Необходимость принятия своевременных мер по устранению последствий правонарушения (ч. 1 ст. 222, ст. 226 ХК Украины) и др.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость принятия своевременных мер по устранению последствий правонарушения (ч. 1 ст. 222, ст. 226 ХК Украины) и др.



Хозяйственно-правовая ответственность находит в законодательстве своеобразное регулирование. Так, в гл. 24 ХК Украины приводится ее самостоятельное понятие, перечень санкций, принципы, основания, пределы и порядок реализации хозяйственно-правовой ответственности.

Несомненно, хозяйственно-правовая ответственность соединяет в единый «кулак» частноправовые и публично-правовые меры воздействия на правонарушителя. Однако это соединение не повторяет существующие гражданско-правовые и административно-правовые институты.

Даже беглое сравнение частноправовых санкций хозяйственно-правовой ответственности и санкций гражданско-правовой ответственности обнаруживает их серьезные различия. Возмещение убытков в сфере хозяйствования (гл. 25 ХК Украины) подвергнуто более подробной регламентации, чем в ГК Украины (гл. 51 ГК); согласно ч. 5 ст. 225 ХК Украины стороны вправе по взаимному согласию заблаговременно определить согласованный размер убытков, ГК Украины такую возможность не предусматривает. ХК Украины исходит из презумпции зачетной неустойки, предусматривая штрафную неустойку лишь для денежных обязательств (ст.ст. 229, 232 ХК Украины), а ГК Украины говорит о штрафной неустойке для всех видов обязательств (ст. 624 ГК). ХК Украины предусматривает возможность применения пени в любых обязательствах (ст.ст. 230, 231 ХК Украины), а ГК Украины – только в денежных обязательствах (ч. 3 ст. 549 ГК) и т.д.

По сравнению с КУоАП в ХК Украины предусмотрен особый субъект административно-хозяйственных санкций – субъект хозяйствования, который охватывает не только граждан-предпринимателей, но и юридические лица. ХК Украины предусматривает такие административно-хозяйственные санкции, как прекращение экспортно-импортных операций, отмена государственной регистрации и другие санкции, не предусмотренные в КУоАП. ХК Украины предусматривает иные сроки применения административно-хозяйственных санкций (6 месяцев) по сравнению со сроком привлечения к административной ответственности по КУоАП (2 месяца). Наконец, в этих кодексах используются различные процедуры и органы, применяющие соответствующие санкции.

В хозяйственно-правовой ответственности используются отдельные институты ГК Украины и других законов, однако в рамках и пределах, не противоречащих ХК Украины.

Это позволяет строить такую систему мер ответственности в сфере хозяйствования, которая не только отражает специфику, сложность и объемность хозяйственной деятельности, но и позволяет согласовать в едином акте частные и публичные меры государственного воздействия, что особенно ценно.

 

Основания хозяйственно-правовой ответственности.

Основанием хозяйственно-правовой ответственности участника хозяйственных отношений является совершенное им правонарушение в сфере хозяйственной деятельности

Хозяйственно-правовая ответственность наступает лишь при наличии соответствующих оснований (218 ХК Украины). Различают юридические и фактические основания хозяйственно-правовой ответственности.

Юридические основания это тот правовой документ, который характеризует определенное поведение субъекта хозяйствование как противоправное и предусматривает за конкретное нарушение размер ответственности: такими основаниями в хозяйственном праве является закон, договор, а также административный акт (например, устав предприятия, положение о филиале, решение Кабинета Министров о создании ПФГ и т.п.).

В широком смысле юридические основания охватывают всю совокупность правового материала, существующего в сфере хозяйствования. Ведь нормы законов или условия договоров, которые не обеспечены мерами ответственности за их нарушение, зачастую являются «мертвыми», фактически лишаются своей силы.

В узком смысле юридические основания хозяйственно-правовой ответственности затрагивают лишь хозяйственные санкции, наступающие за совершение определенного правонарушения.

В хозяйственных договорах санкции предусматриваются, как правило, в специальном разделе «Ответственность сторон».

Фактические основанияэто те жизненные ситуации, которые характеризуются законом или договором как неправомерные. Такие ситуации именуются составом хозяйственного правонарушения.

Так, в зависимости от юридического основания (то есть какие юридические нормы затронуты) различаются договорные и внедоговорные правонарушения.

