Субъект, который возместил убытки, имеет право взыскать в порядке регресса убытки с третьего лица.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъект, который возместил убытки, имеет право взыскать в порядке регресса убытки с третьего лица.



В случае получения убытков одновременно от нескольких субъектов каждый из них возмещает убытки (ст. 196 ГК, ст. 543-544 ЦК).

Возмещение убытков используется в претензионо-исковом порядке.

Возмещение убытков – это мера ответственности за правонарушения в сфере хозяйствования, поэтому ее применение возможно лишь при наличии основания ответственности, предусмотренного законом. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения хозяйственного обязательства контрагентом, наличие и размер понесенных им убытков, причинную связь между правонарушением и убытками. В свою очередь, ответчик вправе доказывать отсутствие своей вины в причинении убытков, если в соответствии с законом вина является условием ответственности.

ХК Украины исходит из общего правила о полном возмещении убытков. Исключения из этого общего правила должны быть предусмотрены законом или договором.

ХК Украины допускает утверждение Кабинетом Министров Украины методики определения размера возмещения убытков в сфере хозяйствования. До ее утверждения может применяться Временная методика определения размера вреда (убытков), при­чиненного нарушениями хозяйственных договоров, одобренная Госкомиссией по экономической реформе Совета Министров СССР 21.12.90.

Состав убытков, которые подлежат возмещению во внутрихозяйственных отношениях, определяется соответствующими субъектами хозяйствования – хозяйственными организациями с учетом специфики их деятельности.

В ст. 226 ХК Украины определяются условия и порядок возмещения убытков в сфере хозяйствования.

В частности, не подлежат возмещению убытки, причиненные правомерным отказом обязанной стороны от дальнейшего выполнения обязательства.

При невыполнении обязательства о передаче индивидуально-определенной вещи (вещей, определенных родовыми признаками) управомоченная сторона имеет право требовать отобрания этой вещи (вещей) у обязанной стороны или требовать возмещения убытков.

При невыполнении обязательства выполнить определенную работу (оказать услугу) управомоченная сторона имеет право выполнить эту работу самостоятельно или поручить ее выполнение (оказание услуги) третьим лицам, если иное не предусмотрено законом или обязательством, и требовать возмещения убытков, причиненных невыполнением обязательства.

В случае причинения убытков одновременно несколькими участниками хозяйственных отношений каждый из них обязан возместить убытки субъекту, которому причинены убытки, в солидарном порядке в соответствии с требованиями ГК Украины или иного закона.

Участник хозяйственных отношений, возместивший убытки, имеет право взыскать убытки с третьих лиц в порядке регресса. Государственные (коммунальные) предприятия при наличии оснований не только вправе, но и обязаны принять меры по взысканию в порядке регресса убытков с других субъектов хозяйствования или взыскать убытки с виновных работников предприятия в соответствии с требованиями законодательства о труде.

Особые правила предусмотрены в ст. 229 ХК Украины для возмещения убытков при нарушении денежных обязательств. В частности, участник хозяйственных отношений при нарушении им денежного обязательства не освобождается от ответственности ввиду невозможности выполнения и обязан возместить потерпевшему убытки, а также уплатить штрафные санкции. Для неденежных хозяйственных обязательств, как будет показано ниже, закон предусматривает общее правило о том, что уплата штрафных санкций уменьшает размер убытков.

Позитивные черты: носит универсальный характер (используется и в горизонтальных, и в вертикальных отношениях, договорных и внедоговорных); предусматривается законом, а, таким образом, не требует специального упоминания о ней в договоре.

Недостатки: сложная в использовании: необходимо доказать факт наличия всех 4-х элементов состава правонарушения.

 

Соответственно ч. 1 ст. 230 Хозяйственного кодекса Украины, штрафными санкциями признаются хозяйственные санкции в виде денежной суммы, названия которых: неустойка, штраф, пенякоторую участник хозяйственных отношений обязан упла­тить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнении или ненадлежащем выполнении хо­зяйственного обязательства.

Хозяйственным кодексом не определяется, что следует понимать под каждым из этих видов хозяйственных санкций и чем они отличаются одна от другой. Гражданское законодательство определяет все три вида штрафной ответственности как разновидности неустойки. Так, в ст. 549 Гражданского кодекса Украины речь идет о том, что

Неустойкой (штрафом, пеней) является денежная сумма или другое иное имущество, которое должник должен передать кредитору в случае нарушения должником обязательства.

