Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лять предпринимателям денежные субсидии, а также некоторые

Поиск

Б. А. РАЙЗБЕРГ

АЗБУКА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В брошюре в популярной форме изложены

основы предпринимательства.

Содержатся рекомендации по организации

и ведению предпринимательской деятельности.

Брошюра представляет интерес для начи­

нающих предпринимателей и коммерсантов.

Чем обусловлен интерес к предпринимательству

в советской экономике

Два слова "предпринимательство" и "рынок" связаны между

собой неразрывными узами. Возможно, что самое емкое и краткое

определение рыночной экономики вписывается в словосочетание

"экономика свободного предпринимательства". Действительно, ры­

нок представляет собой лучшую, благотворную предприниматель­

скую среду, а предпринимательство - это наиболее характерные

качества, свойство рыночных отношений. Так что переход к рынку

немыслим без развития предпринимательства в его самых разнооб­

разных видах и формах.

Вместе с тем рост предпринимательской активности характе­

ризует пробуждение экономики и в особенности ее главного творче­

ского начала - хозяйствующего субъекта. Одним из весьма слабых

мест социалистической экономики, по крайней мере з ее советском

исполнении, является порождаемая ею тенденция к слишком спо­

койному экономическому поведению, так как успех в экономических

делах мало зависел от предпринимательской, производственной

активности в подлинном смысле этих слов. Нужна была иная пред­

приимчивость - в угождении руководству, в получении выгодных

условий и предпочтений. Отсюда естественное предпочтение психо­

логии "не высовываться", убийственной для предпринимательства.

Отсюда "спихотехника", нежелание рисковать, поиск тихой, разме­

ренной, противопредпринимательской жизни.

Было бы, конечно, искажением истины утверждать, что пред­

принимательские начала вообще отсутствовали в прошлом в совет­

ской экономике. Инициативные люди, стремящиеся к нововве­

дениям, нетрадиционным решениям, существовали и ранее в среде

рядовых работников и руководителей. Но мытарства, которые по­

рождала предприимчивость отдельных рационализаторов и хозяйст­

венников, не окупались их редкой удачей. Иногда же финал был до

предела печальным, поскольку предпринимательство можно было

без особого труда подвести под многие статьи уголовного кодекса,

что и делалось.

Как бы то ни было, но, как сказал Патриарх Московский и Всея

Руси Алексий II в своей речи по поводу избрания Б. Н. Ельцина

Президентом России, следует непрестанно исходить из антрополо­

гического реализма, свидетельствующего о том. что три поколения

советских людей выросли в условиях, отбивавших у них охоту и

отучавших от труда мысли, от стремления к самостоятельному по­

иску истины, от самого обычного труда, от прилежания, от инициа­

тивы (Аргументы и факты, N 27, июль 1991). Так что движение к

предпринимательству, а точнее, посредством предпринимательства

есть эффективный путь обновления, возрождения советского чело­

века как подлинного экономического субъекта, как работника и хо­

зяина. Это ключевое условие выхода из кризиса и подъема советской

экономики.

Ратуя в целом за предпринимательство и хозяйственную пред­

приимчивость, автор никоим образом не относит себя к поклонникам

тех форм, которые в ряде случаев обретает коммерческо-предприни-

мательская деятельность, широко наблюдаемая в нашей современ­

ной действительности. Пока это, скорее, предпринимательская пена, чем истинное предпринимательство. Дело даже не столько в том, что

мы наблюдаем огромный интерес к чисто коммерческому, спекуля­

тивному предпринимательству при весьма слабых попытках освоить

производственное предпринимательство. Беда в явно выраженном

стремлении зарождающихся и становящихся на ноги советских

предпринимателей получать доходы и прибыль не в результате соб­

ственных усилий, а пользуясь глобальным дефицитом продукции,

товаров, услуг, отсутствием реальной конкуренции сосуществовани­

ем государственной и свободной торговли с ощутимой разницей в

ценах. Подобные условия, идеальные для экономического грабежа

покупателя, потребителя, мало способствуют становлению честного.

порядочного предпринимателя, заботящегося и о себе и о своих

клиентах.

