ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, виды и организационно-правовые формы предприятий



 

Предприятие является основным звеном хозяйственного комплекса. Это обусловлено особыми экономическими и социальными функциями предприятия в экономической системе, а именно – функциями товаропроизводителя, который удовлетворяет общественные потребности в продукции, роботах, услугах. Поэтому законодательный институт предприятия или хозяйничающего субъекта является центральной частью системы хозяйственного права Украины, его правовой основой.

Все основные законы и прочие нормативные акты хозяйственного законодательства принимаются, исходя из экономического и правового положения предприятия.

Основы правового положения предприятия регламентированы в главе 7 ХК Украины.

Предприятие – это самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, и иной хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном этим ХК Украины и другими законами (62 ХК).

Таким образом, ХК Украины понимает предприятие в качестве важнейшего субъекта и формы хозяйствования.

Черты предприятия:

1) осуществление коммерческой и некоммерческой деятельности;

2) функционирует на основе разных форм собственности;

3) наличие учредительного документа (как правило, устава);

4) наличие хозяйственной правосубъектности, в т.ч. статуса юридического лица, которое не имеет в своем составе других юридических лиц (ч. 5 ст. 62 ХК Украины). Этим предприятие существенно отличается от объединений предприятий (хозяйственных объединений), в состав которых входят юридические лица.

5) наличие фирменного названия, печати, идентификационного кода; самостоятельный баланс;

6) действует на базе обособленного имущества

7) управление предприятием осуществляется в соответствии с его учредительными документами.

Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы (например, наблюдательный совет АО) в соответствии с уставом предприятия либо другими учредительными документами.

Между собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективом или уполномоченным им органом должен заключаться коллективный договор, которым регулируются производственные, трудовые и социальные отношения трудового коллектива с администрацией предприятия.

В ч. 3 ст. 69 ХК Украины установлено, что пенсионеры и инвалиды, работавшие до выхода на пенсию на предприятии, пользуются наравне с его работниками имеющимися возможностями медицинского обслуживания, обеспечения жильем, путевками в оздоровительные учреждения, другими социальными услугами и льготами, предусмотренными уставом предприятия. Собственник, органы управления предприятия обязаны обеспечить для всех работников предприятия надлежащие и безопасные условия труда (ч. 4 ст. 69 ХК). Предприятие с вредными условиями труда создает отдельные цеха, участки для предоставления женщинам, несовершеннолетним и отдельным категориям работающих более легкой работы (ч. 5 ст. 69) и т.д.

Классификация предприятий:

1. В зависимости от форм собственности (ст. 63 ХК Украины):

1) частное предприятие, основанное на частной собственности граждан или субъекта хозяйствования (юридического лица);

2) коллективное предприятие, основанное на коллективной собственности;

3) коммунальное предприятие, основанное на собственности соответствующей территориальной громады;

4) государственное предприятие, основанное на государственной собственности, в т.ч. казенное предприятие;

5) предприятие, основанное на смешанной форме собственности (на базе объединение имущества разных форм собственности).

2. В зависимости от наличия и размера в уставном капитале иностранных инвестиций:

1) украинское предприятие (в уставном фонде украинский капитал составляет от 90 до 100 %);

2) украинское предприятие с иностранными инвестициями (иностранные инвестиции составляют не менее 10 %);

3) иностранное предприятие (иностранные инвестиции составляют 100 %).

3. В зависимости от способа образования, формирования уставного фонда и порядка управления:

1) унитарное предприятие (созданное одним учредителем, который самостоятельно формирует уставное фонд. не разделенный на доли, утверждает устав, распределяет доходы, руководит предприятием и формирует его трудовой коллектив, решает вопросы реорганизации и ликвидации предприятия);

2) корпоративное предприятие (образованное, как правило, двумя или более учредителями по их совместному решению, действует на основе объединения имущества и/или предпринимательской либо трудовой деятельности учредителей (участников), их совместного управления делами, на основе корпоративных прав, в том числе через создаваемые ими органы, участия учредителей (участников) в распределении доходов и рисков предприятия).

Предприятие может быть унитарным в экономическом смысле, но быть корпоративным в юридическом смысле, и наоборот. Например, государственное корпоратизированное предприятие представляет собой акционерное общество, которое может иметь одного учредителя – государство. Аналогичная ситуация возникает в том случае, когда один из учредителей (участников) хозяйственного общества обладает контрольным пакетом акций или имеет иную возможность оказывать решающее воздействие на процессы управления предприятием. Такое предприятие является корпоративным в юридическом смысле, но унитарным с экономической точки зрения. Напротив, предприятие, единолично созданное хозяйственным обществом или объединением граждан, является унитарным в юридическом смысле, но корпоративным в экономическом смысле, так как источник власти учредителя имеет коллективную природу. Данные положения важно учитывать при выяснении ожидаемых результатов корпоратизации того или иного предприятия.

4. В зависимости от количества работающих и доходов от любой деятельности за год:

1) субъекты микропредпринимательства:

а) физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как физические лица - предприниматели, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины;

б) юридические лица – субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.

