ТОП 10:

Цели и задачи предпринимательской сделки.



Обобщенное резюме. Основные параметры и показатели

плана.

Характеристики продукции, товара, услуг, предоставляемых

Предпринимателем потребителю.

Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов

Продаж.

План действий и организационные меры.

Потребные ресурсы и источники их получение

Эффективность предпринимательской сделки.

Охарактеризуем в общих чертах содержимое перечисленных

разделов бизнес-плана.

Главная цель предпринимательского бизнеса - получение при­

были. Соответственно, планируя намечаемую сделку, следует преж­

Де всего разобраться хотя бы в первом приближении, на какую сумму

Прибыли можно рассчитывать и убедиться в том, что проект вообще

Способен принести желаемую прибыль.

При этом, как, впрочем, и вообще в ходе формирования биз­

нес-плана, важно не упустить из вида фактор времени. Наряду с

Величиной прибыли цель должна аккумулировать в себе и привязку

Этой величины к времени ее получения. Так что наряду с общей

массой ожидаемой прибыли необходимо знать, как она распределит­

ся во времени, не окажется ли слишком запоздалой с учетом потреб­

Ности предпринимателя в денежных ресурсах и воздействия

Инфляции, умаляющей значение арифметического прироста денег.

В ходе целеполагания и первичной оценки целесообразности

предпринимательского проекта к нему следует выдвигать требова­

Ние, заключающееся в том, что сумма получаемой прибыли должна

быть существенно выше той, которую мог бы получить предприни­

Матель, помещая затрачиваемые денежные средства на то же время

в сберегательный банк.Иначе есть смысл свести дело к этой простей­

Шей финансовой сделке.

Наряду с главной, определяющей целью в поле зрения соста­

вителей бизнес-плана должны находиться и другие цели и задачи, 32

достигаемые и решаемые посредством проведения намечаемой

предпринимательской сделки.

Среди них в первую очередь подчеркнем социальные цели,

связанные с удовлетворением первейших запросов населения, по­

давлением дефицитности товаров и услуг, оздоровлением экологи­

ческой обстановки, улучшением психологического климата, разряд­

кой социальных напряжений, созданием новых духовных, культур­

ных ценностей, развитием научно-технического и творческого по­

тенциала, расширением деловых контактов и международных свя­

зей.

С позиций интересов предпринимателя кроме чисто финансо­

вого эффекта получения денежной прибыли выдвигаются задачи

повышения статуса предпринимателя в результате успешного осуще­

ствления проекта, сделки. Вторичную цель предпринимательской

сделки, которая по своей значимости может приближаться к первич­

ной или даже опережать ее, правомерно видеть в развитии и укреп­

лении экономического (производственного, коммерческого, финан­

сового, технико-технологического, научного, образовательного, ду­

ховного) потенциала предпринимателя, что служит условием и зало­

гом возможности успешного проведения последующих сделок.

Столь же значимо уже сейчас и будет гораздо более важно по мере

нарастания конкуренции и борьбы за рынки сбыта и за выгодного

покупателя повышение престижа предпринимателя., порождаемого

его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качест­

ва товаров и услуг.

Наряду с указанным предприниматель может преследовать и

иные, специальные цели и задачи (развитие контактов, зарубежные

поездки, проникновение в элитную среду, вхождение в ассоциации

и др.), которые так или иначе учитываются в бизнес-плане. Форму­

лировка целей и задач может находить свое плановое выражение как

в количественной, так и в качественной форме в зависимости от их

вида. В числе особых задач предпринимательства выделим благо­

творительность, проявляющуюся в отчислении части, а иногда и

всей остаточной прибыли в пользу других предпринимателей, бла­

готворительных организаций и фондов, местного, либо государст­

венного бюджета. Такие действия ориентированы обычно на до­

стижение известности, получение льгот, хотя не исключены и души

сердечные порывы.

Перейдем к описанию следующего, сводного раздела бизнес-

плана (иногда этот раздел в виде краткого резюме объемом в две-че­

тыре страницы текста выносится на первое место, предшествуя

изложению собственного плана).

Сводный раздел носит синтетический характер, представляет

основные идеи и содержание плана в миниатюре. Так как многие из

тех, кому надлежит или кто заинтересован в ознакомлении с бизнес-

планом, могут ограничиться внимательным чтением только резюми­

рующего раздела, то его надо сделать наиболее доступным, четким,

лаконичным, убедительным. В искусно составленной-краткой кон­

центрированной концепции бизнес-плана содержится весомое усло­

вие привлекательности всего плана.