Штрафом является неустойка, что вычисляется в процентах от суммы неисполненного или ненадлежаще исполненного обязательства.

Пеней являетсянеустойка, которая исчисляется в процентах от суммы несвоевременно исполненного денежного обязательства за каждый день просрочки исполнения.

Следовательно, в отличие от хозяйственной штрафной ответственности, которая может взиматься только в денежной форме, гражданская штрафная ответственность может быть реализована и путем взыскания из виновной стороны имущества.

Очень важным является вопрос определения размера, в котором взимаются штрафные санкции. Этот размер может быть определен как в законе, так и в договоре.

Законом по отдельным видам хозяйственных обязательств может быть определенразмер штрафных санкций, изменение которого по согласованию сторон не допускается.Данное правило ч. 1 ст. 231 ХК Украины означает, что сторонам запрещено изменять в договоре размер штрафных санкций, указанный в законе. Правильность такой точки зрения подтверждается правилом ч. 4 ст. 231 ХК Украины о том, что «в случае если размер штрафных санкций законом не определен, санкции применяются в размере, преду­смотренном договором». Выходит, что размер штрафных санкций, точно определенный в законе, не может быть не только уменьшен, но даже увеличен по соглашению сторон, в отличие от того, как это предусмотрено для других мер ответственности согласно ч. 5 ст. 225 ХК Украины.

Зачастую в случае установления законом конкретных штрафных санкций одновременно предусматривается возможность иного установления в договоре. Например, согласно ч. 6 ст. 231 ХК Украины штрафные санкции за нарушение денежных обязательств устанавливаются в процентах, размер которых определяется учетной ставкой Национального банка Украины, за все время пользования чужими денежными средствами, если иной размер процентовне предусмотрен законом или договором. Данная диспозитивность, однако, не должна нарушать положения ч. 5 ст. 225 ХК Украины – штрафные санкции могут бытьлишь увеличены по сравнению с указанным в законе размере.

Вышеуказанные ограничения на установление штрафных санкций в хозяйственных отношениях существенно отличаются от правил, уставленных для начисления законной неустойки в общегражданских отношениях – согласно ч. 2 ст. 551 ГК Украины по общему правилу стороны могут свободноизменять размер неустойки, установленный в акте гражданского законодательства.

Размер санкций может бытьустановлен договором в процентном отношении к сумме невыполненной части обязательства, или в некоторой определенной денежной сумме, или в процентном отношении к сумме обязательства независимо от степени его выполнения, илив кратном размере к стоимости товаров (работ, услуг).При этом может изменяться период начисления штрафных санкций: быть единовременным либо периодическим.

ХК устанавливает конкретные размеры штрафных санкций лишь для некоторых случаев. Например, в случае нарушения хозяйственного обязательства субъектом хозяйствования,относящимся к государственному сектору экономики, или выполнения обязательства, финансируемого за счет Государственного бюджета Украины, штрафные санкции применяются, если иное не предусмотрено законом или договором, в следующих размерах (ст. 231 ХК Украины):

Ø за нарушение условий обязательства по качеству (комплектности) товаров (работ, услуг) взыскивается штраф в размере двадцати процентов стоимости некачественных (некомплектных) товаров(работ, услуг);

Ø за просрочку выполнения обязательства взыскивается пеня в размере 0,1 процента стоимости товаров (работ, услуг) за каждый день просрочки, а за просрочку свыше тридцати дней дополнительно взыскивается штраф в размере семи процентов указанной стоимости.

В случаенедостижения согласиямежду сторонами об установлении и размере штрафных санкций за нарушение обязательства спор может быть разрешенв судебном порядкепо заявлению заинтересованной стороны.

Размер штрафных санкций, применяемых во внутрихозяйственных отношениях за нарушение обязательств, определяется соответствующим субъектом хозяйствования – хозяйственной орга­низацией.

ХК Украины (ст. 232) презюмирует применение зачетных штрафных санкций (зачетной неустойки) в хозяйственных отношениях, в отличие от штрафной неустойки в общегражданских отношениях согласно положениям ГК Украины (ч. 2 ст. 552). То есть в хозяйственных отношениях по общему правилу убытки воз­мещаются в части, не покрытой неустойкой. Исключение составляют штрафные санкции, начисляемые за нарушение денежных обязательств, где штрафные санкции взыскиваются сверх убытков.

Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, допускающие взыскание только штрафных санкций (исключительная неустойка), либо взыскание убытков сверх штрафных санкций (штрафная неустойка), либо взыскание штрафных санкций либо убытков по выбору кредитора (альтернативная неустойка).

Начисление штрафных санкций за просрочку выполнения обязательства, если иное не установлено законом или договором, пре­кращается через шесть месяцев со дня, когда обязательство долж­но было быть выполнено.

В данном случае речь идет не о сроке исковой давности – она устанавливается, как указывалось выше, в 1 год – для взыскания неустойки, и 3 года – для взыскания иных штрафных санкций (например, штраф с учредителя за несвоевременное внесение вклада в уставный фонд предприятия). Речь идет о сроке, применяемом для исчисления суммы штрафных санкций. Данная сумма, единожды исчисленная, рассматривается долгом, который имеет сокращенные сроки давности взыскания.

Проценты за неправомерное пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом или договором не установлен для начисления процентов другой срок.

Законные проценты за пользование чужими денежными сред­ствами необходимо отличать от штрафных санкций. Первые представляют собой плату за пользование чужим капиталом. Начисление указанных законных процентов осуществляется по правилам ч. 2 ст. 625 ГК Украины (ранее ст. 214 ГК УССР) – «должник, про­срочивший выполнение денежного обязательства, по требованию кредитора обязан уплатить суму долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также три процента годовых от просроченной суммы, если иной размер процентов не установлен договором или законом». Уплата должником закон­ных процентов неизбежно уменьшает убытки кредитора. Однако лицо не лишено права доказать, что его убытки превышают размер законных процентов. Разграничение процентов и штрафных санкций необходимо ввиду различного их правового режима – различные сроки исковой давности, различные сроки начисления, различный порядок уменьшения по решению суда и т.п.

Учитывая особенности норм ХК Украины относительно денежных обязательств, можно привести следующую общую формулу привлечения к ответственности за нарушение денежных обязательств: сумма долга + убытки (в том числе проценты по ст. 625 ГК Украины) за весь период просрочки + штрафные санкции за первые 6 месяцев просрочки.

Согласно ч. 7 ст. 232 ХК Украины в случаях, предусмотренных законом, штрафные санкции за нарушение хозяйственных обязательств взимаются судом в доход государства.

Данная норма входит в некоторую коллизию с нормой ст. 241 ХК Украины Украины, относящей публичное взыскание к административ­но-хозяйственному штрафу, подчиняющемуся иным правилам взыскания (глава 27 ХК Украины). Однако данную коллизию можно преодолеть, истолковав в том смысле, что если одной из сторон хозяй­ственного обязательства выступает орган государственной власти или местного самоуправления, штрафные санкции неизбежно поступают в доход бюджета. Поэтому для квалификации мер ответ­ственности как штрафных санкций (глава 26 ХК Украины), а не административно-хозяйственной санкции (гл. 27) необходимо установить, что санкции взыскиваются в пользу соответствующего органа за нару­шение должником двустороннего хозяйственного обязательства, а не общих правил осуществления хозяйственной деятельности.

Требование относительно уплаты штрафных санкций за хозяйственное правонарушение может заявить участник хозяйственных отношений, права или законные интересы которого нарушены, а в случаях, предусмотренных законом, – уполномоченный орган, наделенный хозяйственной компетенцией.

Позитивные стороны: скорость (срок исковой давности - 6 месяцев) и удобство использования (не зависит от убытков).

Недостатки: ограниченная сфера использования – только договорные отношения.

Возмещение штрафов используется в претензионо-исковом порядке.

Оперативно-хозяйственные санкции - оперативно-хозяйственные санкции – меры оперативного воздействия на правонарушителя с целью прекращения или предупреждения повторения нарушений обязательства, которые применяются самими сторонами обязательства в одностороннем порядке (ч.1 ст. 235 ХК Украины).

Такие санкции применяются непосредственно самими субъектами хозяйственных правоотношений в оперативном порядке. В отличие от имущественной ответственности оперативные санкции действуют на правонарушителя не угрозой государственного принуждения, а оперативным вмешательством, которое хотя и задевает имущественную сферу правонарушителя, но не дает никаких видимых компенсационных благ его контрагенту, который обратился к оперативным санкциям. Благодаря этому оперативные санкции могут применяться независимо или совместно с взысканием штрафных санкций и убытков, чем достигается больший профилактический эффект.