Чтобы избежать пагубных последствий подобной ситуации,

необходимо, с одной стороны, искать разумное сочетание предо-

ставления свободы предпринимателям и ограничений, а иногда и

запретов на неблаговидные способы осуществления предпринима­

тельской деятельности. Для этого нужна динамичная правовая сис­

тема, законодательно закрепленная в своей основе и ситуационно

изменяемая в отдельных элементах. Так, по мнению автора, любая

продажа дефицитных товаров оптом, партиями, в крупных количест­

вах в государственных магазинах розничной торговли должна ква­

лифицироваться как преступление и подвергаться самым серьезным

наказаниям. Иначе спекуляция и легкая нажива неизбежны

С другой стороны, настоящие труднопреодолимые преграды

чисто спекулятивному, недобросовестному предпринимательству

могут быть воздвигнуты только в результате налаживания нормаль­

ных товарно-денежных отношений, стабилизации денежного обра­

щения, перехода к свободно конвертируемому рублю.

Так что существования легких, малопродуктивных, вызываю­

щих негативную социальную реакцию форм и проявлений предпри­

нимательства в какой-то степени избежать не удастся. К ним

придется относиться в процессе продолжительного переходного

периода становления рынка как к неизбежным издержкам, проводя

в то же время линию на ограничение и вытеснение. Думается, что

внутренняя конкуренция между шустрыми новорожденными пред­

принимателями также будет делать свое дело, особенно в условиях

Ограничения монополизма и распространения свободного рынка.

Оценивая положительные и отрицательные стороны предпри­

нимательства в советской экономике с учетом их неприятия и непри­

язни к ним со С|Ороны части населения, мы все же должны признать, что предпринимательство есть дрожжевой продукт, без которого ье

будет рыночной закваски нашей экономики.

Следуя Л. Абалкину (Экономика и жизнь, N 29. июль 1991),

укажем на следующую связь факторов экономического успеха с

предпринимательством:

1. Не бывает успеха без создания в стране целого слоя пред­

приимчивых, деловых и энергичных людей, способных воплотить в

жизнь возвышенную национальную идею, реализовать шанс на ус­

пех в своей практической деятельности.

2. Успех немыслим без объединения усилий правительства и

предпринимательских кругов как естественных и долговременных

союзников в реализации общенациональной идеи, достижении по­

ставленных целей.

3. Нет и не бывает успеха без формирования в обществе

авторитета предпринимательской деятельности, уважения (а не за­

висти) к успеху, рассмотрения самого хозяйственного успеха как

самостоятельной и одной из высших социальных ценностей.

Что такое предпринимательство

и предпринимательская деятельность

Мы начали разговор о предпринимательстве, не определив,

что же стоит за этим словом, которое в прошлом было малоупотре­

бительным, а теперь становится обиходным. Для предварительного

разговора нам было достаточно того общего понимания и представ­

ления о смысле предпринимательства, которые есть, по существу, у

каждого человека. Теперь настал черед более углубленного анализа

и проникновения в сущность понятий и категорий, с которыми свя­

зана основная тема брошюры.

Несмотря на широкое употребление в средствах массовой

информации, термины "предпринимательство", 'предприниматель­

ская деятельность представляются асе еще несколько необычными

не только для рядового советского человека, но и для хозяйственни­

ка, работника. Они и трактуются в обиходе своеобразно, с учетом

старых привычек, сформировавшихся убеждений как делячество.

действия в обход законов и правил. Однако в связи с переходом к

рыночной экономике и принятием Закона РСФСР "О предприятиях

и предпринимательской деятельности", а затем и союзного закона

"Об общих началах предпринимательства граждан в СССР", пред­

принимательство становится узаконенной формой хозяйствования.

Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской дея­

тельности** определяет предпринимательство и предприниматель­

скую деятельность как инициативную самостоятельную деятель­

ность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и

под свою имущественную ответственность, направленную на по­

лучение прибыли.

Согласно союзному законодательству, предпринимательство

представляет инициативную самостоятельную деятельность граж­

дан, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою

имущественную ответственность и направленную на получение при­

были или личного дохода.

Закон Украины "О предпринимательстве" определяет его как

самостоятельную, инициативную, систематическую, проводимую на

собственный риск деятельность по производству продукции, выпол­

нению работ, оказанию услуг и замятию торговлей с целью получе­

ния прибыли.

К видам предпринимательства союзный закон относит любые

виды хозяйственной деятельности, а также коммерческое посредни­

чество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную дея­

тельность, операции с ценными бумагами. Одной из ведущих форм

предпринимательства считается частное, осуществляемое советски­

ми и иностранными гражданами, но признается и предприниматель­

ская деятельность коллективов предпринимателей.