Резюмирующий сводный раздел, будучи концентрированным

макетом, ядром всего плана, аккумулируя в себе определяющие

показатели, создается и непрерывно уточняется по мере проработки

плана и находит свое завершающее выражение лишь после завер­

шения составления всего бизнес-плана.

Чаще всего в этом разделе, который может фигурировать и в

качестве отдельного самостоятельного документа, бывают пред­

ставлены: генеральная цель проекта (сделки), краткая характеристи­

ка предпринимательского продукта, конечного результата намечае­

мого плана и их отличительные особенности, пути и способы дости­

жения поставленных целей, сроки осуществления проекта, затраты,

связанные с его реализацией, ожидаемая эффективность и резуль­

тативность, область использования результатов.

Резюме, как наиболее представительная часть бизнес-плана,

пронизано стремлением представить предпринимательский проект

в самом выгодном свете, чтобы убедить в его целесообразности

других, от которых зависит претворение плана в жизнь, а иногда и

чтобы убедить себя. Поэтому наряду с такими общими сводными

показателями, как объемы производства и реализации, выручка,

собственные и заемные затраты, прибыль, рентабельность, в резю­

ме принято отражать специальные показатели качества реализуе­

мых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность

к особым вкусам и запросам потребителя, небольшой срок окупае­

мости вложений, низкую степень риска, гарантированность получе-

ния планируемого результата. Обо всем этом следует писать

лапидарно.

Раздел бизнес-плана, содержащий характеристики продукции,

товаров, услуг, которые предприниматель намерен реализовать по­

требителю, требует кропотливой и тщательной проработки при вы­

соком уровне конкретности. Прежде чем пускаться в рискованное

предпринимательское плавание, надо иметь четкое представление

o-том багаже, с которым вы отправляетесь в путь.

Что же надо знать о своем товаре и какие сведения о нем

зафиксировать в бизнес-плане?

Во-первых, должны быть зафиксированы в плане убедительные

данные, позволяющие с требуемой полнотой представить предпри­

нимательский продукт. Конечно, лучше всего заранее иметь нату­

ральные образцы, но это не всегда удается. Иногда и сам образец

надо создать как предпринимательский товар, в особенности это

относится к интеллектуальному продукту, творческим, научно-техни­

ческим разработкам. В этих случаях налицо только идея, замысел, а

сам продукт появится потом, в процессе реализации бизнес-плана.

Многое зависит от вида предпринимательской деятельности.

Так, для производственных сделок, завершающихся изготовлением

и продажей материально-вещественного продукта, неплохо иметь и

представить в бизнес-плане характеристики опытного образца. Для

коммерческого бизнеса наличие реального образца предлагаемого

товара крайне желательно В финансовом предпринимательстве

наличие образца товара не играет принципиальной роли, но иметь

образцы ценных бумаг полезно.

Есть ли реальный образец или нет его. независимо от этого

полный образ товара в виде описаний, моделей, фотографий, исчер­

пывающего перечня свойств и признаков обязан наличествовать в

бизнес-плане.

Во-вторых, план призван отвечать на вопрос о круге потреби­

телей предпринимательского товара и потребностей, которые он

будет удовлетворять. Отсюда вытекает, что в плане должен быть

представлен прогноз платежеспособного спроса на товар, данные о

регионах, группах населения, организациях, которые предположи­

тельно, исходя из анализа и прогноза, станут покупателями и потре­

бителями товара с учетом потребностей в нем. Очень желательно

располагать данными о динамике ожидаемого потребления товара

по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение

потребностей в данном товаре Результаты прогнозно-аналитиче­

ских оценок этих параметров включаются в бизнес-план.

В третьих, план не может пройти мимо оценки, расчета, про­

гноза цен, по которым предполагается реализовать продукт пред­

принимательской деятельности, будь то продукция, товар, работы,

услуги. В связи с формированием рыночных отношений и высоким

уровнем инфляции предвидение цены продукта предприниматель­

ства представляет самый трудный элемент составления большинст­

ва бизнес-планов. Становится ясным также, что, говоря о плане, мы

имеем дело не с планом в его традиционном для нашей страны

представлении, а с планом-прогнозом.