Оперативно-хозяйственные санкции по своей направленности делятся на два вида. К первому относятся санкции, направленные на одностороннее прекращение правоотношений в интересах стороны, чьи права затронуты. Такие санкции могут выражаться в виде одностороннего полного или частичного отказа от выполнения договора, а также в отказе от принятия выполнения и от встречного выполнения. Второй вид оперативных санкций представляют те, которые направлены на смену правоотношений (переведение недобросовестного плательщика на аккредитивную форму расчетов или на предварительную оплату продукции).

Характерные особенности этих санкций:

1. применяются лишь в хозяйственно-договорных отношениях;

2. применяются на усмотрение кредитора с целью защиты его интересов;

3. предполагаются договором;

4. выражаются преимущественно в мероприятиях организационного характера.

Примеры оперативно-хозяйственных санкций:

– отказ от принятия и оплаты некачественной продукции;

– приостановления отгрузки в связи с неуплатой продукции;

– снижения цены за недостатки продукции;

– оплата выполнения после приема по количеству и количеству;

– переведения должника на невыгодную для него форму оплаты;

– разрыв договора;

— отказ от пролонгации договора.

Перечень оперативно-хозяйственных санкций, установленный ХК Украины, не является исчерпывающим. Стороны могут предусмотреть в договоре также другие оперативно-хозяйственные санкции.

В частности, такой санкцией может выступить невыгодное для правонарушителя изменение другой стороной своего обязательства. Например, в кредитном договоре может быть предусмотрено право кредитора уменьшить очередную сумму кредита (транша), если должник несвоевременно отчитается об использовании предыдущего транша и т.п.

Следует учитывать также, что основанием для применения оперативно-хозяйственных санкций является факт хозяйственного правонарушения. Оперативно-хозяйственные санкции применяются стороной, потерпевшей от правонарушения, во внесудебном порядке и без предварительного предъявления претензии нарушителю обязательство. Порядок применения сторонами кон­кретных оперативно-хозяйственных санкций определяется договором. В случае несогласия с применением оперативно-хозяйственной санкции заинтересованная сторона может обратиться в суд с заявлением об отмене такой санкции и возмещения убытков, причиненных ее применением.

Оперативно-хозяйственные санкции могут применяться одновременно (дополнительно) с возмещением убытков и взысканием штрафных санкций.

Следует заметить, что закон допускает возможность применения оперативно-хозяйственных санкций лишь в том случае, когда на управомоченной стороне лежит определенная обязанность, которую она может отказаться выполнить, изменить либо потребовать дополнительных гарантий от должника при нарушении им своей части обязательства. Поэтому, когда обязательство управомоченной стороной уже выполнено, она вправе применить только иные способы защиты.

Не являются оперативными санкциями меры по охране своего имущества, отказ от заключения договора, в отношении которого отсутствуют предварительные договоренности, проверка платежеспособности контрагента и иные меры, которые связаны с обязательством управомоченной стороны.

 

Административно-хозяйственных санкции также являются новеллой ХК Украины. Де-факто эти санкции существовали и до принятия кодекса, однако они не были сведены в единый инструмент государственного воздействия на экономику, не были установлены основные виды, единый порядок и условия их применения.

Административно-хозяйственные санкции – это меры организационно-правового или имущественного характера, применяемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления к субъектам хозяйствования за нарушение установленных законами правил осуществления хозяйственной деятельности, направленные на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий (ст. 238 ХК Украины).

Черты таких санкций. Во-первых, они применяются не контрагентами (как, например, оперативно-хозяйственные санкции), а органами государственной власти или органами местного самоуправления. Во-вторых, это меры не только имущественного характера (как, например, штрафные санкции), но и организационно-правового характера. В-третьих, они направлены на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий. Для их применения достаточно противоправного поведения.

Административно-хозяйственные санкции могут быть установ­лены исключительно законами.

