Тема 1. Предмет и система земельного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и система земельного права



ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

1. Триединое значение (триединая роль) земли. Земля как недвижимое имущество. Земля и территория.

2. Понятие и развитие земельного права как отрасли, науки и учебной дисциплины.

3. Земельные правоотношения: понятие, особенности, классификация.

4. Метод правового регулирования земельных отношений.

5. Принципы земельного права.

6. Место земельного права в системе российского права и его взаимодействие с другими отраслями.

7. Общая характеристика современной земельно-аграрной реформы: цели, основные направления, правовое обеспечение.

Литература к первой теме:

· «Предмет земельного права в условиях рынка» / Вестник МГУ, 1992, № 5

· Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"

· Закон Свердловской области от 29 декабря 1995 г. № 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области"

· Чубуков Г.В. «Земельная недвижимость в системе российского права» / журнал «Государство и право», 1995, № 9

· Жариков Ю.Г. «Разграничение сферы действия земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений» / журнал «Государство и право», 1996, № 2

 

Триединое значение (триединая роль) земли. Земля как недвижимое имущество.

Земля и территория.

ТРИЕДИНОЕ ЗНАЧЕНИЕ (ТРИЕДИНАЯ РОЛЬ) ЗЕМЛИ

 

Земля многоаспектная и многофункциональна.

Согласно словарю Даля, Ожегова: земля - это 1) одна из планет; 2) суша (земная твердь) в отличие от водного или воздушного пространства; 3) почва, верхний слой суши; 4) пол, поверхность, по которому мы ходим, на котором стоим,

Земля - это главный природный ресурс, основной элемент природного комплекса, с которым связывается существование всего живого.

Согласно ст.9 Конституции РФ, ст. 12 ЗК РФ: земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Триединая роль земли: 1) земля - это объект природы; 2) земля - это объект собственности; 3) земля - это объект хозяйствования (пользования).

Функции земли:

1) экономическая. Проявляется во взаимосвязи земли с живой и неживой природой. Земля - это не только часть природы, но и главный её элемент. Другие части природы (недра, леса) рассматриваются как принадлежность земли. Земля располагает верхним плодородным слоем - почвой. С почвой связывается существование жизни на Земле => задачей государства и всех землепользователей является разумное и правильное использование почвы. От этого зависит и состояние всей окружающей среды. В настоящее время постепенно идёт процесс экологизации земельного законодательства.

2) экономическая. Земля - это всеобщий предмет труда; пространственный операционный базис (в том смысле, что земля используется предприятиями социальной сферы, промышленности, транспорт и т.д.); главное средство производства. В сельском и лесном хозяйстве основная часть земель - это главное средство производства различных видов с/х продукции, с/х сырья. Земли с/х назначения обладают уникальным природным свойством - плодородием, которое даёт возможность использовать эти земли в качестве главного средства производства. В настоящее время и земли с/х назначения стали объектом оборота (предметом купли-продажи).

3) социально-оздоровительная. Земля - основа жизнедеятельности организмов. На земле расположены санатории, дома отдыха, туристические маршруты. Земля - это место обитания (проживания) граждан любого общества.

Земле присущ и политический аспект. Земля является объектом острой политической борьбы.

Т.о., земля многофункциональна.

Специфические свойства земли как главного природного ресурса:

1) ограниченность. В широком аспекте: Земля как одна из планет; в узком смысле: ограниченность земли в рамках территории, границ государства. Отдельного землепользователя.

2) незаменимость. Земля - это объект и основа жизни и деятельности человечества.

3) плодородие

4) неперемещаемость, постоянство

5)способность земли при правильном, рациональном использовании к восстановлению и улучшению.

 

ЗЕМЛЯ КАК НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

 

В советском законодательстве не могло быть такой категории, т.к. земля находилась исключительно в государственной собственности. В настоящее время земля включена в рыночный оборот, сейчас земля - это имущество.

Ст. 132 ГК РФ (назначение этой статьи - новый подход к определению понятия «предприятие»): любое предприятие должно располагать имуществом, в числе которого перечислены и земельные участки.

Указ Президента РФ от 27.10.93 г.: земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты относятся к недвижимости.

Ст.1 закона Тюменской области «О землях, находящихся в ведении муниципальных образований»: земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты являются недвижимым имуществом.