Приводимые определения содержат в качестве главного свой­

ства и признака предпринимательства получение прибыли, личного

дохода. По мнению автора, подобный подход чрезмерно узок. Пред­

ставляется, что получение прибыли является необходимым, но недо­

статочным признаком предпринимательства, поэтому рассмотрим и

другие характерные признаки, выделяющие и отличающие его от

других форм экономической деятельности.

Исключительно важными свойствами предпринимательства

являются мобильность, динамичность, отличающие его от относи­

тельно устойчивых, стационарных, устоявшихся форм и методов

экономической деятельности. Предприниматель непрерывно ищет

новые способы действий, которые по замыслу должны привести его

к успеху, изменяет продукцию, технологию, товары, круг потребите­

лей, цены, качество в соответствии с переменами в среде его эконо­

мических действий. Предпринимателю прежде всего чужды спячка,

покой, застой. В полном соответствии со своим названием он пред­

принимает меры и усилия, направленные к увеличению выгоды осу­

ществляемых дел и в не меньшей степени - к предотвращению

снижения и потери прибыли. Таким образом, предприниматель­

ство - это живое, непрерывно обновляющееся дело.

Однако поиск разных путей решения проблем, их выбор и

изменение возможны только при наличии спектра альтернатив.

Отсиэда ясно, что непременным условием предпринимательства яв­

ляется свобода поиска и выбора способов экономических действий

при наличии их разнообразия. Отсюда вытекает теснейшая связь

предпринимательства и рынка: ведь только в условиях рыночных

отношений возникает свобода выбора своей траектории движения и

действий в экономическом пространстве.

Еще один характерный признак предпринимательства заклю­

чен в его принадлежности к относительно кратковременным, такти­

ческим способам действий. Предпринимательство в узком смысле

слова не относится непосредственно к экономической стратегии,

рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегиче­

ских проектах могут присутствовать предпринимательские идеи и

отдельные очаги предпринимательства. Так. к примеру, если долго­

временный проект ставит своей основной целью получение прибы­

ли, сопряжен с риском и ответственностью, основан на нетривиаль­

ных идеях, его правомерно считать предпринимательским. Однако

в большинстве случаев предпринимательские действия вписывают­

ся в относительно кратковременные сделки.

Думается, что правомерно считать характерным свойством

предпринимательства поиск. Искать клиента, деньги, валюту, мате­

риалы, транспорт, помещения, контакты, связи, нужных людей, до­

кументы, обходные пути - неизбежный удел предпринимателя.

Поэтому он вечно спешит и ему никогда не хватает времени, он редко

различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложится

спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная,

тихая, размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предприни­

мателя.

Характер предпринимательской деятельности таков, что ее

неизбежным образом приходится проводить в условиях высокого

уровня неопределенности - значительной непредвиденности про­

межуточных и конечных результатов. А это, в свою очередь, означает

неизбежность риска, угрозу потерь. Впрочем, у расчетливого осто­

рожного предпринимателя шансы на выигрыш в результате осуще­

ствления сделки обычно выше, чем опасность таких же по масштабу

потерь. В этом, пожалуй, и заключен неиссякаемый источник тяготе­

ния активных и ищущих, смелых, решительных и отчаянных людей к

лредпринимательству. Однако при всем при этом доля ответствен­

ности, которую принимает на себя предприниматель, несопостави­

мо выше той, которая имеет место в условиях планово-распоря­

дительной деятельности под крылышком государства.

Предпринимательская деятельность представляет совокуп­

ность последовательно или параллельно осуществляемых сделок,

каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным,

четко очерченным временным интервалом. Сделка - основной кир­

пич, из которого строится предпринимательское здание. При этом

под сделкой понимается основанное на письменном договоре или

устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйству­

ющих субъектов в интересах получения взаимной выгоды. Приходит­

ся опять-таки отмечать, что в психологии многих советских людей

сложилось устойчивое представление о сделке как о тайном проти­

возаконном сговоре личностей сомнительного морального облика с

целью поживиться за счет других. Так что нам еще надо привыкать

к пониманию сделки как не криминального, а даже полезного дея­

ния, лежащего в основе предпринимательства.

