Основы экологически устойчивого развития в России



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы экологически устойчивого развития в России



 

В 1992 г. Россия, как и 178 государств подписала на Конференции ООН по ок­ружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) ряд программных документов, определяющих согласованную политику по обеспечению устойчивого развития и сохранению экосистемы Земли.

1 апреля 1996 г. Указом Президента Российской Федерации была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Под устойчивым развитием в концепции понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы. Это предпо­лагает осуществление в Российской Федерации последовательного перехода к ус­тойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-­экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынеш­него и будущих поколений людей.

На основе данной концепции в России разработана стратегия устойчивого развития.

Согласно Государственной стратегии устойчивого развития Российской Феде­рации, одобренной Правительством Российской Федерации 11 декабря 1997 г., стратегической целью устойчивого развития России является повышение уровня и качества жизни населения на основе научно-технического прогресса, динамич­ного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводствен­ного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли.

Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации пре­дусматривает три этапа.

На первом этапе (в краткосрочной перспективе) целью устойчивого развития России является преодоление социально-экономического, экологического и структурного кризиса.

На втором этапе (в среднесрочной перспективе) целью устойчивого развития является обеспечение динамичного социально-экономического развития страны на базе эффективного использования ее экономических ресурсов и преимуществ международного разделения труда, при сохранении воспроизводственного потен­циала природного комплекса.

На третьем этапе (долгосрочная перспектива) целью устойчивого развития яв­ляется гармонизация взаимоотношений общества и природы в глобальном мас­штабе за счет развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводст­венных возможностей биосферы.

Основные идеи устойчивого развития получили конкретизацию в Экологиче­ской доктрине Российской Федерации (2002 г.). В соответствии с ней стратегиче­ской целью государственной экологической политики является поддержание целостности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, здоровья населения и экологической безопасности страны.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- сохранение и восстановление природных систем, их биологического разно­образия и способности к саморегуляции как необходимого условия существова­ния человеческого общества;

- обеспечение устойчивого природопользования и равного доступа к при­родным ресурсам ныне живущему и будущим поколениям;

- обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходи­мого условия достойного качества жизни и здоровья населения.

Принципы государственной экологической политики России:

- равное внимание к экономической, социальной и экологической состав­ляющим устойчивого развития, и признание невозможности развития человече­ского общества при деградации природы;

- упреждающее действие, предполагающее предотвращение негативных эко­логических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реа­лизации, учет отдаленных экологических последствий;

- предосторожность, т.е. отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно;

- платность природопользования и возмещение ущерба населению и окру­жающей среде;

- открытость экологической информации;

- демократичное управление реализацией экологической политики, вклю­чающее участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кру­гов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите факторы экономического развития?

2. В чем заключается сущность техногенного типа экономического развития?

3. Охарактеризуйте фронтальную экономику?

4. Охарактеризуйте концепцию охраны окружающей среды?

5. Охарактеризуйте концепцию экотопии?

6. Какова связь глобальных экологических проблем с другими глобальными про­блемами?

7. Почему сложившаяся модель потребления имеет экологически неэффективный характер?

8. Почему бедные страны мира являются реципиентами экологического ущерба?

9. Как интерпретируются экологические проблемы в докладах Римскому клубу?

10. Дайте экономическую трактовку определению устойчивого развития?

11. Какие факторы учитываются в концепции устойчивого развития?

12. Проведите сравнительный анализ разновидностей устойчивого развития с тех­ногенным типом экономического развития?

 


Лекция 4. РЫНОЧНАЯ НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ И ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ В ЭКОНОМИКЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Рынок в экологической сфере

 

Практика развитых стран показывает, что рыночные отношения в экологической сфере расширяются. Производство экотехники, экопродуктов и чистые технологии становятся новым оружием завоевания рынка.

Экобизнес начинает опираться на реакцию общественности, и предприниматели больше начинают уделять внимание осуществлению природоохранных мер. На базе экобизнеса начинает развиваться экомаркетинг и экологический менеджмент.

Экология сегодня придает товару дополнительную потребительную стои­мость. Покупатели готовы платить значительную цену за экологически чистые продукты и очень чувствительны к любой информации об их экологичности.

В экологической сфере выделяются следующие рынки:

- отдельных видов природных ресурсов;

- экотехники;

- экологически чистой продукции;

- отходов;

- экологических услуг.

Наибольший интерес среди них вызывает рынок экологических услуг. Наибо­лее распространенными среди них являются: маркетинговые (изучение спроса на экологически чистые продукты и технику); НИОКР; «ноу-хау», инжиниринговые; лицензионные; лизинговые; обучения, переподготовки и повышения квалифика­ции и т. п. услуги.