В ст.1 закона Курганской области «О земле» говорится о формировании земельного участка, в результате чего этот участок получает особые характеристики, которые позволяют выделить его из других земельных участков и иного недвижимого имущества.

Т.о., не только земля, но и объекты, находящиеся в неразрывной связи с ней, признаются недвижимым имуществом.

Существует 2 вида недвижимого имущества. Разница между ними заключается в их происхождении: являются ли они результатом деятельности человека (здания, сооружения) или природного происхождения. Также различие состоит в их правовом режиме (режиме использования). Земля - это недвижимое имущество особого рода => её правовой режим отличается от других. Для определения этого режима и существует отрасль земельного права. Хотя правовой режим земли формируется и нормами других отраслей права.

ЗЕМЛЯ И ТЕРРИТОРИЯ

 

Земля - это эколого-экономическая категория. Территория - это категория государственно-правовая, относится к конституционному праву. Отождествлять эти понятия не стоит.

Территория - это пределы, в которых распространяется гос. власть, в которой органы гос. власти осуществляют свои полномочия. Территория - это атрибут гос. суверенитета. В рамках территории осуществляются властные полномочия гос-ва. Земле присущ и политический фактор.

 

2. Понятие и развитие земельного права как отрасли, науки и учебной дисциплины

 

1. Земельное право как отрасль в системе российского права - это система (совокупность) юридических норм, объединённых во взаимосвязанные правовые институты, нормы которых регулируют земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земли.

Большинство учёных-аграрников связывают возникновение земельного права с реформами 1861 г. Однако в то время отношения, связанные с землёй, регулируются нормами гражданского права, вмешивается и полицейское право. Во время Октябрьской революции земля национализирована и обращена в гос. собственность. Нормы гражданского права теперь не могут быть использованы => необходим иной механизм регулирования.

До середины 60-х годов XX века земельное право рассматривалось в широком аспекте: в предмет правового регулирования включаются не только земельные отношения, но и лесные, водные, горные.

В 1968 г. принят общесоюзный закон «Основы земельного законодательства СССР и союзных республик». Это базовый закон, на его основе каждая из республик должна была принять свой закон в форме кодекса. В РСФСР такой кодекс был принят в 1970 г. и действовал до 1991 г. Были также приняты законы об охране природы, о лесах. Принятие базовых законов послужило основанием для разделения горного, лесного, водного и земельного законодательства. Земельное право стало рассматриваться в узком смысле, т.е. в его предмет стали включаться чисто земельные отношения.

В нынешних рыночных условиях роль земельного права не принижается. Сейчас имеют место рыночно имущественные земельные отношения. Современный механизм регулирования земельных отношений не может быть признан совершенным. Необходимо также применение норм и других отраслей права.

Ст.З ЗК РФ говорит о соотношении земельного и гражданского законодательства. Законодатель в регулировании земельных отношений косвенно отдаёт предпочтение земельному праву.

 

2. Любая отрасль права характеризуется своей отраслевой наукой. Земельное право как наука - это совокупность идей, теорий, концепций, взглядов учёных-аграрников о правовом регулировании земельных отношений, истории развития земельного законодательства, передового отечественного и зарубежного опыта регулирования земельных отношений (однако, изучая передовой опыт зарубежных стран, переносить его следует с учётом особенностей своей страны).

Наука призвана оказывать помощь законодателю. Она всегда должна быть хотя бы на полшага впереди. Наука даёт канву, стержень.

Всего было 5 проектов ЗК. Причиной не подписания Президентом пятого проекта кодекса явилось отсутствие механизма оборота земли с/х назначения.

 

3. Земельное право как учебная дисциплина - это совокупность знаний, практических навыков, умений о правовом регулировании земельных отношений нормами земельного, экологического, гражданского права.

Учебная дисциплина - это средство передачи учебного материала от преподавателя студенту. Учебная дисциплина более субъективна, здесь присутствует человеческий фактор.

Каждая учебная дисциплина имеет систему курса. Система курса земельного права как учебной дисциплины - это объективное последовательное расположение учебного материала по отдельным частям, разделам и темам курса.

Земельное право включает в себя 3 части: 1) общая, 2) особенная, 3) специальная. В общей части сосредоточены базовые общетеоретические положения. Предмет и система ЗП, источники ЗП и земельного законодательства, право собственности на землю, право пользования землёй, гос. управление российским земельным фондом. В особенной части рассматриваются правовые режимы всех 7-и различных категорий. Специальная часть посвящена особенностям правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах. Все части взаимосвязаны, взаимозависимы.