В главах 27 и 28 ХК Украины предусматриваются основные виды административно-хозяйственных санкций:

Ø изъятие прибыли (дохода);

Ø административно-хозяйственный штраф;

Ø взыскание сборов (обязательных платежей);

Ø применение антидемпинговых мер;

Ø прекращение экспортно-импортных операций;

Ø применение индивидуального режима лицензирования;

Ø приостановление действия лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования определенных видов хо­зяйственной деятельности;

Ø аннулирование лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования отдельных видов хозяйственной де­ятельности;

Ø ограничение или приостановление деятельности субъекта хозяйствования;

Ø отмена государственной регистрации и ликвидация субъекта хозяйствования;

Ø изъятие товаров с неправомерно использованным обозначением и копий изделий другого субъекта хозяйствования;

Ø опровержение неправдивых, неточных или неполных сведений за счет нарушителя и др.

Однако этот перечень не является исчерпывающим. В других законах выделяются специальные административно-хозяйственные санкции.

Следует учитывать, что в литературе небеспочвенно ставится вопрос о недостатке вышеуказанного определения в части строгой привязки прекращения правонарушения к устранению его последствий, а также в связи с отсутствием указания на наказание виновного как на одну из целей таких санкций. Например, основной целью административно-хозяйственного штрафа является, в первую очередь, наказание виновного.

Например, Закон «О защите экономической конкуренции» в ст. 48 называет такие санкции, как принудительный раздел субъекта хозяйствования, занимающего монопольное (доминирующее) положение на рынке, блокирование ценных бумаг, отмена разрешения на согласованные действия, опубликование за счет правонарушителя официальной информации Антимонопольного комитета о совершенном нарушении законодательства и др.

К сожалению, объем настоящего курса не позволяет подробно остановиться на характеристике административно-хозяйственных санкций. Укажем лишь на соответствующие понятия и общие начала их применения.

Безвозмездное изъятие прибыли (дохода) как административно-хозяйственная санкция представляет собой изъятие (конфискацию) в доход бюджета средств, полученных субъектом хозяйствования вследствие нарушения установленных законода­тельством правил осуществления хозяйственной деятельности, а также сумм скрытой (заниженной) прибыли (дохода) или суммы налога, не уплаченного за сокрытый объект налогообложения.

Административно-хозяйственный штраф – это денежная сумма, уплачиваемая субъектом хозяйствования в соответствую­щий бюджет в случае нарушения им установленных правил осуществления хозяйственной деятельности.

Перечень нарушений, за которые с субъекта хозяйствования взыскивается штраф, размер и порядок его взыскания определяются законами, регулирующими налоговые и другие отношения, в которых допущены правонарушения. Административно-хозяйственный штраф может применяться в определенных законом слу­чаях одновременно с другими административно-хозяйственными санкциями. В частности, при применении санкции в виде безвоз­мездного изъятия прибыли (дохода) с субъекта хозяйствования взыскивается также штраф в двукратном размере изъятой суммы, а в случае повторного нарушения на протяжении года после при­менения этой санкции – в трехкратном размере изъятой суммы, если только законом не установлен меньшийразмер штрафа.

Взыскание сборов (обязательных платежей) как административно-хозяйственная санкция применяется в случае нарушения субъектом хозяйствования установленных правил учета или отчетности относительно уплаты сборов (обязательных платежей) или их неуплаты или неполной уплаты. Размеры санкций за нало­говые правонарушения предусмотрены в Законе Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000.

Прекращение экспортно-импортных операций и применение индивидуального режима лицензирования предусматриваются в законодательстве о ВЭД как специальные санкции, применяемые за нарушение правил осуществления внешнеэкономической деятельности, правил добросовестной конкуренции, при размещении валютных ценностей с нарушением установленного законодательством порядка на счетах и вкладах за пределами Украины и при других действиях, причиняющих ущерб экономике Украины.

За нарушение субъектами хозяйствования правил осуществления внешнеэкономической деятельности, установленных законодательством относительно определенных запрещений, ограничений или режима осуществления внешнеэкономических операций, к ним могут применяться индивидуальный режим лицензирования.

Применение антидемпинговых, компенсационных или специальных мер осуществляется при получении субъектом ВЭД незаконного преимущества на рынке Украины (осуществление демпингового импорта, субсидированного импорта, а также других действий, которые определяются законом как недобросовестная конкуренция), что нанесло ущерб экономике Украины или повлекло угрозу возникновения такого вреда участникам отношений. Применение данных санкций регулируют законы Украины «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта», «О защите национального товаропроизводителя от субси­дированного импорта», «О специальных мерах относительно импорта товаров в Украину».