Непосредственным продолжением изучения потребностей и

прогнозирования цен служит анализ рынка сбыта. Это один из зна­

чимых моментов, подлежащих отражению в разделе бизнес-плана,

посвященном оценке рыночной конъюнктуры, предопределяющей

объемы продаж товара по временным периодам реализации пред­

принимательского проекта.

Исследование, анализ, оценка рынка в процессе подготовки

бизнес-плана опираются, с одной стороны, на предположения, то

есть носят прогностический характер, и с другой стороны, - на пред­

варительную договоренность с потенциальным покупателем или с

торговыми, сбытовыми организациями.

Для кратковременных предпринимательских проектов и сде­

лок изучение спроса позволяет с высокой степенью достоверности

установить круг потребителей предпринимательского продукта, на

основании чего делается вывод об объемах продаж. В идеальном

случае предприниматель получает конкретный заказ, который и слу­

жит для него ориентиром требуемого объема товара. Однако для

долговременных крупных предпринимательских проектов, рассчи­

танных на рыночную реализацию без предварительной заявки по­

требителей или представляющего их органа, дело обстоит намного

сложнее. В этом случае для определения того, кто и в каких объемах

будет приобретать предпринимательский товар, как будет изменять­

ся спрос, продажа, потребление при составлении бизнес-плана при­

ходится определять на основе предположений, оценок, расчетов,

прогнозов.

Наряду с расчетно-аналитической оценкой рынка сбыта, име­

ющей чисто познавательный, а следовательно, пассивный характер,

бизнес-план должен предусматривать способы активизации рынка

посредством маркетинговой и других видов деятельности. Но это

уже относится к содержанию других разделов бизнес-плана.

При оценке спроса на предпринимательский продукт,емкости

рынка сбыта, определении на этой основе намечаемого объема про­

даж необходимо учитывать наличие других предпринимателей. Ина­

че говоря, желательно знать своих конкурентов, их возможности и

способности, ценовую политику. Работа над бизнес-планом должна

включать корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом

конкуренции.

На базе всех предшествующих разработок составители биз­

нес-плана разрабатывают и включают в план программу действий по

реализации плана. Такая программа отвечает на вопрос "что де­

лать?". Она нужна предпринимателю не для убеждения других, не

для обоснования целесообразности предпринимательского проекта-

этому служат первые разделы программы, а чтобы вооружить себя

ясной картиной собственной деятельности, наметить конкретные

пути реализации предпринимательской идеи.

Содержание этой части плана сильно зависит от вида предпри­

нимательской деятельности. Способы действий и формы деятельно­

сти различны для производственного, коммерческого, финансового

предпринимательства, а в рамках каждого из этих видов зависят от

того, что представляет собой предпринимательский товар.

Основные операции предпринимательских сделок охарактери­

зованы в общих чертах выше, при описании видов предприниматель­

ства, более подробное их описание выходит за пределы брошюры.

Заметим лишь, что программа предпринимательских действий заве­

домо включает маркетинговые усилия (рекламу, определение рынка

сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов), осуществление, освоение и поддержание производства (для производственного

предпринимательства), закупку, хранение, транспортирование, реа­

лизацию товаров (в особенности применительно к коммерческому

предпринимательству), обслуживание покупателя в процессе прода­

жи и после продажи товара.

Неотъемлемую часть плана действий составляют организацион­

ные меры. В организационной части бизнес-плана отражаются и

устанавливаются способы управления реализацией бизнес-пла­

на,организационные структуры управления проектом, методы коор­

динации действий исполнителей. Организационные меры призваны

способствовать упорядочению процесса исполнения бизнес-пла­

на.В число организационных могут включаться и меры по установле­

нию специальных форм оплаты труда, стимулирования, набора и

подготовки кадров (кадровое обеспечение), учета, контроля и ряд

других. К организационному непосредственно примыкает правовое, юридическое обеспечение, которое также должно занять свое место в

бизнес-плане.

Заслуживает выделения в специальный раздел бизнес-плана

ресурсное обеспечение предпринимательского проекта. Этот раздел

содержит сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для

проведения в ж и з н ь предпринимательского проекта, источниках и

способах получения ресурсов. В широком смысле слова ресурсное

обеспечение охватывает материальные ресурсы (материалы, полу­

фабрикаты, сырье, энергия здания, помещения, оборудование, ап­

паратура, средства транспорта и связи), трудовые ресурсы (работ­

ники всех категорий), финансовые ресурсы (текущие денежные сред­

ства, капиталовложения, кредиты, валюта, ценные бумаги), информа­

ционные ресурсы (статистическая, научно-техническая информация).