 

Содержание права собственности на землю

 

Существует 3 правомочия собственника:

1) право владения

2) право пользования

3) право распоряжения

Право владения - это предусмотренное законом право владеть земельным участком.

Право пользования - это предусмотренное законом право на извлечение полезных свойств земли с учётом экономической выгоды. Получение экономической выгоды обеспечивается за счёт эффективного и рационального использования земли.

Право распоряжения - это право на определение юридической судьбы данного имущества. Формы реализации этого правомочия:

• купля-продажа

• залог

• дарение и т.п.

Содержание права государственной собственности на землю и содержание права частной собственности на землю не тождественны. Специфика: применительно к государству названные правомочия носят управленческий характер. Государство предоставляет земельные участки, изымает, осуществляет контроль за их использованием, разрешает споры по их поводу. Представители цивилистического подхода считают, что применительно к государству эти полномочия носят косвенный характер. Применительно к частным лицам - ст.209 ГК РФ.

 

Земельный участок

Неделимый Делимый

 

Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Нормирование землепользования Ст.ЗЗ ЗК РФ («Нормы предоставления земельных участков»):

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

· федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности

· законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

3. Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Некоторые субъекты федерации устанавливают конкретные размеры. Например, ст.90 закона Свердловской области («Нормы предоставления земельных участков»): 1. Земельные участки предоставляются:

а) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, минимальный размер участка которого определяется технико-экономическим обоснованием, в том числе в собственность бесплатно - в пределах среднерайонной нормы на одного члена хозяйства;

б) для садоводства - от 0.08 до 0.20 га на семью в собственность за плату или бесплатно, если для этой цели предоставляются малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли, либо в постоянное пользование или аренду, если земельный участок находится в зоне, не подлежащей приватизации;

в) для коллективного животноводства - в соответствии с проектной документацией;

г) для огородничества - от 0,04 до 0,20 га на семью в аренду или во временное пользование*;

д) для дачного строительства - от 0,08 до 0,20 га на семью в собственность за плату либо в постоянное пользование.

2. Конкретные максимальные размеры земельных участков для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, а также предельные нормы предоставления земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются органами местного самоуправления.

3. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых государственным, кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным и иным хозяйственным обществам (товариществам), не устанавливаются.

4. Для других видов строительства, предпринимательской деятельности, а также для иных не запрещенных законом целей предельные размеры земельных участков устанавливаются по утвержденным в установленном порядке

нормам отвода земель для этих видов деятельности либо в соответствии с градостроительной и проектно-технической документацией.

 

* такой вариант действовал до принятия ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.98 г.

 

На землях, выделенных во временное пользование, не могли возводить капитальные строения. Этот закон предоставил право приватизировать участки.

Ст.28 ФЗ «О садоводческих...» («Особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков»):

1. Садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.

2. Приватизация садовых, огородных и дачных земельных участков может осуществляться за плату или бесплатно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Не установлены нормы для кооперативов. АО.

Для крестьянских (фермерских) хозяйств: согласно Положению о крестьянских (фермерских) хозяйствах 1994 г., предельный размер участка для крестьянского хозяйства - 150 га. Эта норма действует в Свердловской области. Известны случаи, когда участки составляют до 400 га. Однако преимущественно хозяйства всё-таки малоземельные (участки составляют 10-15 га).

Закон Челябинской области устанавливает примерно такие же нормы.

В законе «О земле» Краснодарской области установлена норма землепользования -300 га - т.к., по их мнению, землепользование в меньших размерах не очень эффективно. Существует проблема развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Нужно создавать с/х производственные кооперативы, ассоциации.