При осуществлении субъектами ведения хозяйства внешнеэкономической деятельности, связанной с получением незаконного преимущества на рынке Украины (осуществления демпингового импорта, а также других действий, которые определяются законодательством как недобросовестная конкуренция), что нанесло вред экономике нашего государства или повлекло угрозу возникновения такого вреда, к таким участникам отношений могут быть применены антидемпинговые, компенсационные или специальные мероприятия.

В случае недобросовестной конкуренции, размещение валютных ценностей с нарушением установленного законодательством порядка на счетах и вкладах за пределами Украины, а также в других случаях, если действия участников внешнеэкономической деятельности наносят вред отечественной экономике, экспортно-импортные операции таких субъектов хозяйствования прекращается на условиях и порядке, определенном законодательством.

Ограничение и приостановление деятельности субъекта хозяйствования применяется Кабинетом Министров Украины, Советом министров Автономной Республики Крым, а также другими уполномоченными органами в порядке, установленном законом, при осуществлении нарушителем какой-либо хозяйственной деятельности, которая угрожает жизни и здоровью людей или представляет повышенную опасность для окружающей среды.

Законодательство предоставляет органам государственной власти право приостанавливать операции налогоплательщиков, других платежей на счетах в учреждениях банков, других финансово-кредитных учреждениях, за исключением операций относительно уплаты налогов, других платежей, в случае отказа в проведении документальной проверки или недопущения должностных лиц органов государственной налоговой службы для обследования помещений, что используются для получения доходов; неподачи органам государственной налоговой службы и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых деклараций (расчетов) и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (обязательных платежей).

К предприятиям торговли, общественного питания и сферы услуг, которые неоднократно допускают реализацию недоброкачественных товаров или систематически нарушают установленные законодательством правила торговли и оказания услуг или условия хранения и транспортировки товаров, кроме предусмотренных в ХК Украины санкций могут применяться также специально предусмотренные законом «О защите прав потребителей» административно-хозяйственные санкции, включая изъятие недоброкачественных товаров.

Государственный комитет по защите прав потребителей имеет право принимать обязательные решения о прекращении субъектом хозяйствования производства продукции (выполнения работ, услуг), отгрузки и реализации товаров, не отвечающих требованиям нормативных актов.

Осуществление хозяйственной деятельности, что угрожает жизни и здоровью людей или составляет повышенную опасность для окружающей среды, законодательством запрещается. Так, в случае нарушения экологических требований деятельность субъекта хозяйствования может быть ограничена или остановлена Кабинетом Министров и другими уполномоченными государственными органами. К предприятиям торговли, общественного питания и сферы услуг, что неоднократно допустили реализацию недоброкачественных товаров или систематически нарушают установленные законодательством правила торговли и предоставления услуг или условия сохранения и транспортировки товаров, кроме хозяйственных и административно-хозяйственных санкций, предусмотренных Хозяйственным кодексом Украины, могут применяться также специально предусмотренные законодательством о защите прав потребителей административно-хозяйственные санкции, включая изъятие недоброкачественных товаров и остановку деятельности отмеченных субъектов хозяйствования.

Отмена государственной регистрации (регистрация прекращения) и ликвидация субъекта хозяйствования как административно-хозяйственная санкция применяется исключительно по решению суда. Порядок реализации такой санкции рассматри­вался в главе 3 настоящего учебника.

Осуществление субъектом хозяйствования деятельности, что противоречит учредительным документом, или такой, что запрещена законом, тянет за собой административно-хозяйственную санкцию в виде отмены государственной регистрации этого субъекта и его ликвидации (ст. 247 ГК Украины, ст. 38 Закона от 15 мая 2003 года «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей»).

Для отмены государственной регистрации субъекту хозяйствования необходимо соответствующее решение суда. На основании такого решения субъект хозяйствования ликвидируется соответственно ст. 59 ГК Украины, которая предусматривает случаи, за которых возникает необходимость ликвидации субъектов хозяйственной деятельности, в том числе и в случае отмены их государственной регистрации.

Ликвидация субъекта хозяйствования в связи с отменой его государственной регистрации за нарушение закона осуществляется в порядке, установленном статьями 60, 61 этого Кодекса. Соответственно этим статьям, орган, который принял решение о ликвидации субъекта хозяйствования, устанавливает порядок и определяет сроки проведения ликвидации, а также сроке для заявления претензий кредиторами, что не может быть меньшим, чем два месяца со дня объявления о ликвидации.

