Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и виды источников хозяйственного права↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методы хозяйственного права Методы хозяйственного права – это совокупность способов регулирующего влияния норм хозяйственного права на поведение субъектов хозяйственных правоотношений. К таким методам относятся: Ключевой метод хозяйственного права – метод подчинения субъектов хозяйствования общественному хозяйственному порядку, то есть установленному в обществе укладу материального производства, основанному на положениях Конституции, а также иных законов и подзаконных актов Украины, моральных принципах, деловых правилах и обычаях, которые одобрены законодательной властью в стратегических экономических решениях, обеспечивают гармонизацию частных и публичных интересов и создают партнерские и доброжелательные взаимоотношения в хозяйственной деятельности. Метод автономных решений – это метод, основанный на возможности субъектов хозяйствования иметь право по собственной инициативе принимать решения, которые не противоречат законодательству Украины. При применении метода автономных решений субъект хозяйствования наделяется правами по собственной инициативе совершать любые действия, которые не противоречат законодательству. Механизмы этого метода действуют при установлении в законодательстве видов деятельности, которые нуждаются в лицензировании, при закреплении критериев нарушений в сфере экономической конкуренции. Метод координации обеспечивает принятие юридически значимых решений по согласию сторон. Причем следует обратить внимание на то, что метод координации применяется не только в горизонтальных отношениях (например, при заключении хозяйственных договоров), но и в вертикальных хозяйственных отношениях (например, при осуществлении совместных действий налоговыми, таможенными органами и местными государственными администрациями по регистрации и контролю за перемещением иностранных инвестиций). Метод обязательных предписаний (подчинения) заключается в том, что стороне, наделенной хозяйственной компетенцией, предоставлено право принимать обязательные для другой стороны управленческие решения, основанные на законе. Например, такими правами в соответствии с уставом наделяется учредитель (собственник) в отношении созданного им предприятия. Источником обязательных предписаний могут быть индивидуальные и нормативные управленческие решения. Метод рекомендаций предусматривает издание компетентными органами определенных предложений (рекомендаций), адресованных субъектам хозяйствования, относительно желательного для общества и экономики поведения таких субъектов. Речь идет о разработке программ социально-экономического развития, примерных хозяйственных договоров и др. Концептуально названные методы хозяйственного права базируются на двух принципах. Первый – общедозволительный («разрешено все, что не запрещено законом») – действует в правовом регулировании поведения субъектов хозяйствования. Второй – обязывающий («разрешено только то, что предписано законом») – касается правовой организации деятельности органов управления в сфере хозяйствования. Понятие и виды источников хозяйственного права
Особенность хозяйственного права как отрасли права в значительной степени определяется его источниками. Источники хозяйственного права – внешняя форма выражения правил поведения в сфере хозяйствования, обеспечивающая их общеобязательность и регулятивное действие. К источникам хозяйственного права Украины можно отнести: 1) хозяйственное законодательство; 2) нормативные договоры; 3) судебная практика; 4) деловые обычаи; Юридическая доктрина. В своей совокупности источники хозяйственного права определяют рамки юридически значимого поведения субъектов хозяйствования. Виды источников права: 1. Хозяйственное законодательство – это совокупность нормативно-правовых актов (или их отдельных норм), направленных на регулирование хозяйственных отношений и хозяйственной деятельности. 2. Нормативный договор – это соглашение двух или нескольких субъектов (членов корпорации, корпораций, государств и так далее) которые устанавливают права и обязанности как общие правила поведения на будущее (неопределенное) время для неопределенного (неперсонифицированного, кроме участвующих в заключении соглашения) круга субъектов. Нормативные договоры можно условно разделить на: Ø внутригосударственные [1]; Ø межгосударственные [2].