Определение предпринимательства будет выглядеть непол­

ным, если не обрисовать образ главного действующего лица - самого

предпринимателя.

Предпринимателем или субъектом предпринимательства со

гласно принятому законодательству могут быть граждане страны, признанные дееспособными в установленном законом порядке (не

ограниченные в дееспособности). Граждане иностранных государств

и лица без гражданства могут выступать в качестве предпринимате­

лей в пределах правомочий, установленных законодательством.

Приведем нешаблонное описание предпринимателя, предло­

женное советским ученым-экономистом, профессором В. Богаче-

вым,

"Предприниматель-это бедолага и вечный должник; неуемный

оптимист, добровольно избравший для себя жизненную карьеру, в

которой ему не раз придется сменить объект и, может быть, сферу

хозяйствования, вероятно, разориться и вновь пытаться встать на

ноги; немилосердный самозксплуататор без нормированного рабо­

чего дня и отпусков, не позволяющий себе даже при успешном ходе

дел тратить на собственное потребление больше, чем квалифициро­

ванный наемный рабочий" (Вопросы экономики, N 1, 1991).

Наряду с индивидуальным, частным допускается коллективное

предпринимательство. В роли коллективных предпринимателей

(партнеров) выступают объединения граждан, использующие как

собственное, так и приобретенное на законном, основании имущест­

во.

Официальный статус предпринимателя приобретается по­

средством его государственной регистрации либо как участника

труда), либо как предприятия (с допустимым привлечением наемно­

го труда в рамках, определяемых законом! Предприниматель мо­

жет выступать при этом и как физическое и как юридическое лицо.

Законодательство о предпринимательстве предусматривает

возможность осуществления предпринимательской деятельности с

использованием средств производства, имущества, ценностей как

самим их собственником, так и другим субъектом, управляющим его

имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном

собственником.

Общая схема предпринимательской деятельности

и ее виды

Наряду с основными признаками и свойствами предпринима­

тельство характеризуется способом осуществления, технологией

предпринимательской деятельности. Ей присущ определенный по­

рядок осуществления процедур, их направленность, временная по­

следовательность, взаимная связь. В принципе, предприниматель­

ство аккумулирует в себе черты любой экономической деятельности,

придавая им особое качество.

Рассмотрим типовую схему предпринимательства, в которой

отражены наиболее общие черты, присущие любой форме предпри­

нимательства. Nначе говоря, представим единую логическую схему

предпринимательской деятельности, воплощающую магистральную

линию, основное содержание предпринимательства и способ его

осуществления (рис. 1).

Дф

Дв

Собственники

Потребители товзра I

(обладатели) факторов,

Предприниматель*

(конечного продукта

Средств предпринимательской

Ф

Т

Предпринимательской

Деятельности, товаров

Деятельности) I

Рис. 1. Общая схе ма пред: ртринкмательской; деятель ности

В конечном счете предприниматель призван удовлетворять

запросы определенного круга потребителей в товарах и услугах

самого разнообразного вида, продавая им товар Т и получая за это

денежную выручку Дв. При этом товары и услуги понимаются в

самом широком смысле слова. Это все то, в чем нуждается потреби­

тель, за что он готов платить - здания, сооружения, жилье, имущест­

венные ценности, потребительские товары, информация, интел­

лектуальный продукт (духовные ценности), деньги, валюта, ценные

бумаги, бытовые, строительные, транспортные и любые иные работы

и услуги. Словом, он реализует в качестве конечного продукта своей

деятельности любой товар, лишь бы таковой был в наличии и попадал

в поле запросов потребителя.

Но чтобы реализовать товар, надо его иметь. Поэтому предпри­

ниматель приобретает, получает или сам производит товар (конеч­

ный продукт) и осуществляет его продвижение для продажи

потребителю, покупателю.

Естественно, что для осуществления процесса получения и

передачи потребителю товаров и услуг, предприниматель обязан

включить в действие, привлечь необходимые факторы предпринима­

тельской деятельности: средства производства и обращения товаров

(рабочую силу, материальные, информационные, финансовые ресур­

сы для производства, транспортирования, продажи товаров). Если

предприниматель сам такими факторами и средствами не обладает,

он закупает факторы Ф у их обладателей за денежную сумму Дф с

тем, чтобы с их помощью получить, доставить и продать потребителю

товар Т.

