Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет, метод и принципы предпринимательского↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тезисы лекционных занятий Тезисы лекций по дисциплине Предпринимательское право, содержит основные темы для изучения правовой природы предпринимательской деятельности и предпринимательских отношений. Для изучения и освоения данной дисциплины, студент должен предварительно изучить такие дисциплины как Конституционное право, Гражданское право общая и особенная части, Административное право, Налоговое право, Таможенное право, Уголовное право. Для самосовершенствования возможно изучение и ряда специальных дисциплин касающихся вопросов связанных с созданием и деятельностью юридических лиц, вопросов обязательственного права и т.п. Данный курс рассчитан для студентов очной формы обучения по кредитной технологии в юридических вузах, а также для студентов обучающихся на экономических факультетах. При изучении курса лекций надо мотивироваться изданными трудами Российских и Казахстанских авторов. В данном курсе приводится сравнение и сопоставление законодательства двух государств. Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ПРИНЦИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА Предмет и метод предпринимательского права
Предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах: 1) как комплексную отрасль права - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности; 2) как науку - совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства; 3) как учебную дисциплину - совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции. Объектом предпринимательского права является предпринимательская деятельность. Предмет регулирования предпринимательского права как отрасли права составляют три группы общественных отношений, представленные ниже. 1. Предпринимательские отношения, которые возникают между хозяйствующими субъектами на основе гражданско-правовых сделок (например, в связи с заключением договора аренды, поставки, комиссии и др.). Такие отношения называют горизонтальными, поскольку они основываются на равенстве сторон. 2. Отношения организационно-имущественного характера, которые создают условия для осуществления предпринимательской деятельности (создание, реорганизация, ликвидация предприятий, деятельность торговых, фондовых бирж по организации торговли и другая деятельность некоммерческого характера). 3. Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности (например, при осуществлении государственного контроля (надзора), государственной регистрации хозяйствующих субъектов, лицензировании отдельных видов деятельности, налогообложении и т.д.). Под методом предпринимательского права понимают совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права. Поскольку предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, его методы разнообразны: - императивный метод - метод жестких властных предписаний, исчерпывающе регулирующих отношения (например, предписания антимонопольных органов, обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги и т.д.); - диспозитивный метод - предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения (например, в ряде случаев ГК РК предоставляет предпринимателям возможность определять некоторые условия договоров по соглашению сторон) и др. Система предпринимательского права состоит из двух частей. Общая часть включает: - источники предпринимательского права; - понятие предпринимательской деятельности; - понятие и виды субъектов предпринимательского права; - систему требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности; - правовые основы создания, прекращения, банкротства хозяйствующих субъектов; - правовые основы управления предприятием; - правовой режим имущества предпринимателей и т.д. Особенная часть содержит вопросы правового обеспечения отдельных видов предпринимательской деятельности: - правовые основы аудиторской и оценочной деятельности; - правовые основы деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; - правовые основы инвестиционной деятельности; - правовое регулирование иностранных инвестиций; - правовые основы кредитования предпринимателей; - правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности; - правовое обеспечение инновационной деятельности; - правовое регулирование ценообразования; - правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и т.д.
Принципы предпринимательского права
Принципы предпринимательского права - основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право. Выделяют ряд принципов предпринимательского права. 1. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в Конституции РК, которая устанавливает: "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т.д. Данный принцип развивается в ГК РК и иных нормативных правовых актах. 2. Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях Конституции РК. Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной или частной собственности. 3. Принцип единого экономического пространства. Ограничения могут вводиться в соответствии с законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. 4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях. 5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими). Прямое государственное регулирование выражается в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; установлении запретов; применении мер ответственности, а косвенное - в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании. 6. Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.