3. Судебная практика как источник хозяйственного права. Вопрос о судебной практике как источнике хозяйственного права является дискуссионным. Господствующая доктрина не признает судебный прецедент в качестве источника права. Судебный прецедент – решение по конкретному делу суда или административного органа, которое приняло норму для решения будущих аналогичных дел [3]. 4. Под деловым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени. Обычай становится правовым, обязательным, если он санкционирован нормативно-правовыми актами или воспринят судебной практикой[4]. 5. Юридическая доктрина – это научные правовые идеи, принципы, теории, что концептуально сформированные и содержатся в трудах, а также устных речах ученых-юристов, официально признанные в виде общеобязательных положений (норм) для осуществления юридической практики. 4. Понятие, признаки и система хозяйственного законодательства
Хозяйственное законодательство – это совокупность нормативно-правовых актов (или их отдельных норм), направленных на регулирование хозяйственных отношений и хозяйственной деятельности. Хозяйственное законодательство включает в себя не только законы в собственном смысле, но и подзаконные нормативно-правовые акты в пределах, не противоречащих законам. Признаки хозяйственного законодательства: 1. Значительная разветвленность и наличие большого количества нормативных актов, что обусловлено объективными (динамизм и сложность хозяйственной жизни и соответственно – правовой регуляции) и субъективными (недостаточное внимание государства к упорядочению хозяйственного законодательства и многочисленные эксперименты в сфере экономики, каждый из которых нуждается в специальной правовой регуляции) причинами; 2. Преимущество комплексных нормативных актов, которые содержат нормы разных отраслей права (хозяйственного, гражданского, финансового, трудового и тому подобное), которые приурочены к одному предмету правового регулирования – хозяйственной деятельности (страхования (Закон «О страховании»), инвестирования (Закон «О кооперации»), хозяйственных обществ (Закон Украины «О хозяйственных обществах»)); 3. Наличие значительного количества нормативных актов ограниченной сферы действия – ведомственных, локальных и других. 4. Наличие дореформенных нормативных актов и нормативных актов, что отвечают концепции перехода Украины к рыночной экономике и соответственно – обеспечивают развитие рыночных отношений и их социальную ориентацию. Временными чертами, которые отображают переходный характер хозяйственного законодательства Украины, являются: 1) наличие в хозяйственном законодательстве Украины нормативных актов уже несуществующего государства – СССР (Положение о поставках продукции научно-технического назначения и Положения о поставках товаров народного потребления, утвержденное постановлением Совета Министров СССР № 888 от 25.07.1988 г. и др.); 2) наличие в хозяйственном законодательстве дореформенных нормативных актов (вышеупомянутых положений о поставках и др.) и нормативных актов, которые отвечают Концепции перехода Украинской ССР к рыночной экономике (Законы «О режиме иностранного инвестирования» от «О кооперации»); 3) стремительность принятия законодательных актов (изменения в сфере хозяйствования, лоббирование политическими силами принятия отдельных законов). Недостатки хозяйственного законодательства: Ø наличие устаревших положений, пробелов; Ø коллизионные нормы; Ø излишне большое количество нормативно-правовых актов. Принципы хозяйственного законодательства: 1. Приоритет норм международного права над общими нормами хозяйственного права, если международным договором или международным соглашением установлено другие правила, чем те, которые содержат хозяйственное законодательство Украины, то применяются правила международного договора или международного соглашения. 2. Предоставление нормам международных договоров (экономических) статуса национального законодательства Украины, так заключенные и должным образом ратифицированные Украиной международные договора составляют неотъемлемую часть национального законодательства Украины и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства. 3. Сочетание хозяйственного законодательства Украины с коммерческим правом других стран, если у сторон внешнеэкономических договоров есть право выбирать право страны, которым определяются права и обязанности сторон; и если отсутствующее согласие сторон относительно применения права, действует право страны местонахождения стороны – исполнителя договора («принцип места»). Понятие, признаки и виды хозяйственно-правовых норм