Динамичным является рынок отходов, так как цены на первичное сырье имеют тенденцию к росту. К тому же использование отходов производства и потребле­ния как вторичное сырье дает не только экономический выигрыш, но и экологи­ческий.

Рынки в экологической сфере имеют общие моменты с обычными рынками, а также и свою специфику. Особенность состоит в специфичности «товара» и от­ношений собственности на ресурсы природы. Результатом деятельности являются специфические услуги в виде недопущенного (предотвращенного) ущерба экоси­стемам, народному хозяйству и населению, или в виде улучшения (стабилизации) качества среды обитания людей. Средства, вложенные в природоохранную дея­тельность, выпадают из индивидуального кругооборота средств предприятий, так как эффект получают безвозмездно другие предприятия и население. Например, возобновление леса оказывает благотворное влияние на окружающую среду, реч­ной сток предотвращает эрозию почв и т. д.

На рынке предприятия не могут противопоставлять покупателям (потребите­лям) осязаемый товар. «Экологические товары» - это общественные блага (по­требление их происходит коллективно) и внешние эффекты, которые трудно про­дать индивидуальному потребителю.

Рынок существует только при условии, если производитель (продавец) являет­ся собственником производимого, а покупатель - купленного продукта (товара). Но не все объекты природы могут быть собственностью производителей, так как отдельные из них представляют общее достояние. Некоторые блага (воздух, вода, чистота окружающей среды) относятся к группе первичных потребностей и явля­ются благами непосредственного потребления и коллективного пользования (не могут быть персонализированными). Кроме того, некоторые блага нетранс­портабельны.

Важное качество рынка состоит в его возможности обеспечить наилучшее ис­пользование различных ресурсов благодаря ценовым сигналам об их дефицитно­сти. Деградация окружающей среды, истощение природных ресурсов, чрезмерное загрязнение свидетельствуют о сбоях в рыночном механизме. Цены, складываю­щиеся на «экологических» рынках, часто дают искаженную картину истинной ценности природных благ и услуг, не отражают реальные общественные издерж­ки и выгоды использования экологических ресурсов. В результате складывается неадекватная оценка дефицитности ресурсов, величин спроса и предложения, что дает заниженные стимулы для эффективного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Современные рыночные отношения автоматически не способствуют оздоров­лению природы. В экологической сфере имеет место так называемое «фиаско», «провалы» или «недостаточность» рынка.

Источниками провалов рынка являются:

- внешние эффекты;

- общественные блага;

- отсутствие цен на блага;

- трансакционные издержки;

- права собственности;

- отсутствие знаний и неопределенность информации;

- недальновидность («экологическая близорукость»).

В концептуальном плане провалы рынка в охране окружающей среды связаны, прежде всего, с практически невозможным адекватным учетом экстерналий, со­циальных издержек общества от деградации окружающей среды, проблемы от­крытого доступа к природным благам, их заниженной ценой и пр.

Для различного рода соглашений и сделок в рыночной сфере необходимы расхо­ды, связанные с получением информации, ведением многосторонних переговоров, обеспечением соблюдения переговоров и т. д., т. е. расходов, которые входят в тран­сакционные издержки. В области охраны окружающей среды такие издержки могут быть достаточно велики по отношению к ожидаемым выгодам, и тогда достижение действенного соглашения маловероятно, а деградация природы продолжится.

Существенную проблему для рынка составляет неопределенность и недально­видность. Неопределенность во многом порождается недостатком знаний о зако­нах функционирования экологических систем, что приводит к игнорированию сложно прогнозируемых и отдаленных последствий в рыночных решениях.

Проблемой является и «близорукость» рынка, его ориентация на получение быстрых результатов, прибыли при недоучете долгосрочных ущербов и выгод.

На фиаско рынка огромное влияние оказывают общественные блага - чистая во­да, свежий воздух, красивый ландшафт. Свойства общественных благ следующие:

- неделимость;

- невозможность кого-либо ограничить от пользования;

- свободный (неограниченный) доступ каждого индивида, к ним и невозмож­ность заставить платить кого-либо за пользование.

Провалы рынка в охране среды означают необходимость реализации экологи­ческой политики государства, направленной на существенную коррекцию отме­ченных рыночных сбоев. Однако и самое мудрое государственное управление не гарантирует от неэффективности экологических решений. Имеет место также так называемая «осечка» государства, проявляющаяся в поощрении избыточного спроса на ресурсы природы через установление на них низких цен и необосно­ванных субсидий, поиск «политической ренты» и т.п.

В экологической сфере должен быть регулируемый рынок, который должен согласовывать текущие и перспективные эколого-экономические интересы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.01 с.)