предпринимательства в фиксированном тактическом цикле будет направлено в первую очередь
3) Суммарный объем рыночных долей компании на всех рынках, где представлена ее продукция 4) все ответы правильные

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России неотвратимо осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные).

В учебнике в относительно краткой форме раскрывается механизм предпринимательства с учетом накопленного опыта развития теории и практики в развитых западных странах, опыта становления предпринимательства в России, применения гражданского законодательства, регулирующего организацию предпринимательской деятельности, основные понятия и термины, обозначающие сущность почти всех подсистем предпринимательства, что позволяет студентам и другим категориям читателей иметь полное представление не только о предпринимательской деятельности, но и об условиях и факторах ее организации в условиях рыночной экономики. Рассмотрен процесс создания собственного дела в различных организационно-правовых формах, начиная с возникновения предпринимательской идеи и заканчивая механизмом функционирования фирмы, предпринимателей, их связей с потребителями, хозяйствующими партнерами, наемными работниками, государством и др.

Особенностью данного учебника является широкое использование действующего законодательства, изучение которого позволяет правильно принимать решения, от выбора организационно-правовой формы предпринимательства до процесса ликвидации собственного дела. Учебное пособие окажет помощь всем желающим стать на стезю предпринимательства.


Библиографический список

Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Гражданский кодекс РФ. Части первая (30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ) и вторая (26 января 1996г. № 14-ФЗ) (в ред. последних изменений).

Гражданский кодекс РФ. Часть третья от 21 ноября 2001 г. № 146-ФЗ.

Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ.

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 70-ФЗ (в ред. последних из­менений).

Налоговый кодекс РФ. Части первая (31 июля 1998 г. № 146-ФЗ) и вто­рая (5 августа 2000 г. № 117-ФЗ) (в ред. последних изменений).

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. последних изменений).

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. последних изменений).

Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ.

Гражданский процессуальный кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ).

«Об акционерных обществах». Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в ред. последних изменений).

«Об обществах с ограниченной ответственностью». Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 41-ФЗ (в ред. последних изменений).

«О государственных и муниципальных предприятиях». Федеральный за­кон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (в ред. последних изменений).

«О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Федеральный за­кон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ (в ред. последних изменений).

«О лицензировании отдельных видов деятельности». Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (в ред. последних изменений).

«О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ.

«О применении контрольно-кассовой техники». Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

«О производственных кооперативах». Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ.

«О несостоятельности (банкротстве)». Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

«О финансовой аренде (лизинге)». Федеральный закон от 28 октября 1998 г. № 164-ФЗ. (в ред. от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ).

«О государственной тайне». Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 98-ФЗ (в ред. последних изменений).

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Феде­рации». Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Федеральный закон от 8 августа 2001. г. № 129-ФЗ (в ред. последних изменений).

«О Центральном банке РФ (Банке России)». Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. последних изменений).

Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры М.: Наука, 1991.

Андреев В.К. и др. Правовое регулирование предпринимательской де­ятельности. М.: Бухучет, 1996.

Глущенко Е.В. и др. Основы предпринимательства: Учеб. пособие. М.: Вестник, 1996.

Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. М.; СПб.: Бук Чембер ИНТЕРНЕШНЛ, 1992.

Жизнин С.З. Как стать предпринимателем. М.: Новости, 1990.

Как добиться успеха: Практические советы деловым людям: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991.

Как стать богатым и предприимчивым: Из американских рецептов: Пер. с англ. М.: Молодая гвардия, 1991.

Ламперт X. Социальная и рыночная экономика: Пер. с нем. М.: Дело, 1993.

Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятель­ности: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997.

Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Основы предпринимательства: Учеб. посо­бие. — М.: Финстатинформ, 1999.

Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учеб. пособие. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2005.

Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Предпринимательство: Учеб. пособие. — М.: РИОР, 2005.

Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. Финансы организации: Учеб­ник. - М.: ИНФРА-М, 2007.

Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2006.

Лапуста М.Г. Индивидуальный предприниматель: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2005.

Малое предпринимательство в России: Статистический сборник. — М.: Росстат, 2006.

Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты. 7-е изд. —

М.: ИНФРА-М, 2004. Татеиси К. Вечный дух

ХаммерА. Мой век двадцатый. Пути и встречи: Пер. с англ. — М., 1998.

Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или Как завести собствен­ное дело и добиться успеха. Вып. 1: Пер. с англ. — М.: Прогресс-Уни-верс, 1991.

Шумпетер Й. Теория экономического развития: Пер. с англ. — М.: Про­гресс, 1982.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.242.200 (0.045 с.)