Хозяйственно-правовые нормы – это установленные компетентными органами в официальном порядке и зафиксированы в специальных правовых документах индивидуально неперсонифицированные правила поведения в сфере хозяйствования. Общие признаки хозяйственно-правовой нормы: Ø регулирует группу количественно неопределенных общественных отношений в сфере хозяйственного права; Ø содержит правила, установленные компетентными органами (Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, центральные органы государственной исполнительной власти, областные советы народных депутатов и областные госадминистрации, городские, хозяйственные объединения и субъекты хозяйствования); Ø официальный, то есть установленный законом, порядок принятия таких норм; Ø фиксация таких норм в специальных правовых документах (их название зависит от юридической силы документа и соответственно – от органа, который его принимает: закон, декрет, постановление, указ, приказ, положение, устав, учредительный договор, правила); Ø адресация таких норм предварительно неопределенному кругу лиц – всем субъектам хозяйствования вообще или субъектам определенной организационно-правовой формы, например, хозяйственным обществам; Ø действия во времени – непрерывно; Ø действие нормы прекращается и отменяется по специальной процедуре; Ø некоторые имеют императивный характер; Ø характеризуется презумпцией виновности субъекта хозяйственных отношений. Виды хозяйственно-правовых норм Классификация правовых норм хозяйственного права может быть осуществлена по различным основаниям (критериям). По функциональной роли в механизме правового регулирования различают: 1) исходные правовые нормы (нормы-принципы и нормы-дефиниции); 2) нормы – правила поведения. К исходным (отправным, первичным) правовым нормам можно отнести нормы хозяйственного права, имеющие наиболее общий характер, отличающиеся высокой формой абстрагирования, посредством которых определяются цели, задачи, принципы, пределы, направления правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия. Система законодательства о хозяйственной деятельности построена таким образом, что наиболее общие, исходные положения и предписания, являющиеся начальными в осуществлении правового регулирования, изложены в Хозяйственном кодексе Украины. Содержащиеся в нем исходные нормы закрепляют понятие предпринимательства, свободу и принципы предпринимательской деятельности, определяют ее субъектов, взаимоотношения предпринимателя и государства, гарантии прав предпринимателей. Кроме того, исходные нормы содержатся в специальных законах, определяющих понятие, задачи, цели и средства регулирования в отдельных сферах предпринимательства. Исходные правовые нормы, содержащиеся в законодательстве о хозяйственной деятельности, неоднородны по своему характеру. Среди них можно выделить нормы-принципы и нормы-дефиниции. К нормам-принципам предпринимательского права следует отнести закрепленные в ст. 44, ст. 6 Хозяйственного кодекса Украины принципы хозяйственной деятельности. К числу важнейших исходных норм в предпринимательском праве относятся нормы-дефиниции содержащие определения правовых категорий и понятий. Так, в Хозяйственном кодексе Украины дано определение понятия «предпринимательство», в Законе Украины «О хозяйственных обществах» — понятия «хозяйственное общество», в Законе Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» — понятия «ценная бумага». Подавляющее большинство норм предпринимательского права – нормы – правила поведения, то есть нормы непосредственного регулирования отношений в сфере хозяйствования, которые определяют права и обязанности их субъектов, условия и меру их реализации, виды санкций, применяемых к правонарушителям и т.п. В таких нормах находят свое развитие, детализацию и конкретизацию исходные правовые нормы. По функциональной направленности нормы подразделяются на: 1) регулятивные; Охранительные. Охранительные нормы законодательства о предпринимательстве рассредоточены по специальным законам, регулирующим предпринимательскую деятельность. В некоторых специальных законах выделяются разделы, содержащие охранительные нормы. Например, в Законе Украины «О защите экономической конкуренции» выделен специальный раздел VIII «Ответственность за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции». В Законе Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» ответственность за недобросовестную конкуренцию также выделена в специальную главу. По методу правового регулирования можно выделить следующие нормы: 1) императивные; 2) диспозитивные; 3) поощрительные. Императивные нормы права – нормы, содержащие категорические предписания, которые не могут быть изменены (например, срок регистрации физического лица – предпринимателя не может быть более 2-х рабочих дней). Диспозитивные нормы права – нормы, содержащие правила, действующие лишь, если стороны не установят для себя другие нормы (например, не допускается одностороннее расторжение договора, если иное не предусмотрено соглашением). Поощрительные нормы права – это нормы, принимаемые органами государственной власти, которые направлены на развитие той или иной отрасли экономики, повышение конкуренции на том или ином рынке товаров, работ или услуг. Сокращённые материалы по теме 1.2. Хозяйственная деятельность и хозяйственные правоотношения Хозяйственной деятельности
Самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам.
