Отношения решающей зависимости могут устанавливаться при условии получения согласия соответствующих органов Антимонопольного комитета Украины.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения решающей зависимости могут устанавливаться при условии получения согласия соответствующих органов Антимонопольного комитета Украины.



О наличии простой и решающей зависимости должно быть указано в сведениях государственной регистрации зависимого (дочернего предприятия и опубликовано в соответствии с законом.

Холдинговая компанияпубличное акционерное общество, которое владеет, пользуется, а также распоряжается холдинговым корпоративными пакетами акций (частей, паев) двух или боле корпоративных предприятий (кроме пакетов акций, которые находятся в государственной собственности).Например «Укрресурсы», «Укрнефтегаз», «Лугансктепловоз».

Если корпоративное предприятие в результате деятельности или бездеятельности холдинговой компании окажется неплатежеспособным и признается банкротом, то холдинговая компания несет субсидиарную ответственность по обязательствам корпоративного предприятия.

Общие принципы функционирования холдинговых компаний в Украине, а также особенности их создания, деятельности и ликвидации регулируются Законом Украины «О холдинговых компаниях в Украине» и иными нормативно-правовыми актами.

Дочерние предприятия, зависимые от холдинговой компании или образующие ПФГ, остаются юридически самостоятельными участниками, однако связаны отношениями организационно-экономической зависимости.

Холдинг – главный субъект – чаще является «финансовым центром и мозгом» экономического объединения, причем данный субъект, хотя и может, но чаще всего сам хозяйственной деятельности не осуществляет.

Холдинговые компании создаются в форме публичного акционерного общества путем объединения в уставном фонде контрольных пакетов акций дочерних предприятий и других активов.

Таким образом, дочернее предприятие – это хозяйствующий субъект, контрольным пакетом акций которого владеет холдинговая компания.

Контрольный пакет акций — это количество акций (пай, часть уставного фонда), которое дает право холдинговой компании осуществлять фактический контроль над хозяйствующим субъектом.

Решение для подтверждения наличия контрольного пакета акций, если его размер составляет менее 51%, принимает Антимонопольный комитет Украины с учетом конкретных особенностей учредительных документов и структуры уставных фондов предприятий.

То, что субъект хозяйствования признается дочерним предприятием, вовсе не означает лишение его самостоятельности действий. Оно сохраняет свою юридическую самостоятельность. Поскольку дочернее предприятие является юридическим лицом, оно вправе самостоятельно выступать в хозяйственном обороте, однако решающее влияние на управление им все же имеет холдинговая компания.

Основными особенностями,характеризующими холдинговые компании по законодательству Украины, являются:

Ø холдинговые компании могут быть дочерним предприятием других холдинговых компаний;

Ø дочернее предприятие не может владеть акциями холдинговой компании;

Ø законодательством предусмотрен ряд ограничений в отношении создания и деятельности холдинговых компаний.

Холдинговая компания приобретает статус юридического лица со дня государственной регистрации в Государственном реестре холдинговых компаний Украины, который является неотъемлемой частью Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей.

Специально уполномоченный орган по вопросам регистрации обеспечивает ведение Государственного реестра холдинговых компаний в Украине.

Решение об образовании холдинговый компании принимается собственником холдинговых корпоративных пакетов акций (долей, паев) и оформляется соответствующим договором.

Доля в форме имущества, денег и нематериальных активов, необходимых для обеспечения деятельности холдинговой компании, не должна превышать 20% уставного фонда холдинговой компании.

Общее собрание определяется правомочным при условии регистрации для участия в них акционеров (их представителей), которые имеют соответственно в уставном фонде холдинговой компании более 80 процентов голосов.

 

Кредитные союзы

 

Согласно ст. 130 ХК Украины граждане, постоянно проживающие на территории Украины, могут объединяться в кредитные союзы.

Статус, порядок организации и осуществления хозяйственной деятельности кредитного союза определяется ХК Украины, ЗУ «О кредитных союзах» и другими законами.

Согласно Закону Украины «О кредитных союзах» кредитный союз – это неприбыльная организация, основанная физическими лицами на кооперативных началах с целью удовлетворения потребностей ее членов во взаимном кредитовании и предоставлении финансовых услуг за счет объединенных денежных взносов членов кредитного союза. Кредитный союз является финансовым учреждением, исключительным видом деятельности которого является предоставление финансовых услуг, предусмотренных законом.

Кредитный союз не может быть учредителем или участником субъектов предпринимательской деятельности.