В свою очередь, договорные правонарушения делятся на:

правонарушения на стадии возникновения договоров: нарушение сроков заключения договоров; процедуры урегулирования расхождений, которые возникают при их заключении; заключение договоров, которые противоречат требованиям закона, целям деятельности юридического лица, или заключение договоров с целью, которая противоречит интересам государства и общества;

нарушения сроков выполнения договорных и других хозяйственных обязательств при поставке продукции и товаров (наиболее распространенные в хозяйственной практике), перевозке грузов, выполнении работ и др. Просрочка выполнения обязательств вообще влечет за собой уплату должником определенной законом или договором неустойки, штрафа, пени (статьи 179, 213-215 и 356 Гражданского кодекса);

нарушения хозяйственных обязательств относительно качества поставленной продукции (товаров), выполненных работ, предоставленных услуг;

нарушения государственной дисциплины цен, связанное с выполнением договоров. ЗУ «О ценах и ценообразовании» и ХК Украины предусматривают, что в случае нарушение предприятием цены (при реализации по договору продукции) избыточная полученная сумма подлежит изъятию в доход соответствующего бюджета;

нарушения в сфере кредитных и расчетных отношений, связанные с выполнением хозяйственных договоров;

нарушения хозяйственных обязательств относительно перевозок грузов: обязательств по плану перевозок (неподача перевозочных средств, не предъявление грузов к перевозке); простой транспортных средств под погрузкой и разгрузкой свыше установленных сроков; потеря, недостача, повреждение груза; просрочка доставки груза и т.п.

Предметом хозяйственно-правовой ответственности являются также внедоговорные правонарушения:

нарушения законодательства о защите экономической конкуренции (антиконкурентные согласованные действия; злоупотребление монопольным (доминирующим) положением; антиконкурентные действия органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйствен­ного управления и контроля);

нарушения прав собственника как объединенных, так и не объединенных с лишением прав владения и т.п.

Как и любая другая юридическая ответственность, хозяйственно-правовая ответственность базируется на определенных правовых основаниях. Это, во-первых, нормативные основания, то есть совокупность норм права об ответственности субъектов хозяйственных отношений. Вторым правовым основанием является хозяйственная правосубъектность правонарушителя (должника) и потерпевшего (кредитора). Сторонами правоотношений при применении ответственности этого вида могут быть предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица независимо от формы собственности имущества, организационно-правовых форм, то есть лица, которые имеют право обращаться к хозяйственному суду за защитой своих затронутых или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов.

Третье основание называется юридески-фактическим. Это противоправные действия или бездеятельность лица – хозяйственного правонарушителя, которые нарушают права и законные интересы потерпевшего лица (кредитора) или мешают их реализации.

Необходимо заметить, что в теории и практике хозяйственного права, так же как в гражданском праве, традиционно не выделяются такие элементы состава, как объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения, которые свойственны административным проступкам и уголовно наказуемым деяниям. И дело здесь не только в традициях.

В хозяйственном и гражданском праве нет ярко выраженного законодательного деления санкций в зависимости от области посягательства; общественная опасность деяния может лишь теоретически называться в качестве критерия ответственности; применяется принцип презумпции вины правонарушителя, а в ряде случаев – особенно часто в хозяйственном праве – вина вообще не учитывается при применении мер ответственности.

Состав хозяйственного правонарушениязависит от формы хозяйственно-правовой ответственности и состоитиз четырех элементов:

1)факт противоправного хозяйственного поведения, то есть нарушение нормы закона, условия договора, обязательного для участника хозяйственных отношений планового задания и т.п., вследствие чего причиняются убытки либо иной вред правам или интересам потерпевшего участника хозяйственных отношений. Это может быть действие либо бездействие (например, просрочка поставки товаров);

2)наличие убытков или иных негативных последствий для потерпевшего(например, невозможность доступа предпринимателем на рынок, подрыв репутации предприятия и т.п.);

3) причинная связь между противоправным поведением нарушителя и причиненным потерпевшему убытками;

4) вина правонарушителя, о которой в хозяйственном праве свидетельствуют два элемента: во-первых, наличие у субъекта хозяйственных отношений реальной возможности действовать правомерно и предупредить наступление негативных последствий (убытков) и, во-вторых, непринятие им всех необходимых мер для недопущения противоправного поведения и предупреждения наступления убытков.