Категории субъектов (ст. 55 ХК): В ч. 2 ст. 55 ХК Украины субъектами хозяйствования признаются: 1) хозяйственные организации –юридические лица, созданные в соответствии с ГК Украины, государственные, коммунальные и иные предприятия, созданные в соответствии с ХК Украины, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном порядке; Согласно ст. 80 Гражданского кодекса юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке. Юридическое лицо наделяется гражданской правоспособностью и дееспособностью, может быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо может быть создано путем объединения лиц и (или) имущества. Государственная регистрация является общим и необходимым для всех субъектов хозяйствования условием осуществления хозяйственной деятельности, независимо от вида деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности (ст. 58 ХК, ст.ст. 50, 87 ГК Украины). Государственная регистрация субъектов хозяйствования регулируются Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей», ХК Украины и другими законами. Следует учитывать, что законы и иные правовые акты, принятые до вступления в силу Закона «О государственной регистрации...», действуют в части, не противоречащей ему (п. 3 заключительных положений этого Закона). Действующим законодательством Украины предусмотрена единая система государственной регистрации субъектов хозяйствования путем: 1) внесения в Единый государственный реестр соответствующих записей (государственного удостоверения сведений о правовом статусе юридического лица либо статусе гражданина как предпринимателя); 2) выдачи справки о государственной регистрации (раньше – свидетельства); 3) совершения отметки на учредительных документах о государственной регистрации (только для юридических лиц). Государственная регистрация субъектов хозяйствования проводится государственным регистратором исключительно в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или в районной государственной администрации по местонахождению юридического лица или по месту проживания физического лица — предпринимателя (ст.5 Закона «О государственной регистрации...»). Государственный регистратор назначается на должность и освобождается от должности городским головой города областного значения или председателем районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по согласованию со специальным органом по вопросам государственной регистрации. Государственный регистратор имеет соответствующее удостоверение и собственную печать (ч. 2 и ч. 4 ст. 6 указанного Закона). Для государственной регистрации субъекта хозяйствования — юридического лица подаются следующие обязательные документы: 1) учредительные документы, предусмотренные законом для соответствующего вида юридических лиц; 2) регистрационная карточка установленного образца; Обособленные подразделения (структурные единицы) хозяйственных организаций признаются субъектами хозяйствования, осуществляющими свою деятельность от имени этих хозяйственных организаций без статуса юридического лица. Согласно ст. 95 ГК Украины: Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций. Представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица. Черты обособленных подразделений: 1) не наделяются статусом юридического лица; 2) территориально отделено от учредителя (расположенные вне места нахождения юридического лица); 3) учредительный документ – положение; 4) осуществление хозяйственной деятельности от имени учредителя; 5) наделяются частью имущества хозяйственных организаций (имущество отражается не на самостоятельном, а на отдельном балансе); 6) могут иметь счет (счета) в учреждениях банка; 7) ответственность по обязательствам несет учредитель; 8) руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности, по которой они вправе заключать сделки от имени создавшего их юридического лица в пределах представленных им полномочий; 9) сведения об открытых филиалах и представительствах должны быть внесены в единый государственный реестр; 10) ликвидируются по решению учредителя; 11) являются самостоятельными плательщиками налога. Коммунальное унитарное предприятие создается компетентным органом местного самоуправления в распорядительном порядке на базе отделенной части коммунальной собственности и входит в сферу его управления. Орган, к сфере управления которого входит коммунальное унитарное предприятие, является представителем собственника – соответствующей территориальной общины и выполняет его функции в пределах, определенных ХК Украины и другими законодательными актами. Собственник имущества, создавая коммунальное унитарное предприятие и наделяя его необходимой имущественной базой, не теряет права на него. Это имущество остается в коммунальной собственности, а коммунальное унитарное предприятие имеет право хозяйственного ведения (коммунальное коммерческое предприятие) или право оперативного управления (коммунальное некоммерческое предприятие). Поскольку коммунальное унитарное предприятие не является собственником, это обуславливает необходимость выполнения указаний собственника (согласно его компетенции) и согласования с ним основным вопросам деятельности.
