Организационно–правовая форма хозяйствования находит отражение в учредительных документах предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно–правовая форма хозяйствования находит отражение в учредительных документах предприятия.



Учредительные документы предприятияэто комплект документов установленной законом формы, в соответствии с которыми предприятие возникает и действует как субъект хозяйственной деятельности. С точки зрения правовой природы, учредительные документы являются локальными нормативными актами, то есть актами, которые приобретают юридическую силу вследствие утверждения их одним или несколькими основателями предприятия.

В зависимости от организационно-правовой формы юридиче­ских лиц можно систематизировать состав необходимых учреди­тельных документов:

1. Устав (для акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, кооперативов, предприятий коллективной собственности, государственных и коммунальных унитарных предприятий, концернов, консорциумов, учреждений образования и охраны здоровья, благотворительных организаций, объединений совладельцев многоквартирного дома, политических партий, общественных и религиозных организаций);

Устав это акт, определяющий правовое положение предприятия, он должен содержать сведения о наименовании и местонахождении, цели и предмете деятельности, размере и порядке образования уставного и иных фондов, порядок распределения прибыли и убытков, об органах управления и контроля, их компетенции, порядке принятия ими решений, об условиях реорганизации и ликвидации субъекта хозяйствования, сведения, связанные с особенностями организационной формы юридического лица, а также иные сведения, не противоречащие законодательству Украины (отражено в ст. 57 ХК Украины).

В соответствии с ч. 4 ст. 57 ХК Украины в определенных законом случаях вместо устава принимается положение. В частности, положением определяется хозяйственная компетенция органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных субъектов в случаях, определенных законом. Положением определяется структура и порядок деятельности структурных подразделений предприятий.

2. Положение (для органов государственной власти и органов местного самоуправления, обособленных подразделений юридических лиц).

3. Учредительный договор (для полных и коммандитных обществ, корпораций);

Учредительный договор это способ организации субъектов предпринимательской деятельности посредством соглашения о согласованных и взаимных действиях в управленческой и имущественной сферах.

Учредительный договор призван определить порядок и условия согласованной деятельности учредителей полного и коммандитного товарищества, ассоциаций и корпораций. В нем учредители определяютпорядок совместной деятельности по образованию юридического лица, условия передачи ему своего имущества, порядок распределения прибыли и убытков, управления и участия в его деятельности, иные условия хозяйствования в рамках закона, в том числе порядок прекращения деятельности.

Учредительный договор полного и коммандитного обществ должен также определять размер доли каждого из участников, форму их участия в делах общества, размер, состав и порядок внесения ими вкладов. Что касается вкладчиков коммандитного общества, то в учредительном договоре указываются только совокупный размер их доли в имуществе общества и размер, состав и порядок внесения ими вкладов.

Следует отличать учредительный договор от обычных гражданско-правовых договоров. Основное отличие – данный документ имеет организационно-управленческую природу (закрепляя внутриорганизационные вопросы деятельности предприятия и порядок управления им), в отличие от имущественной природы гражданско-правового договора.

4. У став и учредительный договор (для ассоциаций, кооперативных объединений и фермерских хозяйств);

5. Учредительный акт (для учреждений, создаваемых в порядке ст. 83 ГК Украины);

Учредительный акт– решение о создании учреждения в порядке гл. 7 ГК Украины.

Особенностью учреждения по ГК Украины является то, что им является организация, созданная учредителями, не принимающими участия в управлении им, путем объединения их имущества для достижения определенной цели за счет этого имущества (ст. 83 ГК Украины). Это накладывает свой отпечаток на особенность содержания учредительного акта, который должен содержать цель создания учреждения, состав имущества, передаваемого учредителями, структуру управления учреждением.

В учредительных документах должны быть указаны наименование и местонахождение юридического лица, цель и предмет хозяйственной деятельности, состав и компетенция его органов управления, порядок принятия ими решений, порядок формирования имущества, распределения прибылей и убытков, условия его реорганизации и ликвидации, если иное не предусмотрено законом.

Содержание учредительных документов определено в ч. 2 ст. 57 ХК Украины. При разработке проектов учредительных документов предприятий необходимо руководствоваться также и нормативными актами. Относительно предприятий отдельных видов законодатель применяет типичные формы учредительных документов (например, Типичный устав государственного предприятия, Типичный устав казенного предприятия, Типичный устав закрытого акционерного общества, Типичный устав открытого акционерного общества, созданного путем корпоратизации государственного предприятия и т.п.).

Правильно разработанные документы способствуют государственной регистрации предприятия.

 

11. Государственная регистрация субъектов хозяйствования

 

Государственная регистрация является общим и необходимым для всех субъектов хозяйствования условием осуществления хозяйственной деятельности, независимо от вида деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности (ст. 58 ХК, ст.ст. 50, 87 ГК Украины).

Государственная регистрация субъектов хозяйствования регулируются Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей», ХК Украины и другими законами. Следует учитывать, что законы и иные правовые акты, принятые до вступления в силу Закона «О государственной регистрации...», действуют в части, не противоречащей ему (п. 3 заключительных положений этого Закона).

Действующим законодательством Украины предусмотрена единая система государственной регистрации субъектов хозяйствования путем:

1) внесения в Единый государственный реестр соответствующих записей (государственного удостоверения сведений о правовом статусе юридического лица либо статусе гражданина как предпринимателя);

2) выдачи справки о государственной регистрации (раньше – свидетельства);

3) совершения отметки на учредительных документах о государственной регистрации (только для юридических лиц).

Государственная регистрация субъектов хозяйствования проводится государственным регистратором исключительно в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или в ра­йонной государственной администрации по местонахождению юри­дического лица или по месту проживания физического лица — пред­принимателя (ст.5 Закона «О государственной регистрации...»). Государственный регистратор назначается на должность и освобождается от должности городским головой города областного значения или председателем районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по согласованию со специальным органом по вопросам государственной регистрации. Государственный регистратор имеет соответствующее удостоверение и собственную печать (ч. 2 и ч. 4 ст. 6 указанного Закона).

Для государственной регистрации субъекта хозяйствования — юридического лица подаются следующие обязательные документы:

1) учредительные документы, предусмотренные законом для соответствующего вида юридических лиц;

2) регистрационная карточка установленного образца;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.72 (0.005 с.)