В простейшем случае, когда факторы и средства сами пред­

ставляют нужные потребителю товары, предприниматель приобре­

тает их у собственников и продает затем потребителю в том же,

непреобразованном виде, выступая в роли посредника между соб­

ственниками продаваемых товаров и их потребителями, то есть

выполняя торгово-посредническую функцию.

В итоге логическая схема предпринимательской сделки рису­

ется в виде цепочки Дф-> Ф-> Т-> Д в. Предприниматель приобретает

за деньги Дф средства Ф, преобразует их в товары и услуги Т и

реализует товары и услуги, выручая деньги Дв. При этом он стремит­

ся, чтобы вырученные деньги за товар Дв были больше затраченных

на средства Дф.

Технология предпринимательской деятельности строится та­

ким образом, чтобы вся сделка вписывалась в определенный режим

врeмени, общая продолжительность сделки оказывает значительное

влияние на ее эффективность. Предприниматель обязан учитывать

фактор времени. Обычно чем короче период сделки, тем выше ее

эффект для предпринимателя, если только это не наносит потреби­

телю ущерб, возмещаемый за счет предпринимателя.

Такова общая типовая схема технологии предприниматель­

ской деятельности. Для ее конкретизации и детализации необходи­

мо выделить и рассмотреть отдельно разные виды деятельности.

Каждому из этих видов присуще свое собственное содержание и

подход к организации и проведению работ.

Предпринимательская деятельность, как и любая другая, при­

носящая доходы и прибыль, подлежит налогообложению, требует

внесения обязательных платежей в бюджет Если предприниматель

становится юридическим лицом, создает частное предприятие, то он

уплачивает налоги согласно законам о налогообложении предприя­

тий и организаций. Личный доход предпринимателя, не оформив­

шегося как юридическое лицо, облагается подоходным налогом с

граждан.

В последующем изложении будем различать следующие виды

предпринимательства, исходя из их содержания и характера формы

деятельности: производственное, коммерческое, финансовое.

Общеизвестно, что любая экономическая деятельность отно­

сится к четырем основным типам: производство, обмен, распределе­

ние, потребление (продукции, товаров, услуг). Соответственно,

путем увязывания предпринимательства с этими типичными фазами

воспроизводственного цикла удается выделить указанные выше до­

статочно типовые виды предпринимательской деятельности:

Производственное предпринимательство распространяется в

основном на производство и потребление товаров и услуг, коммер­

ческое - на их обмен, распределение и потребление, а финансовое -

на обращение, обмен стоимостей.

Будучи относительно самостоятельными видами предприни

мательской деятельности, указанные ее формы взаимно пронизыва­

ют и дополняют друг друга, так что один из видов может содержаться

в другом. Вместе с тем мы считаем, что наиболее общим и важным

является производственный вид предпринимательства, за ним сле­

дует коммерческий и замыкает цепь финансовый вид. Но производ­

ственное предпринимательство - самое трудное. Поэтому в реальной

советской действительности, где многие наспех рождающиеся пред­

приниматели (слишком часто горе-предприниматели) стремятся по­

быстрее "снять сливки" предпринимательского бизнеса река

предпринимательства устремляется преимущественно в коммерче­

ское, торгово-посредническое русло. Что же касается финансового

предпринимательства, то его еще мйогие опасаются как бывшего

под жестким запретом и наказуемого, но и оно уже пускает свои

ростки.

Основным полем деятельности производственного предпри­

нимательства (включая информационное и научно-техническое) слу­

жат производственные предприятия и учреждения, коммерческого -

торговые заведения, товарные биржи, финансового - коммерческие

банки, фондовые биржи.

Производственное предпринимательство

К производственно-предпринимательской относится деятель­

ность, в условиях которой предприниматель непосредственным об­

разом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащих последующей реа­

лизации потребителям (покупателям). При этом функция производ­

ства является для предпринимателя основной, определяющей, тогда

как другие сопровождающие производство функции, такие, как сбыт

продукции, играют вторичную роль, служат дополнением основной.

Рассмотрим типовую схему производственного предпринима­

тельства, позволяющую получить представление с нем.

Опишем в главных чертах содержание и способы осуществле­

ния производственного предпринимательства применительно к са­

мому общему, наиболее типовому случаю, то есть вне зависимости

от вида производимого продукта, товара. Ограничимся при этом

масштабами одной сделки, связанной с производством и реализа­

цией определенного товара (либо выполнением определенной рабо­

ты, оказанием услуги).

