ТОП 10:

Вой прибыли за вычетом налогов, отчислений, других неизбежных



выплат из прибыли в общей сумме Дн.*

Коммерческая сделка целесообразна, если она обещает при­

нести чистую прибыль не менее 20...30 % затрат (денежной выручки).

Такое жесткое требование вытекает из высокого уровня риска, ха­

рактерного для коммерческих сделок.

Особый объект коммерческого предпринимательства пред­

ставляют экспортно-импортные сделки, достаточно полное и деталь­

ное рассмотрение которых выходит за рамки настоящей брошюры.

Однако основные высказанные положения относятся и к сделкам

экспортно-импортного характера, в ходе которых товар закупается

в одной стране, а продается в другой. При распространении изло­

женной выше схемы коммерческого предпринимательства на меж­

дународные сделки необходимо видоизменить схему следующим

образом:

- исчислять издержки, расходы, выручку в валюте соответству­

ющей страны с последующим их сведением при исчислении прибыли

в единую валюту, используя валютные коэффициенты или валютный

курс;

- исчислять расходы на закупку товара и выручку от его прода­

жи в ценах соответствующей страны;

-учитывать налоги на экспорт и импорт, на продажу, валютные

отчисления, пошлину за провоз товара через границу;

- учитывать дополнительные издержки на транспорт и специ­

альные виды услуг;

- принимать во внимание ограниченные возможности обмена

рублей на валюту, ввоза и вывоза валюты, действующие в стране

ограничения на ввоз и вывоз определенных товаров, необходимость

вести расчеты за товары и услуги в определенной валюте.

Финансовое предпринимательство

К числу особых видов коммерческого предпринимательства

относится финансовое (финансово-кредитное). Его следует выделять, так как объектом купли-продажи в этом случае является весьма

специфический товар - деньги, валюта, ценные бумаги. В условиях

данного вида предпринимательства деньги и ценные бумаги не

только опосредуют товарообменные операции, но и служат основ­

ным объектом товарно-денежных отношений, превращая их в денеж-

но-денежные, валютно-денежные. По сути мы имеем дело с продажей

одних денег за другие в прямой или косвенной форме.

Не так далеко ушли в прошлое годы, когда финансовое пред­

принимательство было целиком монополизировано государствен­

ными органами, а осуществление его гражданами или коллективами

считалось преступлением. За куплю и продажу валюты можно было

даже лишиться жизни. Но времена меняются. Рынок денег, валюты,

ценных бумаг получает право на существование, и активными аген­

тами этого рынка постепенно становятся коммерческие банки, фон­

довые биржи, предприятия, организации и даже отдельные

граждане-предприниматели. Допустимость проведения гражданами

операций с ценными бумагами закреплена законодательством

РСФСР.

Обрисуем общую схему финансово-кредитного предпринима­

тельства, то есть содержание и порядок осуществления основных

процедур, характеризующих эту форму деятельности. При этом ис­

ходим из отправного положения, согласно которому схема финансо­

вой предпринимательской сделки аналогична схеме коммерческой

сделки, но коммерческим товаром становятся деньги, валюта, цен­

ные бумаги.

Как и в прочих видах коммерческой деятельности финансово-

кредитной сделке должны предшествовать анализ рынка ценных

бумаг и маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявле­

нием и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты,

ценных бумаг, то есть будущей клиентуры. Со временем такую дея­

тельность будут проводить фондовые биржи, которые станут, воз­

можно, основными очагами финансового предпринимательства.

Одновременно с выявлением потенциального покупателя де­

нег, валюты, ценных бумаг финансовый предприниматель устанав­

ливает источники их получения. Первичным обладателем "финан­

сового товара" может быть сам предприниматель, если им заранее

накоплены деньги, валюта, ценные бумаги. В этом сравнительно

редком для наших условий случае предприниматель выступает в

роли продавца ценных бумаг или ростовщика, предоставляющего

ценные бумаги (деньги, валюту и др.) потребителю взаймы за опре­

деленную плату или под определенный процент.

Выделим также весьма специфичный вид финансового пред­

принимательства, в условиях которого предприниматель выступает

в роли "производителя" ценных бумаг. Естественно, что речь идет не

о фальшивомонетчиках, подпольно печатающих денежные знаки.