Характерные черты:

1) является финансовым учреждением, предоставляет финансовые услуги;

2) добровольное вступление и выход из КС; равноправность членов; самоуправление, гласность;

3) статус юридического лица, отдельное имущество;

4) осуществление неприбыльной деятельности для удовлетворения интересов членов КС;

5) лицензирование финансовой деятельности;

6) наличие устава КС, утверждает общее собрание членов трудового коллектива;

7) основанием принятия в члены КС является письменное заявление, которое рассматривает наблюдательный совет; член КС должен уплатить паевой взнос;

8) приостановление членства – на основании решения общего собрания или наблюдательного совета;

9) Статус имущества КС – право собственности, которое формируется за счет вступительных, обязательных паевых взносов; платы за предоставление кредитов и т.д. Капитал кредитного союза состоит из паевого, резервного и дополнительного капиталов, а также остатка нераспределенного дохода союза и не может быть меньше 10 процентов от суммы его общих обязательств.

10) КС отвечает только имуществом, которое принадлежит КС на праве собственности; отсутствие субсидиарной ответственности членов КС, которые несут только риски убытков в пределах своих паевых взносов;

11) органы управления: общие сборы, наблюдательный совет, правление, кредитный комитет (отвечает за организацию кредитной деятельности союза – 3 чел.), ревизионная комиссия

12) Государственная регистрация кредитных союзов осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг (Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины) при наличии всех необходимых документов (заявление установленного образца о государственной регистрации кредитного союза; протокол учредительного собрания, к которому прилагается реестр лиц, принимавших участие в учредительном собрании (список учредителей кредитного союза); устав кредитного союза; копия платежного документа об уплате регистрационного сбора) в течение одного календарного месяца.

Кредитный союз может заключать от своего имени договоры и иные соглашения, не противоречащие закону, другим нормативно-правовым актам и уставу кредитного союза, приобретать имущественные и неимущественные права, иметь обязанности, вытекающие из законодательства Украины и заключенных кредитным союзом соглашений, быть истцом и ответчиком в судах. Кредитный союз действует на основе самофинансирования, несет ответственность за результаты своей деятельности и выполнение обязательств перед своими членами, партнерами, государственным и местными бюджетами. Кредитный союз несет ответственность по своим обязательствам в пределах стоимости имущества, принадлежащего ему на праве собственности.

Кредитный союз действует на основании устава, не противоречащего законодательству Украины.

В уставе кредитного союза обязательно указываются: наименование кредитного союза и его юридический адрес; цель создания и задачи кредитного союза; признак членства в кредитном союзе; порядок образования и деятельности органов управления кредитного союза, порядок образования филиалов и отделений, их полномочия; права и обязанности членов кредитного союза; условия и порядок вступления в кредитный союз, порядок прекращения членства; порядок уплаты вступительных и других взносов; источники поступления и порядок использования средств и другого имущества кредитного союза, в том числе порядок и условия предоставления кредитов членам кредитного союза, порядок формирования и использования фондов, образуемых союзом; порядок отчетности и осуществления контроля за деятельностью органов управления кредитного союза; порядок внесения изменений и дополнений в устав кредитного союза; порядок прекращения деятельности кредитного союза и решения имущественных вопросов в связи с его ликвидацией (реорганизацией); порядок покрытия возможных убытков кредитного союза; порядок распределения доходов кредитного союза.

Имущество кредитного союза формируется за счет: вступительных, обязательных паевых и других взносов членов кредитного союза (кроме взносов (вкладов) на депозитные счета); платы за предоставление своим членам кредитов и иных услуг, а также доходов от осуществления других видов уставной деятельности; доходов от приобретенных кредитным союзом государственных ценных бумаг; денежных и других имущественных пожертвований, благотворительных взносов, грантов, бесплатной технической помощи как юридических, так и физических лиц, в том числе иностранных; иных поступлений, не запрещенных законодательством.

Имущество кредитного союза является его собственностью. Кредитный союз владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом в соответствии с законом и своим уставом. Кредитный союз не может быть учредителем, соучредителем или участником субъектов предпринимательской деятельности, кроме местного кооперативного банка, как на территории Украины, так и за ее пределами (п.4 ст. 3 Закона Украины «О кредитных союзах».

Кредитные союзы в Украине действуют в соответствии с ХК Украины, Законом Украины «О кредитных союзах» и другими законами. Закон «О кредитных союзах» определяет организационные, правовые и экономические основы создания и деятельности кредитных союзов, их объединений, права и обязанности членов кредитных союзов и их объединений.

 

Торгово-промышленные палаты

 

Согласно ст. 21 ХК Украины с целью содействия развитию национальной экономики, а также создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности вУкраине могут создаваться торгово-промышленные палаты как добровольные объединения предпринимателей и организаций.

Государство содействует торгово-промышленным палатам в исполнении ими уставных заданий. Порядок создания и деятельности торгово-промышленных палат устанавливается законом.

Деятельность торгово-промышленных палат (ТПП) регулируется Законом Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине».

Торгово-промышленная палатаэто негосударственная неприбыльная самоуправляемая организация, объединяющая юридических лиц, созданных и действующих в соответствии с законодательством Украины, и граждан Украины, зарегистрированных как предпринимателей, и их объединения.

1) ТПП может заниматься предпринимательской деятельностью лишь в том объеме, в каком это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная ею прибыль не распределяется между членами ТПП, а направляется на выполнение ее уставных задач.