Намечая сценарий а затем и программу, бизнес-план осуще­

ствления сделки, предприниматель вначале избирает вид производ­

ственной деятельности, лежащей в ее основе, то есть намечает,

какие именно товары, работы, услуги он намерен производить.

Затем он вступает в контакт с потенциальными потребителя­

ми, покупателями товаров, либо представляющими их интересы за­

купочными, торговыми организациями в целях,выявления потребно­

сти в товаре и спроса на него. Иначе говоря, предпринимательство

включает маркетинговую деятельность.

Эта первая фаза сделки получает юридическое оформление в

виде контракта между предпринимателем и будущим покупателем

товара, хотя заключение подобного контракта не всегда имеет

место. В ряде случаев предприниматель начинает осуществление

сделки односторонним порядком, не имея формального договора с

другой стороной, выступающей затем в роли покупателя и потреби­

теля товара. Предпринимательский риск в этом случае существенно

повышается.

Для осуществления производства предприниматель должен

иметь в своем распоряжении (либо приобрести) факторы производ­

ства, к которым относятся: рабочая сила, производственные фонды, материалы, информация. Частично факторы производства могут

изначально принадлежать предпринимателю, например, собствен­

ная рабочая сила, заранее накопленные производственные ресурсы

в виде орудий труда, материалов, информации.Недостающие факто­

ры производства предприниматель вынужден приобретать до нача­

ла или в самом процессе осуществления предпринимательской

деятельности.

В стандартном случае предприниматель приобретает отсутст­

вующие у него факторы производства путем найма рабочей силы,

покупки производственных фондов, материалов, информации за

деньги. Однако не исключаются, а в условиях наличествующих в

нашей стране тотального дефицита и глубокой инфляции все чаще

встречаются случаи приобретения предпринимателями факторов

производства не за денежную, а за натуральную оплату. В подобных

условиях производственная предпринимательская сделка пронизы­

вается побочными сопутствующими бартерными сделками.

Наряду с упомянутыми выше факторами производства пред­

принимателю для осуществления намеченной им деятельности мо­

гут понадобиться работы и услуги (строительные работы, тран­

спортные, информационные и интеллектуальные услуги), которые он

не способен выполнить своими силами и потому вынужден привле­

кать сторонние организации и лица. Естественно, что такие работы

и услуги потребуют денежной оплаты со стороны предпринимателя

или иных форм их компенсации.

Заметим, что оказывающие услуги предпринимателю сторон­

ние организации и лица становятся в ряде случаев посредниками

между предпринимателем и потребителем и тем самым агентами

посреднического предпринимательства, сопутствующего сделке.

Как видно из изложенного, осуществление предприниматель­

ской сделки неизбежным образом связано С денежными затратами.

Общая потребность Д3 в деньгах на производственно-предприни­

мательскую сделку оценивается формулой:

где Др - денежные средства, необходимые для оплаты наемных

работников;

Дм - денежная оплата стоимости приобретаемых материалов,

сырья, энергии, полуфабрикатов;

Дс - денежные расходы, связанные с использованием основных

фондов, средств труда, сооружений, помещений;

Ди - денежная оплата приобретаемой предпринимателем ин­

формации;

Ду - оплата услуг сторонних организаций и лиц.

Если у предпринимателя отсутствует изначальный стартовый

капитал, чтобы осуществить первоначальные расходы, он вынужден

обратиться в коммерческий банк или к другому обладателю свобод­

ных денежных ресурсов и получить у них кредит. Величина кредита

Дк может быть меньше общей денежной потребности Д3, если выруч­

ка от реализации производимых предпринимателем товаров начнет

поступать до срока полного завершения платежей за предоставлен­

ные предпринимателю факторы производства, ресурсы, услуги. В

этом случае кредит должен полностью компенсировать затраты

лишь до момента начала поступления выручки, которая становится

источником платежей предпринимателя. Уменьшить величину де­

нежного кредита можно также путем смещения сроков осуществле­

ния платежей обладателям факторов производства, то есть путем

получения самих этих факторов предпринимателем в кредит (аренду)

от обладателей.

В последующем по мере получения выручки от реализации

произведенных товаров (услуг) предприниматель возвращает креди­

тору денежную сумму Дд, равную кредиту Д к, вместе с процентами

за кредит.