Хотя отдельные элементы ресурсного обеспечения так или

иначе представлены во всех разделах бизнес-плана, сведение дан­

ных о ресурсах в единый раздел позволяет четче и яснее предста­

вить, во что обойдется реализация проекта предпринимателю и в

натуральном, и в денежном исчислении. Немаловажно отметить, что

потребности в ресурсах и связанные с ними затраты,расходы долж­

ны включать как прямые, непосредственно идущие на создание

предпринимательского продукта (товара, работы, услуги), так и кос­

венные, сопряженные; побочные. Последние неизбежно сопровож­

дают прямые затраты и по величине могут превышать их.

Целесообразно выделить в специальный раздел бизнес-плана

с в о д н у ю х а р а к т е р и с т и к у эффективности п р е д п р и н и м а т е л ь с к о г о

проекта. В этом разделе в первую очередь следует представить и

обосновать такие сводные показатели эффективности, как прибыль

и рентабельность проекта. Кроме того, надо уделить внимание соци­

альной и научно-технической эффективности, имея в виду удовлет­

ворение социальных потребностей и получение новых результатов,

развивающих науку, технику, технологию.

В этом же разделе следует глубоко проанализировать долговре­

менные последствия реализации предпринимательского проекта, включая и благоприятные и неблагоприятные, а также связанные с

ними дополнительные доходы и потери.

Таков в самых общих чертах бизнес-план применительно к

предпринимательской деятельности.

Хозяйственный риск (сущность и природа)

Осуществление экономического предпринимательства в его

любой форме связано с риском, который принято называть хозяйст­

венным или предпринимательским. Выясним истоки и причины та­

кого риска и формы его проявления с тем, чтобы далее поговорить о

методах оценки риска и способах его предотвращения.

В связи с развитием товарно-денежных, рыночных отношений

хозяйственную, предпринимательскую деятельность приходится

осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации,

изменчивости экономической среды. Отсюда возникают неясность и

неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а

следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредви­

денных потерь. В особенности это имеет место на начальных стадиях

освоения предпринимательства.

Подобная обстановка несколько необычна и непривычна для

советского хозяйственника или просто гражданина, которому пред­

стоит пройти тернистый путь, прежде чем он превратится в подлин­

ного предпринимателя. В условиях директивно-плановой, команд­

но-административной экономики все мы привыкли к тому, что эконо­

мическая обстановка, условия в хозяйственной среде нашей жизни

формируются сверху в приказном или установочном порядке в виде

набора правил и норм. Планы, программы, постановления, инструк­

ции, государственные цены, фонды, лимиты, наряды, тарифы форми­

ровали ту экономическую систему координат и хозяйственную среду.

в которой вынуждены были существовать, действовать предприятия

и планы.

Конечно, жесткая схема централизованных, спускаемых свер­

ху установок и предписаний сковывала инициативу, не давала воз­

можности развернуться предприимчивости, подавляла интерес и

творческое начало.Но она вносила явную или, по крайней мере,

кажущуюся четкость, обеспечивала навязанный порядок. Хотя и не

с полной уверенностью, но можно было знать, рассчитать или пред­

видеть объемы производства, поставок, продаж, потребления, цены

и соответственно выручку, прибыль, доходы. Словом, действовать в

детерминированных, заданных извне условиях.

Движение к рынку есть прежде всего дорога к экономической

свободе. Над предпринимателем может возвышаться только закон

и вытекающие из него ограничения. Должно последовательно су-

жаться поле действия директивных планов, приказов, принудитель­

ного распределения ресурсов, прикрепления производителя к

потребителю. Государственные цены постепенно превращаются в

договорные и даже свободные рыночные». Государственное регули­

рование сводится преимущественно к созданию условий осуществ­

ления предпринимательской деятельности, налоговой системе, да

еще к государственному заказу, который со временем будет дово­

диться на чисто экономической основе. Все остальное определяется

производителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени

складывается случайным образом.