Виды землепользования

1) по целевому назначению:

землепользование для ведения с/х производства

для градостроительных и иных нужд

2) по субъектам:

юридических лиц

3) по срокам:

землепользование

· срочное (осуществляется по договору аренду и по договору о временном пользовании земельным участком)

· бессрочное (осуществляется на титуле собственности)

· краткосрочное (договор заключается на 49 лет)

4) по правовой природе:

землепользование

· первичное (когда землепользователь получает землю от государства в установленном законом порядке)

· вторичное (земельный участок для установленных целей предоставляется первичным землепользователем)

Пример вторичного землепользования – служебный земельный надел. Служебный земельный надел предоставляется отдельным категориям граждан отдельных сфер (работники промышленности, ж/д транспорта, лесного хозяйства и т.п.). Основанием для предоставления служит факт нахождения работника в трудовых отношениях. Работники получают служебный земельный надел от администрации своего предприятия на период своей работы в предприятии. Исключение составляют пенсионеры, инвалиды и т.п.

 

Содержание права пользования землёй

 

Пользование землёй = использование земли, т.к. осуществляется через эксплуатацию земли.

Содержание права пользования землёй - это совокупность прав и обязанностей всех землепользователей.

Содержание права пользования землёй проявляется через фактическую эксплуатацию земельных ресурсов, использование полезных свойств земли.

Новый ЗК РФ закрепляет права собственников, т.к. они шире прав остальных (землепользователей, землевладельцев, арендаторов). Но подчёркивает, что многие права, имеющиеся у собственников и иных землевладельцев - одинаковы.

Согласно ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые.

К общераспространённым полезным ископаемым относятся:

· торф

· глина

· песок

· пресные воды

· гравий

Белая глина к общераспространённым полезным ископаемым не относится.

2)возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

На своём земельном участке собственник может построить:

· постройки, сооружения

· жилой дом

· склад для хранения выращенной с/х продукции

· навесы для хранения техники.

На землях с/х назначения имеются участки, которые по непосредственному назначению используются частично - это пространственный операционный базис.

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Собственники земельных участков имеют право распоряжаться ими.

Перечень закреплённых прав не является исчерпывающим.

Право на посадку и выращивание с/х продукции. Товаропроизводитель вправе распорядиться своей продукцией по своему усмотрению (ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" от 2 декабря 1994 г.). Для получения экономической прибыли (дохода).

Собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации.

Закрепляя круг прав, земельное законодательство возлагает на землепользователей определённые обязанности. Это делается для того, чтобы обеспечить рациональное и эффективное использование земли.

Обязанности землепользователей закреплены в ст.42 ЗК РФ. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

1) использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

При предоставлении земельных участков из категории земель запаса определяется целевое назначение земель: если земли предоставляются для с/х - земельный участок переводится в категорию земель с/х назначения, если для строительства - в категорию земель поселений и т.д.

2) использовать предоставленные земельные участки способами и приёмами, которые не причиняют вреда окружающей среде

3) своевременно приступать к использованию земельных участков, предоставленных для соответствующей цели. ЗК РФ и ПС РФ определяют сроки: для с/х и индивидуального жилищного строительства - 3 года. Срок может быть установлен в договоре.

Со стороны государства предусматривается:

· проведение государственного земельного контроля

· проведение мониторинга земель

· ведение государственного земельного кадастра.

4) своевременно производить платежи за землю.

5) соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических,противопожарных и иных правил, нормативов.

6) на землях с/х назначения к землепользователю предъявляется требование сохранения и повышения плодородия земель. Необходимо не допускать деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий. ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ

7) не допускать загрязнение, захламление, зарастания земель сорняками и кустарниками. Такие земли могут быть изъяты из хозяйственного оборота.

8) не нарушать права иных землепользователей

9) своевременно предоставлять в соответствующие гос. органы информацию о качественном состоянии и охране используемых земель. Такая информация необходима, чтобы на уровне федерации, субъекта федерации Правительство государства имело представление о состоянии земельного фонда. Для этого предусмотрено ведение гос. земельного кадастра.

На землепользователей могут быть наложены и иные обязанности.

Все права и обязанности осуществляются в тесном единстве и взаимодействии.

Землевладельцы используют права по собственному усмотрению, но обязательно с учётом двух факторов:

1) целевое использование

2) в рамках действующего законодательства.

Если землепользователь отказывается от реализации принадлежащих ему прав, то это не означает автоматического отказа (неисполнения) обязанностей.

 

МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ

 

Нормативная база:

· ст.67 3КРФ

· Положение об осуществлении мониторинга земель от 28 ноября 2002 г. В связи с принятием данного документа утратило силу Положение о мониторинге земель в РФ, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1992 г. № 491.