Некоторые исследователи выделяют в качестве особой санкции признание лица банкротом. Действительно, решение суда о признании субъекта предпринимательства банкротом, даже если оно впоследствии не привело к ликвидации данного субъекта, несет неблагоприятные последствия для правонарушителя и обеспечивается государственным принуждением. В то же время такая санкция при­меняется по инициативе любых кредиторов, поэтому ее нельзя рассматривать в качестве административно-хозяйственной санкции.

Статья 249 ХК Украины устанавливает, что субъект хозяйствования имеет право обжаловать в суд решение любого органа государственной власти или органа местного самоуправления о приме­нении к нему административно-хозяйственных санкций, потребовать признания недействительным акта, не соответствующего законодательству либо нарушающего его права и законные интересы, а также потребовать возмещения причиненных убытков.

Важной гарантией прав субъектов хозяйствования является революционная норма ст. 250 ХК Украины о сроках применения административно-хозяйственных санкций.

Административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня на­рушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

 


[1] Внутригосударственные нормативные договора (типовые договора, примерные уставы, учредительные договора о создании хозяйственных обществ, уставы хозяйственных обществ и др.). К внутригосударственным нормативным договорам относятся договоры присоединения, рассматриваемые в литературе как формулярное право. Такие договоры основываются на волеизъявлении экономически сильного субъекта хозяйствования, выраженном в формуляре или иной стандартизованной форме, когда договор заключается путем присоединения другой стороны к этим условиям без возможности предложить свои условия (ч. 1 ст. 634 ГК Украины). К таким договорам относятся, например, правила биржевой торговли и биржевого арбитража, договоры на поставку энергоресурсов, договоры перевозки, договоры банковского счета и тому подобное.

[2] Межгосударственные нормативные договоры (соглашения, конвенции, пакты и прочие) занимают особое место в системе источников хозяйственного права. Согласно ст. 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украины, становятся частью национального законодательства Украины.

Наиболее важными для хозяйственного права являются такие межгосударственные договоры, как:

1. Конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г.;

2. Конвенция ООН 1980 г. о международном договоре купли-продажи;

3. Женевская конвенция 1930 г., устанавливающая Единообразный закон о переводном и простом векселе;

4. Парижская конвенция 1965 г. об охране промышленной собственности;

5. Вашингтонская конвенция 1965 г. об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств и другие.

[3] В то же время практические исследования и многие ученые отмечают активное воздействие судебных решений на формирование общеобязательных правил поведения, в том числе в сфере хозяйствования. Приведем лишь некоторые обстоятельства, свидетельствующие в пользу мнения последних.

Решения КСУ устраняют пробелы в праве. Норма, которая подлежит проверке на конституционность КСУ, является всегда конкретной нормой, но выводы суда имеют, как правило, более общее значение и могут быть распространены на аналогичные по юридическому содержанию нормы других актов законодательства. В связи с этим правовые позиции, сформулированные Конституционным судом Украины, могут рассматриваться как судебные прецеденты, которые заполняют пробелы в законодательстве и формируют судебную практику, обеспечивая ее одинаковость.

Являясь участником Европейской конвенции «О защите прав и основных свобод человека», Украина согласилась с применением процессуальных механизмов, принятых в деятельности судебных органов, обеспечивающих применение конвенции. В свою очередь данные процессуальные механизмы допускают использование прецедентов в качестве источников права. Так, при рассмотрении дела о нарушении права собственности по иску «Совтрансавто-Холдинг» к Украине Европейский суд по правам человека «руководствовался своим прецедентом, впервые сформулированным в решении по делу «Спорронг и Леннрот против Швеции» и применяемом впоследствии в своих решениях, касающихся защиты права собственности».

Законодательство Украины имеет оценочные понятия и другие неоднозначные категории, которые должны быть истолкованы судами общей юрисдикции. К таким категориям относится, в частности, «публичный порядок», «интересы», «добросовестность» и тому подобное. «Содержание таких понятий определяется не законодателем при принятии соответствующей нормы, а при ее применении». Поэтому решения судов, в особенности высших инстанций, по определению данных оценочных понятий становятся неотъемлемой частью правил осуществления хозяйственной деятельности.

Большинство писем, решений высших судебных инстанций, разъяснений Пленума ВСУ и правовые позиции ВСУ фактически являются источником права при рассмотрении дел для всей системы судебных органов по принципу: аналогичные дела Хозяйственное процессуальное законодател



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.019 с.)