ТОП 10:

Общая характеристика экономического механизма природопользования и перспективы его развития



 

Мероприятия по рационализации природопользования и охране природы, стоимость которых достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию, входят в издержки производства, но, как правило, не увеличивают производимой про­дукции, а поэтому товаропроизводителю невыгодны.

Чтобы преодолеть такую негативную с точки зрения принципов устойчивого развития ситуацию, вводится в действие экономический механизм природополь­зования.

Экономический механизм - это совокупность финансовых, товарно-рыночных, организационно-административных и иных мер, воздействующих на поведение людей в сфере производства товарной продукции и способных создать матери­альную заинтересованность товаропроизводителей и иных участников процесса материального производства в соблюдении экологических требований.

Существует три типа экономического механизма природопользования.

Первый тип - ограничивающий, или догоняющий. Это довольно мягкий в эко­логическом отношении механизм. Он ставит самые общие экологические рамки для экономического развития отраслей практически не тормозя его. Данный тип экономического механизма направлен главным образом на ликвидацию негатив­ных экологических последствий, слабо влияя при этом на темпы и масштабы раз­вития. Именно такой механизм природопользования и формируется сейчас в России.

Второй тип можно охарактеризовать как жесткий, подавляющий. Этот меха­низм посредством жесткой налоговой, кредитной, штрафной политики практиче­ски подавляет развитие определенных отраслей и комплексов в области расшире­ния их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природ­ных ресурсов. Такой механизм характерен для ряда природоэксплуатирующих комплексов в западных странах.

Третий тип - стимулирующий. Он благоприятствует развитию экологосовме­стимых и природоохранных производств и видов деятельности. Такой механизм природопользования способствует увеличению производства на базе новых тех­нологий, позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов.

Можно выделить следующие элементы формирующегося экономического ме­ханизма природопользования в условиях перехода к рынку:

- платность природопользования;

- система экономического стимулирования природоохранной деятельности;

- плата за загрязнение окружающей природной среды;

- создание рынка природных ресурсов;

- совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора, осо­бенно на продукцию природоэксплуатирующих отраслей;

- экологические фонды;

- экологические программы;

- продажа прав на загрязнение;

- система «залог-возврат»;

- экологическое страхование.

Кратко рассмотрим каждый из них.

На основе цены и экономических оценок природных ресурсов должна вво­диться платность природопользования. Введение платного природопользования должно способствовать более адекватному учету экологического фактора в эко­номике, рациональному использованию природных ресурсов.

Существенное значение в системе платного природопользования должно уде­ляться штрафам, различного рода санкциям за нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. В частности, размер штрафов должен быть значителен, чтобы реально влиять на деятельность произ­водителя.

Платное природопользование во многом определяет характер системы эконо­мического стимулирования природоохранной деятельности, мероприятий по сни­жению загрязнения окружающей среды. Эта система должна способствовать формированию «экологосбалансированного» поведения производителя и потре­бителя и использованию в этих целях механизмов спроса и предложения. В сис­тему экономического стимулирования можно включить следующие направления:

- налогообложение;

- субсидирование;

- льготное кредитование природоохранной деятельности;

- ускоренную амортизацию природоохранных фондов и др.

Особенно широко используемым и эффективным инструментом считаются на­логи. Экологические (их часто называют «зеленые») налоги призваны решить по крайней мере две задачи:

- сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к затратам, в том числе природных ресурсов, и ущербам, наносимым окружающей среде;

- способствовать компенсации экологического ущерба самим загрязнителем, а не всем обществом (т.е. способствовать реализации принципа «загрязнитель платит» и интернализации, «замыканию» затрат).

«Зеленые» налоги могут выполнять как стимулирующую роль для развития экологосбалансированных производств и видов деятельности, так и «подавляю­щую» для природоемкой деятельности.

Налоговые льготы для производителей должны устанавливаться с учетом уровня проведения природоохранных мероприятий, экологичности вида деятель­ности. При осуществлении эффективной природоохранной деятельности целесо­образно уменьшение налогооблагаемой прибыли, например, сокращение налого­облагаемой прибыли на сумму, которую предприятие реинвестировало на приро­доохранные цели.

С позиций перехода экономики к устойчивому типу развития, ее экологизации и структурной перестройки система налогов должна предусматривать повышен­ные налоги на природоэксплуатирующие отрасли и секторы, находящиеся в нача­ле природно-продуктовой вертикали, что снизит выгодность затрат в их развитие. Здесь налоги могут играть роль пресса, подавляющего природоемкую деятель­ность или переключающего эту деятельность на экологосбалансированную. В свою очередь обрабатывающие, обслуживающие, инфраструктурные отрасли, на­ходящиеся ближе к концу природно-продуктовой вертикали, должны облагаться пониженными налогами, стимулирующими их развитие. Такая система налогов свойственна стимулирующему и жесткому типам экономического механизма природопользования.

Пониженные налоги должны применяться для ресурсосберегающих и малоот­ходных технологий. Техногенные и природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенными налогами.

Налоговые льготы должны предоставляться государственным и частным предприятиям и организациям, производящим природоохранное и экологичное оборудование, материалы, а также осуществляющим экологические услуги (строительство и реконструкция природоохранных объектов и т. д.).

Г оворя в целом о совершенствовании налоговой системы, можно выделить на­правление на значительное увеличение природно-ресурсной доли налогов. Со­временные системы налогов в мире и в России сосредоточены прежде всего на взимании налогов с населения, с прибыли, добавленной стоимости и пр. Плата за природопользование составляет в лучшем случае лишь несколько процентов от доходной части бюджета. Тем самым в определенной степени поощряется приро­доэксплуатирующая деятельность. При сохранении общей суммы налогов целе­сообразно резкое изменение пропорций в пользу увеличения удельного веса нало­гов, связанных с природопользованием, прежде всего платы за право пользования природными ресурсами, «зеленых» налогов. Это позволит более адекватно учесть воздействие на окружающую среду, деградацию природных ресурсов и создаст стимул для снижения природоемкости экономики.