Полный состав хозяйственного правонарушения необходим для применения хозяйственных санкций в форме возмещения убытков, опровержения ложных сведений, а также для некоторых административно-хозяйственных санкций, требующих наличия негативных последствий для квалификации правонарушения (например, для применения штрафа за дискриминацию субъектов хозяйствования необходимо доказать невозможность осуществления предпринимателем хозяйственной деятельности), и прямо оговоренных в договоре в качестве условия ответственности. Полный состав хозяйственного правонарушения применяется как исключение.

В большинстве случаев для применения хозяйственно-правовой ответственности достаточно установить усеченный состав хозяйственного правонарушения.

То есть один лишь факт противоправного поведения презюмируется в качестве достаточного элемента применения большинства хозяйственно-правовых санкций. Такое положение не случайно – сложность и многоаспектность хозяйственной деятельности, приобретение прав и обязанностей субъектами хозяйствования преимущественно опосредованно – через свои органы, отсутствие зачастую реальной возможности установить последствия правонарушения и вину правонарушителя, делают неоправданным применение полного состава хозяйственного правонарушения ко всем противоправным действиям. Подобное применение затруднило бы, а в большинстве случаев даже сделало бы невозможным привлечение правонарушителя к ответственности.

Например, если необходимым элементом правонарушения в сфере градостроительства считать наступление вредных последствий, то факты нарушения строительных норм и правил повсеместно оказались бы безнаказанными, так как негативные последствия таких нарушений в основном проявляются не сразу, а через определенное время.

Важнейшим элементом состава большинства хозяйственных правонарушений выступает вина правонарушителя.

При определении понятия вины следует учитывать правило ч. 3 ст. 614 ГК Украины, согласно которому лицо считается невиновным, если докажет, что приняло все зависящие от него меры по надлежащему выполнению обязательства. Аналогичная характеристика виновного поведения может быть дана на основании ч. 2 ст. 218 ХК Украины, хотя и другими словами: «субъект хозяйствования за нарушение хозяйственного обязательства несет хозяйственно-правовую ответственность, если не докажет, что надлежащее выполнение обязательства оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы».

Вина в хозяйственной и юрисдикционной практике – это существование двух обстоятельств, которые дают основания к применению ответственности:

· наличие у лица-правонарушителя реальных возможностей для надлежащего выполнения;

· неприменение им всех необходимых мер по недопущению правонарушения, предотвращению убытков (вреда) потерпевшему.

Формой вины может быть как умысел, так и неосторожность правонарушителя. В таком случае действует принцип презумпции вины, то есть «отсутствие вины доказывается лицом, которое нарушило обязательства» (ст. 209 ГК Украины). Вина обеих сторон подлежит взаимному зачету.

Вина предприятия (хозяйствующего субъекта) – это вина его работников. Следовательно, принцип ответственности за вину требует определения конкретных работников, действия или бездеятельность которых привели к невыполнению обязательств или причинению вреда.

Следует различать презумпцию вины правонарушителя и отсутствие учета вины при применении хозяйственно-правовых санкций.

Презумпция вины хозяйственного правонарушителяхарактерна для большинства договорных хозяйственных обязательств. В то же время лицо вправе доказать отсутствие своей вины в совершении противоправного деяния и освободиться от ответственности.

В случае отсутствия учета виныхозяйственного правонарушителя последний не может освободиться от ответственности, доказав отсутствие своей вины. В частности, вина правонарушителя по общему правилу не учитывается при применении административно-хозяйственных санкций, при которых сам факт нарушения правил осуществления хозяйственной деятельности влечет применение мер ответственности.

Так, при применении административно-хозяйственного штрафа согласно ст. 16 Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» закон связывает применение мер ответственности с одним лишь фактом осуществления расчетов в иностранной валюте без получения соответствующей лицензии НБУ. При этом не может быть принято во внимание, по какой причине правонарушитель не получил такую лицензию.

Лишь в случаях, прямо указанных в законе, отсутствие вины правонарушителя является основанием для неприменения к нему административно-хозяйственных санкций. При применении хозяйственных санкций в виде взыскания убытков или штрафных санкций отсутствие учета вины допускается как исключение, указанное в законе или договоре.

Например, при применении ответственности за нарушение денежных обязательств правонарушитель лишается возможности доказывать отсутствие своей вины. Ведь исполнение денежного обязательства всегда объективно возможно, благодаря заменимости денег как их юридическому свойству. Согласно ст. 229 ХК Украины участник хозяйственных отношений при нарушении им денежных обязательств не освобождается от ответственности ввиду невозможности выполнения.

При применении оперативно-хозяйственных санкций вина вообще не подлежит учету согласно ч. 3 ст. 235 ХК Украины. Основанием применения таких санкций является один лишь факт правонарушения (ч. 1 ст. 237 ХК Украины).