2) субъекты малого предпринимательства:

а) физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как физические лица – предприниматели, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины;

б) юридические лица – субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.

3) субъекты крупного предпринимательства –юридические лица – субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) превышает 250 человек и годовой доход от любой деятельности превышает сумму, эквивалентную 50 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.

4) субъекты среднего предпринимательства – все иные субъекты хозяйствования.

Данная классификация имеет значение для налоговых и хозяйственных льгот, а также разграничения режимов государственной поддержки, предоставляемой законодательством Украины тем или иным предприятиям.

5. В зависимости от наличия или отсутствия экономисткой и/или организационной зависимости от другого предприятия:

1) простые предприятия;

2) ассоциированные предприятия.

При этом ассоциированные предприятия бывают двух видов:

1) контролирующее предприятие («материнское») (предприятие, которое осуществляет решающее влияние на другое предприятие через владение контрольным пакетом акций или частью имущества);

2) зависимое предприятие («дочернее») (контрольным пакетом акций или определенной частью имущества владеет другой субъект хозяйственной деятельности);

6. В зависимости от правового режима имущества:

1) предприятия-собственники (имеют максимальный размер прав и минимум обязательств);

2) предприятия-несобственники (стратегические вопросы его деятельности решает собственник имущества).

16. Государственные и коммунальные унитарные предприятия

Раздел 8 ХК Украины устанавливает правовой статус государственных и коммунальных унитарных предприятий.

Согласно ст. 73 ХК Украины государственное унитарное предприятие образуется компетентным органом государственной власти в распорядительном порядке на базе отделенной части государственной собственности, как правило, без деления ее на части, и входит в сферу его управления.

Государственное предприятие представляет собой организационно-правовую форму предприятия, основанного на государственной собственности и делится на государственное унитарное или государственное коммерческое предприятие (статьи 73, 74 ХК Украины). Такое предприятие имеет особенности правового положения по сравнению с негосударственными предприятиями. Эти особенности обусловлены способом отчуждение функций владельца от функций управления имуществом в государственном предприятии. Именно государственное предприятие как имущественный комплекс является объектом права государственной собственности. Предприятию как субъекту права это имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Относительно государственных предприятий действует правовой режим имущества государственных предприятий. Он определяет, какие государственные предприятия руководствуются специальными правилами образования их имущества, целей и предмета деятельности (уставы утверждают и контролируют уполномоченные органы), управления имуществом, распределения прибыли и т.п.

Существует два вида государственных унитарных предприятий:

1) государственное коммерческое предприятие;

2) казенное предприятие.

Различие между ними в том, что государственные коммерческие предприятия владеют, пользуются и распоряжаются имуществом на основе права хозяйственного ведения, а казенные предприятия – на основе права оперативного управления.

Государственное коммерческое предприятиеэто субъект предпринимательской деятельности, который действует на основе принципов предпринимательства, указанных в ст. 44 ХК Украины, и несет ответственность за результаты своей деятельности всем принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения имуществом согласно ХК Украины и другими законами, принятым в соответствии с ХК Украины.

Казенное предприятие создается в отраслях народного хозяйства, в которых (ст. 76 ХК Украины):

Ø законом разрешено осуществление хозяйственной деятельности лишь государственным предприятиям;

Ø основным (свыше пятидесяти процентов) потребителем продукции (работ, услуг) является государство;

Ø по условиям хозяйствования невозможна свободная конкуренция товаропроизводителей или потребителей;

Ø превосходящим (свыше пятидесяти процентов) есть производство общественно необходимой продукции (работ, услуг), которое по своим условиям и характером потребностей, которые ним удовлетворяются, как правило, не может быть рентабельным;

Ø приватизация имущественных комплексов государственных предприятий запрещено законом.

Казенное предприятие создается по решению Кабинета Министров Украины. В решении о создании казенного предприятия определяются объем и характер основной деятельности предприятия, а также орган, к сфере управления которого входит предприятие, которое создается. Реорганизация и ликвидация казенного предприятия проводятся соответственно требованиям ХК Украины по решению органа, к компетенции которого относится создание данного предприятия.

Коммунальное унитарное предприятие создается компетентным органом местного самоуправления в распорядительном порядке на базе отделенной части коммунальной собственности и входит в сферу его управления.

Орган, к сфере управления которого входит коммунальное унитарное предприятие, является представителем собственника – соответствующей территориальной общины и выполняет его функции в пределах, определенных ХК Украины и другими законодательными актами.

Собственник имущества, создавая коммунальное унитарное предприятие и наделяя его необходимой имущественной базой, не теряет права на него. Это имущество остается в коммунальной собственности, а коммунальное унитарное предприятие имеет право хозяйственного ведения (коммунальное коммерческое предприятие) или право оперативного управления (коммунальное некоммерческое предприятие). Поскольку коммунальное унитарное предприятие не является собственником, это обуславливает необходимость выполнения указаний собственника (согласно его компетенции) и согласования с ним основным вопросам деятельности.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.012 с.)