Тема 2. ИСТОЧНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Тема 3. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
Производственный кооператив
Производственный кооператив (артель) - это добровольное объединение граждан для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паев членов объединения, несущих субсидиарную ответственность по всем его обязательствам в порядке и размерах, установленных уставом и законодательством о производственных кооперативах (ст. 107 ГК РК). Особенности правового положения производственного кооператива закреплены в ГК РК, а также в Федеральном законе "О производственных кооперативах". К моменту государственной регистрации должно быть оплачено не менее 10% паевого фонда кооператива. Остальная часть оплачивается в течение первого года функционирования производственного кооператива. Участниками кооператива могут быть граждане, юридические лица (если это предусмотрено уставом). Число членов производственного кооператива не может быть менее пяти. Число членов кооператива, не принимающих личного трудового участия в его деятельности, ограничивается 25% от числа членов, участвующих в работе кооператива личным трудом (ст. 7 закона "О производственных кооперативах"). Учредительным документом производственного кооператива является устав. Высшим органом управления является общее собрание членов кооператива, имеющее исключительную компетенцию. Общее собрание кооператива вправе рассматривать и принимать решения по любым вопросам деятельности кооператива, в том числе входящим в компетенцию его исполнительных органов. В крупных кооперативах (с числом членов более 50) могут создаваться также наблюдательные советы как постоянно действующие органы контроля их членов за деятельностью исполнительных органов. В этом случае наблюдательный совет тоже получает исключительную компетенцию, определенную уставом кооператива. Избранные в состав наблюдательного совета члены кооператива не могут одновременно являться членами его исполнительного органа. Исполнительными органами кооператива являются правление и его председатель. Коллегиальный орган образуется в кооперативе с числом членов более 10, причем председатель кооператива одновременно возглавляет и его правление (ст. 17 закона "О производственных кооперативах"). Выплата стоимости пая или другого имущества выходящему члену кооператива производится по окончании финансового года и утверждении бухгалтерского баланса кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива. Поскольку отчуждение пая третьим лицам влечет обязанность их приема в кооператив, закон ограничивает эту возможность требованием обязательного согласия кооператива на прием нового члена и правом других членов кооператива на преимущественную покупку отчуждаемого пая.
Тема 12. МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ 12.1. Сущность, стороны и содержание мирового соглашения Мировое соглашение состоит в заключении должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве добровольного соглашения об улаживании имущественного спора на определенных ими условиях. Сторонами мирового соглашения являются должник, а также конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Со стороны должника мировое соглашение подписывается лицом, принявшим решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным на совершение данного действия лицом. закон "О несостоятельности (банкротстве)" допускает участие в мировом соглашении третьих лиц. Речь идет о лицах, принимающих на себя часть обязательств должника либо обеспечивающих исполнение этих обязательств. После вступления мирового соглашения в силу такие лица становятся стороной мирового соглашения как гражданско-правового договора. Содержание мирового соглашения определяется характером тех договоренностей, которые были достигнуты между должником и кредиторами, а в некоторых случаях - и третьими лицами. Мировое соглашение содержит положения двух видов: 1) существенные условия, т.е. положения, которые в обязательном порядке должны содержаться в мировом соглашении, к числу которых относятся следующие: размер, порядок, сроки исполнения обязательств должника и (или) прекращение обязательств должника предоставлением отступного, новации обязательства, прощения долга и т.д.; 2) дополнительные условия - положения, которые могут быть включены в соглашение по усмотрению сторон (например, информация о способах выплаты долга, его реструктуризации или замены на какие-либо другие права т.д.). Законодательством установлен ряд требований к содержанию мирового соглашения. Во-первых, мировое соглашение не должно нарушать нормы законодательства, а также права и законные интересы третьих лиц. В противном случае суд откажет в его утверждении (ст. 160 закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Во-вторых, мировое соглашение должно содержать условия о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Если в мировом соглашении эти положения не определены, оно считается незаключенным и не может быть утверждено арбитражным судом. С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа мировое соглашение может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иными предусмотренными федеральным законом способами, если такой способ прекращения обязательств не нарушает права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Таким образом, в результате урегулирования отношений между должником и отдельными кредиторами денежное обязательство должника может модифицироваться в обязательство неденежного характера (например, при новации или отступном). Удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденежной форме не должно создавать преимущества для таких кредиторов по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме. Условия мирового соглашения в отношении обязательных платежей не могут предусматривать замену денежного долга неденежным обязательством, поскольку форма уплаты налогов и сборов установлена налоговым законодательством. Так как с момента заключения мирового соглашения до момента погашения задолженности может пройти значительное время, на непогашенную часть требований кредиторов, подлежащих погашению в соответствии с мировым соглашением в денежной форме, начисляются проценты с даты утверждения арбитражным судом мирового соглашения и до даты удовлетворения соответствующей части требований кредиторов в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РК. С согласия кредитора мировым соглашением могут быть установлены меньший размер процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов (п. 2 ст. 156 закона "О несостоятельности (банкротстве)"). В-третьих, особым условием утверждения мирового соглашения арбитражным судом является погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Они не относятся к конкурсным кредиторам, следовательно, не участвуют в собраниях кредиторов, в том числе при утверждении мирового соглашения, поэтому имеют право на приоритетное погашение их требований как за счет имущества должника, так и за счет имущества, предоставленного третьими лицами. Практика применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности показывает также, что мировое соглашение не может быть утверждено, если не покрыты внеочередные расходы, в частности судебные расходы.