Косвенным участником производственно-предприниматель­

ской деятельности являются государственные, местные финансовые

органы, налоговая инспекция. Они выполняют практически чисто

фискальную функцию, изымая у предпринимателя налоги, обяза-

тельные платежи, отчисления, а иногда и пошлину, штрафы в общей

сумме Дн. Однако в отдельных случаях в порядке содействия пред­

принимательству органы государственной власти могут предостав­

Платно.

Им товар).

Финансовый (денежный) итог производственного предприни­

мательства характеризуется, в первую очередь, прибылью, которую

Нежном выражении.

Необходимо различать валовую (балансовую) прибыль и оста­

точную (чистую) прибыль предпринимателя.

Валовая прибыль ПРВ представляет денежную сумму, которая

Продаж.

План действий и организационные меры.

Шей финансовой сделке.

Наряду с главной, определяющей целью в поле зрения соста­

вителей бизнес-плана должны находиться и другие цели и задачи, 32

достигаемые и решаемые посредством проведения намечаемой

предпринимательской сделки.

Среди них в первую очередь подчеркнем социальные цели,

связанные с удовлетворением первейших запросов населения, по­

давлением дефицитности товаров и услуг, оздоровлением экологи­

ческой обстановки, улучшением психологического климата, разряд­

кой социальных напряжений, созданием новых духовных, культур­

ных ценностей, развитием научно-технического и творческого по­

тенциала, расширением деловых контактов и международных свя­

зей.

С позиций интересов предпринимателя кроме чисто финансо­

вого эффекта получения денежной прибыли выдвигаются задачи

повышения статуса предпринимателя в результате успешного осуще­

ствления проекта, сделки. Вторичную цель предпринимательской

сделки, которая по своей значимости может приближаться к первич­

ной или даже опережать ее, правомерно видеть в развитии и укреп­

лении экономического (производственного, коммерческого, финан­

сового, технико-технологического, научного, образовательного, ду­

ховного) потенциала предпринимателя, что служит условием и зало­

гом возможности успешного проведения последующих сделок.

Столь же значимо уже сейчас и будет гораздо более важно по мере

нарастания конкуренции и борьбы за рынки сбыта и за выгодного

покупателя повышение престижа предпринимателя., порождаемого

его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качест­

ва товаров и услуг.

Наряду с указанным предприниматель может преследовать и

иные, специальные цели и задачи (развитие контактов, зарубежные

поездки, проникновение в элитную среду, вхождение в ассоциации

и др.), которые так или иначе учитываются в бизнес-плане. Форму­

лировка целей и задач может находить свое плановое выражение как

в количественной, так и в качественной форме в зависимости от их

вида. В числе особых задач предпринимательства выделим благо­

творительность, проявляющуюся в отчислении части, а иногда и

всей остаточной прибыли в пользу других предпринимателей, бла­

готворительных организаций и фондов, местного, либо государст­

венного бюджета. Такие действия ориентированы обычно на до­

стижение известности, получение льгот, хотя не исключены и души

сердечные порывы.

Перейдем к описанию следующего, сводного раздела бизнес-

плана (иногда этот раздел в виде краткого резюме объемом в две-че­

тыре страницы текста выносится на первое место, предшествуя

изложению собственного плана).

Сводный раздел носит синтетический характер, представляет

основные идеи и содержание плана в миниатюре. Так как многие из

тех, кому надлежит или кто заинтересован в ознакомлении с бизнес-

планом, могут ограничиться внимательным чтением только резюми­

рующего раздела, то его надо сделать наиболее доступным, четким,

лаконичным, убедительным. В искусно составленной-краткой кон­

центрированной концепции бизнес-плана содержится весомое усло­

вие привлекательности всего плана.

Резюмирующий сводный раздел, будучи концентрированным

макетом, ядром всего плана, аккумулируя в себе определяющие

показатели, создается и непрерывно уточняется по мере проработки

плана и находит свое завершающее выражение лишь после завер­

шения составления всего бизнес-плана.

Чаще всего в этом разделе, который может фигурировать и в

качестве отдельного самостоятельного документа, бывают пред­

ставлены: генеральная цель проекта (сделки), краткая характеристи­

ка предпринимательского продукта, к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.158 (0.021 с.)