Полное общество, Коммандитное общество, Акционерное общество. Полное общество – это общество, участники которого в соответствии с заключённым между ними договором осуществляют предпринимательскую деятельность от имени общества и солидарно несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по его обязательствам всем имуществом, им принадлежащим. Коммандитное общество – это общество, в котором вместе с участниками, осуществляющими от имени общества предпринимательскую деятельность и солидарно несущими дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом (полными участниками), имеется один или несколько участников (вкладчиков), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах сумм сделанных ими вкладов и не принимают участия в деятельности общества. Общество с ограниченной ответственностью – это общество, учреждённое одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделён на доли, размер которых устанавливается уставом, и несет ответственность по своим обязательствам только своим имуществом. Участники общества, которые полностью оплатили свои вклады, несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах своих вкладов. Общество с дополнительной ответственностью – это общество, учреждённое одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделён на доли, размер которых устанавливается уставом, и которое несет ответственность по своим обязательствам собственным имуществом, а в случае его недостаточности участники этого общества несут дополнительную солидарную ответственность в определенном учредительными документами одинаково кратном размере ко вкладу каждого из участников. Акционерное общество – это общество, которое имеет уставный капитал, разделенный на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только имуществом общества, а акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Среди указанных видов наиболее распространенными в предпринимательской практике Украины являются акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Правовое положение акционерных обществ регулируется специальным Законом. Два вида обществ публичные и частные. Уставной фонд составляет 1250 минимальных заработных плат исходя из ставки минимальной заработной платы, которая действует на момент регистрации (ст.14). Все акции общества должны быть именными. Акции общества существуют исключительно в бездокументарной форме. В зависимости от того, какие элементы (имущественные или личные) доминируют в хозяйственном обществе, законодательно предусмотрено использование разных принципов правового регулирования: а) хозяйственные общества, в которых доминирующим признаком является объединение капитала – это акционерные общества, ООО, ОДО. Черты: наличие установленного уставного фонда, два учредительных документа – устав и учредительный договор, осуществления управления с помощью созданных органов управления, обязательно имущественное участие, не обязательно личное участие. б) хозяйственные общества, в которых доминирующим признаком является объединение лиц – это полное общество или коммандитное общество. Черты: отсутствие законодательных требований к размеру уставного фонда, один учредительный документа – учредительный договор, управление делами осуществляется непосредственно самими участниками общества, которые несут полную субсидиарную ответственность по его обязательствам; обязательно не только имущественное участие учредителей, но и личное участие; запрещено участникам конкурировать с обществом; сложно выйти из общества (необходимо предупредить об этом за определенное время и в предусмотренных случаях – при наличии существенных причин). Правового положения Осуществление коммерческой деятельности её субъектами вызывает потребность в непосредственном взаимодействии с другими юридическими лицами с целью коллективного использования производственного, научно-технического, информационного и финансового потенциала каждого из них для достижения большей эффективности. На практике действует множество различных видов хозяйственных объединений, что требует их соответствующего правового регулирования. Объединение предприятий – это хозяйственная организация, образованная из двух или более предприятий с целью координации их производственной, научной и иной деятельности для решения общих экономических и социальных задач (ст. 118 ХК Украины). Регулирование правовых основ создания и функционирования объединений предприятий осуществляет глава 12 ХК Украины. Основные черты хозяйственного объединения: 1) корпоративный тип; 2) осуществляет управление деятельности своих участников и является вторичной структурой; 3) наличие учредительных документов; 4) цель – координация деятельности участников и объединение их усилий для решения общих социальных и экономических заданий; 5) отсутствие цели получения прибыли; 6) расположенность к монополизму, что предопределяет необходимость получения согласия Антимонопольного комитета Украины на создание хозяйственного объединения; 7) общий порядок регистрации; 8) добровольность выхода участников из хозяйственного объединения (за исключением государственных); 9) объединение признаётся новым и самостоятельным субъектом права, являющимся собственником имущества, переданного ему учредителями (участниками). 10) объединение предприятий является юридическим лицом. Предприятия-участники объединения сохраняют статус юридического лица независимо от организационно-правовой формы объединения, и на них распространяются положения соответствующих законов по регулированию деятельности предприятий. 11) имеют высшие органы управления (общие собрания участников) и образуют исполнительные органы, предусмотренные уставом такого объединения. В объединение могут входить предприятия, созданные по законодательству других государств, а предприятия Украины могут входить в объединения, образованные на территории других государств. Предприятия – участники объединения могут выйти из его состава с сохранением взаимных обязательств и заключенных договоров с другими субъектами хозяйствования. Имущество, которое осталось после прекращения деятельности хозяйственного объединения, распределяется между предприятиями и организациями, которые входили в него. Государственное (коммунальное) хозяйственное объединение – объединение предприятий, образованное государственными (коммунальными) предприятиями по решению Кабинета Министров Украины, министерств или иных органов, в сферу управления которых входят предприятия, образующие объединение, или решением компетентных органов местного самоуправления. Государственные и коммунальные хозяйственные объединения образуются преимущественно в форме корпораций или концернов, независимо от наименования объединения (комбинат, трест и т.