За экономическую свободу приходится платить. Ведь свободе

одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода дру­

гих предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать

его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по

определенным ценам, диктовать свои условия сделок. При этом,

естественно, те, с кем приходится вступать в хозяйственно-рыноч­

ные отношения, стремятся прежде всего к своей выгоде, а выгода

одних может стать ущербом для других. Да еще и конкуренция

начинает пускать ощутимые ростки. А предприниматель-конкурент

вообще склонен стремиться вытеснить своего оппонента из рынка.

Так что переход к рынку знаменует окончание жизни по заранее

известному расписанию и попадание в зону хозяйственной неопре­

деленности и повышенного риска. Это и есть неизбежная плата за

хозяйственную свободу, за отход от централизованного директивно­

го планирования и управления. Бесплатных пирожных не бывает.

Так что хотим мы того или не хотим, но, осваивая предприни­

мательство, переходя к рыночным отношениям, нам придется иметь

дело с неопределенностью и повышенным риском. Задача подлин­

ного предпринимателя, хозяйственника нового типа состоит не в

том, чтобы искать дело с заведомо предвиденным, ясно очерченным

результатом, дело без риска. При таком подходе в рыночной эконо­

мике можно вообще оказаться вне дела и без дела. Надо не избегать

риска, а уметь его чувствовать, оценивать степень и не переходить

за допустимые пределы. Нельзя отказываться переходить улицу,

чтобы вообще не рисковать попасть под автомобиль. Надо знать

правила перехода, соблюдать осторожность, предвидеть опасность,

хорошо оглядевшись вокруг. Отсюда следует первое правило пове­

дения предпринимателя: не избегать риска, а предвидеть его, стре­

мясь снизить до возможно более низкого уровня.

В переходном периоде, отягченном неудачными шагами, неэф­

фективными затяжными программами и способами осуществления

перехода к рынку, перед многими предприятиями встанет проблема

выживания в условиях нарастающего кризиса. Придется искать не­

тривиальные виды предпринимательской деятельности, проводить

непривычные операции, что еще более повышает степень риска.

К тому же в нынешней советской экономике предпринима­

тельский риск усугубляется следующими обстоятельствами:

- нечеткостью и непрерывной изменчивостью законодатель­

ных и нормативных актов, регулирующих экономическую деятель­

ность;

- необязательностью и безответственностью хозяйствующих

субъектов всех видов и уровней.

Так что поневоле надо знакомиться и иметь дело с рисковыми

ситуациями.

К сожалению, в советской экономической науке и практике

хозяйствования по существу отсутствуют общепризнанные теорети­

ческие положения о хозяйственном риске, плохо разработаны мето­

ды оценки риска применительно к тем или иным производственным

ситуациям и видам деятельности, отсутствуют распространенные

практические рекомендации о путях и способах уменьшения и пред­

отвращения риска. Отметим, что теория предпринимательского ри­

ска лишь частично сложилась и в странах с сформировавшейся

рыночной экономикой. Но там имеется огромный опыт рискового

предпринимательства, сопровождаемый наглядно видимыми при­

мерами процветания и краха, подъема и банкротства в зависимости

от умелого и неумелого поведения, а частично и везения в реальной

обстановке риска. Так что в рыночной среде сама жизнь, процессы

производства, распределения, обмена, потребления продукции, то­

вара, услуг учат правилам поведения при наличии неопределенности

и риска, поощряют за их знание и сурово наказывают за незнание.

Отметим, что имеются отдельные виды предпринимательской

деятельности, в которых риск поддается расчету, оценке, и методы

определения степени риска отработаны теоретически и практиче­

ски. Это прежде всего страхование имущества, здоровья и жизни, а

также лотерейное и игорное дело. Понятно, что в данном случае речь

идет об узких, крайне специфических видах предпринимательской

деятельности. Применяемые по отношению к таким видам деятель-

ности методы оценки риска обычно не удается применить к другим

областям и сферам предпринимательства.

К тому же страховой риск относится преимущественным обра­

зом к объекту, вне прямой зависимости от вида деятельности. Стра­

ховка дома, автомобиля обычно не учитывает направления функцио­

нирования, способ использования страхуемого объекта оказывается

вне поля зрения. При оценке же предпринимательского риска нас

прежде всего интересует не судьба всего объекта, а мера опасности

и степень потенциального ущерба в условиях конкретной сделки и

сопровождающих ее видов деятельности.