2) ТПП является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам всеми средствами и имуществом, которое ей принадлежит.ТПП не отвечает по обязательствам своих членов, так же как члены ТПП не отвечают по ее обязательствам. ТПП не отвечает по обязательствам созданных ею предприятий и иных организаций, так же как предприятия и иные организации не отвечают по обязательствам ТПП.

3) наименование «торгово-промышленная палата» и созданные на его основе словосочетания могут использоваться лишь относительно организаций, созданных в соответствии с ЗУ «О ТПП». Другие организации не имеют права использовать в своих наименованиях словосочетания «торгово-промышленная палата», «торговая палата» или «промышленная палата» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, содержащими эти словосочетания.

Следовательно, законодательством Украины статус ТПП установлен как некоммерческой организации, который характеризуется двумя основными признаками: неприбыльностью и нераспределением прибыли между ее членами.

Закон наделил ТПП статусом юридического лица со всеми присущими ему признаками, включая самостоятельную ответственностью по своим обязательствам и наличие обособленного имущества. Вместе с тем ТПП четко выделены из круга юридических лиц путем введения специальных ограничений на использование наименования «ТПП» в наименованиях других коммерческих и некоммерческих организаций.

4) ТПП создаются на территории Автономной республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (региональные ТПП), однако в пределах каждой из этих административно-территориальных единиц может быть создана лишь одна ТПП. На территории Украины действует ТПП Украины. ТПП создается по инициативе не менее 50 учредителей, находящихся на соответствующей территории. Учредители ТПП созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимается устав и создаются руководящие органы ТПП.

5) членами ТПП могут быть лишь юридические лица, которые созданы и действуют в соответствии с законодательством Украины, и граждане Украины, зарегистрированные как предприниматели, и их объединения.

6) особенности государственной регистрации ТПП состоят в том, что государственная регистрация ТПП Украины осуществляется Министерством юстиции Украины, ТПП Автономной Республики Крым – Главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, других торгово-промышленных палат – соответственно областными, Киевским и Севастопольским городскими управлениями юстиции. ТПП приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации.

7) деятельность ТПП прекращается путем ее ликвидации, которая осуществляется по решению учредителей ТПП или по решению ее высшего руководящего органа. ТПП может быть также ликвидирована по решению суда в случаях и порядке, установленных законодательством Украины.

Задачами торгово-промышленных палат является:

Ø содействие развитию внешнеэкономических связей, экспорт украинских товаров и услуг, предоставление практической помощи предпринимателям в проведении торгово-экономических операций на внутреннем и внешнем рынках, освоение новых форм сотрудничества;

Ø представление интересов членов палаты по вопросам хозяйственной деятельности как в Украине, так и за ее пределами;

Ø организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности, координация их взаимоотношений, с государством в лице ее органов;

Ø участие в организации в Украине и за рубежом профессионального обучения и стажировки специалистов – граждан Украины по вопросам предпринимательства, развития конкуренции, а также в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой отрасли;

Ø предоставление справочно-информационных услуг, основных сведений, которые не являются коммерческой тайной, о деятельности украинских и иностранных предпринимателей;

Ø предоставление справочно-информационных услуг и выполнение других задач, предусмотренных ее уставом.

ТПП предоставлены многочисленные права, в том числе:

Ø осуществлять по поручению государственных органов независимую экспертизу проектов нормативно-правовых актов по вопросам экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, касающимся прав и интересов предпринимателей;

Ø представлять и защищать законные интересы ТПП или по поручению ее членов их интересы;

Ø предоставлять по поручению украинских и иностранных юридических и физических лиц услуги, связанные с защитой их прав и интересов, в соответствии с законодательством Украины и международными договорами Украины;

Ø проводить по заказу украинских и иностранных предпринимателей экспертизу, контроль качества, количества и комплектности товаров (в том числе экспортных и импортных) и определить их стоимость;

Ø удостоверять и выдавать сертификаты о происхождении товаров, сертификаты определения продукции собственного производства предприятий с иностранными инвестициями и иные документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности;

Ø создавать по инициативе участников спора третейские суды в соответствии с законодательством Украины, отраслевые или территориальные комитеты (советы) предпринимателей, целевые секции специалистов-консультантов.

Методические и экспертные документы, выданные ТПП в пределах их полномочий, являются обязательными для применения на всей территории Украины.

Среди важных полномочий, которыми наделена только ТПП Украины, следует отметить:

Ø засвидетельствование обстоятельств форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Украины, а также торговых и портовых обычаев, принятых в Украине;

Ø ведение негосударственного реестра украинских предпринимателей по их согласию, финансовое положение которых свидетельствует о их надежности как партнеров в предпринимательской деятельности в Украине и за ее пределами;

Ø при ТПП Украины действуют Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия, деятельность которых регулируется законодательством Украины.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.013 с.)