п.). Предприятие, которое входит в состав такого объединения, не имеет права без согласия объединения выходить из его состава, а также объединять на добровольных началах свою деятельность с другими субъектами хозяйствования и принимать решение о прекращении своей деятельности. Классификация хозяйственных объединений по различным критериям: 1. По признаку создания: 1.1. Добровольные – создаются на договорных основах, предусматривая обязательное наличие устава; участники имеют право выхода из него с сохранением обязанностей по ранее заключенным договорам; 1.2. Государственные ( приказные) – создаются по решению Правительства или соответствующего министерства и выполняют функции органа, уполномоченного осуществлять управление деятельностью государственных предприятий – участников объединения; 2. По характеру взаимоотношений между объединением и его членами различают объединения: 2.1. Координационные; 2.2. Субординационного типа. Первые занимаются координацией основной хозяйственной деятельности членов объединения и могут выполнять одну или несколько производственно-хозяйственных и управленческих функций по отношению к ним (ассоциация, корпорация и другие объединения с координационным характером связей). Вторые специализируются на управлении предприятиями, входящими в состав объединения (концерны, государственные объединения и другие). 3. В зависимости от учредительного документа: 3.1. Договорные (ассоциации, корпорации) 3.2. Уставные (концерны и консорциумы); По отраслевым признакам 4.1. Отраслевые (транспорта, связи, угольной промышленности и тому подобное), 4.2. Межотраслевые (в состав которых входят хозяйственные организации различных отраслей экономики); 5. По территориальным признакам: 5.1. Республиканские; 5.2. Областные; 5.3. Городские и тому подобное; 6. По сроку деятельности: 6.1. Созданные на определенный срок (консорциум как временное объединение промышленного и банковского капитала для достижения общей цели) 6.2. Без определения срока деятельности (ассоциации, корпорации, концерны); Возможны следующие виды объединений. Ассоциация – добровольное объединение, созданное с целью постоянной координации хозяйственной деятельности предприятий, которые объединились, путем централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций, развития специализации и кооперации производства, организации совместных производств на основе объединения участниками финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения преимущественно хозяйственных нужд участников ассоциации. Хотя цель ассоциации в законодательстве определена как координация деятельности, обычно это не единственная цель. Другими целями ассоциации могут быть: Ø обеспечение защиты прав участников; Ø представление общих интересов; Ø оказание услуг (консультационных, по вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности, включая экспортно-импортные операции, кредитование); Ø предоставление новых рынков сбыта, сфер потребления. Кредитные союзы
Согласно ст. 130 ХК Украины граждане, постоянно проживающие на территории Украины, могут объединяться в кредитные союзы. Статус, порядок организации и осуществления хозяйственной деятельности кредитного союза определяется ХК Украины, ЗУ «О кредитных союзах» и другими законами. Согласно Закону Украины «О кредитных союзах» кредитный союз – это неприбыльная организация, основанная физическими лицами на кооперативных началах с целью удовлетворения потребностей ее членов во взаимном кредитовании и предоставлении финансовых услуг за счет объединенных денежных взносов членов кредитного союза. Кредитный союз является финансовым учреждением, исключительным видом деятельности которого является предоставление финансовых услуг, предусмотренных законом. Кредитный союз не может быть учредителем или участником субъектов предпринимательской деятельности. Характерные черты: 1) является финансовым учреждением, предоставляет финансовые услуги; 2) добровольное вступление и выход из КС; равноправность членов; самоуправление, гласность; 3) статус юридического лица, отдельное имущество; 4) осуществление неприбыльной деятельности для удовлетворения интересов членов КС; 5) лицензирование финансовой деятельности; 6) наличие устава КС, утверждает общее собрание членов трудового коллектива; 7) основанием принятия в члены КС является письменное заявление, которое рассматривает наблюдательный совет; член КС должен уплатить паевой взнос; 8) приостановление членства – на основании решения общего собрания или наблюдательного совета; 9) Статус имущества КС – право собственности, которое формируется за счет вступительных, обязательных паевых взносов; платы за предоставление кредитов и т.д. Капитал кредитного союза состоит из паевого, резервного и дополнительного капиталов, а также остатка нераспределенного дохода союза и не может быть меньше 10 процентов от суммы его общих обязательств. 10) КС отвечает только имуществом, которое принадлежит КС на праве собственности; отсутствие субсидиарной ответственности членов КС, которые несут только риски убытков в пределах своих паевых взносов; 11) органы управления: общие сборы, наблюдательный совет, правление, кредитный комитет (отвечает за организацию кредитной деятельности союза – 3 чел.), ревизионная комиссия 12) Государственная регистрация кредитных союзов осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг (Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины ) при наличии всех необходимых документов (заявление установленного образца о государственной регистрации кредитного союза; протокол учредительного собрания, к которому прилагается реестр лиц, принимавших участие в учредительном собрании (список учредителей кредитного союза); устав кредитного союза; копия платежного документа об уплате регистрационного сбора) в течение одного календарного месяца. Кредитный союз может заключать от своего имени договоры и иные соглашения, не противоречащие закону, другим нормативно-правовым актам и уставу кредитного союза, приобретать имущественные и неимущественные права, иметь обязанности, вытекающие и
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.241 (0.019 с.) |