Ускоренная амортизация основных фондов является хорошо апробированной в мире мерой для стимулирования приоритетных видов деятельности, научно­технического прогресса. Предприятие, завышая амортизационные отчисления, тем самым сокращает размер прибыли, подлежащей налогообложению, в резуль­тате чего возрастает его чистая прибыль.

Важным элементом в системе экономического механизма природопользования являются платежи за загрязнение природной среды. Они призваны компенсиро­вать эколого-экономический ущерб, экстерналии, наносимые предприятиями и организациями в ходе деятельности.

Создание рынка природных ресурсов целесообразно в условиях их дефицитно­сти и возможности получения значительных средств от их продажи. Это особенно актуально в условиях огромного природного богатства России и дефицита средств для его рационального использования и охраны. Цивилизованный рынок ресурсов может позволить активно вовлечь иностранный капитал в природоэксплуати­рующие отрасли. Рынок природных ресурсов (прежде всего земли) должен преду­сматривать и создание ипотечной системы, что позволит владельцам ресурсов за­кладывать их для получения инвестиций в развитие производства.

Проблема совершенствования ценообразования в экономике и, прежде всего в природоэксплуатирующих отраслях имеет важное значение для совершенствова­ния природопользования. Можно выделить два аспекта этой проблемы.

Во-первых, многие проблемы использования достижений научно­технического прогресса, внедрения малоотходных технологий наталкиваются на неэффективность ресурсосбережения при низких ценах на природные ресурсы. Г ораздо более выгодно проводить ресурсорасточительную политику и компенси­ровать отсталость технологий перепотреблением ресурсов. В этих условиях ра­зумное повышение цен на природные ресурсы, более полный учет экологического фактора в цене на продукцию природоэксплуатирующих отраслей стимулировали бы переход производителей в народном хозяйстве на режим ресурсосбережения.

Во-вторых, цена должна более полно учитывать уровень экологической безо­пасности продукции. Продукция, чистая в экологическом отношении, должна иметь более низкую цену и быть более предпочтительной для потребителя по сравнению с продукцией, производство которой связано с негативным влиянием на окружающую среду, или которая сама по себе представляет опасность для здо­ровья человека и природы в процессе потребления или в виде отходов.

Важное значение для финансирования охраны природы играют внебюджет­ные экологические фонды. Главная цель формирования таких фондов - создание независимого от государственного бюджета централизованного источника финан­сирования природоохранных нужд.

Для реализации важнейших экологических целей, стоящих перед обществом, большое значение имеет формирование экологических программ. В зависимости от цели их реализация возможна на международном уровне, внутри отдельной страны, на региональном уровне. Программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленный на эф­фективное решение экологических проблем.

В России федеральные целевые экологические программы необходимы для решения следующих проблем:

- выполнения международных обязательств (охрана озонового слоя, парнико­вые газы, сохранение биоразнообразия);

- охрана и рациональное использование конкретного вида природного ресурса;

- охрана особо ценных природных объектов (озеро Байкал, речные системы, бассейны морей);

- реабилитация зон экологического бедствия (Чернобыльская зона); целевые экологические научно-технические программы.

Большие перспективы имеет развитие рыночных механизмов продажи прав на загрязнение. Этот рынок сейчас активно формируется в США. Одним из важней­ших принципов такого рынка - право на продажу различного рода выбросов и сбросов. Упрощенная схема такой торговли следующая. В рамках ограниченной территории вводится лимит на определенную сумму выбросов (сбросов) загряз­няющих веществ. Данная сумма загрязнений не может быть превышена при но­вом строительстве. Эта система регулирования загрязнения получила красноречи­вое название «принцип пузыря».

В этих условиях вновь строящееся или реконструируемое предприятие, же­лающее расширить свое производство, попадает в рамки жестких экологических ограничений на возможности собственного увеличения загрязнения окружающей среды в регионе. Поэтому перед предприятием стоит выбор: создать надежную систему очистки у себя или купить право на дополнительное загрязнение у друго­го предприятия. Если затраты на удержание собственных загрязнений в рамках лимита более значительны, чем подобного рода затраты у соседнего предприятия, то оказывается выгодным заплатить соседу, чтобы тот усовершенствовал свои очистные системы и снизил свой объем загрязнения. В результате общая сумма загрязнений не увеличивается, а сумма расходов на охрану окружающей среды минимизируется.

Самым старым и проверенным экономическим инструментом в охране окру­жающей среды является залоговая система или система «залог-возврат». Это хорошо знакомая система, когда, покупая какой-нибудь товар, мы оплачиваем также дополнительную стоимость, которая затем возвращается к нам обратно. Возврат пустых бутылок, возврат израсходованных электрических батареек, раз­личного рода пластиковых контейнеров и пр. Несмотря на простоту, данный ме­ханизм позволяет снизить поступление отходов в окружающую среду, в том числе и токсичных, сберечь значительные средства и ресурсы за счет утилизации.

С каждым годом все острее становится проблема ликвидации загрязнений ок­ружающей среды в результате аварий и катастроф. Возможным экономическим механизмом предотвращения или смягчения последствий аварий является эколо­гическое страхование - страхование ответственности предприятий-источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией, технологическим сбоем или стихийным бедствием, приводящим к загрязнению окружающей среды.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.008 с.)