К примеру, страхуя предприятие или дом от пожара, страховое

агенство анализирует только опасность возгорания объекта и меру

возникающего при этом имущественного урона, который придется

компенсировать. Отсюда и назначаются страховые платежи. Пред­

приниматель же вынужден изучать риск, возникающий при произ­

водстве, закупке, продаже продукции и при всех других видах

деятельности предприятия. Ведь его интересует не компенсация

риска, а предотвращение ущерба. А это уже совсем иное дело.

Нельзя сказать, что в советской экономике производственни­

ку, хозяйственнику, руководителю вообще не приходилось риско­

вать. Конечно, приходилось. Хозяйственные руководители всех

уровней знают, что такое производственный, сбытовой, снабженче­

ский риск в плановой экономике. Но это не совсем тот или совсем

не тот риск, что в экономике рыночного типа. В директивной эконо­

мике приходится иметь дело с риском невыполнения государствен­

ного плана, нарушений договорных обязательств, недопоставок

продукции, сбоев производства, необеспеченности транспортиро­

вания, снижения качества, потерь, обусловленных чаще всего несоб­

людением правил и норм хозяйственной деятельности. В рыночной

же экономике на первое место выходит составляющая риска вслед­

ствие непредвиденности конъюнктуры рынка, спроса, цен, поведе­

ния потребителя. Так что наши привычные знания и навыки пове­

дения применительно к формам хозяйственного риска, характерные

для централизованно управляемой экономики, явно недостаточны,

чтобы уметь справляться с опасностями экономики рыночного типа.

К тому же приходится иметь дело с наложением факторов рыночного

и нерыночного типа.

В ходе последующего изложения попытаемся обрисовать ос­

новные контуры прикладной методики и оценки хозяйственного

риска применительно к предпринимательской деятельности. Одно-

временно выскажем определенные соображения о поведении пред­

принимателя в рисковых ситуациях. Представленные ниже матери­

алы и подходы в основном касаются риска предприятия, но отдель­

ные положения относятся к любому предпринимательскому риску

вне зависимости от того, кто является субъектом предприниматель­

ской деятельности.

Сформулируем и уточним вначале терминологическую базу

прикладной теории предпринимательского риска. Это необходимо

вследствие того, что используемые в бытовом обращении и даже в

деловом бизнесе и в менеджменте понятия, относящиеся к рисково­

му предпринимательству, носят зачастую весьма расплывчатый,

слишком нечеткий характер.

Прежде всего определим исходное, базисное понятие "риск", имея в виду, что это угроза, опасность возникновения ущерба, поне­

сения убытков в самом широком смысле слова.

Под хозяйственным (предпринимательским) будем понимать

риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с

производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-

денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществле­

нием социально-экономических и научно-технических проектов. В

рассматриваемых видах деятельности приходится иметь дело с ис­

пользованием и обращением материальных, трудовых, финансовых,

информационных (интеллектуальных) ресурсов, так что риск связан

с угрозой потери этих ресурсов, полной или частичной.

В итоге предпринимательский риск характеризуется как опас­

ность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или

недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным

на рациональное использование ресурсов в данном виде предпри­

нимательской деятельности. Иначе говоря, риск есть угроза того, что

предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов

сверх предусмотренных прогнозом, проектом, планом-программой

его действий, либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчи­

тывал.

Подчеркнем еще раз, что при установлении предприниматель­

ского риска надо различать понятия "расход" и "убытки", "потери".

Любая предпринимательская деятельность неизбежно связана с

расходами, тогда как убытки имеют место при неблагоприятном

стечении обстоятельств, просчетах и представляют дополнительные

расходы сверх намеченных.

Сказанное выше характеризует категорию "риск" с качествен­

ной стороны, но создает основу для перевода понятия "предприни­

мательский риск" в количественное. Действительно, если риск

определяется как опасность потери ресурсов или дохода, то сущест­

вует его количественная мера, определяемая абсолютным или отно­

сительным уровнем потерь.

В абсолютном выражении риск может определяться величиной

возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или

стоимостном (денежном) измерении в рублях, если только ущерб

поддается такому измерению.