Имеется в виду гораздо более прозаическая ситуация, когда пред­

приниматель официально в юридически оформленном порядке "вы­

пускает", а точнее, осуществляет эмиссию таких ценных бумаг, как

собственные акции, облигации, кредитные билеты, коммерческие

ценные бумаги (денежные обязательства, векселя). Эти ценные бу­

маги предприниматель продает, размещает при определенных усло­

виях и обязательствах в качестве "финансового товара" в чем и

заключена суть его предпринимательской деятельности. Подобная

форма финансового предпринимательства пригодна в основном для

предпринимателей-предприятий, а не отдельных граждан. В буду­

щем она может получить широкое распространение и в нашей стра­

не, где сейчас эта форма еще только прививается и скована дейст­

вующими правилами и нормами.

Более типичный вид финансовой сделки состоит в том, что

предприниматель сам выступает в роли первичного покупателя. По­

купая деньги, валюту, ценные бумаги за денежную сумму Д п , а затем

продавая их другому покупателю и получая от него денежную вы­

ручку Дв (которая должна, естественно, быть больше уплаченной

суммы Дп), предприниматель получает выгоду (доход, прибыль).

Если у предпринимателя нет наличных" денег для покупки цен­

ных бумаг, он либо осуществляет покупку в кредит, либо обращается

к банкирам-обладателям свободных кредитных денежных ресурсов,

чтобы получить у них взаймы (в кредит) сумму Дк недостающих ему

денежных средств для покупки ценных бумаг. В последующем пред­

принимателю придется вернуть долг в сумме Да, превышающей Дк

на величину кредитного процента. Так что, по существу, между

финансовым предпринимателем и обладателем свободных кредит­

ных денежных ресурсов возникает дополнительная относительно ,

самостоятельная финансовая сделка.

Финансовое предпринимательство требует получения инфор­

мации из ряда источников. Это сведения о потенциальных покупа­

телях денег, валюты, ценных бумаг, о курсе валюты, о кредитном

проценте, об условиях осуществления финансово-кредитных опера­

ций и порядке их оформления, об источниках ресурсов, необходимых

предпринимателю. Если такая информация у самого предпринима­

теля отсутствует, он вынужден получать ее из внешнего источника и

платить за это денежное вознаграждение Ди.

В случае, когда у финансового предпринимателя нет собствен­

ных служебных помещений, конторского оборудования, средств вычис­

лительной и организационной техники, необходимых для проведения

и оформления финансовых сделок, ему приходится арендовать их на

определенный период и платить за это денежную сумму Дс.

В ходе финансового предпринимательства неизменным обра­

зом приходится прибегать к услугам сторонних организаций и лиц,

посредников, которые зачастую сами являются предпринимателями,

осуществляющими посредническую деятельность. Речь идет о по­

лучении транспортных, аудиторских, юридических услуг, без кото­

рых не происходит практически ни одна финансовая сделка. В усло­

виях, когда сам п р е д п р и н и м а т е л ь не обладает с о б с т в е н н ы м и

внутренними возможностями обслуживания сделки или ему просто

выгоднее прибегнуть к внешней помощи, он приобретает услуги за

денежную сумму Д у .

Как и другие виды предпринимательства финансовые сделки

обычно нуждаются как в привлечении ряда категорий наемных ра­

ботников со стороны, так и в найме постоянных служащих. В качест­

ве таких работников выступают юристы, экономисты, бухгалтеры,

брокеры, дилеры, маклеры, рассыльные, работники рекламы . Они и

становятся либо наемными служащими, либо сторонними лицами,

оказывающими предпринимателю услуги за определенную плату.

Если финансовый предприниматель создает свою организацию, ста­

новится официальным юридическим лицом и включает указанных

выше работников в свой штат, то они могут стать участниками пред­

принимательской деятельности - агентами коллективного предпри­

нимательства.

Основная, завершающая часть финансовой сделки - продажи

денег, валюты, ценных бумаг покупателю, в лице конечного потреби­

теля, либо другого предпринимателя, занимающегося перепрода­

жей (дальнейшей продажей). В итоге предприниматель получает

денежную выручку Д „ , которая должна быть достаточной для покры­

тия всех расходов и получения прибыли.

В простейшей финансово-кредитной сделке, когда предприни­

матель предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные

бумаги в долг, в кредит, то договором, соглашением о сделке предус­

матривается, что возвращаемая через определенный срок сумма

будет больше предоставляемой суммы на определенный процент.