ГК Украины также предусматривает в ряде случаев отсутствие учета вины за те или иные правонарушения. Так, в сфере деликтных обязательств (ст. 1173 ГК) вред, причиненный лицу незаконными решениями, действием или бездействием публичного органа, возмещается независимо от вины этого органа.

Это ориентирует на общую тенденцию расширения в новых ГК и ХК Украины тех составов правонарушений, ответственность за которые наступает при отсутствии учета вины правонарушителя.

 

45. Порядок реализации хозяйственно-правовой ответственности

Порядок реализации хозяйственно-правовой ответственностисовокупность мероприятий и обстоятельств, которые необходимо осуществить и выяснить для применения к правонарушителю хозяйственных санкций.

В частности, при реализации мер ответственности, кроме выяснения оснований и состава хозяйственного правонарушения, суд должен учитывать сроки реализации хозяйственно-правовой ответственности, пределы хозяйственно-правовой ответственности, возможность уменьшения размера ответственности, возможность освобождения от ответственности, соблюдение правонарушителем досудебного порядка реализации хозяйственно-правовой ответственности.

Сроки реализациихозяйственно-правовой ответственности (срок давности) находят отражение в ст.ст. 223, 250, 322 ХК Украины и ст.ст. 257, 258 ГК Украины, ст. 42 Закона «О защите экономической конкуренции».

Для применения хозяйственных санкций в горизонтальных хозяйственных отношениях в виде возмещения убытков и штрафных санкций ХК Украины отсылает к применению общих и сокращенных сроков исковой давности, предусмотренных ст.ст. 257, 258 ГК Украины.

В то же время отдельные авторы высказывают мнение, о возможности применения в сфере хозяйствования более длительных сроков исковой давности, предусмотренных ч.ч. 3 и 4 ст. 258 ГК Украины (пятилетний срок исковой давности по требованиям о признании сделки недействительной под воздействием обмана и насилия, и десятилетний – по требованиям о применении последствий ничтожной сделки). Следует учитывать, что более длительные сроки исковой давности могут быть предусмотрены самим ХК Украины. Например, исковая давность для требований заказчика по договору подряда на капитальное строительство определяется в ст. 322 ХК Украины от одного года до тридцати лет.

Общий срок исковой давности3 года.

Сокращенная исковая давность в один год,применимая в хозяйственных отношениях, устанавливается для требований:

1) о взыскании неустойки (штрафа, пени);

2) об опровержении недостоверной информации, помещенной в средствах массовой информации;

3) о переводе на совладельца прав и обязанностей покупателя при нарушении преимущественного права покупки доли в праве общей долевой собственности;

4) в связи с недостатками проданного товара;

5) в связи с перевозкой груза, почты.

Более длительная исковая давность применяется

1) для требованиям о признании сделки недействительной под воздействием обмана и насилия – 5 лет;

2) для требованиям о применении последствий ничтожной сделки – 10 лет;

3) для требований заказчика по возмещению убытков, причинённых заказчику противоправными действиями подрядчика, которые повлекли разрушения либо аварию – 30 лет;

4) для некоторых иных, определённых законодательством требований.

Для административно-хозяйственных санкций ст. 250 ХК Украины предусматривает особые сроки применения. Административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом установленныхзаконодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

Так, Законом Украины «О защите экономической конкуренции» установлен пятилетний срок давности применения административно-хозяйственных санкций за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, а за действия, препятствующие Антимонопольному комитету в осуществлении его функций, – трехлетний срок.

ХК Украины предусматривает также пределы хозяйственно-правовой ответственности и порядок уменьшения размера и освобождения от ответственности.

По общему правилу за невыполнение или ненадлежащее выполнение хозяйственных обязательств либо нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности правонарушитель отвечает принадлежащим ему на праве собственности или закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено ХК Украины и другими законами.

Однако существуют такие, когда пределы ответственности могут быть несколько расширеными, поскольку за правонарушителя могут нести ответственность и иные лица (общество с дополнительной ответственностью, полное общество, коммандитное общество, казённое предприятие и т.д.).

Так, согласно ч. 7 ст. 77 ХК Украины казенные предприятия несут ответственность по своим долгам лишь в пределах принадлежащих им денежных средств. При недостаточности указанных средств государство в лице органа, в сферу управления которого входит предприятие, несет полную субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.015 с.)