В относительном выражении риск определяется как величина

возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, за которую наибо­

лее удобно принимать либо имущественное состояние предприни­

мателя, либо общие затраты ресурсов на данный вид предприни­

мательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль) от пред­

принимательства. Применительно к предприятию в качестве базы

для определения относительной величины риска целесообразно

принимать стоимость основных фондов и оборотных средств пред­

приятия или намеченные суммарные затраты на данный вид пред­

принимательской деятельности, имея в виду как текущие затраты,

так и капиталовложения, или расчетный доход (прибыль). Выбор той

или иной базы не имеет принципиального значения, но следует

предпочитать базовый показатель, известный (определяемый) с вы­

сокой степенью достоверности.

В дальнейшем базовые показатели, используемые для сравне­

ния, отсчета, будем называть расчетными или ожидаемыми показа­

телями прибыли, затрат, выручки. Значения этих показателей, как

известно из предыдущего изложения, определяются при разработке

бизнес-плана, в процессе технико-экономического обоснования

предпринимательского проекта, сделки.

Соответственно, потерями будем считать отклонение прибыли,

дохода, выручки в сторону снижения в сравнении с ожидаемыми

величинами. Предпринимательские потери - это, в, первую очередь,

случайное снижение предпринимательской прибыли. Именно вели­

чина таких потерь и характеризует степень риска. Поэтому исследо­

вание, анализ риска связан прежде всего с изучением потерь.

Виды потерь и факторы риска

Центральное место в оценке предпринимательского риска за­

нимают анализ и прогнозирование возможных потерь ресурсов при

осуществлении предпринимательской деятельности. Напоминаем

еще раз, что имеется в виду не расход ресурсов, объективно обуслов­

ленный характером и масштабом предпринимательских действий, а

случайные, непредвиденные, но потенциально возможные потери,

возникающие вследствие отклонения реального хода предпринима­

тельства от задуманного, расчетного сценария.

Чтобы оценить вероятность тех или иных потерь, спрогнозиро­

вать возможный ущерб, обусловленный развитием событий по не­

расчетному варианту, следует прежде всего знать все виды потерь,

связанных с предпринимательством, и уметь заранее исчислить их

или измерить как вероятные прогнозные величины. При этом есте­

ственно желание оценить каждый из видов потерь в количественном

измерении и уметь свести их воедино, что, к сожалению, далеко не

всегда удается сделать.

Говоря об исчислении вероятных потерь в процессе их прогно­

зирования, надо иметь в виду одно важное обстоятельство. Случай­

ное развитие событий, оказывающее влияние на ход и результаты

предпринимательства, способно приводить не только к потерям в

виде повышенных затрат ресурсов и снижения конечного результа­

та. Одно и то же случайное событие может вызвать увеличение затрат

одного вида ресурсов и снижение затрат другого вида, то есть наряду

с повышенными потерями одних ресурсов может наблюдаться эко­

номия других.

Так что, если случайное событие оказывает двоякое воздейст­

вие на конечные результаты предпринимательства, имеет и небла­

гоприятные и благоприятные последствия, при оценке риска надо в

равной степени учитывать и те и другие. Иначе говоря, при опреде­

лении суммарных возможных потерь следует вычитать из расчетных

потерь сопровождающий их выигрыш.

Потери, которые могут иметь место в предпринимательской

деятельности и оцениваются величиной и вероятностью их проявле­

ния, целесообразно разделять на материальные, трудовые, финансо­

вые, потери времени, специальные виды потерь.

Материальные виды потерь проявляются в непредусмотрен­

ных предпринимательским проектом дополнительных затратах или

прямых потерях материальных объектов в виде зданий, сооружений,

оборудования, имущества, продукции, товаров, материалов, сырья,

энергии. По отношению к каждому отдельному из перечисленных

видов потерь применимы свои единицы измерения. Наиболее есте­

ственно измерять материальные потери в тех же единицах, в. кото­

рых измеряется количество данного вида материальных ресурсов, то

есть в физических единицах массы, объема, площади, длины или в

штуках, в объектах.

Однако свести воедино потери, измеряемые в разных едини­

цах, и выразить их одной величиной не представляется возможным.

Нельзя складывать килограммы и метры. Поэтому практически неиз­

бежно исчисление потерь в стоимостном выражении, в денежных

единицах. Для этого потери в физическом измерении переводятся в

стоимостное измерение путем умножения на цену единицы соответ­

ствующего материального ресурса.

Для достаточно значительного количества материальных ре­

сурсов в виде объектов, продукции, товаров, стоимость которых

заранее известна, оценивание потерь можно осуществлять сразу же

в денежном выражении.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.194.161 (0.085 с.)