Отметим, что завершающая часть сделки, в ходе которой воз­

никают прямые финансовые отношения между предпринимателем и

покупателем, нуждается в повышенном внимании и тщательном

оформлении. Особенно, если денежная выручка поступает к пред­

принимателю от покупателя через значительное время после пере­

дачи последнему приобретаемых им денег, валюты, ценных бумаг.

Необходимо тщательно выверить финансовую состоятельность по­

купателя, установить возможный залог, определить гаранта, соглас­

ного поручиться за. покупателя, так как слишком часто должники

оказываются несостоятельными.

Как и любой другой вид предпринимательской деятельности

финансовое предпринимательство облагается налогами, и пред­

приниматель обязан отчислять определенную долю прибыли (дохо­

да) в государственный и местный бюджеты в виде денежных отчис­

лений и налоговых платежей Дм.

Общие затраты предпринимателя 3 на проведение финансо­

вой сделки складываются, таким образом, из расходов Д,, на при­

обретение денег, валюты, ценных бумаг, на возврат долга (с процен­

тами) Дд, на аренду служебных помещений и оборудования Дс, на

приобретение информации Д и , на оплату сторонних посредниче­

ских услуг Ду, а также из внутренних затрат собственных ресурсов

3Вh(ремонт и амортизация собственного имущества, вовлеченного в

сделку, расход собственных материалов, оплата собственного тру­

да):

3 = Д п + Дд + Дс + Ди + Ду + Звн.

Денежные поступления предпринимателя П состоят, как в

любой коммерческой сделке, из выручки Дв и кредита Д к :

п = д в + д к .

Таким образом, валовая прибыль ПРВ от финансовой сделки, как и от любой другой коммерческой сделки, равна:

П Р В = П - 3 .

Вычитая из валовой прибыли предпринимателя уплачиваемые

из нее отчисления, налоги в сумме Д н , находим остаточную прибыль: ПРoст = П Р в - Д и .

Финансовая сделка целесообразна, если при ее продолжи­

тельности, исчисляемой сроком, заведомо меньшим одного года.

расчетная чистая прибыль составляет не менее 5 % от объема сделки

(денежной выручки). Для более долговременных сделок процент

повышается до 10...15. В данном случае допустим сравнительно

низкий процент рентабельности, так как финансовые предпринима­

тельские сделки чаще всего характеризуются значительным объе­

мом вовлекаемых денег, валюты, ценных бумаг и потому даже при

относительно низком уровне рентабельности удается получить зна­

чительную массу прибыли.

Представленное выше описание предпринимательской дея­

тельности и основных видов предпринимательских сделок носит

довольно общий характер, в каждом конкретном случае обнаружи­

ваются многочисленные нюансы, варианты, которые во многом за­

ранее невозможно предвидеть. В особенности это касается куп­

ли-продажи ценных бумаг. Так что полученные читателем сведения

содержат только исходные предпосылки, помогают овладеть лишь

главными "азбучными" истинами предпринимательства.

Остальное - дело практики и искусности каждого предприни­

мателя. Необходимо дерзать и познавать тайны предприниматель­

ства, становясь его участником.

Планирование предпринимательства.

Бизнес-план

Как уже отмечалось, предпринимательство характеризует

стиль поведения и действий в условиях рыночной экономики. Отсю­

да, казалось бы, следует, что предпринимательская деятельность

имеет мало общего с планированием. Многие из нас привыкли под

навязчивым воздействием публицистики и вьевшейся неприязни к

государственному плану и Госплану (уже бывшему) исходить из того, что план есть антитеза рынку , а рынок - плану. "Или план, или

рынок", - такую прямолинейную монистическую мораль привыкли

внушать рыночники-экстремисты ("предельщики"). Между тем и за­

рубежный опыт, и логика, и объективный анализ подсказывают

другое.

Конечно, если иметь в виду директивный, адресный централь­

ный план, воплощающий в себе командно-административные начала

и сковывающий экономическую свободу первичных хозяйственных

звеньев, то такой план рынок не приемлет. Но самопланирование на

уровне хозяйственных ячеек, применительно к предприниматель­

ской деятельности, необходимо и неизбежно и в условиях рынка. В

этом одно из важных условий успеха и предотвращения неудач,

снижения хозяйственного риска.