· законы о земле субъектов РФ. Законы о земле РФ и её субъектов предусматривают ведение мониторинга земель.

Мониторинг земель - это система наблюдений за состоянием земель в целях своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов в земельном фонде.

Объектом мониторинга является весь земельный фонд РФ (независимо от формы собственности и целевого назначения земель).

В то же время мониторинг ведётся и по категориям земель (мониторинг земель с/х назначения, мониторинг земель лесного, водного фондов и проч.)

В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении мониторинга земель в РФ ведутся следующие виды мониторинга (в основу деления положен такой критерий, как территориальный охват земель):

1) федеральный - мониторинг всей территории РФ

2) региональный - мониторинг земельных участков региона

3) локальный - вплоть до мониторинга конкретного землепользования.

Российская Федерация может принимать участие в проведении глобального (международного) мониторинга.

Задачи мониторинга:

1) своевременное выявление изменений состояния земельного фонда

2) своевременная их оценка

3) прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий
негативных процессов

4) обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

На основе выработанных рекомендаций разрабатывается комплекс мер экономического, правового и иного порядка по устранению выявленных негативных последствий.

По результатам оценки состояния земель, выявленным в результате проведения мониторинга, составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы, различного рода рекомендации, графики движения негативных процессов, карты, схемы, планы. Согласно Положению... порядок ведения мониторинга возлагается на Федеральную службу гос. земельного кадастра (ФСГЗК) и её органы. Министерство с/х, Министерство природных ресурсов.

Средства мониторинга

Применяются: дистанционное зондирование (съемки и наблюдения с космических аппаратов, с высотных самолетов, с помощью средств малой авиации и др.), наземные съемки и наблюдения и др.

Полученные сведения обрабатываются ФСГЗК совместно с заинтересованными лицами. И по данным составляется государственный (национальный) доклад, который в установленное время (не позднее 30 апреля) представляется Правительству РФ. На основе этого доклада Правительство разрабатывает федеральную комплексную программу мониторинга земель. Первая такая программа - «Государственная программа мониторинга земель Российской Федерации на 1993-1995 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 100). Программа содержит комплекс необходимых мероприятий и сроки их проведения.

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Землеустройство - это система мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации земельной территории в целях рационального использования земель, сохранения и повышения плодородия почв, создания экологически благоприятной обстановки, охраны прав и законных интересов собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Землеустройство как одна из функций гос. управления в области использования и охраны земель проводится при наличии к тому определённых оснований.

Ст. 4 ФЗ "О землеустройстве" от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ закрепляет основания проведения землеустройства:

1) решение федеральных органов гос. власти о проведении землеустройства

2) решение органов гос. власти субъекта федерации

3) решение органов местного самоуправления

4) договор о проведении землеустройства

5) судебное решение о проведении землеустройства.

По общему правилу, землеустройство проводится по инициативе заинтересованных лиц. В то же время в ст.З ФЗ "О землеустройстве" названы случаи, когда землеустройство проводится в обязательном порядке (независимо от форм собственности и от организационно-хозяйственных форм хозяйствования на земле):

1) изменение границ объектов землеустройства

2) предоставление или изъятие земельных участков

3) при перераспределении земельных участков, используемых для занятия (ведения) с/х производством между гражданами и юридическими лицами

4) выявление нарушенных земель, а также земель, которые подвержены вводно-ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

По своему характеру и назначению:

Землеустройство

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

1. Триединое значение (триединая роль) земли. Земля как недвижимое имущество. Земля и территория.

2. Понятие и развитие земельного права как отрасли, науки и учебной дисциплины.

3. Земельные правоотношения: понятие, особенности, классификация.

4. Метод правового регулирования земельных отношений.

5. Принципы земельного права.

6. Место земельного права в системе российского права и его взаимодействие с другими отраслями.

7. Общая характеристика современной земельно-аграрной реформы: цели, основные направления, правовое обеспечение.

Литература к первой теме:

· «Предмет земельного права в условиях рынка» / Вестник МГУ, 1992, № 5

· Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"

· Закон Свердловской области от 29 декабря 1995 г. № 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области"

· Чубуков Г.В. «Земельная недвижимость в системе российского права» / журнал «Государство и право», 1995, № 9

· Жариков Ю.Г. «Разграничение сферы действия земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений» / журнал «Государство и право», 1996, № 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.122 с.)