Сущность лицензирования В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РК от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РК. Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий. Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны, и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством. В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования. Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РК. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РК, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РК возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РК. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения: - наименование, организационно-правовая форма и местонахождение - для юридического лица; - фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуальных предпринимателей; - лицензируемая деятельность; - номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего; - идентификационный номер налогоплательщика лицензиата; - место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РК; - дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РК. При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления. Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, т.е. лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица. В-третьих, лицензия выдается на определенный срок - не менее пяти лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
Порядок лицензирования
Процедура лицензирования включает в себя ниже перечисленные этапы. 1. Представление в соответствующий лицензирующий орган необходимых документов. Перечень лицензирующих органов определен в Постановлении Правительства РК "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензирование подавляющего большинства видов деятельности отнесено к компетенции федеральных органов власти. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются: - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; - фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя; - идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; - лицензируемый вид деятельности в соответствии, который соискатель лицензии намерен осуществлять. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы: - копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица; - документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; - копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами (п. 1 ст. 9 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии. 2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. 3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии; в случае отказа в предоставлении лицензии уведомление направляется соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии, в котором указываются: - наименование лицензирующего органа; - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; - фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; - лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг); - срок действия лицензии; - идентификационный номер налогоплательщика; - номер лицензии; - дата принятия решения о предоставлении лицензии.
Общие положения о конкуренции и монополии Основополагающие начала конкурентной политики закреплены в Конституции РК. Так, п. 1 ст. 8 Конституции РК закрепляет такие принципы рыночной экономики, как свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции, а ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Пункт 1 ст. 8 и ст. 34 Конституции РК провозглашают также единство экономического пространства и свободное перемещение на всей территории Российской товаров, услуг, финансовых средств. Перечисленные принципы развиваются в текущем законодательстве, в частности в следующих нормативных правовых актах: 1) ГК РК; 2) Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"; 3) закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"; 4) закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"; 5) закон "О рекламе"; 6) Закон РК от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и др. Законодательное определение конкуренции сформулировано в отношении товарных рынков и рынка финансовых услуг. Конкуренция на товарных рынках представляет собой состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ч. 6 ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"). Под конкуренцией на рынке финансовых услуг понимается состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (ч. 5 ст. 3 закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"). Конкуренция является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. Конкурентная борьба субъектов предпринимательства направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых больше всего нуждаются потребители, так как борьба ведется за потребительский спрос. Конкуренция способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения, что позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды (прибыли). Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненном преимуществе экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства. Однако необходимо учитывать, что без должного государственного воздействия конкуренция может порождать негативные проявления, которые могут оказывать дестабилизирующее влияние на экономику. Стремление к выгоде (прибыли) может побуждать предпринимателей к применению таких методов и приемов соперничества, которые не только не способствуют развитию производства и удовлетворению потребностей общества, но и задерживают развитие экономики. В частности, к ним относятся: хищническое использование природных ресурсов для скорейшего получения прибыли, скупка патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы без намерения их использовать, сравнительная реклама, дискредитирующая других конкурентов, ложные сведения о товаре, вводящие потребителей в заблуждение, и многие другие. Указанные обстоятельства обусловливают необходимость государственного регулирования конкурентных отношений, установления правил поведения конкурирующих субъектов на рынке. Следовательно, государство должно обеспечивать поддержку именно добросовестной (правомерной) конкуренции между субъектами предпринимательства, предоставив предпринимателям право осуществлять конкурентные действия и установив необходимые ограничения (пределы) осуществления данного права. Одним из негативных проявлений конкуренции является то обстоятельство, что она создает предпосылки для монополизации рынка. Монополия (монопольное положение) - это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке. Сущность и содержание монопольного положения раскрывается через категорию доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке. Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусматривает два основных признака для определения доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке: качественный и количественный. Качественным признаком доминирующего положения является исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 8 ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"). Количественный признак доминирующего положения позволяет определить долю рынка, которую субъект предпринимательства должен занимать, чтобы иметь возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на рынке или затруднять доступ на него другим конкурентам. В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Различают следующие основные типы монополий. 1. Монополии, создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства, которые создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий. Существуют следующие разновидности монополий рассматриваемого типа: - государственные монополии; - естественные монополии. Под государственной понимается монополия, созданная в соответствии с законодательством РК, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Эти монополии устанавливаются в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов. Осуществление государственной монополии регламентируется федеральными нормативными актами (в частности, Федеральными законами от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно- техническом сотрудничестве РК с иностранными государствами" и др.). Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 закона "О естественных монополиях"). Перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии, содержится в ст. 4 закона "О естественных монополиях": - транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; - транспортировка газа по трубопроводам; - железнодорожные перевозки; - услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; - услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; - услуги по передаче электрической энергии; - услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; - услуги по передаче тепловой энергии; - услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит особый правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Органы регулирования естественных монополий могут применять следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; б) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.77.134 (0.018 с.) |