Для предпринимательства наиболее характерны планы и про­

граммы осуществления отдельной сделки и проведения основных

операций, составляющих сделку. Если осуществляется несколько

сделок, связанных друг с другом, то, планируя их во взаимодействии, приходится иметь дело с планированием предпринимательской де­

ятельности как непрерывного процесса. По отношению к крупным и

продолжительным сделкам и тем более экономическим проектам,

направленным на получение дохода и прибыли-, предваряющая их

осуществление разработка плана или программы действий - непре­

менное условие обоснованности замысла и надежности получения

желаемого результата.

Поскольку деловое предпринимательство в той его части, ко­

торая непосредственно связана с задачей получения прибыли, пра­

вомерно отождествлять с бизнесом, планы осуществления пред­

принимательских проектов получили в зарубежной практике назва­

ние бизнес-планов. В последнее время этот термин стал применяться

и в отечественной практике. Более того, если ранее ни один серьез­

ный проект не утверждался и не принимался к реализации без

развернутого технико-экономического обоснования и программы

осуществления, то теперь стало модным требовать бизнес-план как

симбиоз программы и экономического обоснования.

Потребность в бизнес-планах становится все более понимае­

мой и воспринимаемой советскими экономистами. Вот что пишет по

этому поводу кандидат экономических наук И. Липсиц: "Если вы

начинаете без такого плана свое "дело", то скорее всего прогорите!

Больше того, как показывает мировая практика, бизнес-план нужен

всем: и тем, у кого вы собираетесь просить деньги на реализацию

своего проекта - банкирам, инвесторам, и вашим сотрудникам, же­

лающим знать свои перспективы и четче понять свои задачи, а

главное - вам самому. Чтобы тщательно проанализировать свои

идеи, проверить их на разумность, реалистичность" (Экономика и

жизнь, N 33, август 1991).

От внимательного читателя, видимо, не ускользнул тот факт,

что в ходе предыдущего изложения сущности производственного,

коммерческого, финансового предпринимательства пришлось неод­

нократно упоминать о бизнес-плане. И это не случайно в силу того, что составление бизнес-планов характерно для всех форм и видов

предпринимательства. Так что в некоторой степени с планировани­

ем предпринимательства как составной частью совершения пред­

принимательских сделок производственного, торгово-коммерческо-

го, финансово-кредитного характера мы уже ознакомились. Теперь

настал черед специального описания бизнес-планов как определяю­

щих инструментов управления любым предпринимательством.

Из самого определения понятия "план" следует, что бизнес-

план призван заранее наметить желаемую и практически осущест­

вимую цель предпринимательских действий. Отсюда следует, что

под бизнес-планом понимается план-программа проведения сделки

и получения на этой основе прибыли, то есть система планомерно

организованных мероприятий, действий, направленных на достиже­

ние поставленной цели.

Наличие достаточно очерченной цели позволяет характеризо­

вать бизнес-план как одноцелевой, программный.Формулирование

плана в терминах действий еще в большей степени приближает его

к целевой комплексной программе, своеобразие которой заключено

в специфике целей, масштабов и способов действий. Все это вместе

взятое дает основание рассматривать бизнес-план с позиций про­

граммно-целевого планирования как систему увязанных во времени

и пространстве, согласованных по целям и ресурсам мер и действий, направленных на успешное достижение цели получения максималь­

но возможной прибыли путем осуществления предпринимательской

сделки.

Конечно, такое определение бизнес-плана выглядит несколько

расширенным, поэтому следует отметить, что в отличие от целевых

комплексных программ в бизнес-плане центральное внимание со­

средоточено на финансово-экономических аспектах проблемы до­

стижения успеха, тогда как научно-технические, технологические,

социальные стороны представлены в нем менее выпуклым обра­

зом.

Структура и содержание бизнес-плана не регламентированы в

строгом смысле этого слова, но в то же время такому плану свойст­

венно наличие определенных разделов. В дальнейшем изложении

внимание будет сконцентрировано не на бизнес-плане вообще, а на

плане предпринимательской сделки, что накладывает свой отпеча­

ток на структуру и содержание составных частей. Предприниматель­

ский бизнес-план содержит в общем случае следующие разделы:







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.183.113 (0.043 с.)